Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические приемы в обучении младших школьников выполнению геометрических построений

Работа №17783

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
921
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы обучения младших школьников
выполнению геометрических построений 9
1.1 Содержание, цели и задачи геометрических построений для
младших школьников 9
1.2 Этапы формирования умений по выполнению геометрических
построений в начальной школе 16
1.3 Анализ рекомендуемых методов и приёмов обучения младших
школьников выполнению геометрических построений 20
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию
методических приемов в обучении выполнению геометрических построений 27
2.1 Условия организации и проведения опытно-экспериментальной
работы 27
2.2 Содержание и способы использования методических приемов
на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы 32
2.3 Сравнительный анализ и методические рекомендации 39
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А Примеры геометрических задач на построение 55
Приложение Б Примерная программа внеурочной деятельности.... 59
Приложение В Внеурочное занятие по математике
«Геометрические фигуры в спорте» 60
Приложение Г Внеурочное занятие «Проектная задача по математике «Геометрик» 66


Традиционно геометрический материал в начальном курсе математики не выделяется в качестве самостоятельного раздела, находясь в тесной связи с остальными темами курса. Однако в изложении вопросов геометрии соблюдается собственная логика, подчинённая основным целям включения этого материала в курс математики в младших классах.
Содержательный геометрический материал в курсе математики начальных классов, как отмечает В.И. Седакова, «несмотря на разнообразие существующих сегодня систем обучения, практически отсутствует. Обучение элементам геометрии в начальной школе сводится, как правило, к ознакомлению с простейшими плоскими фигурами и измерению геометрических величин инструментальными средствами» [28, с. 35].
Задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, форм и методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. В образовательном процессе, в том числе и при обучении геометрическому материалу, становится актуальным использование приемов и методов, способствующих формированию основ умения применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, умения учиться, умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Начальный курс математики представляет собой органичное сочетание арифметического, алгебраического и геометрического материала. При этом значение геометрического материала в начальных классах не ограничивается только наглядным пояснением и иллюстрированием каких-либо условий математических задач, а представляет собой самостоятельную область научного знания.
В преподавании математики большое значение приобретают вопросы, связанные с обучением младших школьников геометрическим построениям (выполнение наиболее распространенных геометрических построений и обучение решению задач на построение).
В большинстве случаев, считается, что главная и единственная цель обучения решению таких задач - это формирование практических умений и навыков построения основных геометрических фигур: треугольников, перпендикуляров, биссектрис и т. п., то есть основное внимание уделяется практическому значению задач, при этом совершенно не рассматривается вопрос развития логического мышления учеников и возможности использования задач на построение при изучении геометрии.
Знания учащихся по данной теме нередко носят формальный характер, наблюдается отсутствие структурности. Так, при изучении задач на построение единственное, что требует учитель - это знание соответствующих алгоритмов построений. При этом не объясняется, как получен данный алгоритм. Поэтому ученик вынужден запоминать материал без понимания.
Актуальность исследования. У учащихся в начальный период обучения недостаточно хорошо сформированы графические умения и навыки, слабы способы и приёмы владения чертёжными инструментами, что вызывает трудность использования геометрического материала. Исходя из этого, задачи, связанные с геометрическими построениями должны занимать должное место в обучении младших школьников, так как они просты по условию, интересны, посильны учащимся, а главное, полезны: развивают мышление, воображение, внимание целеустремленность, инициативу, приглашают к импровизации и творчеству.
Цель исследования состоит в поиске возможных путей совершенствования методических приемов при обучении решению задач на построение геометрических фигур.
Объект: процесс выполнения геометрических построений в начальной школе.
Предмет: методические приёмы, используемые при обучении младших школьников выполнению геометрических построений.
Задачи:
1. Раскрыть содержание, цели и задачи геометрических построений для младших школьников.
2. Выделить этапы формирования умений по выполнению геометрических построений в начальной школе.
3. Проанализировать рекомендуемые методы и приёмы обучения младших школьников выполнению геометрических построений.
4. Провести сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы и разработать методические рекомендации по обучению младших школьников выполнению геометрических построений.
Гипотеза исследования заключается в том, что если при выполнении задач на геометрические построения с младшими школьниками использовать дидактические игры и упражнения, внеурочные занятия, то процесс усвоения знаний геометрического материала в начальный период будет легче, в том числе будут это будет способствовать формированию графических умений и навыков, способам и приемам владения чертежными инструментами.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, реферирование, педагогический эксперимент качественная и количественная обработка данных, обобщение, ....
