Международное сотрудничество государств в сфере информационной безопасности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые аспекты информационной безопасности 5
1.1. Информационная безопасность: терминологические и содержатель¬ные различия 5
1.2. Характер угроз информационной безопасности 16
ГЛАВА 2. Сотрудничество государств по созданию системы международной информационной безопасности 28
2.1. Международные акты, регулирующие вопросы обеспечения
информационной безопасности 28
2.2. Региональное и двустороннее сотрудничество России в сфере
обеспечения информационной безопасности 44
2.3. Взаимодействие государств по созданию системы международной
информационной безопасности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 70
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые аспекты информационной безопасности 5
1.1. Информационная безопасность: терминологические и содержатель¬ные различия 5
1.2. Характер угроз информационной безопасности 16
ГЛАВА 2. Сотрудничество государств по созданию системы международной информационной безопасности 28
2.1. Международные акты, регулирующие вопросы обеспечения
информационной безопасности 28
2.2. Региональное и двустороннее сотрудничество России в сфере
обеспечения информационной безопасности 44
2.3. Взаимодействие государств по созданию системы международной
информационной безопасности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 70
Актуальность вопросов международного сотрудничества государств в сфере информационной безопасности обусловлена зависимостью всех сфер жизни современного общества от информационных технологий. Распростра¬нение новейших информационных технологий и глобальных средств комму¬никации, с одной стороны, открывает колоссальные возможности для разви¬тия общества, а с другой, порождает многочисленные проблемы политиче¬ского, социально-экономического, научно-технического, военного и правово¬го характера. Причем решение этих проблем возможно только совместными усилиями международного сообщества на основе взаимовыгодного сотруд¬ничества между государствами.
Акцентирует внимание на необходимости сотрудничества государств в данной сфере Президент России В.В. Путин: «уровень угроз в информацион¬ном пространстве повышается, число рисков увеличивается, а негативные последствия разного рода кибератак носят уже не локальный, а действитель¬но глобальный характер и масштаб. Формирование международной системы информационной безопасности соответствует сегодня не только националь¬ным интересам России, но и интересам всего мирового сообщества» .
Вопросы информационной безопасности исследуется как в теоретиче-ском аспекте, так и в контексте социально-психологической, правовой, эко-номической и технической проблематики. В связи с чем, теоретическая ос-нова работы сформирована с учетом научных трудов как ученых в области международного публичного права, так и политологов, криминалистов, спе¬циалистов в области информационных технологий: П.В. Агапова, С.В. Бари¬нова, Д.Г. Грибкова, А.В. Даниленкова, Е.С. Зиновьевой, Т.В Закупень, Е.И. Ильичева, О.В. Казарина, Е.А. Меркурьевой, М.С. Соколова и др.
Нормативно-правовую базу исследования составляют как междуна¬родные и региональные договоры, конвенции и резолюции, так и националь¬ные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения ин¬формационной безопасности.
Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере международного со-трудничества государств по обеспечению информационной безопасности.
Предмет исследования составляют международные, региональные и национальные правовые нормы, определяющие основы, принципы и порядок взаимодействия государств по созданию системы международной информа¬ционной безопасности.
Целью выпускной квалификационной работы является комплекс-ный анализ вопросов международного сотрудничества государств в сфере информационной безопасности. Достижение указанной цели связано с реше¬нием следующих задач:
• выявить терминологические и содержательные различия понятий, исполь¬зуемых при определении информационной безопасности в России и зару¬бежных странах;
• определить характер угроз информационной безопасности;
• рассмотреть международные акты, регулирующие вопросы в сфере обес¬печения информационной безопасности;
• проанализировать региональное и двустороннее сотрудничество России по вопросам обеспечения информационной безопасности;
• рассмотреть проблемы, возникающие при взаимодействии государств по созданию международной системы информационной безопасности.
Методологическая основа работы. В процессе исследования исполь¬зовались общенаучные методы познания, такие как анализ изучаемых явле¬ний и синтез полученных результатов, индукция и дедукция, а также приме¬нялись частноправовые методы: историко-юридический, сравнительно¬правовой, формально-логический и др.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных нормативно-правовых актов и литературы.
