Введение
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Сущность конкурентоспособности 9
1.2 Источники конкурентных преимуществ фирмы 21
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ФИРМЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРУБНОЙ ПРОДУКЦИИ
2.1 Анализ состояния мирового рынка трубной продукции 33
2.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции фирмы на
мировом рынке трубной продукции 49
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ФИРМЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРУБНОЙ ПРОДУКЦИИ
3.1 Основные направления повышения конкурентоспособности трубной
продукции фирмы 77
3.2 Установление цены проникновения как условие повышения
конкурентоспособности трубной продукции фирмы 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
В настоящее время мировой рынок характеризуется снижением спроса, перепроизводством, падением цен на металлопродукцию, то есть переживает серьезный кризис. Падение производства почти во всех ведущих странах и избыток производственных мощностей вынуждает закрывать или останавливать производство. На одном из основных сегментов металлургической промышленности - трубном рынке - можно наблюдать те же явления, что и на рынке стали в целом, а именно сокращение спроса и падение цен. Вследствие падения цен наблюдается усиление конкуренции на мировом рынке.
Главным направлением финансово-экономической и производственной стратегии каждого предприятия является повышение конкурентоспособности для усиления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Нормальное функционирование предприятий предполагает поиск своей стратегии развития. Для успешного развития у предприятия должно быть оптимальное соотношение между затратами и результатами, предприятие должно искать новые формы приложения капитала, обновлять и совершенствовать свою продукцию в соответствии с потребностями рынка, проводить рациональную товарную политику, применять новые эффективные методы управления. То есть предприятие должно быть конкурентоспособным и экономически устойчивым.
Конкурентоспособность предприятия и его экономическая устойчивость являются взаимосвязанными понятиями.
С одной стороны, повышение конкурентоспособности предприятия является необходимым условием поддержания на приемлемом уровне экономической устойчивости.
С другой стороны, неустойчивое экономическое положение предприятия не позволяет ему иметь высокую конкурентоспособность. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и экономической устойчивости предприятия требует использования многих внутренних и внешних факторов развития.
Цель данной работы - провести анализ конкурентоспособности продукции предприятия на мировом рынке и обозначить пути ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность конкурентоспособности;
- рассмотреть источники конкурентных преимуществ фирмы;
- провести анализ состояния мирового рынка трубной продукции;
- изучить факторы, определяющие конкурентоспособность продукции фирмы на мировом рынке трубной продукции;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции фирмы на мировом рынке трубной продукции.
Объектом исследования работы является мировой рынок трубной продукции.
Предметом исследования является конкурентоспособность продукции ПАО «ЧТПЗ» на мировом рынке трубной продукции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции предприятия, основанные на анализе мирового рынка трубной продукции, а также на анализе деятельности предприятия.
В данной дипломной работе была рассмотрена экономическая природа конкурентоспособности, а именно: приведены толкования понятия «конкурентоспособность» различными авторами, рассмотрена центральная идея конкурентной борьбы и пути её реализации, виды конкурентоспособности, а также источники конкурентных преимуществ. Также были подробно представлены стратегии конкуренции, являющиеся основой конкурентного поведения компании на рынке.
Следующим этапом работы стал анализ состояния мирового рынка трубной продукции. В настоящее время мировой рынок переживает серьезный кризис, характеризующийся снижением спроса, перепроизводством, рекордным падением цен на металлопродукцию. Цены на стальную продукцию на мировом рынке в 2016 г. продолжили падение, приближаясь к уровням безубыточности. В связи с этим можно ожидать дальнейшего снижения производства проката в мире, что, в конечном счете, должно привести к постепенному восстановлению цен на черные металлы. Британское аналитическое агентство MEPS International Ltd. прогнозирует, что подъем цен на стальную продукцию можно ожидать в 2017 г. При этом пока можно говорить о перспективах стабилизации и слабого восстановления рынка.
Ожидается, что рынок стальных труб будет демонстрировать большие темпы роста, чем в среднем по металлургической отрасли. В дальнейшем ускорение темпов роста экономик азиатских стран может привести к скачку потребления стальных труб.
