Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО- АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Работа №65201

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
301
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. УКРАИНСКАЯ «РЕВОЛЮЦИЯ ДОСТОИНСТВА» 2013-2014 Г.Г. В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ
ОТНОШЕНИЙ 7
1.1. Региональные конфликты начала XXI века как фактор
конфликтогенности международных отношений 7
1.2. Внутриполитическая ситуация на Украине: 2013-2014 г.г. 10
1.3. Украинский кризис и эволюция российско-американских
отношений 20
Глава 2. ИРАКСКИЙ КОНФЛИКТ НАЧАЛА XXI ВЕКА И ОТНОШЕНИЯ РОССИЯ - США 27
2.1. Иракский конфликт как этап «Арабской весны» и его
последствия 27
2.2. Международные аспекты событий в Ираке (2003-2011) 32
2.3. Иракский конфликт и российско-американские отношения 37
Глава 3. ПРОБЛЕМА ИРАКСКОГО КОНФЛИКТА НАЧАЛА XXI ВЕКА И УКРАИНСКОГО КРИЗИСА 2013-2014 ГГ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ 44
3.1. Украинский и иракский конфликты и двусторонние отношения
Россия - США 44
3.2. Региональная конфликтогенность начала XXI в. и перспективы
развития российско-американских отношений 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59


Актуальность темы исследования. Механизмы глобализации стирают границы между внешней и внутренней средой, постоянно вызывая эффект резонанса и политическую напряженность в отношениях между акторами мирового политического процесса. Нестабильность, напряженная обстановка, кризисы, особенно внутри крупных стран, либо государств с несовпадающими национальными взглядами и интересами — всё это провоцирует внешнюю реакцию и особо обостряет ситуацию, переводя её на более масштабный уровень: зачастую и на глобальный.
Актуальность изучения российско-американских отношений связана со многими факторами.
Во-первых, отношения с США остаются одним из приоритетных направлений российской внешней политики. От их состояния во многом зависит международная безопасность и стратегическая стабильность, действенность борьбы с новыми вызовами и угрозами. С учетом международного влияния США, системы завязанных на Вашингтон союзнических обязательств и экономических связей, качество российско- американских отношений - один из ключевых факторов создания и поддержания благоприятной внешней среды для устойчивого социально-экономического развития России.
Во-вторых, в связи с разрушением двухполюсной системы миропорядка в конце XX столетия двусторонние отношения этих государств претерпели большие изменения и базируются на новых принципах. В связи с трансформацией мироустройства Соединенные Штаты во многом считают себя единственной сверхдержавой, что требует от Российской Федерации новых подходов к проведению внешней политики, разработке и проведению своего экономического курса, обеспечению национальной безопасности и реализации стратегических интересов страны в отношениях с США и другими акторами 3
мирового политического процесса.
В-третьих, Соединенные Штаты узкоограниченно трактуют «законные» интересы России за пределами ее границ. Зачастую любая внешнеполитическая и военная активность России воспринимается или как антиамериканские, или как неоимперские рецидивы советской политики.
В-четвертых, России необходимо находить общий язык с Соединенными Штатами для достижения собственных национальных целей. Без сотрудничества или, как минимум, нормализации отношений с США и заключения с ними новых договоренностей Россия не сможет обеспечить военно-стратегическую стабильность на глобальном уровне, построить новую систему европейской безопасности, предотвратить обострение конфликтности на постсоветском пространстве, эффективно противодействовать напору экстремизма. А в долгосрочном плане без взаимодействия с США будет гораздо труднее осуществить модернизацию российской экономики на основе высоких технологий.
Однако характер отношений в США остается противоречивым, сочетающим элементы как сотрудничества, так и принципиальных расхождений. Но в целом, реальные долгосрочные интересы России и США не представляются антагонистическими, а во многом и совпадают.
Степень научной разработанности проблемы. Геополитические и стратегические аспекты данной проблемы затрагиваются в работах американского политолога Бжезинского З. [6,7,8,9] и российских исследователей Барышева А.П. [5], Торкунова А.В. [40], дипломатические аспекты рассматриваются в работах Филимонова Г.Ю. [24] и Цветковой Н.А.[41], исторические аспекты - в работах Васильева А.М. [12], Примакова Е.М. [22,23] и др.
