Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №63049

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТИРОВКИ
В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Сущность и особенности пространственной ориентации у детей
дошкольного возраста 7
1.2 Методика изучения по разделу «Ориентировка в пространстве» в
играх в старшем дошкольном возрасте 12
1.3 Игровая деятельность в процессе ориентировки в пространстве 21
Глава 2. Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента 26
2.2 Методика и организация формирующего эксперимента 31
2.3 Результаты педагогического эксперимента 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 47

Ориентировка в пространстве чрезвычайно трудная проблема, входящая в сферу социальной адаптации детей. Ориентация в пространстве и времени представляет наиболее важные свойства человеческой психики. Большое количество философских,
психологических и педагогических исследований выявило исключительную роль в освоении социального пространства ребенка через построение целостной картины мира, осознание его места в нем. Все сферы, охватывающие взаимодействия ребенка с реальным миром, оказывают влияние на развитие самосознания личности через ориентировку в пространстве, и, таким образом, является составной частью процесса социализации.
Для ребенка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего чувственного опыта. И для этого необходимо обеспечить условия для наблюдения и эксперимента.
Раздел “ориентировка пространстве” занимает значительное место на математической подготовке детей дошкольного возраста. Вопросом формирования восприятия детей в области пространственной ориентации, занимались известные педагоги, исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и другие известные педагоги, исследователи.
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи выявили, что не развитость к концу дошкольного возраста, имеет место быть одной из причин, затруднений детей в освоении школьных навыков.
В своем учебном пособии A. A. Столяр писал: «пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, расстояния, пространственных отношений между предметами)». (47)
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны взаимодействия с реальностью. Поэтому, гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способностей ориентировке в пространстве.
С математической точки зрения, развитие у детей способности владеть различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчета) связано с, выступающей в качестве основы, успешным усвоением соответствующих разделов математики в школе.
На ранних стадиях развития ребенка ее формирование связано с появлением у ребенка чувства собственного тела, развитием движений, предметно-практической деятельности, зрительно-моторной
координацией. Следующий, еще один важный шаг, знаковый (жестовой, вербальной, графической) культурой заключается в трансформировании практического опыта ребенка, который ведет к формированию особых, обобщенных представлений, пригодный для моделирования пространства, его преобразования на уровне мысли.
Актуальность: проблема формирования пространственной
ориентации и пространственных представлений является одним из наиболее сложной и актуальных научных проблем, а, ориентировка в пространстве, как психологический феномен в ее различных формах, играет важную роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека и окружающей среды. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительные, слуховые, обонятельные). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
влияние игровой деятельности на процесс развития ориентировки в пространстве на детях дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство
ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста.
Гипотеза: систематическое использование в работе педагога игровой деятельности положительного влияет на развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве) у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
2. Изучить содержание работы по разделу ориентировка в
пространстве.
3. Определить влияние игровой деятельности на развитие ориентировки детей дошкольного возраста в пространстве.
4. Проанализировать полученные данные и дать оценку деятельности детей старшего дошкольного возраста по ориентировке в пространстве.
5. Способствовать активному привлечению родителей в процессе работы по развитию ориентировки в пространстве в игровой деятельности.
Методы исследования:
1. Анализа литературы, с целью определить уровень ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.
2. Анализ методической литературы по влиянию игры на повышение уровня ориентировки в пространстве.
3. Наблюдение, опрос, беседа, анализ.
4. Математическая обработка данных.
Практическая значимость: методические рекомендации,
составленные по результатам этого исследования, в работе с детьми по ориентировке в пространстве будут ценны, как практическая помощь для педагогов дошкольного учреждения и родителям. Апробация методических рекомендаций по развитию пространственной ориентации для участников образовательного процесса дают возможность повышения качества процесса развития математических представлений.
Таким образом, предпосылки, создаваемые в процессе деятельности, ведут к активной позиции ребенка и развития интереса.
База опытно-экспериментальной работы: развития ориентировки в пространстве для детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в старшей разновозрастной группе Удмурт-Гондыревской
общеобразовательной школы. Исследование по увеличению уровня развития ориентировки в пространстве через игровую деятельность проводилась на констатирующем, формирующем, итоговом этапах.
