РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО- АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. УКРАИНСКАЯ «РЕВОЛЮЦИЯ ДОСТОИНСТВА» 2013-2014 Г.Г. В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ
ОТНОШЕНИЙ 7
1.1. Региональные конфликты начала XXI века как фактор
конфликтогенности международных отношений 7
1.2. Внутриполитическая ситуация на Украине: 2013-2014 г.г. 10
1.3. Украинский кризис и эволюция российско-американских
отношений 20
Глава 2. ИРАКСКИЙ КОНФЛИКТ НАЧАЛА XXI ВЕКА И ОТНОШЕНИЯ РОССИЯ - США 27
2.1. Иракский конфликт как этап «Арабской весны» и его
последствия 27
2.2. Международные аспекты событий в Ираке (2003-2011) 32
2.3. Иракский конфликт и российско-американские отношения 37
Глава 3. ПРОБЛЕМА ИРАКСКОГО КОНФЛИКТА НАЧАЛА XXI ВЕКА И УКРАИНСКОГО КРИЗИСА 2013-2014 ГГ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ 44
3.1. Украинский и иракский конфликты и двусторонние отношения
Россия - США 44
3.2. Региональная конфликтогенность начала XXI в. и перспективы
развития российско-американских отношений 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Глава 1. УКРАИНСКАЯ «РЕВОЛЮЦИЯ ДОСТОИНСТВА» 2013-2014 Г.Г. В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ
ОТНОШЕНИЙ 7
1.1. Региональные конфликты начала XXI века как фактор
конфликтогенности международных отношений 7
1.2. Внутриполитическая ситуация на Украине: 2013-2014 г.г. 10
1.3. Украинский кризис и эволюция российско-американских
отношений 20
Глава 2. ИРАКСКИЙ КОНФЛИКТ НАЧАЛА XXI ВЕКА И ОТНОШЕНИЯ РОССИЯ - США 27
2.1. Иракский конфликт как этап «Арабской весны» и его
последствия 27
2.2. Международные аспекты событий в Ираке (2003-2011) 32
2.3. Иракский конфликт и российско-американские отношения 37
Глава 3. ПРОБЛЕМА ИРАКСКОГО КОНФЛИКТА НАЧАЛА XXI ВЕКА И УКРАИНСКОГО КРИЗИСА 2013-2014 ГГ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ 44
3.1. Украинский и иракский конфликты и двусторонние отношения
Россия - США 44
3.2. Региональная конфликтогенность начала XXI в. и перспективы
развития российско-американских отношений 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность темы исследования. Механизмы глобализации стирают границы между внешней и внутренней средой, постоянно вызывая эффект резонанса и политическую напряженность в отношениях между акторами мирового политического процесса. Нестабильность, напряженная обстановка, кризисы, особенно внутри крупных стран, либо государств с несовпадающими национальными взглядами и интересами — всё это провоцирует внешнюю реакцию и особо обостряет ситуацию, переводя её на более масштабный уровень: зачастую и на глобальный.
Актуальность изучения российско-американских отношений связана со многими факторами.
Во-первых, отношения с США остаются одним из приоритетных направлений российской внешней политики. От их состояния во многом зависит международная безопасность и стратегическая стабильность, действенность борьбы с новыми вызовами и угрозами. С учетом международного влияния США, системы завязанных на Вашингтон союзнических обязательств и экономических связей, качество российско- американских отношений - один из ключевых факторов создания и поддержания благоприятной внешней среды для устойчивого социально-экономического развития России.
Во-вторых, в связи с разрушением двухполюсной системы миропорядка в конце XX столетия двусторонние отношения этих государств претерпели большие изменения и базируются на новых принципах. В связи с трансформацией мироустройства Соединенные Штаты во многом считают себя единственной сверхдержавой, что требует от Российской Федерации новых подходов к проведению внешней политики, разработке и проведению своего экономического курса, обеспечению национальной безопасности и реализации стратегических интересов страны в отношениях с США и другими акторами 3
мирового политического процесса.
В-третьих, Соединенные Штаты узкоограниченно трактуют «законные» интересы России за пределами ее границ. Зачастую любая внешнеполитическая и военная активность России воспринимается или как антиамериканские, или как неоимперские рецидивы советской политики.
