Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Работа №65321

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
784
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО 11 ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
1.1. Социальное проектирование в социальной работе: сущность и 11 принципы
1.2. Социальное проектирование как ресурс организации 31 социальной работы с молодежью
2. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ 47
РЕШЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
2.1. Диагностика социальных проблем молодежи на муниципальном 47
уровне
2.2. Проект «Социально-ориентированный молодежный проектный 62
центр «Академия идей»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 84


Актуальность исследования. В современном обществе значимую роль в деятельности социальных учреждений имеют социальное проектирование и технологии прогностических исследований, задачи которых состоят в разработке организационных программ и моделей в решении социальных проблем и координации механизмов их реализации. Социальное проектирование – вид деятельности, имеющая непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. В России социальное проектирование является инструментом, с помощью которого происходит поиск наиболее выгодных и правильных путей для достижения поставленной цели.
Социальное проектирование включает в себя сочетание конкретности, определенности и гибкости, и именно такие критерии применяются для развития социальной работы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.
Социальное проектирование активно применяется в социальной работе с молодежью. Здесь важно отходить от стандартов и применять гибкие управленческие технологии, передовые идеи, техники и методики, то, что заинтересует молодое поколение. Применение новых идей и методик спровоцирует стимулирование развития молодежной инновационной среды. Социальные проекты в данном контексте могут способствовать становлению личности, обретению ей определенных видов свобод и полноценного участия в жизни гражданского общества. Все вышесказанное определяет актуальность данной работы.


Степень научной разработанности. В настоящее время в научной литературе возрастает интерес ученых к проблеме изучения социального проектирования в социальной работе с молодежью.
При изучении социального проектирования в социальной работе с молодежью анализировалась российская и зарубежная социологическая литература следующего характера: о молодежи в целом, о социальном проектировании, об инновационных проектах, о технологиях социального проектирования, о социальной работе и культурно-досуговых учреждениях.
Как показали результаты содержательного анализа научной литературы, проблемы социального проектирования в обществе исследовались и решались в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Например, системные аспекты социального управления, в которых заложены основы социального проектирования, рассматривались в трудах Ю.П. Аверина, Э.М. Андреева, Л. Фон Берталанфи, А.Г. Гладышева, Г.П. Зинченко, В.Н. Иванова, Г. Кунца и др.
Анализ проблем социальных инноваций содержится в трудах С.А. Быковой, Г С. Журавлева, Е И. Леванова, В.А. Родионова, Б.А. Ручкина и Н.И. Слепцова. Работы М.Н. Ругкевич, Г.А. Чередниченко посвящены анализу крупных социальных проектов, направленных на профессиональную ориентацию молодежи.
Наибольший объем информации и публикаций по проводимым социологическим исследованиям в социальном проектировании начался в XXI веке. Чрезвычайно высокий интерес в изучении инновационного, социального проектирования обнаружили И.И. Мазур, В.Д. Шапиро.
Теоретико-методологические основы социального проектирования представлены в трудах Г.А. Антонюка, П.И. Балабанова, И.В. Бестужев-Лада, Я. Дитриха, А.В. Евченко, Н.А. Костко, В.И. Курбатова, В.А. Лукова, В.В. Маркина, Ж.Т. Тощенко и др.


Первые попытки определения молодежи как общественной группы, изучения ее проблем и ценностных ориентаций были предприняты в нашей стране еще во второй половине 20-х годов XX столетия. К исследованию проблем молодого поколения обратились психологи и педагоги А.И. Армянов, В.Е. Игнатьев, В.Н. Мясищев, М.М. Рубинштейн, Н.А. Рыбников, В.С. Смирнов, и другие. Всего за период 20 – 30-х годов издано около 300 книг и брошюр, в которых подробно освещались результаты конкретных исследований новых социальных процессов и явлений в стране.
В 60-х годах начинают проводиться массовые исследования социальных проблем молодежи в Москве (Б.А. Грушин, Г.В. Осипов, Ф.А. Филиппов), Ленинграде (В.В. Водзинская, С.И. Голод, А.Г. Здравомыслов, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В.Р. Полозов, В.А. Ядов), Свердловске (Л.Н. Коган, М.Н. Руткевич), Таллинне (Э.Ю. Саар, М.Х. Титма), Киеве (В.И. Паниотто, Н.А. Соболева), Новосибирске (Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин) и других городах. В центре внимания ученых – изучение роли и места молодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностных ориентаций и социальных ожиданий различных категорий молодого поколения в сферах труда, учебы и досуга.
Изучение социальных проблем молодежи зарубежными учеными оказало значительное влияние на развитие отечественной научной базы в данной сфере. Более того, практически до 80-х годов многие советские «исследователи- молодежники» активно использовали и теоретические, и прикладные наработки своих западных коллег, которые легли в основу становления «науки о молодежи» в России, формирования и реализации молодежной политики в 90-х годах XX века.
В настоящее время исследователи также занимаются изучением молодежной проблематики: анализом положения, жизнедеятельности и проблем молодежи в современной России. Среди них У. Бек, Ю.Г. Волков,


