Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение игровой методики при обучении информатике учащихся пятых классов

Работа №14733

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы101стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
750
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Игра как средство обучения 7
1.1. Понятие игра и ее разновидности 7
1.2. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности учащихся пятых классов с помощью игр на уроках информатики 17
1.3 Технология организации обучения информатике учащихся пятых классов с помощью игр 25
Глава 2. Разработка уроков информатики с применением игровой методики 31
2.1. Особенности применения игровой методики на уроках
информатики 31
2.2 Разработанные уроки и фрагменты уроков, применяемые на различных его этапах 39
2.3 Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ..53
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение 1.Дидактическая игра «Информационное Ралли» 66
Приложение 2. Урок - деловая игра «Создание проекта» 72
Приложение 3. Урок - игра «Я знаток компьютера» 76
Приложение 4. Ролевая игра «Суд над компьютером» 88
Приложение 5. Дидактическая игра «Своя игра» 95


В современном образовании развитие мышления учащихся происходит
в процессе обучения. Процесс обучения обязывает учителя решать такие задачи как: сделать уроки интересными и донести материал до учащихся так,
чтобы процент усвоения был наибольшим. Использование игр при обучении
информатике может стать одним из решений таких непростых задач.
Основой обучения с использованием игр на уроках информатики являются принципы развивающего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, наглядность, доступность подачи информации, самостоятельность. Существенное упрощение в реализацию данных принципов вносит
применение компьютера на уроках информатики в пятых классах.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и
др.) и младших школьников (Ф.Н. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева,
М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру
как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего
школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.
Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты
игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В.
Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.
Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
Во время использования игровой методики учитель может воздействовать на формирование личности учащихся. От педагога требуется применени
огромных усилий для включения игр в учебный процесс. Это связано с тем,
что процесс подготовки игры сопровождается многими проблемами, например нехваткой учебного времени для проведения, недостаток материалов и
средств.
Повышение интереса учащихся к предмету, познавательная активность
и развитие индивидуальных способностей являются следствием применения
игр в обучении. Для того чтобы применение игр стало эффективным необходимо уделить особое внимание составлению их сценария, а также подбору
заданий, которые соответствуют целям игры.
Использование игр в обучении недостаточно частое явление. К одной
из многообразия причин можно отнести нецелесообразность методики игр
из-за сложности реализации, по мнению многих учителей.
Современному учителю необходимо и важно владеть умением планировать игровую деятельность и интегрировать ее в процесс обучения. Это
обусловливает актуальность темы данного исследования.
Актуальность данной работы в настоящее время повышается и из-за
перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и
в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная
среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей
школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой
информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра - это естественная для ребенка
и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не
так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и
естественно его взять.
Объектом исследования данной работы является учебновоспитательный процесс по информатике и ИКТ в пятых классах.
Предмет - методика реализации игр в обучении информатике учащихся пятых классов. Цель работы: разработать уроки и фрагменты уроков по дисциплине
«Информатика и ИКТ» в пятых классах общеобразовательной школы с применением игровых методик, а также изучить влияние игр на эффективность
обучения информатике.
Задачи работы:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть разновидности игр и методики их применения в процессе обучения информатике.
3. Выявить особенности обучения с использованием игр на уроках информатики.
4. Разработать игры для использования на разных этапах урока в пятом
классе.
5. Изучить влияние внедрения игровой методики на успеваемость учащихся.
Методы исследования: анализ литературы по исследуемой теме, моделирование учебного процесса, педагогический эксперимент.
Практическая значимость данной работы состоит в рассмотрении подходов организации обучение информатике с помощью использования игровых методик и разработке комплекса игр для использования на разных этапах
обучения.
Часть разработанных материалов дипломной работы была использована при обучении информатики и ИКТ в МБОУ «ООШ» №21 в 5а классе 1-2
четверти.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, четырех приложений.
Во введении обосновывается выбор темы дипломной работы, определяются цель, объект, предмет, задачи, показывается ее практическая значимость. В первой главе рассматриваются, понятие игры и их разновидности.
Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности у
учащихся пятых классов с помощью игра на уроках информатики. А так же
технология организации обучения информатике учащихся пятых классов с
помощью игр.
Во второй главе рассмотрены особенности применения игровой методики на уроках информатики, приведены разработанные уроки и фрагменты
уроков, применяемые на различных его этапах. Также в главе приведена интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по данной теме.
В заключении обобщены результаты исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики
нужно как можно шире применять нетрадиционные образовательные технологии, в данном исследовании рассмотрено применение игровых действий.
В процессе работы над ВКР были рассмотрены различные определения
понятия игры, а также ее разновидности. Выделены классификации по способам, применяемым для развития интеллекта и познавательной активности
ребенка, а также по принципам построения игры. Более подробно рассмотрены ролевые и дидактические игры.