Исследование на констатирующем и контрольном этапах проводилось с детьми старшей разновозрастной группы на базе МБОУ Удмурт- Гондыревской основной общеобразовательной школы и МБОУ Старо - Утчанской средней школы, экспериментальный и контрольных группах соответственно.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование у дошкольников элементарных математических представлений является частью общей подготовки к школе. Одна из важнейших задач математического развития - формирование познавательных интересов и способностей. В процессе работы по формированию математических представлений дошкольники приобретают знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве, что способствует развитию интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.
Пространственные представления и восприятия - емкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.
На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребенок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т.е. формируется и созревает телесная схема. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.
Несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки «на себе» и «на внешних объектах». В результате ребенок постепенно переходит от неточных общих словесных обозначений пространства («там», «тут», «здесь» и т.п.) к освоению специальных слов, обозначающих пространственные признаки предмета и его взаиморасположение с другими («слева», «выше» и т.п.). Эти понятия становятся орудием для дальнейшего, более глубокого анализа пространственных представлений, обозначенный словом признак предмета вычленяется и превращается в самостоятельный объект познания. С течением времени подобные слова приобретают оттенок относительности, и ребенок уже самостоятельно определяет отношения между 2-3 предметами, используя выражения «слева от», «справа от» и т.д. Это осуществляется благодаря тому, что при определении пространственных отношений между объектами ребенок переносит «схему своего тела», являющуюся для него основой освоения «словесной системы отсчёта» при определении пространственных направлений, на тот объект, который в тот момент служит для него фиксированной точкой отсчета.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является изменения в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры
предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим
совершенствованием двигательных умений.
В развитии пространственной ориентировки ребенка в игровой деятельности занимает важное место, т.к. данная техника в наибольшей степени готовит ребенка к школе, прививая ему не только необходимые для обучения физические и поведенческие навыки, но ребенок также усваивает некоторые геометрические понятия - угол, сторона, квадрат, треугольник. Вовлекая ребенка в процесс игры, он заражается его положительными эмоциями, создает эффект, питающий собственную активность ребенка, организует и направляет его исследовательское поведение.
В практической части дипломной работы результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость
осуществления целенаправленной педагогической работы по организации ориентировки в пространстве детьми старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности в занятиях. Данные результаты свидетельствуют о том, что работа, которая ведётся в детском саду по развитию ориентировки у детей, недостаточна эффективна.
В формирующем эксперименте мы разработали серию занятий по развитию ориентировки в пространстве с использованием игровой деятельности. Проводимые занятия носили в себе отработку следующих понятий: левая и правая стороны, верхняя и нижняя стороны, середина листа, центр листа, вверху, внизу, выше, ниже, вперед, впереди, сзади, назад, между, около, над, рядом, за, под, перед, на, от. На заключительном этапе было проведено занятия, в котором проверялись все сформированные навыки у детей, и выполнялась более самостоятельная деятельность, от детей требовалось максимальное знание слов- обозначений и использование их в практической деятельности.
Эти упражнения должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве.
Приобретенные детьми навыка работы способствуют развитию их ориентировки в пространстве. Представление об окружающем пространстве расширяются. Проведенная работа в игре является эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, развитие пространственных представлений посредством игровой деятельности способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению пространственных понятий, знаний и зависимостей, формированию новых подходов для решения любых задач. Решая различные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, учатся последовательно выполнять необходимые действия, чтобы достичь определенного результата. Дети учатся выделять существенное, обобщать и систематизировать накопленные знания, пользоваться ими в своей повседневной игровой деятельности. Овладевая различными знаниями, они приобретают умение кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи. Дети, узнать, интеллект, чтобы доказать, с его точки зрения он прав, чтобы сделать его результаты.



1. Ананьев Б.Г., Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко- М.: Просвещение, 1964. - 256 с.
2. Бабаева Т.И. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Питер, 2010. - 87 с.
3. Багликова Е. И. Сказочные сюжеты на занятиях по математике / Е. И. Багликова // Воспитатель ДОУ, 2012. - №5- С. 42.
4. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста / О. А. Белобрыкина - Новосибирск: ГЦРО, 2005. - 395 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Норма, 2007. - 387 с.
6. Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд.; М., 2007. - 54 с.
7. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно¬пространственному моделированию / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 9. - С. 11-19.
8. Венгера. Л.А. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.:
Педагогика, 2006. - 470 с.
9. Ворошилова Е. Л. К вопросу о готовности к школьному обучению / Е. Л. Ворошилова // Воспитатель ДОУ, 2012. -№ 3.- С. 90.
10. Выготский Л. С. Проблемы возраста / Л. С. Выготский. - М.,
2004. - 396 с.
