Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №70600

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Вопросительные высказывания как структурный и функциональный
компонент диалогической речи 7
1.2. Овладение вопросительными высказываниями в онтогенезе 11
1.3. Особенности формирования вопросительных высказываний у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Анализ вопросительных высказываний у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 29
2.2. Организационно - методический аспект работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 68


Актуальность темы нашего исследования обусловлена значимостью формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников: умение проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, активно взаимодействовать со сверстниками, достаточно хорошо владеть устной речью, проявлять и выражать свои мысли, чувства и желания, пользуясь речью, а также значимо умение проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями.
В настоящее время можно отметить тенденцию к повышению внимания социума к восстановлению культуры диалога. Зарубежные и отечественные исследователи (А.А. Ивин, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Д. Болинджер) занимаются разработкой технологий общения, создают методики обучения ведению споров, полемики. Овладение технологиями общения в числе коммуникативных способностей определяется авторами, как важное условие социальной успешности.
Несмотря на то, что в последние годы проводится множество исследований коммуникативно-речевой деятельности и диалога детей с общим недоразвитием речи, проблемы формирования вопросительных высказываний изучены недостаточно полно.
В исследованиях O.E. Грибовой Б.М. Гриншпун, P.E. Левиной, О.С. Павловой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, Е.Г. Федосеевой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и других авторов отмечается характерное для детей с общим недоразвитием речи нарушение диалогической речи коммуникативного развития и обозначена необходимость организации работы по её преодолению.
Одним из ключевых аспектов в работе по преодолению нарушений коммуникативно-речевой деятельности дошкольников, включая и детей с общим недоразвитием речи, является формирование у них вопросительных высказываний.
На современном этапе развития теории и практики образования, вопросительное высказывание рассматривается как мотивация обучения, начало и продолжение мыслительных процессов, а так же навык речевой культуры (И.А. Виноградова, Н.М. Чалов).
Изучением проблемы формирования вопросительных высказываний занимались такие авторы как В.В. Дремова, О.А. Степанова, Н.М. Путкова, В. М Снетков, И.В. Загашев и другие, выделили ряд проблем: слабо сформированы мотивы появления вопросительных высказываний, сложности с пониманием выполнения инструкций типа «спроси, задай вопрос», более поздние сроки овладения основными функциями вопросов - познавательной и коммуникативной.
Таким образом, в настоящее время работа по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, не достаточно теоретически и практически разработана. В связи с этим, проблема поиска новых эффективных подходов к работе по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи остается актуальной.
Обобщив данные, можно выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
организационно-методический аспект работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - организационно-методический аспект работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи определяется её направленностью на систематичное и поэтапное формирование функциональных типов вопросительных высказываний.
Задачи исследования:
1) теоретически обосновать проблему формирования
вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2) подобрать диагностический инструментарий для изучения
вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи; разработать критерии и показатели сформированности вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи;
3) проанализировать особенности вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4) разработать организационно-методический аспект работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о коммуникативно-деятельностном подходе при формировании речи и коррекции ее нарушений (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Р.Е Левина, А.Н. Леонтьев Арешина Е.В., Плаксина Е.Н.); психолого-педагогические положения о деятельностном подходе к процессу обучения (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С. Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); научно¬теоретические представления о сложной структуре речевой деятельности и о взаимодействии ее операциональных звеньев (Т.В. Ахутина, JI.C. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия); научные концепции о связи деятельности и общения и их ведущей роли в развитии и формировании личности ребенка, в том числе с нарушениями речи (P.E. Левина, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина), исследования О.С. Павловой, Л.М. Чудиновой, Е.Г. Федосеевой, Н.М. Путковой и других об особенностях коммуникативно-речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи и формирования вопросительных высказываний.
Методы исследования подбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также цели, задач и гипотезы исследования:
— теоретические: анализ лингвистической, психолингвистической, психологической, педагогической и методической литературы;
— эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирования;
— метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка». В исследовании приняло участие 13 детей старшего дошкольного возраста, группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель настоящего исследования заключалась в теоретическом обосновании и разработке организационно-методического аспекта работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретически обосновав проблему формирования вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы выявили, что проблема изучения вопросительных высказываний указана в трудах многих исследователей из различных областей научного знания и является междисциплинарной проблемой.
Доказано, что вопрос, как средство повышения речевой и познавательной активности ребенка в процессе обучения, является значимым звеном. В связи с этим, имеет место необходимость обучения умению вести диалог (задавать вопросы и отвечать на них) в возрасте от 4 до 7 лет.
