КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХУ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Современные лингвистические и психолингвистические
представления о словообразовании имен существительных 7
1.2 Состояние навыка словообразования имен существительных у
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
1.3 Методика логопедической работы по формированию навыка
словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 33
2.1 Организация исследования исходного уровня развития навыка
словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 33
2.2 Методические рекомендации по формированию навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОКИСПРОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХУ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Современные лингвистические и психолингвистические
представления о словообразовании имен существительных 7
1.2 Состояние навыка словообразования имен существительных у
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
1.3 Методика логопедической работы по формированию навыка
словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 33
2.1 Организация исследования исходного уровня развития навыка
словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 33
2.2 Методические рекомендации по формированию навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОКИСПРОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Актуальность темы исследовательской работы определена тем, что в настоящее время отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества причин. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста по психолого-педагогической классификации является общее недоразвитие речи (ОНР).
Изучению детей с общим недоразвитием речи посвящены исследования И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Н. Ефименковой, И.М. Жуковой, ГА. Каше, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Новоторцевой и др.
Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. отмечают у детей с ОНР, как правило, бедность словаря, аграмматизмы, несформированность фонетико-фонематической стороны речи.
Важнейшим условием социальной адаптации таких детей в дошкольном возрасте является достаточный уровень речевого развития, обеспечивающий в дальнейшем усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом, что невозможно без высокого уровня сформированности языковых, в том числе морфологических обобщений. Усвоение морфологической системы языка тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы по их значению и звуковой структуре. По мнению В.В. Лопатиной, овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных морфем представляет собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, формирование предпосылок орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого является морфологический принцип.
Исследования Т.В. Тумановой особенностей процессов
словообразования установлено, что несформированность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения лексических и грамматических значений у детей с общим недоразвитие речи приводит к особенностям формирования процессов словообразования. Неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к неточности понимания и дифференциации родственных слов.
Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР является одной из важнейших проблем в логопедии и до сих пор продолжает изучаться.
Таким образом, недостаточная разработанность этой проблемы и ее значимость для успешности обучения детей с общим недоразвитием речи позволяют определить данную тему как актуальную.
Цель исследования: совершенствование системы коррекционно-педагогической работы по формированию словообразования
существительных у дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить лингвистическую, психолингвистическую и
логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить содержание методики исследования процессов словообразования существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Выявить особенности процессов словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Провести сравнительный анализ состояния процессов словообразования имён существительных у старших дошкольников с ОНР и их сверстников 6 лет с нормальным речевым развитием.
5. Сформулировать методические рекомендации для организации коррекционно-педагогической работы по формированию процессов словообразования существительных у старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования - коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка словообразования у старших дошкольников с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровня речевого развития.
Гипотеза исследования:коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет успешной при соблюдении следующих условий:
1) поэтапная коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка словообразования существительных;
2) тематический принцип предъявления материала;
3) отработка словообразовательных моделей существительных на разнообразном лексическом материале;
4) использование дидактических игр, как средства формирования навыка и способа стимулирования интереса к словообразовательной деятельности.
Методы исследования: аналитический (анализ литературы),
эмпирический (наблюдение, педагогический эксперимент), обработки данных (количественный и качественный анализ полученных результатов).
Теоретико-методологическая основа исследования: теория
формирования грамматического строя речи (А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина) теория общего недоразвития речи (Р.Е. Левиной, Т.В. Тумановой, Р.И. Лалаевой и др.).
Экспериментальная база исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15
«Дружная семейка» г. Белгорода. В эксперименте принимали участие 20 детей дошкольного возраста. Возраст детей - 6 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и приложений.
Изучению детей с общим недоразвитием речи посвящены исследования И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Н. Ефименковой, И.М. Жуковой, ГА. Каше, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Новоторцевой и др.
Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. отмечают у детей с ОНР, как правило, бедность словаря, аграмматизмы, несформированность фонетико-фонематической стороны речи.