Методологической основой нашего исследования явились основные положения о математическом образовании учащихся начальной школы, нашедшие отражение в работах Баракиной Т.В., Белошистой А.В., Веретенниковой О.Н., Гнетневой А.И., Костровой О.Н., Маклаевой Э.В. и др.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Икшурминская средняя школа», 3 класс. Выборка исследования: 16 человек.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что проведен обобщающий анализ приемов выполнения геометрических построений, используемых в курсе математики начальной школы, на основании которых разработан ряд заданий, доступных для использования с младшими школьниками. Материалы исследования в дальнейшем могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки вузе при изучении дисциплины «Методика преподавания математики в начальной школе», студентами при написании курсовых работ, а также учителями начальных классов.
Структура выпускной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (36 наименований), таблиц (2), рисунков (3), приложения (4).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования мы раскрыли содержание, цели и задачи геометрических построений для младших школьников.
Одной из основных задач изучения геометрического содержания в курсе математики начальной школы является развитие пространственного воображения у ребёнка умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и абстагировать. Второй важной задачей является формирование у ребёнка практических умений измерения и построения геометрических фигур с помощью циркуля, угольника и линейки.
Нами были выделены этапы формирования умений по выполнению геометрических построений в начальной школе.
1. Анализ. Это подготовительный и в то же время наиболее важный этап решения задачи на построение, т.к. именно он даёт ключ к решению задачи.
2. Построение. Данный этап решения состоит в том, чтобы указать последовательность основных построений, которые достаточно произвести, чтобы искомая фигура была построена.
3. Доказательство. Доказательство имеет целью установить, что построенная фигура действительно удовлетворяет всем поставленным в задаче условиям.
4. Исследование. При построении обычно ограничиваются отысканием одного какого-либо решения, причём предполагается, что все шаги построения действительно выполнимы.
В ходе нашего исследования были проанализированы рекомендуемые методы и приёмы обучения младших школьников выполнению геометрических построений.
В ходе теоретического анализа научной литературы нами были сделаны следующие выводы.
Задачей на построение называется предложение, указывающее, по каким данным, какими инструментами, какую геометрическую фигуру требуется построить (начертить на плоскости) так, чтобы эта фигура удовлетворяла определенным условиям.
С помощью задач на построение учащихся можно подводить к определениям и истинным математическим предложениям. Это значительно активизирует их познавательную деятельность и способствует сознательному усвоению изучаемого материала, дают возможность закреплять ранее изученный материал, устанавливать новые математические факты и способствуют выработке у учащихся навыков правильных рассуждений, поиска решения задач.
Учитель должен систематически проводить работу по формированию умений и навыков применения чертежных и измерительных инструментов, построению изображений геометрических фигур, умений описывать словесно процесс работы, выполняемой учеником, и ее результат, умений применять усвоенную символику и терминологию.
В ходе практической части нашего исследования, которое проводилось на базе МБОУ «Икшурминская средняя школа», 3 класс. Выборка исследования: 16 человек, на констатирующем этапе исследования, нами была проведена контрольная работа в 3 классе.
Анализ результатов констатирующего этапа опытно¬экспериментальной работы позволил предположить: если учащиеся не справились с заданиями, которые были направлены на формирования: умения ребенка выполнять построение заданной геометрической фигуры с опорой на клеточки в тетради, умения ребенком выполнять построение фигуры при помощи инструментов, умения ребенком выполнять деление геометрической фигуры на равные части, умения проводить преобразование геометрической формы, умения использовать буквенное обозначение при выполнении геометрических построений, необходимо проектируя педагогическую деятельность по изучению геометрического материала, включать упражнения творческого характера: составить, например, четырехугольник из квадрата и треугольника или из двух треугольников,составить пятиугольник из четырехугольника и трех треугольников и др. (используя модели фигур).
На формирующем этапе эксперимента по использованию методических приёмов в обучении выполнению геометрических построений мы использовали дидактические игры и упражнения, провели внеклассные занятия по теме исследования («Геометрические фигуры в спорте», «Проектная задача по математике «Геометрик», «Парная игра» и др.), были проведены 3 урока-игры по математике на развитие пространственного мышления учащихся.
Сопоставительный анализ проведённого исследования показал:
Уровни знаний по заранее выделенным критериям, в качестве которых выступали: умение ребенка выполнять построение заданной геометрической фигуры с опорой на клеточки в тетради; умение ребенком выполнять построение фигуры при помощи инструментов; умение ребенком выполнять деление геометрической фигуры на равные части; умение проводить преобразование геометрической формы; умение использовать буквенное обозначение при выполнении геометрических построений повысились.