Э. Гидденс, В.И. Добреньков, Ю.А. Зубок, В.А. Луков, А.В. Селезнева, Н.Л. Смакотина, Е.В. Пронина, А.Д. Урсула, В.И. Чупров.
Несмотря на имеющееся освещение в научной литературе проблемы социальной работы с молодежью, отдельные аспекты данного процесса, остаются недостаточно исследованными.
Объект исследования – социальное проектирование в социальной работе.
Предмет исследования – социальное проектирование как инструмент решения проблем молодежи.
Цель исследовательской работы – изучение специфики социального проектирования в социальной работе с молодежью и разработка социального проекта, направленного на решение социальных проблем молодежи средствами проектной деятельности на муниципальном уровне.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы социального проектирования в социальной работе с молодежью;
2) определить социальные проблемы молодежи на муниципальном уровне;
3) разработать социальный проект, направленный на решение социальных проблем молодежи.
Гипотеза исследования: реализация проекта, направленного на решение молодежных проблем средствами проектной деятельности, позволит выявить перспективные проектные идеи и развивать продвижения молодежных инициатив на муниципальном уровне.
Теоретико-методологические основы исследования составили теоретические труды отечественных и зарубежных ученых по социологии молодежи, социальным технологиям, социологии социальных проблем, работы


по прикладной социологии, социальному проектированию и планированию, а также теории и практики социальной работы с молодежью.
Значительный интерес для данной работы представляют публикации, посвященные разработке теоретико-методологических основ социального проектирования, социологии и социальной работы с молодежью: С.А. Ерофеев (проблемный подход), С.Э. Зуев (комплексный подход), Н.А. Аитов (проектный подход). Проблемный подход оказывается весьма ценным при изучении возникающих социальных проблем и их анализе в конкретных проявлениях. Важным аспектом в социальной работе с молодежью является изучение и решение социальных проблем молодежи. Комплексный подход представляет собой комплекс конкретных социальных мер (социальных, культурно- воспитательных, управленческих, организационных и иных), осуществляемых в целях предупреждения появления социальных проблем молодежи, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий. Согласно проектному подходу, проектная деятельность, предполагающая комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели, способствует формированию у молодых людей чувства ответственности за принятые ими решения, лежит в основе развития организационных способностей, а главное, служит базой в сокращении и решении молодежных проблем.
На различных этапах исследования были использованы следующие
методы научного исследования:
- методы общетеоретического исследования, такие как анализ документов (анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме, периодических источников), обобщение, позволившие осуществить теоретическое обоснование социальной работы с молодежью, проектной деятельности и диагностировать социальные проблемы молодого поколения;


- методы сбора первичного эмпирического материала: анкетирование, экспертный опрос, которые позволили определить роль и возможности социального проектирования в решении молодежных проблем.
- методы обработки интерпретации и анализа результатов данных, на основе анализа которых был разработан проект – социально-ориентированный молодежный проектный центр «Академия идей».
Эмпирическую базу исследования составили:
1) материалы государственных нормативных документов, касающихся деятельности социального проектирования, проектного управления: Постановление Российской Федерации «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» от 15.10.2016 года
№ 1050; Указ Президента Российской Федерации «О совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам» от 30.06.2016 года № 306; Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2016 и 2017 годы» от 15.10.2016 года № 2165-р; Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.11.2014 года № 2403-р.
2) результаты исследования «Диагностика социальных проблем молодежи на муниципальном уровне», проведенного автором в мае 2017г. на базе ОГБУ «Центр молодежных инициатив» г. Белгород (n = 500), исследование также включало экспертный опрос (n = 25).
Научная новизна исследования состоит в следующем: в работе дано обоснование социального проектирования как инструмента в решение современных молодежных проблем, способствующего развитию социальной ответственности, инициатив в молодежной среде; на основе теоретического и


