РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность ориентировки в пространстве 7
1.2. Особенности развития ориентировки в пространстве у
детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия развития умения
ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Выявление уровня развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста 33
2.2 Методические рекомендации педагогам по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность ориентировки в пространстве 7
1.2. Особенности развития ориентировки в пространстве у
детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Педагогические условия развития умения
ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Выявление уровня развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста 33
2.2 Методические рекомендации педагогам по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира, интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в пространстве.
Анализ генезиса ориентировки в пространстве и условий, обеспечивающих ее развитие в раннем и дошкольном возрасте, показывает, что, как и любая способность, она складывается покомпонентно, приобретая сложную, многоуровневую структуру. На ранних этапах развития процесс ее становления связан с появлением у ребенка чувства собственного тела, развитием движений, предметно-практической деятельности, зрительно-моторной координации. Следующий, еще один важный шаг заключается в овладении знаковой (жестовой, вербальной, графической) культурой, которая трансформирует практический опыт ребенка, ведет к формированию обобщенных представлений, пригодных для моделирования пространства и его преобразования в мысленном плане. При этом ребенок не только учится понимать условный язык кодированного пространства, но и начинает активно пользоваться им в процессе воспроизведения пространственных свойств и отношений во всех видах деятельности.
В настоящее время проблема развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности. В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подчеркивается, что в содержание
образовательной программы должно обязательно включаться формирование первичных представлений о пространстве.
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Т.А. Муссейибова, и др.) указывается, что совершенствование пространственных ориентировок ведет к более полному познанию ребенком внешнего мира. Все виды детской деятельности тесно связаны с ориентировкой в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственной ориентировки играет большую роль в процессе приспособления ребенка в быту. В частности, в исследованиях Т.А. Муссейибовой, наиболее глубоко раскрывается содержание и средства развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста. Т.А. Мусейибова разработала методику обучения детей дошкольного возрастов пространственным ориентировкам по направлению на себе, от себя, от любого предмета, на основе словесных указаний.
Изучением вопросов развития формирования у детей представлений о пространстве занимались многие психологи и педагоги-исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом (Б. Г. Ананьев, М. В. Васильева, Л. А. Венгер, М.В. Вовчик-Блакитная, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, А.А. Люблинская, Т.И. Мусейбова, В.П. Новикова, Э.Я. Степаненкова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер и др.).
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, а также на наличие научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы развития пространственной ориентировки у младших дошкольников. Отмечается недостаток научно обоснованной методики, которая обеспечила бы формирование у детей способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию и оречевлению категорий пространства в наиболее сензитивный дошкольный период.
Таким образом, значимость проблемы и недостаточность научно обоснованных методических рекомендаций по развитию умения ориентироваться в пространстве у младших дошкольников позволяют считать тему исследования «Развитие умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста» актуальной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста?
Цель исследования: определить и теоретически обосновать
педагогические условия развития умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста и разработать методические рекомендации педагогам.
Объект исследования: процесс развития умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей, направленными на развитие умения ориентироваться в пространстве (дидактические и настольно-печатные игры, схемы, модели, раздаточный материал и др.);
- включение дидактических игр на развитие умения ориентироваться в пространстве в совместную деятельность воспитателя и детей в режимных моментах;
- использование разнообразных форм работы с семьями детей по развитию умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность ориентировки в пространстве.
2. Рассмотреть особенности развития ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия, связанные с развитием умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
4. Определить уровень развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации педагогам по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста
В работе используются следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий этап);
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Анализ генезиса ориентировки в пространстве и условий, обеспечивающих ее развитие в раннем и дошкольном возрасте, показывает, что, как и любая способность, она складывается покомпонентно, приобретая сложную, многоуровневую структуру. На ранних этапах развития процесс ее становления связан с появлением у ребенка чувства собственного тела, развитием движений, предметно-практической деятельности, зрительно-моторной координации. Следующий, еще один важный шаг заключается в овладении знаковой (жестовой, вербальной, графической) культурой, которая трансформирует практический опыт ребенка, ведет к формированию обобщенных представлений, пригодных для моделирования пространства и его преобразования в мысленном плане. При этом ребенок не только учится понимать условный язык кодированного пространства, но и начинает активно пользоваться им в процессе воспроизведения пространственных свойств и отношений во всех видах деятельности.
В настоящее время проблема развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности. В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подчеркивается, что в содержание
образовательной программы должно обязательно включаться формирование первичных представлений о пространстве.
