Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №64857

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
363
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность ориентировки в пространстве 7
1.2. Особенности развития ориентировки в пространстве у
детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия развития умения
ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Выявление уровня развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста 33
2.2 Методические рекомендации педагогам по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61


Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира, интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в пространстве.
Анализ генезиса ориентировки в пространстве и условий, обеспечивающих ее развитие в раннем и дошкольном возрасте, показывает, что, как и любая способность, она складывается покомпонентно, приобретая сложную, многоуровневую структуру. На ранних этапах развития процесс ее становления связан с появлением у ребенка чувства собственного тела, развитием движений, предметно-практической деятельности, зрительно-моторной координации. Следующий, еще один важный шаг заключается в овладении знаковой (жестовой, вербальной, графической) культурой, которая трансформирует практический опыт ребенка, ведет к формированию обобщенных представлений, пригодных для моделирования пространства и его преобразования в мысленном плане. При этом ребенок не только учится понимать условный язык кодированного пространства, но и начинает активно пользоваться им в процессе воспроизведения пространственных свойств и отношений во всех видах деятельности.
В настоящее время проблема развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности. В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подчеркивается, что в содержание
образовательной программы должно обязательно включаться формирование первичных представлений о пространстве.
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Т.А. Муссейибова, и др.) указывается, что совершенствование пространственных ориентировок ведет к более полному познанию ребенком внешнего мира. Все виды детской деятельности тесно связаны с ориентировкой в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственной ориентировки играет большую роль в процессе приспособления ребенка в быту. В частности, в исследованиях Т.А. Муссейибовой, наиболее глубоко раскрывается содержание и средства развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста. Т.А. Мусейибова разработала методику обучения детей дошкольного возрастов пространственным ориентировкам по направлению на себе, от себя, от любого предмета, на основе словесных указаний.
Изучением вопросов развития формирования у детей представлений о пространстве занимались многие психологи и педагоги-исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом (Б. Г. Ананьев, М. В. Васильева, Л. А. Венгер, М.В. Вовчик-Блакитная, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, А.А. Люблинская, Т.И. Мусейбова, В.П. Новикова, Э.Я. Степаненкова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер и др.).
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, а также на наличие научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы развития пространственной ориентировки у младших дошкольников. Отмечается недостаток научно обоснованной методики, которая обеспечила бы формирование у детей способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию и оречевлению категорий пространства в наиболее сензитивный дошкольный период.
Таким образом, значимость проблемы и недостаточность научно обоснованных методических рекомендаций по развитию умения ориентироваться в пространстве у младших дошкольников позволяют считать тему исследования «Развитие умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста» актуальной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста?
Цель исследования: определить и теоретически обосновать
педагогические условия развития умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста и разработать методические рекомендации педагогам.
Объект исследования: процесс развития умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей, направленными на развитие умения ориентироваться в пространстве (дидактические и настольно-печатные игры, схемы, модели, раздаточный материал и др.);
- включение дидактических игр на развитие умения ориентироваться в пространстве в совместную деятельность воспитателя и детей в режимных моментах;
- использование разнообразных форм работы с семьями детей по развитию умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность ориентировки в пространстве.
2. Рассмотреть особенности развития ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия, связанные с развитием умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
4. Определить уровень развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации педагогам по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста
В работе используются следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий этап);
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности.
Исследованием установлено, что в понятие «ориентировка в пространстве» входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. Основой ориентировки в пространстве являются ощущения и восприятие. Некоторые авторы считают, что ориентировка в пространстве представляет собой процесс практического применения пространственных представлений. Ориентировка в пространстве включает пространственных представлений о собственном теле, пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, вербализацию пространственных представлений и пространство языка.
Изучением вопросов развития формирования у детей представлений о пространстве занимались многие психологи и педагоги-исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом (Б. Г. Ананьев, М. В. Васильева, Л. А. Венгер, М.В. Вовчик-Блакитная, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, А.А. Люблинская, Т.И. Мусейбова, В.П. Новикова, Э.Я. Степаненкова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер и др.).