эмпирического исследований разработан проект «Социально-ориентированный молодежный проектный центр» на муниципальном уровне.
На защиту выносится следующее положение: изучение и решение социальных проблем молодежи требует комплексного подхода ввиду многогранности каждой проблемной ситуации и взаимосвязанности социальных, психологических и индивидуальных процессов жизнедеятельности молодого человека. Вопросы организации социальной работы с молодежью должны рассматриваться в более широком контексте социальных, духовно-нравственных, творческих, интеллектуальных и других процессов, используя при этом возможности взаимодействия различных специалистов на базе одного учреждения, включая доступность учреждений, их контроля со стороны общественности, а также увеличения активности подрастающего поколения и охвата более широкого контингента молодежи города, используя при этом возможности проектной деятельности. Важным инструментом в решении данных задач является реализация предлагаемого проекта.
Научно-практическая значимость работы определяется его направленностью на дальнейшее совершенствование социальной работы в решении молодежных проблем средствами проектной деятельности. Положения, содержащиеся в диссертации, сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблемы социальной работы с молодежью.
Материалы исследования могут быть использованы при организации работы социальных учреждений, образовательных учреждений, учреждений культуры, работающими с данной категорией граждан.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в ходе прохождения производственной и преддипломной практик на базе ОГБУ «Центр молодежных инициатив». Отдельные положения представлены в публикациях автора: «Изучение качества услуг,


предоставляемых молодежи культурно-досуговыми учреждениями (на примере Белгородского района)» (сборник материалов конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики материалы VI Международной науч.-практ. конференции», 26-27 ноября 2015 года); «Технологии инновационного проектирования в социальной работе с молодежью» (сборник материалов конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики материалы VIII Международной науч.-практ. конференции», 30 ноября – 1 декабря 2016 года); «Социальное проектирование в работе с молодежью» (сборник материалов конференции «Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития: материалы IV- международной научно-практической конференции», 17-18 февраля 2017 года);
«Проблемы формирования современных методов по оказанию помощи и поддержки молодежи» (Материалы XХ Международной научной конференции молодых ученых, 13-14 апреля 2017 года); «Социально-проектная деятельность в решении молодежных проблем» (сборник материалов конференции
«Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики материалы IX Международной науч.-практ. конференции», 27-28 ноября 2017 года).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 88 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 99 страницах и включает 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность обращения к теме социального проектирования в социальной работе с молодежью обусловлена тем, что, социальное проектирование активно применяется в социальной работе с молодежью. Социальные проекты в данном контексте могут способствовать становлению личности, обретению ей определенных видов свобод и полноценного участия в жизни гражданского общества.
Проектная деятельность – это деятельность, которая направленная на достижение поставленной цели, выражающаяся в виде проекта, программы или плана. Социальные проекты многообразны. Их можно различать по субъектам, который разрабатывает проект. В зависимости от размера объектов выделяют проекты микросистемы, системы среднего уровня и проекты системы на уровне государства.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Нами были изучены теоретические основы социального проектирования в социальной работе с молодежью. Под социальной работой с молодежью понимают – специфический вид профессиональной деятельности, направленный на жизнеобеспечение молодого поколения, а также на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, региональными, муниципальными, коммерческими и общественными организациями, а также отдельными гражданами.
Роль молодежи в современном мире становится все более значимой. Уже ни у кого нет сомнений в том, что именно от молодежного фактора зависит


будущее российского государства: его экономическое положение, роль на геополитической карте мира, военная и интеллектуальная мощь государства.
В связи с этим необходимо оказывать поддержку молодым людям, а так же способствовать развитию интеллектуального и инновационного мышления у молодежи. Предназначение молодежи заключается в том неоспоримом факте, согласного которому она является не столько объектом воспитания, образования и социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, инновационным потенциалом общества, существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила. В связи с этим необходимо минимизировать проблемы, которые окружают молодое поколение. Использование социального проектирования позволит не только решать социальные проблемы молодежи, но и развивать потенциал, давать стимул к самореализации и воплощении своих идей.
Общество нуждается в новой концепции социального контроля над молодежными проблемами и профилактическая работа учреждений должна стать комплексной и носить всеохватывающий характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.
Проектирование дает в этом направлении наиболее действенную и эффективную методику работы культурно-досуговых учреждений в борьбе с социальными проблемами молодежи, способствуя формированию активной жизненной позиции, позитивных социальных ориентиров, гражданской ответственности, умений коллективного взаимодействия.
В исследование было выявлено, что молодежь заинтересована в разработке социальных проектов и обучению по их подготовки. Но главной преградой к проектной деятельности выступает отсутствие проектных центров, где возможно было бы реализовать свои идеи или пройти обучение. Нами было предложено внедрить в культурно-досуговые учреждения – социально- ориентированный молодежный проектный центр. Открытие проектного центра