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Т.А. Муссейибова, и др.) указывается, что совершенствование пространственных ориентировок ведет к более полному познанию ребенком внешнего мира. Все виды детской деятельности тесно связаны с ориентировкой в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственной ориентировки играет большую роль в процессе приспособления ребенка в быту. В частности, в исследованиях Т.А. Муссейибовой, наиболее глубоко раскрывается содержание и средства развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста. Т.А. Мусейибова разработала методику обучения детей дошкольного возрастов пространственным ориентировкам по направлению на себе, от себя, от любого предмета, на основе словесных указаний.
Изучением вопросов развития формирования у детей представлений о пространстве занимались многие психологи и педагоги-исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом (Б. Г. Ананьев, М. В. Васильева, Л. А. Венгер, М.В. Вовчик-Блакитная, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, А.А. Люблинская, Т.И. Мусейбова, В.П. Новикова, Э.Я. Степаненкова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер и др.).
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, а также на наличие научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы развития пространственной ориентировки у младших дошкольников. Отмечается недостаток научно обоснованной методики, которая обеспечила бы формирование у детей способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию и оречевлению категорий пространства в наиболее сензитивный дошкольный период.
Таким образом, значимость проблемы и недостаточность научно обоснованных методических рекомендаций по развитию умения ориентироваться в пространстве у младших дошкольников позволяют считать тему исследования «Развитие умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста» актуальной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста?
Цель исследования: определить и теоретически обосновать
педагогические условия развития умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста и разработать методические рекомендации педагогам.
Объект исследования: процесс развития умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей, направленными на развитие умения ориентироваться в пространстве (дидактические и настольно-печатные игры, схемы, модели, раздаточный материал и др.);
- включение дидактических игр на развитие умения ориентироваться в пространстве в совместную деятельность воспитателя и детей в режимных моментах;
- использование разнообразных форм работы с семьями детей по развитию умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность ориентировки в пространстве.
2. Рассмотреть особенности развития ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия, связанные с развитием умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
4. Определить уровень развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации педагогам по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста
В работе используются следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий этап);
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Проблема развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности.
Исследованием установлено, что в понятие «ориентировка в пространстве» входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. Основой ориентировки в пространстве являются ощущения и восприятие. Некоторые авторы считают, что ориентировка в пространстве представляет собой процесс практического применения пространственных представлений. Ориентировка в пространстве включает пространственных представлений о собственном теле, пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, вербализацию пространственных представлений и пространство языка.
Изучением вопросов развития формирования у детей представлений о пространстве занимались многие психологи и педагоги-исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом (Б. Г. Ананьев, М. В. Васильева, Л. А. Венгер, М.В. Вовчик-Блакитная, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, А.А. Люблинская, Т.И. Мусейбова, В.П. Новикова, Э.Я. Степаненкова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер и др.).
Исследователями отмечается, что в младшем дошкольном возрасте усваиваются три категории пространственных представлений: понимание удаленности предмета и его местоположения, определение направлений, отражение пространственных отношений. В этом возрасте дети воспринимают предметы в пространстве дискретно, как отдаленные друг от друга и не связанные с пространством, а позднее осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися в нем. В настоящее время существует ряд исследований, посвященных обучению пространственной ориентировке детей. Авторы указывают на необходимость поэтапной работы, сочетание наглядности, образа со словом в виде схем, таблиц и моделей, использование игр-занятий, дидактических и подвижных игр. Анализ программ дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы» показал, что в их содержании отмечается наличие задач и деятельность по развитию умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование педагогических условий показывает, что развитие умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста наиболее эффективно при реализации следующих педагогических условий: обогащение развивающей предметно -
пространственной среды материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей, направленными на развитие умения ориентироваться в пространстве; включение дидактических игр на развитие умения ориентироваться в пространстве в совместную деятельность воспитателя и детей в режимных моментах; использование разнообразных форм работы с семьями детей по развитию умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Описание условий позволяет говорить о значении каждого из них в педагогическом процессе в целом.
Далее было организовано и проведено исследование уровня развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Базой исследования было муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста.
Для определения уровня развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста были использованы диагностические задания Т.А. Мусейибовой: ориентироваться в
расположении частей своего тела; различать пространственные направления от себя; определять местоположение предметов от себя; двигаться в заданном направлении.
По результатам констатирующего этапа выяснили, что 10% детей имеют высокий уровень развития умения ориентироваться в пространстве, средний уровень составляет 40% испытуемых, у 50% младших дошкольников наблюдается низкий уровень. Согласно исследованию, младшие дошкольники затруднялись в определении местоположения предметов относительно себя и при осуществлении движений в заданном направлении. Наиболее успешно дошкольники справились с ориентировкой в расположении частей своего тела, а после - различением пространственных направления от себя.