Важнейшим условием социальной адаптации таких детей в дошкольном возрасте является достаточный уровень речевого развития, обеспечивающий в дальнейшем усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом, что невозможно без высокого уровня сформированности языковых, в том числе морфологических обобщений. Усвоение морфологической системы языка тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы по их значению и звуковой структуре. По мнению В.В. Лопатиной, овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных морфем представляет собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, формирование предпосылок орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого является морфологический принцип.
Исследования Т.В. Тумановой особенностей процессов
словообразования установлено, что несформированность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения лексических и грамматических значений у детей с общим недоразвитие речи приводит к особенностям формирования процессов словообразования. Неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к неточности понимания и дифференциации родственных слов.
Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР является одной из важнейших проблем в логопедии и до сих пор продолжает изучаться.
Таким образом, недостаточная разработанность этой проблемы и ее значимость для успешности обучения детей с общим недоразвитием речи позволяют определить данную тему как актуальную.
Цель исследования: совершенствование системы коррекционно-педагогической работы по формированию словообразования
существительных у дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить лингвистическую, психолингвистическую и
логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить содержание методики исследования процессов словообразования существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Выявить особенности процессов словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Провести сравнительный анализ состояния процессов словообразования имён существительных у старших дошкольников с ОНР и их сверстников 6 лет с нормальным речевым развитием.
5. Сформулировать методические рекомендации для организации коррекционно-педагогической работы по формированию процессов словообразования существительных у старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования - коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка словообразования у старших дошкольников с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровня речевого развития.
Гипотеза исследования:коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет успешной при соблюдении следующих условий:
1) поэтапная коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка словообразования существительных;
2) тематический принцип предъявления материала;
3) отработка словообразовательных моделей существительных на разнообразном лексическом материале;
4) использование дидактических игр, как средства формирования навыка и способа стимулирования интереса к словообразовательной деятельности.
Методы исследования: аналитический (анализ литературы),
эмпирический (наблюдение, педагогический эксперимент), обработки данных (количественный и качественный анализ полученных результатов).
Теоретико-методологическая основа исследования: теория
формирования грамматического строя речи (А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина) теория общего недоразвития речи (Р.Е. Левиной, Т.В. Тумановой, Р.И. Лалаевой и др.).
Экспериментальная база исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15
«Дружная семейка» г. Белгорода. В эксперименте принимали участие 20 детей дошкольного возраста. Возраст детей - 6 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и приложений.
Изучение специальной литературы по теме дипломной работы показало, что словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, т.к. словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем.
Овладение словообразовательной системой родного языка начинается после усвоения словоизменения и занимает временной промежуток от 3 до 8 лет. Многообразие словообразовательных аффиксов затрудняет процессих усвоения, как при нормальном, так и нарушенном речевом развитии.
По мнению Жуковой Н.С., под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы.
При ОНР формирование словообразования происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Развитие словообразования осуществляется у детей в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, своеобразие проявляется в более замедленном темпе усвоения морфологической системы языка.
Изучение литературы позволило определить цель и задачи работы и выбрать адекватную им методику проведения констатирующего эксперимента. Проведённый констатирующий эксперимент позволил выявить у детей с ОНР как общие, так и специфические особенности усвоения способов словообразования имён существительных у детей с ОНР III уровня речевого развития.
Нарушение словообразования существительных у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, неточности употребления существительных, заменах, в трудностях поиска нужного слова.
Благодаря констатирующему эксперименту было выявлено, что задания на образование имен существительных являются достаточно трудными для всех детей. Однако если у детей контрольной группы отмечались лишь единичные ошибки в выполнении заданий, то в экспериментальной группе количество отказов были значительны, что свидетельствует о значительно больших трудностях суффиксального образования имен существительных у детей с речевой патологией.
Наиболее легкими для детей с ОНР и нормальным речевым развитием было словообразование с уменьшительно-ласкательными суффиксами, т.к. они появляются раньше всего в онтогенезе (по А.Н. Гвоздеву).