Исследовательская проблема обусловлена необходимостью анализа воздействий региональной конфликтогенности начала XXI века на состояние российско-американских отношений.
Цель исследования: выявить причины, формы и последствия влияния региональных конфликтов начала XXI века на развитие российско- американских отношений (на примере Украины и Ирака).
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1. выявить специфику региональных конфликтов начала XXI века как фактора конфликтогенности международных и двусторонних отношений;
2. дать оценку внутриполитической ситуации на Украине: 2013-2014 гг.;
3. исследовать взаимосвязь украинского кризиса и эволюции российско-американских отношений;
4. выявить основные причины иракского конфликта 2003-2011 гг. и его последствий;
5. проанализировать международные аспекты событий в Ираке;
6. исследовать влияние событий на Украине и в Ираке на российско- американские отношения;
7. рассмотреть специфику региональной конфликтогенности в мире и определить в связи с этим перспективы развития российско-американских отношений.
Объект исследования: российско-американские отношения в начале XXI века.
Предмет исследования: украинский кризис (2013-2014 гг.) и иракский конфликт начала XXI века в контексте российско-американских отношений.
Методология и методы исследования. При реализации целей и задач исследования были применены следующие методы: аналитический метод - для выявления факторов конфликтогенности международных отношений, внутриполитических и внешнеполитических предпосылок украинского кризиса; сравнительный метод - для сопоставления позиций России и США по украинскому кризису и иракскому конфликту; исторический метод - для определении характера российско-американских отношений в современный период. Анализ документов применён при выявлении общего и особенного в стратегиях национальной безопасности США [4] и РФ [3], резолюции №1441 Совета Безопасности ООН (2002 г.) [1], отечественных и зарубежных СМИ. Это обусловлено исследовательской проблемой.
Эмпирической базой исследования служат стратегии национальной безопасности США (февраль 2015 г.) [4] и РФ (2015 г.) [3], резолюция №1441 Совета Безопасности ООН (2002 г.) [1].
Краткое описание структуры бакалаврской работы. Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, Заключения, Списка использованных источников и литературы, включающего 57 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог работе, необходимо сформулировать ряд выводов. Кризис украинской государственности 2013-2014 гг. обострил двусторонние российско- американские отношения. Тот факт, что именно Украина стала спусковым крючком для конфликта, который подвел черту под целой эпохой международного развития после холодной войны, вполне объясним. Большая и сложная страна, композиция которой является отражением потрясений ХХ века, результатом тектонических сдвигов в европейской геополитике. Тесная культурно-историческая и религиозная связь с Россией, которую не захотели в достаточной степени принимать во внимание Европа и США, обусловила восприятие Москвой событий там как вторжение в самую сердцевину ее интересов и резкую непримиримую реакцию, спонтанную, но подготовленную всем комплексом не решавшихся на протяжении 25 лет противоречий. Разрушительный опыт зимы-лета 2014 года доказывает, во-первых, что дальнейшее противостояние за Украину, скорее всего, станет для нее фатальным, во-вторых, что для мировых игроков украинский кризис открывает развилку: возврат к тяжелым дипломатическим маневрам для поиска нового мирового баланса либо попытки консолидировать противостоящие силы для следующей конфронтации [33, с.83].
Необходимо признать тот факт, что Украине трудно рассчитывать на скорый выход из политического кризиса. Однако важно понять, почему страна в таком тяжёлом положении. К основным источникам нынешнего кризиса нужно отнести: 1) олигархическая модель системы власти на Украине; 2) культурно¬цивилизационная раздвоенность украинского общества на запад и восток; 3) широкая антироссийская пропаганда среди политиков и СМИ; 4) заинтересованную позицию США и ряда стран ЕС в противостоянии России и Украины и др.
Ситуация на Украине стала основным поводом для обострения двусторонних российско-американских отношений, вывела их на новый уровень конфронтации. И основной проблемой уже стал не украинский вопрос, а расстановка сил на мировой арене [42, с.15].
