Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №65089

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
349
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование метода проектов обучения информатике в начальной школе 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения
информатике младших школьников 7
1.2 Методы обучения информатике в начальной школе 13
1.3 Метод проектов и его характеристики 17
Выводы по первой главе 22
ГлаваП.Эмпирическое исследование использования метода проектов при обучении информатике в начальной школе 25
2.1 Диагностика сформированности проектной деятельности учеников
младших классов 25
2.2 Опытно - экспериментальная работа по формированию проектной
деятельности младших школьников 29
2.3 Рекомендации для учителей начальных классов по проектной
деятельности на уроках информатики 39
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список использованных источников 51
Приложения 56


Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что с изменением социальных сфер жизни возросла потребность обновления форм обучения подрастающего поколения. И на сегодняшний день метод проектов в нашей стране стал популярным методом, с помощью которого поднимается уровень развития интереса детей к учебе.
Метод проектов включает в себя несколько видов (индивидуальный и групповой), и предполагает учебно-познавательные приемы. Эти приемы помогают решать те или иные проблемы с помощью самостоятельной работы учащихся и предоставления этих результатов. Как педагогическая технология, метод проектов по своему существу включает в себя исследовательские, поисковые, проблемные методы. Показателем высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения, развития учеников является умение пользоваться методом проектов.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает наши ожидания, что ребенок способен в большинстве случаев только к воспроизведению знаний, которые ему передал учитель, а реализовать их в практической жизни он не в состоянии. Ученик усваивает знания, просто заучивая основные правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение, полученных в ходе обучения, знаний на практике. Самым сложно доступным для ученика умением оказалось умение применять знания и использовать их для получения новых знаний, которые объяснили бы ему явления окружающего нас мира. Кроме того, наше новое поколение растет в условиях инноваций и информационных технологий. Система образования должна подготавливать к этому детей.
Так как информация является неотъемлемой и основной частью современной жизни, человек должен уметь находить ее, перерабатывать и использовать в определенных целях.
Для нас важно изменение системы образования, особенно в начальной школе. Ведь именно в младших классах в ребенке закладывается самое основное, формируется личность, мировоззрение и стремление учиться.
В наше время многие дети уже в начальных классах теряют интерес к учебе, пропадает мотивация к получению новых знаний и начинается цепочка проблем. Ребенок не успевает за классом, у него падает самооценка, он переживает, от чего вскоре появляется психическая травма. А проблема скрывается в том, что ребенка уже не устраивает стандартное объяснение того, что ему необходимы те или иные знания для применения их в жизни. Ему нужен толчок, яркая мотивация, которая поможет ему для легкого и интересного усвоения нового материала.
Проектная деятельность является одной из подходящих деятельностей, не вызывающая напряжения или спада мыслительных процессов детей, следовательно, метод проектов можно считать одной из здоровьесберегающих технологий.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык, и математика.
Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Цель исследования: выявление и обоснование особенностей
использования метода проектов при обучении информатике в начальной школе.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2) Рассмотреть: понятие, виды и особенности метода проектов при обучении информатике в начальной школе;
3) Провести опытно-экспериментальную работу по формированию проектной деятельности младших школьников;
4) Разработать рекомендации для учителей начальных классов по использованию метода проектов при обучении информатике младших школьников.
Объектом исследования является процесс обучения информатике младших школьников.
Предметом исследования является метод проектов при обучении информатике младших школьников, использованный с учетом особенностей.
Гипотеза: метод проектов при обучении младших школьников будет эффективен, если учитывать особенности построения и применения метода проектов на уроках информатики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены особенности метода проектов при обучении информатике в начальной школе, включающих в себя:
- особенности построения метода проектов на уроках информатики;
-особенности применения метода проектов в процессе изучения информатики.
Ведущими методами исследования являются изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблематике исследования, применение изученной литературы на уроках, наблюдение за учениками.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный материал может быть использован учителями начальных классов для планирования метода проектов при обучении информатике младших школьников.
Данное исследование проводилось в три этапа:
Первый- изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
Второй- проведение опытного построения процесса обучения младших школьников;
Третий- завершение работы, результаты.
Теоретико-методологическая основа: методические и научные
исследования личностно-ориентированного обучения в начальной школе в трудах З.И. Калмыковой, Л.С. Выготский, Ю.К. Бабанский, Я.А. Каменский, М.Н. Скаткин, А.И.Савенкова и других.