Проведенное анкетирование педагогов и родителей указывает на то, что и первые и вторые отмечают важность вопроса развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Говоря о педагогах, отметим, что в их практической деятельности наблюдается недостаточная направленность работы по развитию ориентировки в пространстве, однообразие используемых методов и технологий. Анализ ответов родителей показал, что они указывают на приоритетность работы в данном направлении педагогов.
Методические рекомендации педагогам по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста основаны на педагогических условиях гипотезы исследования. В
рекомендациях представлено оснащение математического центра и перспективный план обогащения математического центра группы. Предложены формы работы по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста, где указываются тема, цель, методические приемы и соответствующие виду ориентирования дидактически игры. Также представлены формы работы с родителями по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Формами работы с родителями являются: консультация, памятка, мастер-класс, семинар-практикум, фотовыставка, конкурс семейного творчества и др.
Исследованием установлено, что в понятие «ориентировка в пространстве» входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. Основой ориентировки в пространстве являются ощущения и восприятие. Некоторые авторы считают, что ориентировка в пространстве представляет собой процесс практического применения пространственных представлений. Ориентировка в пространстве включает пространственных представлений о собственном теле, пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, вербализацию пространственных представлений и пространство языка.
Изучением вопросов развития формирования у детей представлений о пространстве занимались многие психологи и педагоги-исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом (Б. Г. Ананьев, М. В. Васильева, Л. А. Венгер, М.В. Вовчик-Блакитная, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, А.А. Люблинская, Т.И. Мусейбова, В.П. Новикова, Э.Я. Степаненкова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер и др.).
Исследователями отмечается, что в младшем дошкольном возрасте усваиваются три категории пространственных представлений: понимание удаленности предмета и его местоположения, определение направлений, отражение пространственных отношений. В этом возрасте дети воспринимают предметы в пространстве дискретно, как отдаленные друг от друга и не связанные с пространством, а позднее осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися в нем. В настоящее время существует ряд исследований, посвященных обучению пространственной ориентировке детей. Авторы указывают на необходимость поэтапной работы, сочетание наглядности, образа со словом в виде схем, таблиц и моделей, использование игр-занятий, дидактических и подвижных игр. Анализ программ дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы» показал, что в их содержании отмечается наличие задач и деятельность по развитию умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование педагогических условий показывает, что развитие умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста наиболее эффективно при реализации следующих педагогических условий: обогащение развивающей предметно -
пространственной среды материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей, направленными на развитие умения ориентироваться в пространстве; включение дидактических игр на развитие умения ориентироваться в пространстве в совместную деятельность воспитателя и детей в режимных моментах; использование разнообразных форм работы с семьями детей по развитию умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Описание условий позволяет говорить о значении каждого из них в педагогическом процессе в целом.
Далее было организовано и проведено исследование уровня развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Базой исследования было муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста.
Для определения уровня развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста были использованы диагностические задания Т.А. Мусейибовой: ориентироваться в
расположении частей своего тела; различать пространственные направления от себя; определять местоположение предметов от себя; двигаться в заданном направлении.
По результатам констатирующего этапа выяснили, что 10% детей имеют высокий уровень развития умения ориентироваться в пространстве, средний уровень составляет 40% испытуемых, у 50% младших дошкольников наблюдается низкий уровень. Согласно исследованию, младшие дошкольники затруднялись в определении местоположения предметов относительно себя и при осуществлении движений в заданном направлении. Наиболее успешно дошкольники справились с ориентировкой в расположении частей своего тела, а после - различением пространственных направления от себя.
Проведенное анкетирование педагогов и родителей указывает на то, что и первые и вторые отмечают важность вопроса развития умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Говоря о педагогах, отметим, что в их практической деятельности наблюдается недостаточная направленность работы по развитию ориентировки в пространстве, однообразие используемых методов и технологий. Анализ ответов родителей показал, что они указывают на приоритетность работы в данном направлении педагогов.
Методические рекомендации педагогам по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста основаны на педагогических условиях гипотезы исследования. В
рекомендациях представлено оснащение математического центра и перспективный план обогащения математического центра группы. Предложены формы работы по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста, где указываются тема, цель, методические приемы и соответствующие виду ориентирования дидактически игры. Также представлены формы работы с родителями по развитию умений ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Формами работы с родителями являются: консультация, памятка, мастер-класс, семинар-практикум, фотовыставка, конкурс семейного творчества и др.
Подобные работы
- Роль подвижных игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (Теории и технологии развития речи детей, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Исследование процесса формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОРИЕНТИРОВКИ В
ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021