В-четвертых, России необходимо находить общий язык с Соединенными Штатами для достижения собственных национальных целей. Без сотрудничества или, как минимум, нормализации отношений с США и заключения с ними новых договоренностей Россия не сможет обеспечить военно-стратегическую стабильность на глобальном уровне, построить новую систему европейской безопасности, предотвратить обострение конфликтности на постсоветском пространстве, эффективно противодействовать напору экстремизма. А в долгосрочном плане без взаимодействия с США будет гораздо труднее осуществить модернизацию российской экономики на основе высоких технологий.
Однако характер отношений в США остается противоречивым, сочетающим элементы как сотрудничества, так и принципиальных расхождений. Но в целом, реальные долгосрочные интересы России и США не представляются антагонистическими, а во многом и совпадают.
Степень научной разработанности проблемы. Геополитические и стратегические аспекты данной проблемы затрагиваются в работах американского политолога Бжезинского З. [6,7,8,9] и российских исследователей Барышева А.П. [5], Торкунова А.В. [40], дипломатические аспекты рассматриваются в работах Филимонова Г.Ю. [24] и Цветковой Н.А.[41], исторические аспекты - в работах Васильева А.М. [12], Примакова Е.М. [22,23] и др.
Исследовательская проблема обусловлена необходимостью анализа воздействий региональной конфликтогенности начала XXI века на состояние российско-американских отношений.
Цель исследования: выявить причины, формы и последствия влияния региональных конфликтов начала XXI века на развитие российско- американских отношений (на примере Украины и Ирака).
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1. выявить специфику региональных конфликтов начала XXI века как фактора конфликтогенности международных и двусторонних отношений;
2. дать оценку внутриполитической ситуации на Украине: 2013-2014 гг.;
3. исследовать взаимосвязь украинского кризиса и эволюции российско-американских отношений;
4. выявить основные причины иракского конфликта 2003-2011 гг. и его последствий;
5. проанализировать международные аспекты событий в Ираке;
6. исследовать влияние событий на Украине и в Ираке на российско- американские отношения;
7. рассмотреть специфику региональной конфликтогенности в мире и определить в связи с этим перспективы развития российско-американских отношений.
Объект исследования: российско-американские отношения в начале XXI века.
Предмет исследования: украинский кризис (2013-2014 гг.) и иракский конфликт начала XXI века в контексте российско-американских отношений.
Методология и методы исследования. При реализации целей и задач исследования были применены следующие методы: аналитический метод - для выявления факторов конфликтогенности международных отношений, внутриполитических и внешнеполитических предпосылок украинского кризиса; сравнительный метод - для сопоставления позиций России и США по украинскому кризису и иракскому конфликту; исторический метод - для определении характера российско-американских отношений в современный период. Анализ документов применён при выявлении общего и особенного в стратегиях национальной безопасности США [4] и РФ [3], резолюции №1441 Совета Безопасности ООН (2002 г.) [1], отечественных и зарубежных СМИ. Это обусловлено исследовательской проблемой.
Эмпирической базой исследования служат стратегии национальной безопасности США (февраль 2015 г.) [4] и РФ (2015 г.) [3], резолюция №1441 Совета Безопасности ООН (2002 г.) [1].
Краткое описание структуры бакалаврской работы. Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, Заключения, Списка использованных источников и литературы, включающего 57 наименований.
Актуальность изучения российско-американских отношений связана со многими факторами.
Во-первых, отношения с США остаются одним из приоритетных направлений российской внешней политики. От их состояния во многом зависит международная безопасность и стратегическая стабильность, действенность борьбы с новыми вызовами и угрозами. С учетом международного влияния США, системы завязанных на Вашингтон союзнических обязательств и экономических связей, качество российско- американских отношений - один из ключевых факторов создания и поддержания благоприятной внешней среды для устойчивого социально-экономического развития России.
Во-вторых, в связи с разрушением двухполюсной системы миропорядка в конце XX столетия двусторонние отношения этих государств претерпели большие изменения и базируются на новых принципах. В связи с трансформацией мироустройства Соединенные Штаты во многом считают себя единственной сверхдержавой, что требует от Российской Федерации новых подходов к проведению внешней политики, разработке и проведению своего экономического курса, обеспечению национальной безопасности и реализации стратегических интересов страны в отношениях с США и другими акторами 3
мирового политического процесса.
