Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №65175

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы53
Год сдачи2016
Стоимость3750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие и особенности развитие эмоциональной лексики в
онтогенезе 7
1.2. Характеристика эмоциональной лексики у дошкольников с общим
недоразвитием речи 19
1.3. Анализ эффективных методов по формированию эмоциональной
лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Выявление уровня развития эмоциональной лексики у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 30
2.2. Система логопедической работы по развитию эмоциональной
лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53


Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвоение лексических средств языка. Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач.
Эмоциональная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения человека к тому или иному предмету высказывания, в той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Эмоциональная лексика у детей с речевыми нарушениями используется выборочно и фрагментарно. А между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям, которая помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест.
Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания. Впервые проблема обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой была поставлена в начале 80-х годов XX века в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. В них овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника. Подчеркивается важность усвоения этой лексики в единстве с нравственным развитием ребенка, интенсивным накоплением опыта нравственного поведения детей, совершенствованием их социальных контактов с окружающими.
Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская неоднократно исследовали проблему особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию В их исследованиях выявлено количественное и качественное своеобразие словарного запаса детей с речевыми расстройствами.
Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина предложили основные направления формирования словаря у детей с нарушениями речи, разработали методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей.
Учеными выявлено, что эмоциональная лексика используется детьми с речевыми нарушениями фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности. Целенаправленное формирование эмоциональной лексики у детей с ОНР может способствовать правильному пониманию и называнию определенного эмоционального состояния, оцениванию коммуникативных ситуаций, выражению своих и чужих переживаний, чувств, влияет на когнитивные процессы.
Несмотря на то, что созданы теоретические основы изучения лексической стороны речи детей, имеющих речевые расстройства, до настоящего времени проблема развития эмоциональной лексики не решена. Не исследованы в полном объеме ее специфические особенности, отсутствуют методы и приемы коррекционной работы, направленные на ее обогащение. В связи с этим выбранную нами тему следует считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать систему логопедической работы по развитию эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по развитию эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: коррекционно-педагогическая работа по развитию
эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет успешной при соблюдении следующих условий:
1. Поэтапная организация работы по развитию эмоциональной лексики.
2. Привлечение к реализации логопедической работы по развитию эмоциональной лексики педагогов ДОУ и родителей.
Исходя из цели, мы выделили задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему развития эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Исследовать уровень развития эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать содержание логопедической работы по развитию эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для реализации поставленных целей и задач исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
3) метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребёнка Л.С. Выготского; концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 г. Белгорода.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоциональная лексика в русском языке включает в себя три основные категории: экспрессивная лексика, сравнительная лексика, лексика,
сформированная с помощью использования словообразовательных средств. Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач. Развитие эмоциональной лексики обеспечивается комплексом многоступенчатых процессов высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления), а также протекает при взаимодействии перцептивного, когнитивного и эмоционального опыта. Эмоциональная лексика развивается поэтапно и в тоже время параллельно с развитием других компонентов речи.
Анализ развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи свидетельствует о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристиках лексического запаса. Эмоциональная лексика используется дошкольниками с ОНР фрагментарно и лишь в устойчивых, стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности. Особенности эмоциональной лексики, как правило, проявляются: в незнании многих слов и оборотов; в неумении отобрать из лексикона и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другим, словом свидетельствуют о несформированности целостной системы лексических значений.
Наша работа была ориентирована на исследование уровня развития эмоциональной лексики. Для выявления уровня развития эмоциональной лексики мы использовали диагностические методики В. П. Глухова и И.Ю Кондратенко. С их помощью мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР низкий уровень развития эмоциональной лексики. Результаты показали, что у детей с ОНР слабо развита эмоциональная лексика, у одного ребенка выявлен средний уровень - 8%, у 11 детей - низкий уровень развития эмоциональной лексики, что составило 92%.
Данные диагностических методик позволили нам разработать перспективный план работы с детьми, который включает в себя два этапа. Первый этап направлен на развитие восприятия эмоциональных состояний, доступных возрасту, для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики. Второй этап направлен на непосредственное формирование эмоциональной лексики. Данные этапы тесно связаны друг с другом и предполагают системную работу по их реализации.
Таким образом, можно отметить, что запланированная нами работа направленная на развитие у детей с общим недоразвитием речи эмоциональной лексики будет эффективной при реализации ее всеми субъектами образовательного процесса.