Касательно событий в Ираке, можно сделать вывод о том, что иракский военный конфликт выявил глубочайшие разногласия между Европейским Союзом и США. Четко просматривается тот факт, что в Европе не присутствует единая политика по отношению к США, так как большинство европейских стран, в отличие от США, предпочитают решать спорные вопросы мирным дипломатическим путем, однако, стремление к сотрудничеству не утеряло свою значимость.
События «Арабской весны» в Ираке мировое сообщество изначально восприняло с надеждой на то, что молодое поколение, взбунтовавшееся против старых порядков и желающее обеспечить себе достойное будущее, сможет преодолеть как минимум культурную бездну, отделяющую арабский мир от стран Запада, а также обеспечит экономическое процветание и цивилизованное устройство властных институтов. Разумеется, что нельзя делать однозначных выводов о том, что именно США являлись зачинщиками событий «Арабской весны», так как настоящие причины являются сугубо внутренними и несут в себе лишь политический характер, что отличает их от предыдущих массовых выступлений. Как известно, эти причины сложились исторически, что подобное неоднократно предсказывалось учёными всего мирового сообщества, в том числе и американскими аналитиками.
Являющийся ранее одним из важнейших аспектов российско- американских отношений стратегический баланс сил подвергся смещению со стороны экономических интересов и деловых контактов, которые заняли главенствующее положение в динамично развивающихся отношениях между странами. Российская Федерация всегда была и по сей день остается страной, обладающей огромным экономическим потенциалом, благодаря которому является потенциально выгодным торговым партнером. В связи с этим отмечается, что вопросы в экономической сфере для России и США, безусловно, важны. Для взаимодействия и сотрудничества должна быть создана приемлемая среда, обеспечивающая должный уровень взаимного доверия, несмотря на значительную асимметрию, касательно экономического развития или развития в сфере военных расходов.
Задача позитивного развития российско-американских отношений требует также повысить внимание к вопросам публичной дипломатии, которая имела бы более выверенный, адресный и эффективный характер на американском направлении, к мероприятиям по противодействию насаждению негативного образа России и, по возможности, укреплению ее положительной репутации. При этом, естественно, нужно иметь в виду, что задача изменения отношения к России в США и в мире в целом имеет в большей степени морально¬политический, а не технологическ иприкладной характер. И главным ресурсом России, который не могут ни принизить, ни восполнить профессиональные имиджмейкеры, будут: ее реальные успехи по преодолению кризиса без социальных потрясений и выходу из него на новый уровень социально - экономического развития на базе инноваций и высоких технологий; успешная борьба с коррупцией; развитие подлинных институтов демократии и гражданского общества; продвижение в решении демографических и экологических проблем, в возрождении Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера; осуществление эффективной военной реформы и др.
Несмотря на сложности и трудности в установлении и укреплении российско-американских отношений, сотрудничество США и России однозначно имеет первостепенное решение для укрепления международной безопасности, которая заключается в контроле, ограничении и сокращении ракетно-ядерной системы, нераспространении ядерного оружия, недопущения создания новых видов оружия массового уничтожения, распространения террористической угрозы.



Нормативные правовые акты и источники
1. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1441 от 08.11.2002 г. /
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N02/682/28/PDF/N0268228.pdf
2. Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://euroua.com/association/
3. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года от 13 мая 2009 года / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/suppleme nt/424
4. Стратегия национальной безопасности США Стратегия национальной
безопасности США от 13.02.2015г. / [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://inosmi.ru/op_ed/20150213/226255885.html
Книги, монографии
5. Барышев А.П. Современная стратегия США и НАТО (в контексте проблем национальной безопасности России) / А.П. Барышев. - М.: Объединенное гуманитарное издательство (ОГИ), 2011. - 125 с.
6. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы / З. Бжезинский. - М.: Международные отношения, 2003.- 224 с.
7. Бжезинский З. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы / З. Бжезинский. - М.: Международные отношения, 2010. - 192 с.
8. Бжезинский З. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис/ З. Бжезинский. - М.: АСТ, Астрель; 2013. - 288 с.
9. Бжезинский З. Украинский шанс для России / З. Бжезинский - М.: Алгоритм, 2016. - 240 с.