в стенах культурно-досуговых учреждений является наиболее выгодным результатом, так как учреждения культуры максимально доступны для молодежи, многие учреждения находятся в «шаговой доступности», и могут охватить большой диапазон молодого поколения.
Организация образовательного пространства, разработки документального воплощения реального социального молодежного проекта, а также гармоничное сочетание специфики групповой и индивидуальной работы помогли повысить интеллектуальное развитие молодежи: все они не только теоретически, но и практически подготовлены для работы в проектной команде, отлично понимают функционал и задачи руководителя проекта. В случае необходимости они смогут возглавить социальный молодежный проект, выполняя все функции руководителя проекта.



1. О совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам: [указ Президента Российской Федерации от 30.06.2016 г., № 306] // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 27. – Ст. 4459.
2. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: [постановление Российской Федерации от 15.10.2016 г., № 1050] // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 43. – Ст. 6028.
3. Об утверждении плана первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2016 и 2017 годы: [распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2016 г., № 2165-р] // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 43. – Ст. 6058.
4. Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: [распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г., № 2403-р] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 50. – Ст. 7185.
5. Аверин, Ю.П. Основы теории социального управления: учеб. пособие для вузов / Ю.П. Аверин, И.М. Слепенков. – М.: Прогресс, 2001. – 301 с.
6. Аитов, Н.А. Социальное развитие регионов / Н. А. Аитов. – М.: Мысль, 1995. – 220 с.
7. Аитов, Н.А. Социальное проектирование / Н.А. Аитов, Н.И. Лапин. – М.: Мысль, 1990. – 254 с.
8. Андреев, Э.М. Теория социального управления. Объективная необходимость и сущность социального управления / Э.М. Андреев // Социально гуманитарные знания. – М., 2000. – №6. – С. 21-34.
9. Антонюк, Г.А. Социальное проектирование / Г.А. Антонюк. – Минск: Наука и техника, 1998. – 204 с.


10. Антонюк, Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием / Г.А. Антонюк. – Минск: Наука и техника, 1986. – 432 с.
11. Армянов, А.И. Проблемы молодежи / А.И. Армянов. – М.: Педагогика, 1977. – 325 с.
12. Балабанов, П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности / П.И. Балабанов. – Новосибирск: Наука, 2009. – 200 с.
13. Балабанов, П.И. Ценности как методологические регулятивы проектировочной деятельности / П.И. Балабанов // Фундаментальные исследования. – М., 2005. – №10. – С.106-107.
14. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 247 с.
15. Берталанфи, Л. Фон. История и статус общей теории систем / Л. Фон Берталанфи // Системные исследования: ежегодник. – М.: Наука, 1973. – С. 20- 37.
16. Бестужев-Лада, И.В. Нормативное социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Наука, 1997. – 342 с.
17. Бестужев-Лада, И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Наука, 2000. – 231 с.
18. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. – М.: Гардарики, 2001. – 389 с.
19. Быкова, С.А. Молодежь России: Социальное развитие / С.А. Быкова. – М.: Наука, 2002. – 205 с.
20. Водзинская, В.В. Понятия установки, отношения и ценностной ориентации молодого поколения: социологические исследования / В.В. Водзинская. М.: Знак, 2010. – 418 с.
21. Волков, Ю.Г. Социология молодежи / Ю.Г. Волков. – Ростов: Квадрат, 2011. – 348 с.