Исследователями отмечается, что в младшем дошкольном возрасте усваиваются три категории пространственных представлений: понимание удаленности предмета и его местоположения, определение направлений, отражение пространственных отношений. В этом возрасте дети воспринимают предметы в пространстве дискретно, как отдаленные друг от друга и не связанные с пространством, а позднее осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися в нем. В настоящее время существует ряд исследований, посвященных обучению пространственной ориентировке детей. Авторы указывают на необходимость поэтапной работы, сочетание наглядности, образа со словом в виде схем, таблиц и моделей, использование игр-занятий, дидактических и подвижных игр. Анализ программ дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы» показал, что в их содержании отмечается наличие задач и деятельность по развитию умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование педагогических условий показывает, что развитие умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста наиболее эффективно при реализации следующих педагогических условий: обогащение развивающей предметно -
пространственной среды материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей, направленными на развитие умения ориентироваться в пространстве; включение дидактических игр на развитие умения ориентироваться в пространстве в совместную деятельность воспитателя и детей в режимных моментах; использование разнообразных форм работы с семьями детей по развитию умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Описание условий позволяет говорить о значении каждого из них в педагогическом процессе в целом.
Далее было организовано и проведено исследование уровня развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Базой исследования было муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста.
Для определения уровня развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста были использованы диагностические задания Т.А. Мусейибовой: ориентироваться в
расположении частей своего тела; различать пространственные направления от себя; определять местоположение предметов от себя; двигаться в заданном направлении.
По результатам констатирующего этапа выяснили, что 10% детей имеют высокий уровень развития умения ориентироваться в пространстве, средний уровень составляет 40% испытуемых, у 50% младших дошкольников наблюдается низкий уровень. Согласно исследованию, младшие дошкольники затруднялись в определении местоположения предметов относительно себя и при осуществлении движений в заданном направлении. Наиболее успешно дошкольники справились с ориентировкой в расположении частей своего тела, а после - различением пространственных направления от себя.
Проведенное анкетирование педагогов и родителей указывает на то, что и первые и вторые отмечают важность вопроса развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Говоря о педагогах, отметим, что в их практической деятельности наблюдается недостаточная направленность работы по развитию ориентировки в пространстве, однообразие используемых методов и технологий. Анализ ответов родителей показал, что они указывают на приоритетность работы в данном направлении педагогов.
Методические рекомендации педагогам по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста основаны на педагогических условиях гипотезы исследования. В
рекомендациях представлено оснащение математического центра и перспективный план обогащения математического центра группы. Предложены формы работы по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста, где указываются тема, цель, методические приемы и соответствующие виду ориентирования дидактически игры. Также представлены формы работы с родителями по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Формами работы с родителями являются: консультация, памятка, мастер-класс, семинар-практикум, фотовыставка, конкурс семейного творчества и др.



1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации
обучения в детском саду / под ред. Н. Н. Поддъякова. - М.: [Электронный ресурс]. URL:
http://izbakurnog.ru/vospitanie/item/f00/s00/z0000007/st006.shtml (дата обращения: 23.03.2018)
2. Ананьев Б.Г. Пространственное различение [Электронный ресурс]. URL: http: //elib. gnpbu. ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=anan yev_prostranstvennoe-razlichenie_1955 (дата обращения: 12.03.2018)
3. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития: учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 606 с.
4. Безлюдная В.И. Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками: автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 2015. - 24 с
5. Беритов И.С. О пространственной ориентации человека и животных в окружающей среде / И.С. Беритов // Вопросы психологии.
[Электронный ресурс]. URL: http://lib.mgppu.ru
/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:24006/Source:defau lt (дата обращения: 25.03.2018)
6. Богословская B.C. Взаимодействию семьи и школы - систематичность, управляемость и продуктивность // Проблемы воспитания. - 2017. - № 8. - С. 14-19.
7. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О Смирнова. - М.: Просвещение, 2013. - 206 с.
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 135 с.
9. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0375/1_0375-7.shtml (дата обращения: 28.03.2018)
11. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка.
Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Л.А. Венгер. - М., 1978 [Электронный ресурс]. URL:
http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031978/VIv-163.htm# 163
12. Вовчик-Блакитная М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - СПб., 1994. - С. 123-129.
13. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; Под редакцией Н. Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 2014. - 192 с [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386- 241.shtml
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: Детство-пресс, 2014. - 270 с.
15. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учеб. пособие. - Минск, 1997 [Электронный ресурс]. URL: http://fillmg-form.ru/turizm/95909/mdex.htmPpageM6
16.Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. -С. 29-32.
17. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. -М.: Сфера, 2005. - 80 с.
18. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе
познавательной и трудовой деятельности / М.И. Земцова
[Электронный ресурс]. URL:
http://lyubimov.su/docs/articles/retrospektivniy_analiz_terminov_opisiva yushih_tipi_i_vidi_prostranstv.html (дата обращения: 02.04.2018)
19. Знаменская А.Н. Изучение развития временных связей на
отношения раздражителей в пространстве у детей раннего возраста: автореферат дис. канд. мед. наук [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005879885 (дата обращения:
02.04.2018)
20. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н. Стерхова // Общее и профессиональное образование. - 2012. - № 1. - С. 8-14.