В-третьих, Соединенные Штаты узкоограниченно трактуют «законные» интересы России за пределами ее границ. Зачастую любая внешнеполитическая и военная активность России воспринимается или как антиамериканские, или как неоимперские рецидивы советской политики.
В-четвертых, России необходимо находить общий язык с Соединенными Штатами для достижения собственных национальных целей. Без сотрудничества или, как минимум, нормализации отношений с США и заключения с ними новых договоренностей Россия не сможет обеспечить военно-стратегическую стабильность на глобальном уровне, построить новую систему европейской безопасности, предотвратить обострение конфликтности на постсоветском пространстве, эффективно противодействовать напору экстремизма. А в долгосрочном плане без взаимодействия с США будет гораздо труднее осуществить модернизацию российской экономики на основе высоких технологий.
Однако характер отношений в США остается противоречивым, сочетающим элементы как сотрудничества, так и принципиальных расхождений. Но в целом, реальные долгосрочные интересы России и США не представляются антагонистическими, а во многом и совпадают.
Степень научной разработанности проблемы. Геополитические и стратегические аспекты данной проблемы затрагиваются в работах американского политолога Бжезинского З. [6,7,8,9] и российских исследователей Барышева А.П. [5], Торкунова А.В. [40], дипломатические аспекты рассматриваются в работах Филимонова Г.Ю. [24] и Цветковой Н.А.[41], исторические аспекты - в работах Васильева А.М. [12], Примакова Е.М. [22,23] и др.
Исследовательская проблема обусловлена необходимостью анализа воздействий региональной конфликтогенности начала XXI века на состояние российско-американских отношений.
Цель исследования: выявить причины, формы и последствия влияния региональных конфликтов начала XXI века на развитие российско- американских отношений (на примере Украины и Ирака).
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1. выявить специфику региональных конфликтов начала XXI века как фактора конфликтогенности международных и двусторонних отношений;
2. дать оценку внутриполитической ситуации на Украине: 2013-2014 гг.;
3. исследовать взаимосвязь украинского кризиса и эволюции российско-американских отношений;
4. выявить основные причины иракского конфликта 2003-2011 гг. и его последствий;
5. проанализировать международные аспекты событий в Ираке;
6. исследовать влияние событий на Украине и в Ираке на российско- американские отношения;
7. рассмотреть специфику региональной конфликтогенности в мире и определить в связи с этим перспективы развития российско-американских отношений.
Объект исследования: российско-американские отношения в начале XXI века.
Предмет исследования: украинский кризис (2013-2014 гг.) и иракский конфликт начала XXI века в контексте российско-американских отношений.
Методология и методы исследования. При реализации целей и задач исследования были применены следующие методы: аналитический метод - для выявления факторов конфликтогенности международных отношений, внутриполитических и внешнеполитических предпосылок украинского кризиса; сравнительный метод - для сопоставления позиций России и США по украинскому кризису и иракскому конфликту; исторический метод - для определении характера российско-американских отношений в современный период. Анализ документов применён при выявлении общего и особенного в стратегиях национальной безопасности США [4] и РФ [3], резолюции №1441 Совета Безопасности ООН (2002 г.) [1], отечественных и зарубежных СМИ. Это обусловлено исследовательской проблемой.
Эмпирической базой исследования служат стратегии национальной безопасности США (февраль 2015 г.) [4] и РФ (2015 г.) [3], резолюция №1441 Совета Безопасности ООН (2002 г.) [1].
Краткое описание структуры бакалаврской работы. Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, Заключения, Списка использованных источников и литературы, включающего 57 наименований.
Подводя итог работе, необходимо сформулировать ряд выводов. Кризис украинской государственности 2013-2014 гг. обострил двусторонние российско- американские отношения. Тот факт, что именно Украина стала спусковым крючком для конфликта, который подвел черту под целой эпохой международного развития после холодной войны, вполне объясним. Большая и сложная страна, композиция которой является отражением потрясений ХХ века, результатом тектонических сдвигов в европейской геополитике. Тесная культурно-историческая и религиозная связь с Россией, которую не захотели в достаточной степени принимать во внимание Европа и США, обусловила восприятие Москвой событий там как вторжение в самую сердцевину ее интересов и резкую непримиримую реакцию, спонтанную, но подготовленную всем комплексом не решавшихся на протяжении 25 лет противоречий. Разрушительный опыт зимы-лета 2014 года доказывает, во-первых, что дальнейшее противостояние за Украину, скорее всего, станет для нее фатальным, во-вторых, что для мировых игроков украинский кризис открывает развилку: возврат к тяжелым дипломатическим маневрам для поиска нового мирового баланса либо попытки консолидировать противостоящие силы для следующей конфронтации [33, с.83].