22. Гидденс, Э. Модерн и самоидентичность / Э. Гидденс. – М.: Прогресс, 2005. – 88 с.
23. Гладышев, А.Г. Основы социального управления / А.Г. Гладышев. – М.: Наука, 2011. – 271 с.
24. Голод, С.И. Социологические проблемы молодежи / С.И. Голод. – СПб.: Перо, 2012. – 84 с.
25. Грушин, Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы / Б.А. Грушин.
– М.: Мысль, 2007. – 273 с.
26. Дитрих, Я. Проектирование и конструирование: Системный подход / Я. Дитрих. – М.: Мир, 1991. – 456 с.
27. Добреньков, В.И. Социология молодежи / В.И. Добреньков, Ф.Д. Савченко. – Ростов: Феникс, 2001. – 149 с.
28. Дридзе, Т. М. Прогнозное социальное проектирование: теоретико- методические и методологические проблемы / Т.М. Дридзе. – Орел: Город, 1994. – 387 с.
29. Евченко, А.В. Прогнозирование и программирование социального развития региона в переходной экономике: ресурсный подход / А.В. Евченко. – Курск: РОСИ, 2000. – 231 с.
30. Ерофеев, С.А. Социология социальных проблем / С.А. Ерофеев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. – 281 с.
31. Журавлев, Г.С. Инновационное проектирование / Г.С. Журавлев. – СПб.: Питер, 2011. – 187 с.
32. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Мысль, 2006. – 223 с.
33. Зинченко, Г.П. Социология управления / Г.П. Зинченко. – Ростов: Феникс, 2004. – 453 с.
34. Зубок Ю.А. Молодые специалисты: подготовка и востребованность на рынке труда / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // СОЦИС. – М., 2015. –№ 5. – C. 114- 122.


35. Зубок, Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества / Ю.А. Зубок. – М.: Мир, 2011. – 256 с.
36. Зубок, Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи / Ю.А. Зубок. – М.: Мысль, 2007. – 288 с.
37. Зуев, С. Э. Методология и культурное проектирование / Зуев С.Э. – М.: Знания, 2003. – 117 с.
38. Зуев, С.Э. Социально-культурное проектирование / С.Э. Зуев. – Ижевск: Альтернатива, 2003. – 156 с.
39. Иванов, В.Н. Социальное управление / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. – М.: Муниципальный мир, 2004. – 265 с.
40. Игнатьев, В.Е. Психология молодого поколения: проблема взаимоотношений поколений / В.Е. Игнатьев. – М.: Дело, 2008. – 166 с.
41. Иконникова, С.Н. Молодежь. Социологический и социально- психологический анализ / С.Н. Иконникова. – Ленинград: ИЛГ, 1994. – 474 с.
42. Информация для участников: [Электронный ресурс] // Всероссийский конкурс «Молодой предприниматель России». – Режим доступа: http://xn-- 80ahccnaxfhglcicdk2a6p.xn--p1ai/
43. Информация для участников: [Электронный ресурс] // Федеральный молодежный проект «Зворыкинский проект». – Режим доступа: http://www.innovaterussia.ru/
44. Коган, Л.Н. Социальное проектирование: его специфика, функции, проблемы / Л.Н. Коган, С.Г. Панова // Проблемы социального прогнозирования.
– Красноярск, 1980. – №6. – С. 87.
45. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 2004. – 335 с.
46. Костко, Н.А. Социальное проектирование как элемент управления развитием регион / Н.А. Костко. – Тюмень: Вектор Бук, 2009. – 231 с.
47. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц. – М.: Прогресс, 2003. – 487 с.


48. Курбатов, В.И. Математические методы социальных технологий: учебное пособие / В.B. Курбатов, Г.А. Угольницкий. – М.: Вузовская книга, 2011 – 255 с.
49. Курбатов, В.И. Социальное проектирование / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. – Ростов: Феникс, 2011. – 434 с.
50. Леванов, Е И. Современные тенденции профессиональной подготовки студентов / Е.И. Леванов // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров. – Челябинск, 2006. – № 3. – С. 122-129.
51. Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие / Р.В. Леньков. – М.: ЦСП и М, 2013. – 192 с.
52. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПБГУ, 2000. – 260 с.
53. Луков, В.А. Социологические основы социального проектирования: тезаурологический подход / В.А. Луков // Социологический сборник. – М., 1997. – №3. – С. 3-20.
54. Луков, В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. – M.: Флинта, 2007. – 240 с.
55. Лукс, Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике / Г.А. Лукс. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. – 243 с.
56. Маркин, В.В. Социальное программирование: теоретико- методологические проблемы / В.В. Маркин. – Пенза: ПГУ, 1998. – 342 с.
57. Мазур, И.И. Управление проектами / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – М.: Омега-Л, 2001. – 644 с.
58. Мясищев, В.Н. Психология отношений: молодежь и современность / В.Н. Мясищев. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 371 с.
59. Осипов, Г.В. Глобальные модели развития человечества: учебное пособие / Г.В. Осипов. – М.: Норма, 2017. – 256 с.