21. Котырло В.К. Освоение величины предметов детьми-
дошкольниками // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/razvitie-znaniya-rebenka-o-prostranstve (дата обращения: 06.04.2018)
22. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры//
Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 2013. - С.303-323 [Электронный ресурс]. URL:
https://studfiles.net/preview/5129849 /page:117/ (дата обращения: 16.04.2018)
23. Леушина Л.А. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста / Л.А. Леушина. -М.: Просвещение, 2014. - 362 с [Электронный ресурс]. URL:
http://pedlib.ru/Books/5/0311/5-0311-1.shtml(дата обращения:
26.04.2018)
24. Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста / Формирование восприятия пространства и
пространственных представлений / А.А. Люблинская. - М.:
Известия АПИ РСФСР, 2006. - 223 с.
25. Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства и
пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста/ Т.А. Мусейибова // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. - СПб.: Питер, 2014. - 358 с.
26. Мусейибова Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей
пространственным ориетировкам / Т.А. Мусейибова // Дошкольное воспитание. - 1971. - №5. - С. 32-39 [Электронный ресурс]. URL: http: //dovo sp .ru/magazine_preschool_education/dv-05-1971 (дата
обращения: 29.04.2018)
27. Мусейибова Т.А. Ориентировка в пространстве // Дошкольное
воспитание. - 1988 [Электронный ресурс]. URL:
http://dovosp.ru/magazine_preschool_education/dv-08-1988 (дата
обращения: 07.04.2018)
28. Мусейибова Т.А. Развитие пространственных ориентировок у детей
дошкольного возраста: автореферат дис. канд. пед. наук
[Электронный ресурс]. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01006411325 (дата обращения:
09.04.2018)
29. Найн А.Я. Инновации в образовании [Электронный ресурс]. URL:
http://psyjournals.ru/sociosphera/2010/n2/35344_full.shtml (дата
обращения: 15.03. 2018)
30. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 325с.
31. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М.: Издательство Академии Наук СССР. - 1954. - 86 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/%3Fbookhl%3D%26book% 3Dpavlov_pss_t3_kn2_1951 (дата обращения: 01.04.2018)
32. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирование у
дошкольников и младших школьников. - М., 2004. - 64 с.
33. Петровский В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровский // Дошкольное образование в России. - М., 2015. - С. 13-18.
34. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском
дошкольном учреждении / М.Н. Полякова. - СПб., Детство-пресс, 2005. - 165 с.
35. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие /А. Г. Литвак,
В.М. Сорокин, Т.П. Головина - М.: Просвещение, 2016. - 110 с. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0222/2_0222-
1.shtml (дата обращения: 25.03.2018)
36. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных
представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н.Я. Семаго. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 112 с.
37. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. - М., 2002. - 132 с.
38. Сеченов И. М. Избранные произведения/ И.М. Сеченов. - М.: Изд-
во АН СССР, 1956 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.studmed.ru/sechenov-im-izbrannye-proizvedeniya-tom- 2_e63bca5cf81.html (дата обращения: 16.03.2018)
39. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина.
- М.: Просвещение, 1982. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.twirpx.com/file/242806/ (дата обращения: 30.03.2018)
40. Столяр А.А. Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988.- С. 243-259.
41. Счастная А.М. По ступенькам нравственности: о воспитании старших дошкольников в семье: Учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 290 с.
42. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении
дошкольников / Е.И. Удальцова. - Мн., 1976. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ronl.ru/uchebnyye-posobiya/pedagogika/251904/
(дата обращения: 28.03.2018)
43. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В.
Запорожца. - М.: Просвещение, 2016. - 96 с [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/420436/ (дата обращения:
16.03.2018)
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказа Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
45. Шемякин Ф.Н. Ориентация в пространстве [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.rU/Books/1/0149/1_0149-20.shtml (дата обращения: 26.03.2018)
46. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. - 392 с.
47. Яковлева Н.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью: монография/ Н.Н. Яковлева. - СПб.: СПб АППО, 2009. - 128 с.
48. Ярмоленко А.В. Роль речи в отражении пространства // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/korrektsiya-nedostatkov-razvitiya- orientir ovki-v-prostranstve-u-detei-starshego-doshkolnogo (дата обращения: 28.03.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