Необходимо признать тот факт, что Украине трудно рассчитывать на скорый выход из политического кризиса. Однако важно понять, почему страна в таком тяжёлом положении. К основным источникам нынешнего кризиса нужно отнести: 1) олигархическая модель системы власти на Украине; 2) культурно¬цивилизационная раздвоенность украинского общества на запад и восток; 3) широкая антироссийская пропаганда среди политиков и СМИ; 4) заинтересованную позицию США и ряда стран ЕС в противостоянии России и Украины и др.
Ситуация на Украине стала основным поводом для обострения двусторонних российско-американских отношений, вывела их на новый уровень конфронтации. И основной проблемой уже стал не украинский вопрос, а расстановка сил на мировой арене [42, с.15].
Касательно событий в Ираке, можно сделать вывод о том, что иракский военный конфликт выявил глубочайшие разногласия между Европейским Союзом и США. Четко просматривается тот факт, что в Европе не присутствует единая политика по отношению к США, так как большинство европейских стран, в отличие от США, предпочитают решать спорные вопросы мирным дипломатическим путем, однако, стремление к сотрудничеству не утеряло свою значимость.
События «Арабской весны» в Ираке мировое сообщество изначально восприняло с надеждой на то, что молодое поколение, взбунтовавшееся против старых порядков и желающее обеспечить себе достойное будущее, сможет преодолеть как минимум культурную бездну, отделяющую арабский мир от стран Запада, а также обеспечит экономическое процветание и цивилизованное устройство властных институтов. Разумеется, что нельзя делать однозначных выводов о том, что именно США являлись зачинщиками событий «Арабской весны», так как настоящие причины являются сугубо внутренними и несут в себе лишь политический характер, что отличает их от предыдущих массовых выступлений. Как известно, эти причины сложились исторически, что подобное неоднократно предсказывалось учёными всего мирового сообщества, в том числе и американскими аналитиками.
Являющийся ранее одним из важнейших аспектов российско- американских отношений стратегический баланс сил подвергся смещению со стороны экономических интересов и деловых контактов, которые заняли главенствующее положение в динамично развивающихся отношениях между странами. Российская Федерация всегда была и по сей день остается страной, обладающей огромным экономическим потенциалом, благодаря которому является потенциально выгодным торговым партнером. В связи с этим отмечается, что вопросы в экономической сфере для России и США, безусловно, важны. Для взаимодействия и сотрудничества должна быть создана приемлемая среда, обеспечивающая должный уровень взаимного доверия, несмотря на значительную асимметрию, касательно экономического развития или развития в сфере военных расходов.
Задача позитивного развития российско-американских отношений требует также повысить внимание к вопросам публичной дипломатии, которая имела бы более выверенный, адресный и эффективный характер на американском направлении, к мероприятиям по противодействию насаждению негативного образа России и, по возможности, укреплению ее положительной репутации. При этом, естественно, нужно иметь в виду, что задача изменения отношения к России в США и в мире в целом имеет в большей степени морально¬политический, а не технологическ иприкладной характер. И главным ресурсом России, который не могут ни принизить, ни восполнить профессиональные имиджмейкеры, будут: ее реальные успехи по преодолению кризиса без социальных потрясений и выходу из него на новый уровень социально - экономического развития на базе инноваций и высоких технологий; успешная борьба с коррупцией; развитие подлинных институтов демократии и гражданского общества; продвижение в решении демографических и экологических проблем, в возрождении Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера; осуществление эффективной военной реформы и др.
Несмотря на сложности и трудности в установлении и укреплении российско-американских отношений, сотрудничество США и России однозначно имеет первостепенное решение для укрепления международной безопасности, которая заключается в контроле, ограничении и сокращении ракетно-ядерной системы, нераспространении ядерного оружия, недопущения создания новых видов оружия массового уничтожения, распространения террористической угрозы.