60. Паниотто, В.И. Качество социологической информации (методы оценки и процедуры обеспечения) / В.И. Паниотто. – Киев: Кисть, 1996. – 326 с.
61. Погукаева Н.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие / Н.В. Погукаев. – Томск: ТПУ, 2013. – 84 с.
62. Полозов, В.Р. Современная молодежь и ее роль в обществе / В.Р. Полозов. – Саранск: МГПИ, 2013. – 138 с.
63. Пронина, Е.В. Современные методы в работе с молодежью / Е.В. Пронина. – Владимир: ВГГУ, 2008. – 101 с.
64. Родионов, В.А. Молодежь и общество: Проблемы разработки и реализации молодежной политики / В.А. Родионов. – М.: Овал, 2001. – 119 с.
65. Рубинштейн, М.М. На путях к педагогическому самообразованию / М.М. Рубинштейн. – М.: Знания, 1925. – 245 с.
66. Руткевич, М.Н. Общественные потребности, система образования, молодёжь / М.Н. Руткевич. – М.: Политиздат, 2009. – 250 с.
67. Руткевич, М.Н. Проектирование: молодежные инициативы / М.Н. Руткевич. – М.: Знания, 2014. – 244 с.
68. Ручкин, Б.А. Молодежь: Будущее России / Б.А. Ручкин. – М.: Ин-тут молодежи, 2005. – 237 с.
69. Рыбников, Н.А. Интересы современного школьника / Н.А. Рыбников.
– М.: Знания, 1930. – 219 с.
70. Саар, Э.Ю. Социальное самоопределение поколений / Э.Ю. Саар, М.Х. Титма. – М.: Гардарики, 2002. – 110 с.
71. Слепцов, Н.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия / Н.И. Слепцов. – М.: Гардарики, 2012. – 205 с.
72. Самбуров, Э.А. Социальное моделирование, прогнозирование и проектирование: курс лекций / Э.А. Самбуров. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 173 с.


73. Селезнева, А.В. Молодежь в современной России. Ролитические ценности и предпочтения / А.В. Селезнева. – М.: Аргамак-Медиа, 2015. – 274 с.
74. Смакотина, Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе / Ю.А. Зубок, Н.Л. Смакотина. – М.: ИТД Перспектива, 2016. – 166 с.
75. Смирнов, В.С. Современная молодежь / В.С. Смирнов. – М.: Новое знание, 2010. – 304 с.
76. Соболева, Н.А. Современность: исследование проблем молодежи / Н.А. Соболева. – М.: Научный мир, 2010. – 281 с.
77. Стенина, Т.Л. Социальное проектирование в контексте реализации молодежной политики / Т.Л. Стенина. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 129 с.
78. Тощенко, Ж.Т. Проектирование социальное / Ж.Т. Тощенко. – М.: Норма, 1995. – 628 с.
79. Тощенко, Ж.Т. Социальное проектирование / Н.А. Аитов, Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко. – М.: Мысль, 1982. – 439 с.
80. Урсула, А.Д. Информация и мышление / А.Д. Урсула. – Томск: ТПУ, 1970. – 50 с.
81. Филиппов, Ф.А. Исследование молодежных проблем / Ф.А. Филиппов. – М.: Овал, 2011. – 132 с.
82. Филимонюк, Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки / Л.А. Филимонюк. – Махачкала: Автор, 2008. – 48 с.
83. Чередниченко, Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи / Г.А. Чередниченко. – М.: ЦСП и М, 2014. – 560 с.
84. Чупров, В.И. Молодежь и кризис: диалектика неопределенности и определенности в социальном развитии молодежи / Е.А. Певцова, В.И. Чупров. М.: Русское слово, 2009. – 453 с.
85. Чупров, В.И. Молодежь / В.И. Чупров // Социология молодежи: Энциклопедический словарь. – М.: Aкадемия, 2008. – 608 с.


86. Шаповалова, И.С. Диагностика профессионально важных качеств социального работника: учеб.-метод. пособие / И.С. Шаповалова. – Белгород: ИД «Белгород», 2014. – 80 с.
87. Шубкин, В.Н. Особенности поведения современной молодежи / В.Н. Шубкин. – М.: Реглант, 2003. – 155 с.
88. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2011. – 567 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