Исследования проводились на базе МБОУ «Гимназия №125» Советского района, г. Казани.
Работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Метод проектов строится из серий взаимосвязанных моментов, которые вытекают из тех или иных задач. У этой технологии есть свои преимущества, такие как заинтересованность, энтузиазм детей, связь с реальной жизнью, умении работать в группе, самоконтроль.
Основой метода являются развитие творческих навыков учащегося, умения самостоятельно конструировать знания, умения ориентировки в информационном пространстве, а также развивается критическое мышление.
Метод проектов предполагает решения каких-либо проблем с помощью различных методов, а также интегрирование знаний, умений и навыков из разных областей наук. Работа по методу проектов включает в себя не только проблему, но и процесс раскрытия. В раскрытие включено четкое распланирование каких-либо действий, наличие замысла и гипотезы решения, распределений своих сил и роли.
Для реализации метода проектов при обучении младших школьников нужно соответствовать следующим требованиям:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, который требует интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, сценарий школьного спектакля и т.д.;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4. Определение конечных целей совместных/специальных проектов;
5. Определение базовых знаний из различных областей, которые необходимы для работы над проектом;
6. Структурирование содержательной части.
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
• Провести подготовительную работу;
• Приступая к работе, обучающийся должен владеть
необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы;
• Формирование специфических умений и навыков
самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные
(надпредметные);
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, позволив сделать следующие выводы:
• Современный человек осваивает проектирование по мере
необходимости применения его в разных сферах жизни и профессиональной деятельности. Более успешным выступает человек, владеющий
проектированием, нежели не владеющий. Проблематизацией является одним из этапов проектирования, включающую в себя работу с целью выделения и формулирования главной проблемы, установление проблемных связей, формирование своей цели.
• Для самостоятельной деятельности человеку так же необходимо уметь самому решить проблемы, то есть это умение способствует самоорганизации собственного учения.
• Обучая ребенка самостоятельности и проявлению активности в процессе обучения, педагог обязан научить его способам и приемам проектной деятельности, то есть «научить учиться».
• Осуществление обучению методу проектов требует соответствующего планирования и организацию учебного процесса, его дидактического и материально - технического обеспечения.
• Уроки по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке, в основе которого должно быть сотрудничество учителя и учащегося.
• Учитель должен помогать ребенку добывать знания, научить пользоваться ими, заинтересовать в проектной деятельности, чтобы он с желание добывал информацию, обращаясь при этом к учителю, родителям, друзьям и т.д.
• У детей в ходе проектирования появляются специфические трудности и одной из главных педагогических целей метода проектов является их преодоление и устранение.
Для того чтобы проектная деятельность привела к успеху, учитель должен:
1. Учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, наиболее существенной из них является подготовленность учеников к данной деятельности;
2. Ставить творческие задачи;
3. Учитывать интересы учеников к проблеме;
4. Адекватно оценивать практическую осуществляемость проекта.
На современном этапе метод проектов является в роли основного звена
творческой деятельности и самостоятельной работы учеников. Метод проектов, включенный в учебный процесс, дает возможность разнообразить формы проведения уроков, так же расширяет творческий потенциал педагога, повышая мотивацию учащихся к обучаемости.



1. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Алла Валериевна Аркадьева // Начальная школа плюс До и после. - 2005. - №2. - С.8-11. ^N 5-85939-147-1
2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся [Текст] / М.Н. Арцев // Завуч. - 2005. - №6. - с. 4-29.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизации процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: «Педагогика», 1977. - 356 с.
4. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский. - Ростов - н/Д, 1970. - 284 с.
5. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя [Текст] / Н.В. Бабкина. - М.: АРКТИ, 2000. - 78 с.
6. Баранова Е.В., Зайкин, М.И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью [Текст] / Е.В. Баранова, М.И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - № 2. - С.7-10.
7. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания [Текст] / С.И. Брайтовская // Начальная школа. - 1996. - №9. - с.72.
8. Выготский, Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте [Текст] / Собрание сочинений: В. 6. т./ Лев Семенович Выготский. - М., 1984. Т. 2.
9. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения [Текст] / В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. - 128с. (Серия "Системные основания образовательной технологии") ISBN 5-87953-150-3
10. Гуленко Т.Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе [Текст] / Т.Н. Гуленко // Образование в современной школе. - 2004. - №12. - с. 15-21.
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментально-психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
12. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с.
13. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика. СПб.: БХВ - Петербург, 2005
14. Дьяченко М.И., Кандыбович, Л.А. Психологический словарь- справочник. Мн.: Харьвест, М.: АСТ, 2001. - 576 с.
15. Еремин Е.А. Как работает современный компьютер.- Пермь: Издательство Припит, 1997
16. Ефстифеева О., Кучменко, Н. Метод проектов - среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность [Текст] / О. Ефстифеева, Н. Кучменко // Директор школы. - 2003. - №6. - с. 53-59.
17. Зачесова Е. Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века [Текст] / Е. Зачесова // Лицейское и гимназическое образование. - 2006. - №5. - с. 67-74.
18. Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Ольга Владимировна Иванова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 9. - С. 17-18. ISBN 978-5-85939-147-9
19. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников [Текст] / Лидия Михайловна Ильиных // Начальная школа Плюс До и После. - 2007. - № 9. - С. 19-22. ISBN 978-5-85939-147-9
20. Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1991
21. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Галина Михайловна Коджаспирова,
Алексей Юрьевич Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 c. ISBN 5-7695-0445-5
22. Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет [Текст] / С.В. Коноваленко. - М.: «Гном-Пресс», 1998. - 56 с.
23. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов [Текст] / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2006. - 48 с.
24. Конышева Н.М. Умелые руки: Учебник-тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы [Текст] / Н.М. Конышева. - М.: Издательство «Ассоциация XXI век». - 56 с.
25. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников [Текст] / Е.В. Конышева. - М.: «Академия», 2003.
26. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.И. Кругликов. - М.: «Академия», 2002. - 480 с.
27. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов [Текст] / Н.Б. Крылова // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №3. - с. 9-15.
28. Кузьмина И. В. Развитие познавательной деятельности на уроках [Текст] / И.В. Кузьмина // Начальная школа. - 1995. - № 6. - с. 63
29. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии начальной школы. Пособие для учителей [Текст] / под ред. В.С. Кукушина. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 - 384 с.
30. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования [Текст] / В.С. Кукуши А.В. Болдырева-Вараксина; Под общ. ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 597с. (Серия "Педагогическое образование") ISBN 5-241-00543-9
31. Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1998
32. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 624 с.
33. Леонтьев В.В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера.- М.: Олма - Пресс, 1999
34. Могилев Л.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов- М.: Издательский центр “Академия”, 2000
35. Матяш Н.В., Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителей начальных клаасов [Текст] / Н.В. Матяш В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 112 с.
36. Мельникова Е. Л. Проблемный урок в начальной школе , или Как открывать знания вместе с детьми [Текст] / Е.Л. Мельникова // Начальная школа: плюс - минус.- 1999. - № 8.-с.41
37. Морозов В.В. “Информатика” в начальных классах с
углубленным изучением математики// Информатика: Еженедельное
приложение к газете “Первое сентября”.- 1995.- №10
38. Наливайко Т.Е. Активизация познавательной деятельности младших школьников: вопросы психолого-педагогического сопровождения: Учеб. пособие [Текст] / сост.Т.В Самодурова - Комсомольск-на-Амуре: Изд- во Комсомольск-на-Амуре гос. пед. ун-та, 2006. - 106 с.
39. Новиков Ю., Черепанов А. Персональные компьютеры: аппаратура, системы, Интернет. Учебный курс - СПб.: Петербург, 2002
40. Пильщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М.: Наука, 1989
41. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС, 2004.- кн. 1. Общие основы Процесс обучения.
42. Педагогический словарь в 2 томах. Издательство академии педагогических наук.
43. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000г.
44. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000г.
45. Попов В.Б. Турбо Паскаль для школьников. Версия 7.0. М.: Финансы и статистика, 1991
46. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие [Текст] / Т.А. Ратанова. - М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2003. - 168 с.
47. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности детей [Текст] / Л.А. Регуш. - Ленинград, 1983. - 84 с.
48. Самовольнова Л.Е. Программно-методические материалы: Информатика: 1-11 классы/ Составитель Л.Е. Самовольнова,- М.: Дрофа, 1998
49. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум в 2.4- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999
50. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000г.
51. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -288 с.
52. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2 - 4 классов. - СПб. БВХ - Петербург, 2005
53. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебник. - М.: - Университетское,
2002
54. Шауцукова Л.З Информатика: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/. - М.: Просвещение, 1998


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