У детей экспериментальной группы как и у дошкольников без речевой патологии неправильное выполнение заданий проявлялось в основном в образовании профессий женского, мужского рода и образовании существительных со значением единичности и вместилища чег о-нибудь, что обусловлено началом усвоения словообразовательных аффиксов (-ник, - ница,-инк) в онтогенезе после 5 лет.
Таким образом, у дошкольников с нормальным речевым развитием система словообразования существительных на уровне наиболее продуктивных моделей относительно сформирована, о чем свидетельствует характер замен суффиксов.
У детей с общим недоразвитием речи система даже продуктивных словообразовательных моделей менее сформирована.
Итак, своевременное распознавание трудностей словообразования у детей с ОНР помогает определению характера их речевого и лексико - грамматического недоразвития, а также выбору наиболее эффективных путей логопедической работы по устранению ошибок словообразования у дошкольников с ОНР.
Полученные результаты экспериментального исследования, а также теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные направления, соответствующие им задачи, а также игры и упражнения коррекционно-педагогической работы.
Наши методические рекомендации, основываются на том что, формирование навыка словообразования имен существительных должно учитывать закономерности овладения навыка словообразования в онтогенезе, должно учитывать особенности психического, эмоционального и когнитивного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Таким образом, можно считать, что цель исследования достигнута, задачи решены.
Овладение словообразовательной системой родного языка начинается после усвоения словоизменения и занимает временной промежуток от 3 до 8 лет. Многообразие словообразовательных аффиксов затрудняет процессих усвоения, как при нормальном, так и нарушенном речевом развитии.
По мнению Жуковой Н.С., под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы.
При ОНР формирование словообразования происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Развитие словообразования осуществляется у детей в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, своеобразие проявляется в более замедленном темпе усвоения морфологической системы языка.
Изучение литературы позволило определить цель и задачи работы и выбрать адекватную им методику проведения констатирующего эксперимента. Проведённый констатирующий эксперимент позволил выявить у детей с ОНР как общие, так и специфические особенности усвоения способов словообразования имён существительных у детей с ОНР III уровня речевого развития.
Нарушение словообразования существительных у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, неточности употребления существительных, заменах, в трудностях поиска нужного слова.
Благодаря констатирующему эксперименту было выявлено, что задания на образование имен существительных являются достаточно трудными для всех детей. Однако если у детей контрольной группы отмечались лишь единичные ошибки в выполнении заданий, то в экспериментальной группе количество отказов были значительны, что свидетельствует о значительно больших трудностях суффиксального образования имен существительных у детей с речевой патологией.
Наиболее легкими для детей с ОНР и нормальным речевым развитием было словообразование с уменьшительно-ласкательными суффиксами, т.к. они появляются раньше всего в онтогенезе (по А.Н. Гвоздеву).
У детей экспериментальной группы как и у дошкольников без речевой патологии неправильное выполнение заданий проявлялось в основном в образовании профессий женского, мужского рода и образовании существительных со значением единичности и вместилища чег о-нибудь, что обусловлено началом усвоения словообразовательных аффиксов (-ник, - ница,-инк) в онтогенезе после 5 лет.
Таким образом, у дошкольников с нормальным речевым развитием система словообразования существительных на уровне наиболее продуктивных моделей относительно сформирована, о чем свидетельствует характер замен суффиксов.
У детей с общим недоразвитием речи система даже продуктивных словообразовательных моделей менее сформирована.
Итак, своевременное распознавание трудностей словообразования у детей с ОНР помогает определению характера их речевого и лексико - грамматического недоразвития, а также выбору наиболее эффективных путей логопедической работы по устранению ошибок словообразования у дошкольников с ОНР.
Полученные результаты экспериментального исследования, а также теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные направления, соответствующие им задачи, а также игры и упражнения коррекционно-педагогической работы.
Наши методические рекомендации, основываются на том что, формирование навыка словообразования имен существительных должно учитывать закономерности овладения навыка словообразования в онтогенезе, должно учитывать особенности психического, эмоционального и когнитивного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Таким образом, можно считать, что цель исследования достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
ОБРАЗОВАНИЯ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКАСОГЛАСОВАНИЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НАВЫКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018