Результаты сопоставительного анализа наглядно представлены в виде диаграммы.
Таким образом, по результатам экспериментального исследования мы сделали вывод, что комплекс дидактических игр и игровых упражнений, направленных на повышение уровня знаний по выполнению заданий на геометрические построения младших школьников является эффективным.



1. Артамонова, Ю. А. Движение на плоскости и их применения к геометрическим построениям / Ю.А. Артамонова // Университет XXI века: исследования в рамках научных школ. - 2012. - № 9. - С. 207 - 217.
2. Баракина, Т.В. Обучение младших школьников решению задач на геометрические построения / Т.В. Баракина // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2013. - №5. - 48 - 51.
3. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе /А.В. Белошистая. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 455 с.
4. Белошистая, А.В. Обучение решению задач в начальной школе /А.В. Белошистая. - Москва: ИНФРА, 2016. - 281 с.
5. Веретенникова, О. Н. Обучение учащихся решению задач на построение методом геометрических мест точек на плоскости и в пространстве / О.Н. Веретенникова // Вестник ТЕЛУ. - 2011. - Выпуск 1 (103). - С. 44 - 47.
6. Гнетнева, И.В. Методика обучения геометрическим построениям
на плоскости в общеобразовательной школе с применением информационных технологий / И.В. Гнетнева / /«CONTINUUM.
МАТЕМАТИКА. ИНФОРМАТИКА. ОБРАЗОВАНИЕ» - 2016. - №3 (3). - С. 160.
7. Далингер, В.А. Методика обучения математике в начальной школе / В.А. Далингер, Л.И. Борисова. - Москва: Издательство ЮРАЙТ, 2016. - 207 с.
8. Знаменская, Е. В. Об изучении геометрического материала в I -
VI классах / Е.В. Знаменская // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С. 75 - 79.
9. Кострова, О.Н. Метод проектов в формировании геометрических
представлений младших школьников с применением программных средств / О.Н. Кострова // Весташс ЧГПУ. - 2012. № 7. - С. 86 - 94.
10. Кострова, О.Н. Методика реализации методов проектов в геометрической подготовке младших школьников c использованием программных средств / О.Н. Кострова // Вестник ЧГПУ. - 2012. № 8. - С. 119 - 121.
11. Лыфенко, А.В. Использование моделирования при изучении геометрического материала в начальной школе / А.В. Лыфенко, Н.И. Чиркова // European Social Science Journal. - 2016. - № 3. - С. 270 - 276.
12. Маклаева, Э. В. Реализация развивающей функции обучения математике в начальной школе / Э.В. Маклаева // Нижегородское образование. -2011. - № 4. - С. 116 - 120.
13. Маклаева, Э. В. Структура деятельности формирования пространственных представлений в процессе обучения математике / Э.В. Маклаева // Школа будущего. - 2012. - № 1. - С. 23 -29.
14. Маклаева, Э.В. O подготовке будущих учителей начальных классов к формированию и развитию пространственных представлений младших школьников / Э.В. Маклаева // Гуманитарные исследования. -
2014. - № 3(4). - С. 134 - 137.
15. Мастихина, Т.А. К вопросу об изучении геометрического материала в начальных классах / Т.А. Мастихина // Вопросы воспитания и методики обучения в начальной школе: сб.ст., Вып. 1 - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2007. - С. 100 - 104.
16. Математика: 4 класс учебник. Для уч-ся общеобразоват.
организаций: в 2 ч. / В.Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева.- Москва: Вентана-Граф,2015.
17. Молокова, В.А. Изучение геометрических фигур на уроках математики в 1 и 2 классах по программе «Перспективная начальная школа» / В.А. Молокова / Молодёжь, Наука, Творчество:
материалы XIV межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Издательство: Омский государственный технический университет (Омск), 2016. - С. 659 - 661.
18. Нурмагомедов, Д.М. ПроблемЯ формирования пространственных
представлений у младших школьников при обучении математике / Д.М. Нурмагомедов, Ш.Д. Камилова // Молодёжь, Наука,
Творчество:материалы XIV межвузовской научно-практической конферен ции студентов и аспирантов. - Издательство: Омский государственный технический университет (Омск), 2016. - С. 677 - 679.
19. Общие принципы решения задач на построение [Электронный ресурс]. - http://dspace. utlib.ee/dspace/bitstream/handk/
20. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - Москва: АРКТИ, 2011. - 112 с.