Исходя из анализа научной литературы по теме исследования, нами были выявлены особенности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи:
— слабая мотивация появления вопросительных высказываний, вопросительной интонации, отсутствие зрительного контакта;
— сложности с пониманием и выполнением инструкций «спроси, задай вопрос»
— не достаточная сформированность синтаксических и лексико-грамматических средства оформления вопросительных высказываний;
— более поздние сроки овладения основными функциями вопросов - познавательной и коммуникативной
Для выявления особенностей формирования вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи нами были подобраны такие методики как наблюдение за детьми в различных ситуациях общения, в ходе организованной образовательной деятельности, в свободном общении и в ходе режимных моментов; а также экспериментальная беседа.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить ряд особенностей вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
При продуцировании вопросительных высказываний детьми, затруднения возникали уже на этапе мотивации и создании смысловой программы. Трудности при определении темы вопроса также были выявлены у испытуемых с общим недоразвитием речи.
На этапе лексико-грамматического развертывания вопросов затруднения или ошибки были отмечены нами у 38,5% дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе исследования, нами было установлено, что дети с недоразвитием речи в целом лучше владеют навыком постановки социально¬коммуникативных вопросов, чем познавательных. Мы смогли охарактеризовать, как сформированный, навык постановки
контактоустанавливающих вопросов только у 38,5 % детей с общим
недоразвитием речи.
Познавательные вопросы 23% детей с общим недоразвитием речи признаны нами сформированными. Однако имеют место сведения о том, что процесс формирования познавательной функции вопросов не заканчивается в дошкольном возрасте, а продолжается при переходе к школьному обучению.
Выявлено, что дети с недоразвитием речи используют стереотипию вопросительных высказываний. Также им свойственна стереотипия использования вопросов о предметах и явлениях, месте и причине. Вопросы, относящиеся к количественной и качественной характеристике предметов и явлений (какой?, сколько?, чей?) наиболее редко используются детьми с общим недоразвитием речи и вызывают наибольшее количество затруднений.
Наше исследование позволило установить неоднородность группы детей с общим недоразвитием речи в зависимости от уровня сформированности вопросительных высказываний.
На основании этих данных, нами были разработаны основные направления работы по формированию вопросительных высказываний, в основе которых положены принципы коммуникативно - деятельностного подхода, системного подхода, комплексности, дифференцированного подхода и онтогенетический. Направления работы, нами были выделены такие:
— формирование умения воспринимать и понимать вопросительные высказывания;
— формирование умения задавать вопросы.
Нами была разработана система примерного календарно-тематического планирования работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Работа строилась с учётом задач, поставленных нами на каждом этапе примерного календарно-тематического планирования работы учителя-логопеда и расписана нами на период с ноября по март. Задания были подобраны исходя из уровня сформированности вопросительных высказываний, возможностей и особенностей детей.



1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.-272с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.¬400с.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - Изд-е 3-е. - М.: КОМКНИА, 2005.-576с.
4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Просвещение, 1979.-356с.
5. Бережнова, Е.В. Прикладное исследование в педагогике[Текст]: Монография / Е.В. Бережнова. - М.-Волгоград: Перемена, 2003.-164с.
6. Бодалев, A.A. Психология общения [Текст] / A.A. Бодалев // Избранные психологические труды. - Москва: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-256с.
7. Борисова, И.Н. Русский разговорный диалог [Текст]: структура и динамика / И.Н. Борисова. - M.:URSS: КомКнига, 2005.-318с.
8. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] : Учебник для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: Аст.Астрель, 2005.-383с.
9. Виноградов, И.А. Диалог о диалоге [Текст] / И.А. Виноградов, Н.М. Чалов. - М., Объединение «Книжник», 1994.-72с.
10. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей: 1 класс[Текст] : Рабочая тетрадь [Текст] / Н.К.Винокурова, Т.Б.Лифанова. - М.: “РОСМЭН-Пресс”, 2002. -56с.
11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г.А.Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 1973. -144с.
12. Волосовец, Т.В., Сазонова, С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида [Текст]: Практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова. -М.: Владос-пресс, 2004.-232с.
13. Возрастные особенности психологии детей [Текст] /под ред. Дубровина - Москва:2000. - 182 с.
14. Воробьева, B.K. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: Учебное пособие/ В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2007.-158с
15. Воробьева, В.К. О некоторых особенностях построения фразы и устной речи детей-алаликов [Текст] : Очерки по патологии речи и голоса / В.К. Воробьева - М.: Учпедгиз, 2011. - С.66-67.
16. Ворошилова, И.Н. Развитие вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : Наука и образование: новое время / И.Н.Ворошилова - М.: 2016-№3-с.14-21 с.
17. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский — М.: Лабиринт, 1999. - 504 с.
18. Галкина-Федорук, Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке [Текст] : Сборник статей по языкознанию / Е.М. Галкина-Федорук — М.: Наука, 1958. — С. 103-124 с.
19. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2002.-144с.
20. Горелов, И.Н. Безмолвный мысли знак [Текст]: Рассказы о невербальной коммуникации / И.Н. Горелов. - М.: Молодая гвардия, 1991.¬240с.