Наиболее значительный рост потребления труб прогнозируется в Индии и Индонезии, где запланировано расширение производственного сектора промышленности и реализация ряда крупных инфраструктурных проектов, в том числе касающихся трубопроводного транспорта. Наиболее неопределенные перспективы среди крупнейших потребителей - у США, что связано в первую очередь со сворачиванием нерентабельных нефтегазовых проектов.
Рынок нефти и газа останется ведущим потребителем стальной трубы, однако темпы роста его будут ограничены снижением объемов инвестиций в бурение на фоне слабых цен на нефть. При этом главным долгосрочным трендом будет рост спроса на трубы для сложных условий бурения, что будет связано с истощением традиционных запасов. В OCTG сегменте будет расти востребованность высокотехнологичных труб с премиальными соединениями, позволяющими проводить бурение в экстремальных условиях.
Далее был представлен анализ конкурентоспособности продукции ПАО «ЧТПЗ» на мировом рынке трубной продукции. В процессе анализа было выяснено, что:
- ЧТПЗ имеет конкурентные преимущества в виде более низкой цены и темпа роста цены предлагаемой продукции, чем конкуренты на мировом рынке;
- в 2015 г. фирма увеличила объем продаж и стала использовать ресурсы рациональнее;
- эффективность деятельности предприятия значительно повысилась;
- качественные параметры продукции ЧТПЗ являются высокими и положительно влияют на конкурентоспособность продукции.
Благодаря проведенному анализу можно сделать вывод, что ЧТПЗ является одним из ведущих производителей труб на быстрорастущем рынке, имеет конкурентоспособные издержки производства и опытный управленческий персонал, успешно реализует программу оптимизации расходов, сохраняя при этом высокое качество и конкурентоспособность предоставляемых продуктов и услуг.
Далее в работе были рассмотрены основные направления повышения конкурентоспособности продукции фирмы, которые достигаются за счёт усовершенствования производственной, маркетинговой или финансовой деятельности предприятия.
Завершающим этапом работы стала разработка меры по повышению конкурентоспособности трубной продукции фирмы, которая заключается в установлении цены проникновения при выходе на рынок Средней Азии. Данная мера поможет фирме обеспечить высокую прибыль и конкурентоспособность на мировом рынке трубной продукции.
1. Борисов, Б.Л. Технологии рекламы и PR: учеб. пособие / Б.Л. Борисов. - М., 2013. - С. 65.
2. Борушко, Н.В. Маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс]: курс лекций / Н.В. Борушко. Режим доступа: http://elib.belstu.by/handle/123456789/3302.
3. Бурцев, В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции / В.В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 6. -С. 57.
4. Волков, В.П. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич; под ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. - М.: Новое знание, 2014. - 677 с.
5. Герчикова, И.Н. Международное коммерческое дело: учеб. для вузов / И.Н. Герчикова. - М., 2014. - С. 46.
6. Кара, А.Н. Эффективные маркетинговые коммуникации как источник повышения конкурентоспособности предприятия / А.Н. Кара // Экономика, управление, финансы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Зебра, 2015. - С. 134-136.
7. Качалина, Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент: учебник /
Л.Н. Качалина. - М.: Эксмо, 2016. - 457 с.
8. Конкурентная стратегия. Методика анализа отрасли и конкурентов: учебник / под ред. Е.Д. Щетинина. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 451 с.
9. Конкурентоспособность и модернизация экономики: учебник / под ред. Е.Г. Ясина. - М.: ГУ ВШЭ, 2014. - 295 с.
10. Ламбен, Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: учеб. пособие / Ж. Ламбен; пер. с французского. - СПб.: Наука, 2016. - 589 с.
11. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие / И.М. Лифиц. - М.: Высшее образование, 2012. - 278 с.
12. Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - М.: Омега-Л, 2013. - 396 с.
13. Мартьянова, Ю.И. Совершенствование сбыта продукции в маркетинговой системе управления предприятием / Ю.И. Мартьянова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - №12. - С. 39-43.
14. Менеджмент, ориентированный на рынок: учебник / под ред.
В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2015. - 387 с.