10. Богатуров А.Д. Лидерство и конкуренция в мировой системе: Россия и США / Отв. ред. А.Д. Богатуров, Т.А. Шаклеина. - М.: КРАСАНД, 2010. - 352 с.
11. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн // Пер. с англ. П.М. Кудюкина. - СПб.: Университетская книга, 2001.- 176 с.
12. Васильев А.М. Арабский кризис и его международные последствия / А.М. Васильев, А.Д. Саватеев А.Д., Л.М. Исаев - М.: Ленанд, 2014. - 256 с.
13. Дынкин А.А., Н.И. Иванова Россия в полицентричном мире / А.А Дынкин, Иванова Н.И. - М.: Весь мир, 2011. - 579 с.
14.Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А.Г. Здравомыслов - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 285 с.
15.Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта - М.: Аспект Пресс, 1996. - 261 с.
16. Иванов И.С. (ред.), Десять лет без договора по ПРО. Проблема противоракетной обороны в российско-американских отношениях / И.С. Иванов, С.М. Рогов, С.Н. Бабич и др. - М.: Спецкнига, 2012. - 80 с.
17. Киссинджер Г. Мировой порядок / Г.Киссинджер. - М.: АСТ, 2015. - 521
с.
18. Киссинджер Г. Понять Путина. Политика здравого смысла /
Г. Киссинджер. - М.: Алгоритм, 2014. - 86 с.
19. Ланда Р.Г. Ислам и власть / Р.Г. Ланда. - М.: Ин-т востоковедения РАН; Изд. «Крафт +», 2001. - 273 с.
20. Мнацаканян М. О. Национализм и глобализм: Национальная жизнь в современном мире / М.О. Мнацаканян - М.: Анкил, 2008. - 408 с.
21. Поликарпов В. Збигнев Бжезинский. Сделать Россию пешкой - М.: Эксмо, Алгоритм, 2011. - 224 с.
22. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы / Е.М.
Примаков. - М.: Наука, 1982. - 327 с.
23. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость / Е.М. Примаков. - М.: ИИК «Российская газета», - 2009. - 239 с.
24. Филимонов Г.Ю. Мягкая сила культурной дипломатии США / Г.Ю. Филимонов. - М.: РУДН, 2010. - 212 с.
25. Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке / Т.А. Шаклеина. - М.: Аспект пресс, 2002. - 445 с.
26. Юргенс И.Ю. Отношения Россия-США: к новой повестке дня / Под общей редакцией проф. Юргенса И.Ю., акад. Дынкина А.А., чл.-корр. Арбатова А.Г - М.: Экон-Информ, 2009. - 88 с.
Многотомные издания
27. Богданов А. Американская гегемония и факторы системной нестабильности в XXI веке / А. Богданов // Международные процессы. -
2014. - Т 12. - № 3(38). - С. 8-22.
28. Косолапов, Н.А. Пороговый уровень и вероятность конфликта США с Россией / Н.А. Косолапов // Международные процессы. - 2008. - Т 4. - № 3.- C. 15-25.
Справочные издания
29. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога 2-е изд. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с.
Сборники конференций
30. Украина: предпосылки кризиса и сценарии будущего. Доклад
Международного дискуссионного клуба «Валдай». Москва, сентябрь 2014
г. - М.: Международный дискуссионный клуб «Валдай», 2014. - 86 с.
Периодические издания
31. Абалян А.И. Причины и предпосылки ирано-иракского вооруженного конфликта 1980-1988 годов / А.И. Абалян // Вестник СПбГУ Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2014. - №2. - С.94-101.
32. Белоусова К. А. Ирано-иракская война (1980-1988) и политика США в Ираке / К.А. Белоусова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2005. - №2 (12). - С.44-55
33. Войтоловский Ф.Г. Российско-американские отношения в контексте украинского кризиса: тенденции и перспективы / Ф.Г. Войтоловский // Пути к миру и безопасности. - 2015 - № 1(48). - С. 67-84.
34. Иванов А. А., Богун И. М. Коррупция и политический кризис на Украине / А.А. Иванов, И.М. Богун // Право и современные государства. - 2014. - №1 - С.45-55.
35. Лебедева М. М. Ресурсы влияния в мировой политике. / М.М. Лебедева // - Полис. Политические исследования. - 2014. - № 1. - С. 99-108.