21. Грибова, O.E. Психолингвистика и логопедия: вопросы,
предположения [Текст] : Дефектология / O.E. Грибова - М., 1999. №3.-C.3-l 1
22. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. - М.: Академия, 2002.- 273с.
23. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: Детство-пресс, 2001.-240с.
24. Дроздова, Н.В. К проблеме формирования вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: Коррекционная и социальная педагогика и психология./ Н.В. Дроздова, А.В. Вепрева -М.:2013.-204-209 с.
25. Дьяченко, О.М. Что на свете не бывает? [Текст] / О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса - М.: Знание, 2004. - 90 с.
26. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.: АПН, 1995.-370 с.
27. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л. А. Венгер и др. - М.: Просвещение, 2006. - 124 с.
28. Капитовская, O.A., Плохотнюк М.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями [Текст]: Пособие для логопедов и воспитателей / O.A. Капитонская, М.Г. Плохотнюк. - СПб.: Каро,2005.- 64с.
29. Колшанский, Г.В. Коммуникативная функция и структура языка [Текст] / Г.В. Колшанский; отв. редактор Т.В. Булыгина.-2-е изд. - М.:КомКнига, 2005.-175с.
30. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе [Текст] / Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова. - М.: Просвещение, 2001. - 178с.
31. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 224с.
32. Лаптева, Н. В. Формирование вопросительных предложений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : / Н. В. Лаптева, Е. Н. Ильина // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». - 2016. - Т. 8. - С. 100-103с. Режим доступа: http: //e-
concept.ru/201656128.html (дата обращения : 03.04.2018).
33. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] // Специальная школа, 1967.-236 с.
34. Лисина, М.И Общение, личность и психика ребенка [Текст]: Институт Практической Психологии / М.И.Лисина, А.Г. Рузская - М.:, 1997. - 384 с.
35. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л.В.Лопатина. - СПб., 2004.
36. Лубовский, В.И. Специальная психология. [Текст] / В.И. Лубовский. — М.: «Academia», 2006.-118 с.
37. Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций [Текст] : учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. — М.: КДУ, 2009. — 190 с.
38. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн.: Учеб., Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос,2005. - 508 с.
39. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная программа. С 3 до 7 лет. ФГОС [Текст] / Н.В. Нищева, Н.В. Кондратовская. - СПб., «Детство - Пресс, 2007.-39 с.
40. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А.Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. -512 с.
41. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. — М.: Педагогика-пресс, 1994.-527с.
42. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Уч. Пос. [Текст] / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 399 с.
43. Почепцов, О.Г. Семантика и прагматика вопросительного предложения [Текст]: Автореф. дис. канд. филолог. наук. / Киевский гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко - Киев, 1979. - 24с.
44. Путкова, Н.М. Формирование вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: Автореф. дис. канд.
педагогич. наук. / Московский гос. гуманит. ун-т. М.А. Шолохова-Москва,
2008. -150С.
45. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца и Д.В. Эльконина. - М., 2004. - 374 с.
46. Развитие творческой активности школьников [Текст] / А. М. Матюшкин, И.С. Аверина, Г.Д. Чистяков и др.; под ред. A.M. Матюшкина; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М: Педагогика, 1991.-155 с.
47. Розенталь, Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических
терминов [Текст] / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. -Изд. 2-е. - М.:
Просвещение, 1976. -543с.
48. Рузская, А.Г. Возраст «Почемучки»: О становлении умственной и духовной жизни детей от З до 5 лет [Текст] / А.Г. Рузская // Материнство. - 1998. № 2(17)- С.32-35 с.
49. Семаго, Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М., 2000.-36-48 с.
50. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст]: Учеб. пособие / Селиверстов В.И. -М.: Владос: Моск.пед.гос.ун-т, 1994.-343с.
51. Сеченов, И.М. Психология поведения [Текст]: избранные
психологические труды./ И.М. Сеченов - М., 2006.-275 с.
52. Сиротинина, О.Б. Русская разговорная речь [Текст] / О.Б. Сиротинина.- М.: Логос, 1993.-374с.
53. Соботович, Е.Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы диагностики [Текст] :Дефектология Е.Ф.Соботович, А.Ф. Черопольская. М.: - 2004. - № 4.-18 с.
54. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А.Сохин. - М. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 224с.
55. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.В.Туманова. - М.: Альфа, 2002.- 114с.
56. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова Логопедия. -2006. - №2 (12). -57-69 с.
57. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е.А. Флерина; под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-334с.
58. Фотекова, Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития [Текст] : Дефектология / Т.А. Фотекова - М., 2003. №1.- 23-33 с.
59. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] : Специальная дошкольная педагогика / Г.В. Чиркина. - М.: «Академия», 2001.-112 с.
60. Якубинский Л.П. Язык и его функционирование [Текст]: избранные работы/ Л.П. Якубинский; отв.ред. А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1986.- 17-59с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