Анализ психолого–педагогической и методической литературы по теме
исследования позволил выделить следующие утверждения из рассмотренных
определений понятия игры:
1. Игры – это один из инструментов, способствующих развитию интеллекта.
2. Для школьников игра – сфера их социального творчества, место его
общественного и творческого самовыражения.
3. Игра – путь поиска ребенком своего места и своей роли в коллективе. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и
вершина.
4. Игра – форма активности ребенка, благодаря которой он учится и
приобретает опыт.
Данные классификации позволили подобрать примеры к каждому виду
игр, которые возможно использовать на уроках информатике при обучении
школьников пятых классах, и выявить сущность этих игр.
В дипломной работе были рассмотрены психолого педагогические особенности организации игр на уроках информатики в пятых классах. Рассмотрены основные психолого-педагогические принципы организации игры.
Рассмотрев технологию организации обучению информатике в пятых
классах с помощью игры, мы перешли ко второй главе в которой разделили
игры, применяемые на уроках информатики, на десять архетипов, представив
подробные примеры.
На их основе было:
1) разработано несколько фрагментов уроков с использованием игр с
выделением этапов, на которых данные игры могут использоваться.
2) разработано несколько уроков–игр.
На основе разработанных уроков–игр и фрагментов уроков была проведена опытно-экспериментальная работа с целью выявления влияния методики игр на успеваемость учащихся.
В результате опытно–экспериментальной работы мы выяснили:
1) игры являются эффективным средством развития мыслительных
способностей учащихся;
2) игровая деятельность позволяет превратить урок в более интересное для ученика занятие, тем самым повышая мотивацию к обучению.
В ходе экспериментального и теоретического исследования были использованы следующие методы: анализ литературы по исследуемой теме,
моделирование учебного процесса, педагогический эксперимент.
Для учителя информатики игровая методика является хоть и трудоёмким, но все же эффективным способом обучения.


Авдонин А. П. Информатика для учителя, ученика и родителей//[Электронный ресурс]/ - Дергачева Л. М., Тамошина Н. Д//
http://informatika.na.by/files/razrabotkiurokovimeropriiatii/scenarii/new1/new1/tyj
kd.htm
2. Бюлер, К. Духовное развитие ребенка [Текст] / К. Бюлер.– М.:
Новая Москва, 1924.– 301 с.
3. Босова Л.Л. Комбинированные уроки информатики [Текст] / Л.Л
Босова // Информатика и образование. – 2000. – № 3. – С. 36-41.
4. Босова Л.Л. О методике проведения уроков информатики с
младшими школьниками : [Электронный ресурс] статья // http:
//www.ito.su/2001/ito/I/2/I-2-11.html.
5. Босова Л.Л. О методике проведения уроков информатики с
младшими школьниками : [Электронный ресурс] статья // http:
//www.ito.su/2001/ito/I/2/I-2-11.html.
6. Букатов М.Б. Секреты дидактических игр: Психология. Методика. Дисциплина // М.Б. Букатов-Москва: Сфера, 2009.-203с.
7. Варламова, А.Д. План урока по информатике в 5 классе по теме
«Электронные таблицы» [Электронный ресурс] / А.Д. Варламова. –
(http://festival.1september.ru/articles/526553/).03.04.09
8. Возрастные особенности 5– 6 классов [Электронный документ]. –
(http://metodkab.gym2.ru/Psiholog.html). 05.03.09
9. Выготский, Л.С.Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1991.– 671 с.
10. Гареева, С.А. Ролевая игра «Суд над компьютером» [Электронный документ] / С.А. Гареева, С.А. Харитонова.–
(http://festival.1september.ru/articles/414055/). 05.03.09
11. Гросса, К. Душевная жизнь ребенка [Текст] / К. Гросса.– Киев,
1916.– 62 с.62
12. Дрожжина Е.В. Дидактические игры при изучении нового материала [Текст] / Е.В. Дрожжина // Преподавание истории в школе 2000 . – № 3.
– С. 46-50.
13. Дрожжина Е.В. Дидактические возможности использования
средств информационных технологий [Текст] / Е.В. Дрожжина // Применение
новых технологий в образовании : сб. статей. – Троицк, 2005. – С. 36-40.
14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н.
Дружинин – СПб.: Питер, 1999.– 368 с.
15. Златопольский, Д.М. Интеллектуальные игры [Текст] / Д.М. Златопольский.– СПб.: BHV, 2004.– 400 с.