21. Пеленков, А.И. Использование занимательного материала на уроках математики в начальной школе / А.И. Пеленков, Л.В. Шамонина // Вопросы воспитания и методики обучения в начальной школе: сб.ст.- Вып. 4. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2010. - С. 91 - 95.
22. Пеленков, А.И. Использование приемов аналогии и классификации при изучении геометрического материала в начальной школе / А.И. Пеленков, Я.П. Шевчук // Материали за 10-а международна научна практична конференция, «Найновите научни постижения», - 2014. Том 18. Педагогически науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД. - С.9 - 11.
23. Пеленков, А.И. Методы изучения геометрических фигур и их
свойства с детьми дошкольного возрастав / А.И. Пеленков, И.И. Шалонина : [Электронный вариант]: http: //
www.rusnauka.com/39 VSN 2014/Pedagogica/3 181916.doc.htm
24. Пеленков, А.И. Приемы и методы формирования плана умственных действий у младших школьников при изучении геометрического материала // Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Сб. научных статей. - Красноярск: Сибирский федерал. ун-т, 2015. - С. 94 - 100.
25. Пеленков, А.И. Формирование внутреннего плана умственных действий у младших школьников при изучении геометрического материала /А.И. Пеленков, С.И. Родикова Materials of the XI International scientific and practical conference, «Science without borders». Volume 12. Pedagogical sciences. Sheffield. Science and education LTD, 2015. - C.51 - 53.
26. Подаева, Н.Г. Проектирование copHOKynbTypHoro содержания школьного математического образования / Н.Г. Подаева, М.В. Подаев // Герценовские чтения Материалы межвузовской конференции молодых ученых. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена: Факультет биологии. - 2013. - С. 216 - 218.
27. Примерные программы по учебным предметам: Начальная школа : в 2-х ч. : ч. 1. - Москва: Просвещение, 2010.
28. Рудницкая, В. Н. Математика: рабочие тетради № 1, 2. / В.Н. Рудницкая. - Москва: Вентана-Граф, 2015.
29. C6opHHK программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта - член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова. - Москва: Вентана-Граф, 2009.
30. Седакова, В.И. Формирование геометрических представлений младших школьников при использовании деятельностного подхода / В.И. Седакова, В.Л. Синебрюхова, О.Н. Николаева // Материалы 8-й международной научно-практической конференции, «Образование и наука XXI век», - 2012. Том 27. Педагогические науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД - С. 35 - 40.
31. Секретарёва, Л.С. Поисковая деятельность как одно из средств формирования геометрических представлений младших школьников / Л.С. Секретарём! // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2007. - № 2. - С. 287 - 289.
32. CoBpeieniibie образовательные технологии: учебное пособие / Коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - Москва: КНОКУС, 2013. - 432 с.
33. Тестов, В.А. Новая парадигма математического образования / В.А. Тестов // Математическое образование и информационное общество: проблемы и перспективы: сборник трудов XLVIII Всероссийской (с международным участием) конференции. - М.: РУДН, 2012. - С. 28-33.
34. Тихоненко, А.В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач / А.В. Тихоненко, Ю.В. Трофименко // Начальная школа. - 2007. - № 4. - С. 41 - 46.
35. Тихоненко, А.В. Подготовка учителя к обучению геометрии в начальной школе: учеб. пособие / А.В. Тихоненко, Ю.В. Трофименко, Е.А. Проценко / Под ред. проф. А. В. Тихоненко. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. 280 с.
36. Трофименко, Ю.В. Основания многообразия подходов к технологии преподавания геометрического материала в начальной школе / Ю.В. Трофименко // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Изд-во: «АР-Консалт». 2014. С. 21 - 26.
37. Трофименко, Ю.В. Разработка и практическая реализация технологии изучения геометрического материала младшими школьниками / Ю.В. Трофименко // Вестник Брянского госуниверситета. - 2016. - № 2. - С. 257 - 264.
38. Шадрина, И. В. Обучение геометрии в начальных классах / И.В. Шадрина. - Москва:« Школьная npecca», 2002. - 96 с.
39. Шадрина, И. В. Обучение математике в начальных классах / И.В. Шадрина. - Москва: Школьная Пресса, 2003. - 144 с.
40. Шадрина, И. В. Решаем геометрические задачи. 1-4 классы Программа и методические рекомендации / И.В. Шадрина. - Москва: Школьная пресса, 2003.- 32 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