Акцентирует внимание на необходимости сотрудничества государств в данной сфере Президент России В.В. Путин: «уровень угроз в информацион¬ном пространстве повышается, число рисков увеличивается, а негативные последствия разного рода кибератак носят уже не локальный, а действитель¬но глобальный характер и масштаб. Формирование международной системы информационной безопасности соответствует сегодня не только националь¬ным интересам России, но и интересам всего мирового сообщества» .
Вопросы информационной безопасности исследуется как в теоретиче-ском аспекте, так и в контексте социально-психологической, правовой, эко-номической и технической проблематики. В связи с чем, теоретическая ос-нова работы сформирована с учетом научных трудов как ученых в области международного публичного права, так и политологов, криминалистов, спе¬циалистов в области информационных технологий: П.В. Агапова, С.В. Бари¬нова, Д.Г. Грибкова, А.В. Даниленкова, Е.С. Зиновьевой, Т.В Закупень, Е.И. Ильичева, О.В. Казарина, Е.А. Меркурьевой, М.С. Соколова и др.
Нормативно-правовую базу исследования составляют как междуна¬родные и региональные договоры, конвенции и резолюции, так и националь¬ные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения ин¬формационной безопасности.
Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере международного со-трудничества государств по обеспечению информационной безопасности.
Предмет исследования составляют международные, региональные и национальные правовые нормы, определяющие основы, принципы и порядок взаимодействия государств по созданию системы международной информа¬ционной безопасности.
Целью выпускной квалификационной работы является комплекс-ный анализ вопросов международного сотрудничества государств в сфере информационной безопасности. Достижение указанной цели связано с реше¬нием следующих задач:
• выявить терминологические и содержательные различия понятий, исполь¬зуемых при определении информационной безопасности в России и зару¬бежных странах;
• определить характер угроз информационной безопасности;
• рассмотреть международные акты, регулирующие вопросы в сфере обес¬печения информационной безопасности;
• проанализировать региональное и двустороннее сотрудничество России по вопросам обеспечения информационной безопасности;
• рассмотреть проблемы, возникающие при взаимодействии государств по созданию международной системы информационной безопасности.
Методологическая основа работы. В процессе исследования исполь¬зовались общенаучные методы познания, такие как анализ изучаемых явле¬ний и синтез полученных результатов, индукция и дедукция, а также приме¬нялись частноправовые методы: историко-юридический, сравнительно¬правовой, формально-логический и др.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных нормативно-правовых актов и литературы.
На сегодняшний день мировое сообщество не может прийти консенсу-су относительно терминологии и содержания понятия «информационная без¬опасность». Западные страны (члены Международного союза электросвязи) и США используют термин «cybersecurity». Россия и государства - члены реги¬ональных организаций СНГ и ШОС используют дефиницию «информацион¬ная безопасность». Разницу в формулировках сопровождает и разное напол¬нение содержательной сущности данных терминов. Так, Российская Федера¬ция придерживается широкого подхода к определению структуры информа¬ционной безопасности и включает в нее как информационно-техническую сферу, так и информационно-психологическую (психофизическую) состав¬ляющую. Западные страны и США придерживаются более узкого подхода, ограничиваясь только технической сферой.
Для эффективного и плодотворного международного сотрудничества государств по созданию системы информационной безопасности необходимо прийти не только к консенсусу при использовании идентичных дефиниций и сущностных характеристик понятий, но необходимо также своевременно проводить анализ угроз, которые могут возникнуть при применении совре¬менных информационно-коммуникационных технологий. При этом следует обратить внимание, что угрозы в области обеспечения информационной без¬опасности обладают специфическими особенностями, отличающими их от всех существующих видов международных угроз. Так, среди особенностей выделяют то, что ресурсы, необходимые для создания информационной угрозы, не могут контролироваться государством, т.к. для создания возмож¬ностей использования информационных ресурсов в качестве угрозы доста¬точно применения технологий, имеющихся в свободной продаже. Значитель¬ная степень анонимности информационного пространства также существен¬но осложняет международное расследование информационных правонару¬шений. Постоянно эволюционирующий характер угроз затрудняет их про¬гнозирование, что связано как с быстрым развитием информационных техно¬логий, так и с разнообразием сфер жизнедеятельности, для которых эти угро¬зы опасны. Это приводит к проблеме отставания нормативно-правового ре¬гулирования механизмов контроля информационных угроз.