16. Златопольский, Д.М. Задания для конкурсов, викторин, КВН и
учебные кроссворды по информатике. [Текст] / Д.М. Златопольский.– М.:
Чистые пруды, 2008.– 32 с.– (Б - чка «Первого сентября» сер. «Информатика», вып. 13)
17. Златопольский, Д.М. Занимательные задачи по информатике
[Текст] / Д.М. Златопольский – М.: Чистые пруды, 2008.– 32 с.– (Б - чка
«Первого сентября» сер. «Информатика», вып. 22)
18. Златопольский, Д.М. Материалы для внеклассной работы по информатике. [Текст] / Д.М. Златопольский – М.: Чистые пруды, 2008.– 32 с.–
(Б - чка «Первого сентября» сер. «Информатика», вып. 19)
19. Информационные технологии в обучении [Электронный ресурс]
/ http://malutina.school3.org/ index. php?title=metod_source&include=5.
20. Зубрилин А. А. Конструирование уроков-игр по информатике
[Электронный ресурс] - Зубрилин А. А. Журнал «Информатика в школе»
№6–2008// http://infojournal.ru/journal/school/archive/6-2008/
21. Идрисов, А.Е. Индивидуально-возрастные и психологические
особенности младших подростков [Электронный документ] / А.Е. Идрисов.–
(http://festival.1september.ru/articles/213802/). 05.03.18
22. Козлов А.И. Внедрение информационных технологий в образова-63
тельный процесс через внеклассную и факультативную работу [Текст] / А.И.
Козлов // Применение новых технологий в образовании. – Троицк, 2005. – С.
67-73.
23. Крутецкий В. А Психология обучения и воспитания школьников:
Книга для учителя. М.: Просвещение, 1976.- 303с.
24. Компьютерная игра [Электронный документ].–
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%
D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D
0%B3%D1%80%D0%B0). 10.01.09
25. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н.
Леонтьев – М: Смысл: Академия, 1997.– 121 с.
26. Маликов С.В. Современные информационные технологии в
учебном процессе [Текст] / С.В. Маликов, Н.В. Маликова // Применение новых технологий в образовании. – Троицк, 2005. – С. 55-62.
27. Методика организации игры [Электронный документ ]. –
(http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/met_rek/svet/igra/igra6/). 26.02.09
28. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид.– М.: Наука,
1988.– 221 с.
29. Обухова Л.Ф. Детская психология. [Текст]: учебник- М. Роспедагенство 1996 стр. 374.
30. Организация и руководство игровой деятельностью младших
школьников в учебной и внеклассной работе [Текст]: метод. указания / сост.
Ю.Г. Брынзалей. - Гомель: Пед. о-во БССР, 1984.
31. Петровский А.В. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 2001. – 512 с.
32. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии
[Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров.– М.: Роспедагенство, 1996.– 268
с.64
33. Прутченков А.С. Учимся и учим, играя. - М., МПА, 1997. - 320 с.
34. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и
термины. [Текст]: / Прутченков А.С. //ПЕДАГОГИКА. - 1999. - N3. - С.
С.121-126
35. Пышная, Е.А. Внеклассное мероприятие по информатике «Открой планету» [Электронный документ] / Е.А. Пышная.–
(http://festival.1september.ru/articles/513009/). 02.03.18
36. Радеева, Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр:
новый контекст детской субкультуры [Электронный документ] / Р.Е. Радеева,
Е.О. Смирнова – (http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10345.php). 24.02.18
37. Савельева, И.А. Дидактическая игра «Крестики–нолики» [Электронный документ] / И.А. Савельева.– (http://www.gmcit.murmansk.ru/).
15.02.09
38. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998.– 256 с.
39. Танграм [Электронный ресурс].–
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D1%80%
D0%B0%D0%BC
40. Танграм древняя игра [Электронный документ]
(http://www.flashplayer.ru/play_2381.php). 01.03.18
41. Фрейд, З. Психологические этюды. Навязчивые действия и религиозные обряды [Текст] / З. Фрейд.– Минск, 1997.– 566 с.
42. Хейзинг, Й. «Homo ludens: Опыт определения игрового элемента
культуры» [Текст] / Й. Хейзинг – М.: Прогресс, 1997.– 345 с.
43. Церенова, О.А. Технология игровых форм обучения [Электронный документ] / О.А. Церенова.– (http://cityref.ru/prosmotr/10761–0.htm).
20.02.18
44. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. [Текст]: В 2
т. М., 1980.65
45. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований [Текст] / С.А. Шапкин // Психологический журнал.–
1999.– т. 20.– № 1.– С. 86 - 102
46. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С.А.
Шмаков – М.: Новая школа, 1994.– 240 с.
47. Шмелев, А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии. Компьютеры и познание [Текст] / А.Г. Шмелев.– М.: Наука, 1990.–
95 с.
48. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста
[Текст] / В. Штерн.– М., 1922.– 280 с.
49. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности
младших подростков [Текст] / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова.– М.: Просвещение, 1967.– 360 с.
50. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин.– М.:
Просвещение, 1978.– 360 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