Необходимо признать тот факт, что Украине трудно рассчитывать на скорый выход из политического кризиса. Однако важно понять, почему страна в таком тяжёлом положении. К основным источникам нынешнего кризиса нужно отнести: 1) олигархическая модель системы власти на Украине; 2) культурно¬цивилизационная раздвоенность украинского общества на запад и восток; 3) широкая антироссийская пропаганда среди политиков и СМИ; 4) заинтересованную позицию США и ряда стран ЕС в противостоянии России и Украины и др.
Ситуация на Украине стала основным поводом для обострения двусторонних российско-американских отношений, вывела их на новый уровень конфронтации. И основной проблемой уже стал не украинский вопрос, а расстановка сил на мировой арене [42, с.15].
Касательно событий в Ираке, можно сделать вывод о том, что иракский военный конфликт выявил глубочайшие разногласия между Европейским Союзом и США. Четко просматривается тот факт, что в Европе не присутствует единая политика по отношению к США, так как большинство европейских стран, в отличие от США, предпочитают решать спорные вопросы мирным дипломатическим путем, однако, стремление к сотрудничеству не утеряло свою значимость.
События «Арабской весны» в Ираке мировое сообщество изначально восприняло с надеждой на то, что молодое поколение, взбунтовавшееся против старых порядков и желающее обеспечить себе достойное будущее, сможет преодолеть как минимум культурную бездну, отделяющую арабский мир от стран Запада, а также обеспечит экономическое процветание и цивилизованное устройство властных институтов. Разумеется, что нельзя делать однозначных выводов о том, что именно США являлись зачинщиками событий «Арабской весны», так как настоящие причины являются сугубо внутренними и несут в себе лишь политический характер, что отличает их от предыдущих массовых выступлений. Как известно, эти причины сложились исторически, что подобное неоднократно предсказывалось учёными всего мирового сообщества, в том числе и американскими аналитиками.
Являющийся ранее одним из важнейших аспектов российско- американских отношений стратегический баланс сил подвергся смещению со стороны экономических интересов и деловых контактов, которые заняли главенствующее положение в динамично развивающихся отношениях между странами. Российская Федерация всегда была и по сей день остается страной, обладающей огромным экономическим потенциалом, благодаря которому является потенциально выгодным торговым партнером. В связи с этим отмечается, что вопросы в экономической сфере для России и США, безусловно, важны. Для взаимодействия и сотрудничества должна быть создана приемлемая среда, обеспечивающая должный уровень взаимного доверия, несмотря на значительную асимметрию, касательно экономического развития или развития в сфере военных расходов.
Задача позитивного развития российско-американских отношений требует также повысить внимание к вопросам публичной дипломатии, которая имела бы более выверенный, адресный и эффективный характер на американском направлении, к мероприятиям по противодействию насаждению негативного образа России и, по возможности, укреплению ее положительной репутации. При этом, естественно, нужно иметь в виду, что задача изменения отношения к России в США и в мире в целом имеет в большей степени морально¬политический, а не технологическ иприкладной характер. И главным ресурсом России, который не могут ни принизить, ни восполнить профессиональные имиджмейкеры, будут: ее реальные успехи по преодолению кризиса без социальных потрясений и выходу из него на новый уровень социально - экономического развития на базе инноваций и высоких технологий; успешная борьба с коррупцией; развитие подлинных институтов демократии и гражданского общества; продвижение в решении демографических и экологических проблем, в возрождении Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера; осуществление эффективной военной реформы и др.
Несмотря на сложности и трудности в установлении и укреплении российско-американских отношений, сотрудничество США и России однозначно имеет первостепенное решение для укрепления международной безопасности, которая заключается в контроле, ограничении и сокращении ракетно-ядерной системы, нераспространении ядерного оружия, недопущения создания новых видов оружия массового уничтожения, распространения террористической угрозы.
Подобные работы
- Российско - американские отношения в конце XX - начале XXI вв.: проблемы и перспективы
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ИТОГИ И УРОКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА РОССИИ В СМИ США (1991-2020 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - РОЛЬ РОССИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - РОССИЙСКО-ИРАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Российско-американское сотрудничество в борьбе с международным терроризмом в конце XX - начале XXI вв
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ РОССИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2016 - УЗЛОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ XXI
ВЕКА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2020 - Военно - политические противоречия России и США на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