15. Минько, Э.В. Качество и конкурентоспособность: учеб. пособие /
Э.В. Минько, М.П. Кричевский. - СПб.: Питер, 2014. - 345 с.
16. Моисеева, Н.К. Международный маркетинг: учеб. пособие /
Н.К. Моисеева. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. - 267 с.
17. Новикова, И.В. Рациональное использование ресурсов [Электронный
ресурс]: учеб. пособие / И.В. Новикова. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/ratsionalnoe-ispolzovanie-resursov-neobhodimoe- uslovie-effektivnogo-razvitiya-proizvodstva
18. Осипов, Ю.М. Конкурентоспособность наукоемкой машиностроительной продукции: учебник / Ю.М. Осипов. - Томск: ТГУСУР, 2012. - 345 с.
19. Пономарёва, Е.П. Организация труда: учеб. пособие / Е.П. Пономарёва. - СПб.: Издательство «Классик», 2013. - 180 с.
20. Рубин, Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю.Б. Рубин. - М.: Маркет ДС, 2012. - 324 с.
21. Фатхутдинов, Р.А. Сущность конкурентоспособности / Р.А. Фатхутдинов // Современная конкуренция. - 2012. - №1. - C. 18-20.
22. Философова, Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб.
пособие /Т.Г. Философова, В.А. Быков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 395 с.
23. Чурсин, А.А. Управление конкурентоспособностью организации:
учебник / А.А. Чурсин. - М.: ФГУП «НТЦ Информтехника», 2016. - 464 с.
24. Административно-управленческий портал - Режим доступа: http: //www.aup.ru/books/m203/8_2. htm
25. Годовая бухгалтерская отчетность (все формы) ПАО «ЧТПЗ» за 2014 год - Режим доступа: http://www.chelpipe.ru/upload/iblock/834/fakt_25_03_2015_2.pdf
26. Годовая бухгалтерская отчетность (все формы) ПАО «ЧТПЗ» за 2015 год - Режим доступа: http: //www.chelpipe.ru/upload/iblock/884/chtpz_buh_report_2015. pdf
27. Информационно-образовательный портал Ханадеевой Е.А. - Режим доступа:
http://www.hanadeeva.ru/biblioteka/knigi_economika/Cergeev/povishenie_kachestva/in dex.html
28. Основные направления совершенствования организации труда - Режим доступа: http: //www.motivtruda.ru/sovershenstvovanij a-truda. htm
29. Отчёт Центра развития НИУ ВШЭ по рынку стальных труб - Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/data/2017/01/13/1115379732/Рынок%20стальных%20труб%202
016.pdf
30. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
ПАО «ЧТПЗ» за 2014 год - Режим доступа:
http://www.chelpipe.ru/upload/iblock/093/fakt_25_03_2015_3.pdf
31. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
ПАО «ЧТПЗ» за 2015 год - Режим доступа:
http://www.chelpipe.ru/upload/iblock/221/notes_buh_balans_chtpz_2015.pdf
32. Презентация ПАО «ЧТПЗ» для инвесторов - Режим доступа: http: //www. chelpipe. ru/upload/pdf/Chelpipe_Investor_Presentation_February_2017. pdf
33. Презентация ПАО «ЧТПЗ»: Результаты 2016 г. по МСФО и обзор рынка - Режим доступа: http://www.chelpipe.ru/upload/pdf/IFRS_2016y_v5(2).pdf
34. Сайт Metal Expert - Режим доступа: https://metalexpert-group.com/
35. СайтWorld Steel Association - Режим доступа: https://www.worldsteel.org/
36. Сайт Информационного агентства «Финансовый юрист» - Режим доступа: http://www.financial-lawyer.ru/newsbox/business_plan/141 -528140.html
37. Сайт ПАО «ЧТПЗ» - Режим доступа: http://www.chelpipe.ru/
38. Энциклопедия экономиста Режим доступа:
http://www.grandars.ru/college/cenoobrazovanie/strategii-cenoobrazovaniya.html
39. Marketing Way: Виды маркетинговых коммуникаций - Режим доступа: http://www.marketingway.ru/maws-768-1.html