Сегодня ключевые игроки международной политики придерживаются совершенно противоположных подходов к обеспечению информационной безопасности. Так, США и страны Европейского Союза к главным угрозам кибербезопасности относят кибертерроризм и киберпреступность, а пробле¬мы межгосударственного противоборства, по их мнению, должны регулиро¬ваться международным гуманитарным правом. Их оппоненты (Россия, Ки¬тай, Бразилия и др.) придерживаются взглядов о необходимости полной де¬милитаризации информационного пространства, что предполагает заключе¬ние международной договоренности об отказе стран от создания средств ин¬формационного воздействия и осуществления любых возможных агрессив¬ных действий в информационном пространстве.
Несмотря на значительное количество принятых Генеральной Ассам-блеей ООН резолюций и работу Группы правительственных экспертов на се¬годняшний момент единой концепции создания глобальной системы инфор¬мационной безопасности пока не принято. Связано это с тем, что параллель¬но происходит формирование двух конкурирующих моделей информацион¬ной безопасности, которые строятся на разных основополагающих принци¬пах. Разногласия по важным вопросам обеспечения информационной без¬опасности не позволяет государствам прийти к консенсусу и принять между¬народный документ универсального характера.
В целях выработки многостороннего, взаимоприемлемого междуна-родно-правового документа, направленного на укрепление информационной безопасности, в соответствии с которым государства и другие субъекты меж¬дународного права должны будут нести международную ответственность за деятельность в информационном пространстве, осуществляемую ими или с территорий, находящихся под их юрисдикцией, считаем необходимым обсу¬дить на международном уровне следующие вопросы:
1) нахождение консенсуса между странами в использовании терминологиче¬ского аппарата в сфере информационной безопасности;
2) выявление факторов, влияющих на состояние международной информаци¬онной безопасности с учетом наличия угроз террористического, криминаль¬ного и военного характера;
3) определение путей и взаимоприемлемых мер предотвращения использова¬ния информационных технологий в террористических и других преступных целях, а также мер по ограничению применения информационного оружия в отношении критически важных инфраструктур других государств;
4) закрепление принципа государственного суверенитета над «национальны¬ми сегментами» глобальной сети Интернет;
5) рассмотрение возможных путей международного взаимодействия право-охранительных органов по предотвращению и пресечению правонарушений в информационном пространстве, в частности, по выявлению источников информационной агрессии;
6) обсуждение вопросов оказания международной помощи странам, которые стали жертвами информационных атак, в целях смягчения последствий нарушения нормальной деятельности, прежде всего, объектов критических инфраструктур государств.
Плодотворный диалог России в рамках СНГ, ШОС, БРИКС, ОДКБ наглядно свидетельствует о возможности эффективного выстраивания меж-государственного общения на основе принципов равноправия, учета интере¬сов друг друга и уважения права государств на выбор собственной модели информационной безопасности.
Главной целью мирового сообщества в данной сфере должно стать со¬здание всеобъемлющей международной системы информационной безопас¬ности, включающей в себя совокупность международных, региональных и национальных институтов, призванных обеспечить эффективное противо¬действие угрозам информационной безопасности.
Для эффективного и плодотворного международного сотрудничества государств по созданию системы информационной безопасности необходимо прийти не только к консенсусу при использовании идентичных дефиниций и сущностных характеристик понятий, но необходимо также своевременно проводить анализ угроз, которые могут возникнуть при применении совре¬менных информационно-коммуникационных технологий. При этом следует обратить внимание, что угрозы в области обеспечения информационной без¬опасности обладают специфическими особенностями, отличающими их от всех существующих видов международных угроз. Так, среди особенностей выделяют то, что ресурсы, необходимые для создания информационной угрозы, не могут контролироваться государством, т.к. для создания возмож¬ностей использования информационных ресурсов в качестве угрозы доста¬точно применения технологий, имеющихся в свободной продаже. Значитель¬ная степень анонимности информационного пространства также существен¬но осложняет международное расследование информационных правонару¬шений. Постоянно эволюционирующий характер угроз затрудняет их про¬гнозирование, что связано как с быстрым развитием информационных техно¬логий, так и с разнообразием сфер жизнедеятельности, для которых эти угро¬зы опасны. Это приводит к проблеме отставания нормативно-правового ре¬гулирования механизмов контроля информационных угроз.