36. Нур Сахаб Ахмед Али Война в Ираке: основные причины и предпосылки / А.А. Нур Сахаб // Учёные записки УО «ВГУ им. П.М. Машерова». -
2010. - №9. - с.119-125.
37. Рассолова П. Э. Неоконсерваторы и война в Ираке / П.Э. Рассолова // Вестник СПбГУ - Серия 6. Политология. Международные отношения. -
2011. - №2. - С.77-83
38. Симония Н., Торкунов А.В. Глобализация и проблема мирового лидерства /Н. Симония, А.В. Торкунов // Международная жизнь. - 2013. - №3. - С. 22-35.
39. Соловьев Э.Г. Суверенитет в рамках полицентричного миропорядка: возвращение к истокам / Э.Г. Соловьев // Международная жизнь. - 2014. - №6. - С. 96-110.
40. Торкунов А.В. Трудная дорога к партнерству / А.В. Торкунов // Свободная мысль. 2004 - № 4. - с. 80-94.
41. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде» / Н.А. Цветкова // Международные процессы. -
2015. - № 3(42) - С.121-133.
42. Шаклеина Т.А. Лидерство и современный мировой порядок: нужен ли миру лидер? / Т.А. Шаклеина // Международные процессы. - 2015. - №4. - С. 6-19.
43. Шумилин А. Проблема Ирака в американо-российских отношениях (2002-2006 гг.) / А. Шумилин // США, Канада. Экономика, политика, культура. - 2006. - № 10 - С. 35-46.
44. Якимец В.Н., Никовская Л.И. Сложносоставные конфликты — атрибут постсоциалистической трансформации / В. Н. Якимец, Л. И. Никовская // Социологические исследования. - 2005. - №8. - С.77-90.
Авторефераты диссертационных исследований
45. Иванов С.М. Международный аспект проблемы самоопределения Иракского Курдистана: 90-е годы XX в. - начало XXI в.: автореф. дисс. канд. ист. наук:17.00.15:защищена 21.04.2008 / С.М. Иванов - М., 2008. - 189 с.
46.Чувашова Н.И. Структура и динамика социально-политических
конфликтов в современном российском обществе: автореф. докт. полит. наук: 23.00.02 : защищена 26.09.2007 / Н.И. Чувашова. - М., 2008. - 57 с.
Материалы сети Интернет
47. Darden K., Ukraine's crisis of legitimacy. Foreign Affairs. Tampa, Florida. /
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.foreignaffairs.com/articles/russia-fsu/2014-03-03/ukraines-crisis- legitimacy (дата обращения: 10.03.2017).
48. Le Figaro - Actualite en direct et informations en continu / [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.lefigaro.fr/opinion/20030410.FIG
0092.html (дата обращения 10.04.2003).
49. Альтернативы продолжения антитеррористической операции /
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //www.unian.net/politics/916759-alternativyi-prodolj eniyu-
antiterroristicheskoy-operatsii-net-poroshenko.html (дата обращения:
20.03.2017).
50. Выступление В.В.Путина и ответы на вопросы на Деловом саммите
АТЭС 19.10.2003 г. / [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22164
51. Выступление В.В.Путина с ежегодным Посланием Федеральному
Собранию Российсской Федерации 16.05.2003 г. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/28640
52. Интервью президента России В.В.Путина французской телекомпании «Франс-3» 9 февраля 2003 года / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://special.kremlin.rU/events/president/transcripts/21864
53. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с высказываниями первого заместителя Генерального секретаря НАТО А.Вершбоу 21.10.2014 г. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/web/guest/kommentarii predstavitelya//asset publisher/MC Z7HQuMdqBY/content/id/716190
54. Крушение малайзийского Боинга на Украине // РИА Новости /
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/incidents/2014
0717H016429277.html
55. Политика XXI века / [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://inosmi.ru/politic/20151220/234857005.html
56. Протест Ирака / [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.bbc.com/russian/international/2011/02/110225 iraq protest.shtml
57. Совместная пресс-конференция В.В.Путина с Президентом США Джорджем Бушем 27.09.2013 г. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22131



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