1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие [Текст] /В.М.Акименко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
2. Безрукова О.А Формирование системных лексических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] М.: Владос, 2001.
3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей[Текст] : Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР ( Организационный аспект) [Текст] - М.: Секачев, 2007
5. Баженов Н. М., Черкашин Р. А. Выразительное чтение. [Текст] Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1960.
6. Берков В. П. Двуязычная лексикография [Текст] — СПб: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1996.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. [Текст] М.: Лабиринт, 1999.
8. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии [Текст]// Выготский Л.С./ Собр. соч. в 5 т. Т. 5. — М.: Педагогика, 1983.
9. Вайгла Э.А. Эмоциональная лексика современного русского языка и проблемы её перевода [Текст] // Э.А. Вайгла/ МГУ им. М.В. Ломоносова. — М. 1978.
10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. [Текст] — 2-е изд., испр. и доп / В.П. Глухов. — М.: Аркти, 2004.
11. Галкина-Федорук Е. М., Горшкова К. В., Шанский Н. М. Современный русский язык. [Текст] М.: Учпедгиз, 1957.
12. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. [Текст] М.: Научно¬
практический центр «Коррекция», 1992.
13. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] М.: АПН РСФСР, 1961.
14. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. [Текст] М.: Просвещение, 1973.
15. Гербова В. В., Лямина Г. М. О развитии речи старших дошкольников в условиях малокомплектного детского сада [Текст] // Дошкольное воспитание. 1985. -№ 1.-С. 6-12.
16. Дель С.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] /С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в дет. саду.
17. Запорожец А. В. Избранные психологические труды [Текст]: В 2 т. Т.1.- М.: Педагогика, 1986.
18. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст]: Автореф. дис. канд. филол. наук. Новосибирск, 1975.
19. Иванова С.В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе [Текст] / С.В. Иванова //Логопед. — 2004. — № 4. — С. 57—64.
20. Кряжева Н. JI. Развитие эмоционального мира детей. [Текст] Ярославль: Академия развития, 1996.
21. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]/составитель И.Ю. Кондратенко. — Москва: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2005.
22. Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста [Текст]/ И.Ю. Кондратенко // Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 56—69.
23. Курзинер.Е.С. Речевые этапы онтогенеза. [Текст] - М., 1996.
24. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996.
25. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. 3-е изд., доп. Издательский центр "Академия", 2001.
26. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. [Текст] М.: АПН РСФСР, 1958.
27. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи. [Текст] М.: АПН РСФСР, 1961.
28. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей алаликов. [Текст] - М.: Учпедгиз, 1951.
29. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. [Текст]М.: Просвещение, 1969.
30. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: МГУ, 1971.
31. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). [Текст]М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
32. Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. [Текст] / Под ред. А.И. Федорова. АН СССР. - Новосибирск.: изд-во Новос. Ун-та, 1986. - 227 стр.
33. Основы теории и практики логопедии. [Текст]Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.
34. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. [Текст] -М.: Международные отношения, 1995.
35. Современный русский язык[Текст]/ Под ред. В. А. Белошапковой М.: Азбуковник, 1999.
36. Современный русский язык [Текст]/ Под ред. П. А. Леканта М.: Дрофа, 2001.
37. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи[Текст]// Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. - М., 1982.
38. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией [Текст]/Н.В. Серебрякова// Методическое пособие. — Спб.: КАРО, 2009.
39. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи [Текст] // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. - М., 1982.
40. Ставцева Е.А. Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста : [Текст] Москва, 2002.
41. Трифонова В.А. Выявление детей с нарушениями речи [Текст]М. - 2001.
42. Тверская О.Н. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]/ О.Н. Тверская, Ж.В. Зигангирова // Логопед. — 2011. — № 1. — С. 35—48.
43. Ушакова О. С. Развитие словесного творчества детей 6—7 лет. [Текст] — Дошк. воспитание, 1972, № 9.
44. Филичева Т.Б, Т.Туманова. Совершенствование связной речи [Текст] М.1994-311с
45. Фомина М.И. Лексика современного русского языка. [Текст] - М., 1973.
46. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии. Логопедия. - М., 1959 - 415с.
47. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика [Текст]/ Д.Н.Шмелев. - М.: Просвещение, 1997.
48. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. [Текст]М.: Просвещение, 1977.
49. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. [Текст] М.: АПН РСФСР, 1958.
50. Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем детстве [Текст] // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
51. Языкознание. Большой энциклопедический словарь [Текст]/ Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
52. Янченко И.В. Нарушения эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как причина затруднений речевого общения [Текст]/ И.В. Янченко, В.А. Моисеенко // Логопедия сегодня. — 2012. — № 1. — С. 43—44.
53. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школ [Текст] С-Пб., 2001.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