Сегодня ключевые игроки международной политики придерживаются совершенно противоположных подходов к обеспечению информационной безопасности. Так, США и страны Европейского Союза к главным угрозам кибербезопасности относят кибертерроризм и киберпреступность, а пробле¬мы межгосударственного противоборства, по их мнению, должны регулиро¬ваться международным гуманитарным правом. Их оппоненты (Россия, Ки¬тай, Бразилия и др.) придерживаются взглядов о необходимости полной де¬милитаризации информационного пространства, что предполагает заключе¬ние международной договоренности об отказе стран от создания средств ин¬формационного воздействия и осуществления любых возможных агрессив¬ных действий в информационном пространстве.
Несмотря на значительное количество принятых Генеральной Ассам-блеей ООН резолюций и работу Группы правительственных экспертов на се¬годняшний момент единой концепции создания глобальной системы инфор¬мационной безопасности пока не принято. Связано это с тем, что параллель¬но происходит формирование двух конкурирующих моделей информацион¬ной безопасности, которые строятся на разных основополагающих принци¬пах. Разногласия по важным вопросам обеспечения информационной без¬опасности не позволяет государствам прийти к консенсусу и принять между¬народный документ универсального характера.
В целях выработки многостороннего, взаимоприемлемого междуна-родно-правового документа, направленного на укрепление информационной безопасности, в соответствии с которым государства и другие субъекты меж¬дународного права должны будут нести международную ответственность за деятельность в информационном пространстве, осуществляемую ими или с территорий, находящихся под их юрисдикцией, считаем необходимым обсу¬дить на международном уровне следующие вопросы:
1) нахождение консенсуса между странами в использовании терминологиче¬ского аппарата в сфере информационной безопасности;
2) выявление факторов, влияющих на состояние международной информаци¬онной безопасности с учетом наличия угроз террористического, криминаль¬ного и военного характера;
3) определение путей и взаимоприемлемых мер предотвращения использова¬ния информационных технологий в террористических и других преступных целях, а также мер по ограничению применения информационного оружия в отношении критически важных инфраструктур других государств;
4) закрепление принципа государственного суверенитета над «национальны¬ми сегментами» глобальной сети Интернет;
5) рассмотрение возможных путей международного взаимодействия право-охранительных органов по предотвращению и пресечению правонарушений в информационном пространстве, в частности, по выявлению источников информационной агрессии;
6) обсуждение вопросов оказания международной помощи странам, которые стали жертвами информационных атак, в целях смягчения последствий нарушения нормальной деятельности, прежде всего, объектов критических инфраструктур государств.
Плодотворный диалог России в рамках СНГ, ШОС, БРИКС, ОДКБ наглядно свидетельствует о возможности эффективного выстраивания меж-государственного общения на основе принципов равноправия, учета интере¬сов друг друга и уважения права государств на выбор собственной модели информационной безопасности.
Главной целью мирового сообщества в данной сфере должно стать со¬здание всеобъемлющей международной системы информационной безопас¬ности, включающей в себя совокупность международных, региональных и национальных институтов, призванных обеспечить эффективное противо¬действие угрозам информационной безопасности.
Подобные работы
- Страны БРИКС в контексте международного опыта обеспечения информационной безопасности
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Международно-правовое сотрудничество государств по обеспечению противодействия совершения
преступлений в экономической сфере
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Сотрудничество государств в сфере противодействия международному терроризму
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Международное сотрудничество в сфере противодействия преступлениям торговли людьми: международное, иностранное и российское правовое регулирование
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2022 - Правовые проблемы международного сотрудничества в таможенной сфере
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Обеспечение безопасности в мировом океане
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Обеспечение информационной безопасности в сети Интернет: сравнительно - правовой анализ
Бакалаврская работа, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Международно-правовое противодействие распространению наркотических средств
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018