11. Выготский Л.С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс 2000. - 345 с.
12. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. - М., 2004. - 374 с.
13. Говорова Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников (теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI.) / Р. К. Говорова. - СПб., 1994. - 387 с.
14. Говорова Р., Формирование пространственной ориентировки у детей / Р. Говорова, О. Дьяченко. // Дошкольное воспитание,2005. - № 9. - С. 4-9.
15. Доронова Г. О концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе / Г. О. Доронова // Дошкольное воспитание, 2007. - №8. - С. 56.
16. Ждан А.Н. История психологии: от Античности до наших дней / А. Н. Ждан. - М., 2001. - 465 с.
17. Запорожца А.В. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 2004. - 364 с.
18. Каразану В. Ориентирование в пространстве (теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI.) / В. О. Каразану- СПб.: Питер, 1994. - 387 с.
19. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон - М.: Зерцало, 2006. - 499 с.
20. Кошелёв В.М., Вырезаем и складываем / В. М. Кошелёв, С.Ю. Афонькин. - СПб.: «Кристалл», 1999 - 160 с.
21. Кулакова В. Д. практические советы родителям будущих первоклассников / В. Д. Кулакова // Воспитатель ДОУ, 2012. - №5 - С. 93.
22. Куриленко Л. Играем в математику / Л. Куриленко // Дошкольное воспитание, 2014. - №4. - С. 7.
23. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка (проблемы развития психики) / А. Н Леонтьев- М.: Городец, 2005. - С. 396.
24. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры (избранные психологические произведения) / А.Н. Леонтьев. - М.: Городец. - 1993. - 322 с.
25. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии, 1996. - №12. - С. 15¬18.
26. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А. Н. Леонтьев.- М., 2001. - 217 с.
27. Люблинская А. А. Детская психология (учебное пособие для студентов педагогических институтов) / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971г. - 415 с.
28. Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста (теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI) / Т. А. Мусейибова. - СПб.: Питер. - 1994. - 358 с.
29. Мусейибова Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам (теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI.) / Т. А. Мусейибова.-СПб.: Питер. - 1994. - 358 с.
30. Мусейибова Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций (математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Учебное пособие для студентов педагогических институтов) / Т. А. Мусейибова, Р. Л. Березина, В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман., З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - М.: «Просвещение», 1987. - 320 с.
31.
31. Орлов А. Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии / А. Б. Орлов. - М.: Просвещение. - 2006. - 290 с.
32. Петровский А.В. Психология в России: XX вв / А. В. Петровская. - М.: Просвещение. - 2000. - 617 с.
33. Попов О.Н. Психология. Курс лекций / О. Н. Попов. - Абакан,
2005. - 386 с.
34. Парамоновой Л. А. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Л. А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. - М., 2003. - 84 с.
35. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия / Т. А. Репина. - М.: Академия, 2005. - 438 с.
36. Репина Т.А., Общение детей в детском саду и семье / Т. А. Репина, Р.В. Стеркина - М.: Академия. - 2006. - 396 с.
37. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. - М.: Просвещение. - 2006. - 445с.
38. Рузской А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 2006. - 216 с.
39. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
40. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников (вопросы психологии) / Е. О. Смирнова //- 1980. - № 5. - С.67-88.
41. Смирнова Е.О., Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни / Е. О. Смирнова, Г.Н. Рошка // вопросы психологии, 1997. - №3. - 54-69.
42. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. - М., 2006. - 296с.
43. Степаненкова Э.Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5 - 6 лет в подвижных играх и упражнениях (теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI.) / Э. Я. Степаненкова.- СПб., 1994. - 185 с.
44. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. -М.: Просвещение. -1989г. - 303 с.
45. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (конспекты занятий 1-й год обучения) / Г. Е. Сычева. - М.: Книголюб, 2016. - 104 с.
46. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. - М.: Просвещение. - 2001. - 111 с.
47. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.С.
Кошелевой. - М.: Издательство «Бек», 2006. - 376 с.
48. Якобсон С.Г., Образ себя и моральное поведение дошкольников /С. Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии, 2006. - № 6. - 36-49.
49. Электронный ресурс URL: http:// revolution.allbest.ru/
pedagogics/00044924_0.html
50. Электронный ресурс URL: http://dohcolonoc.ru/cons/9228-
podbor-podvizhnykh-igr.html
51. Электронный ресурс URL: http: //nsportal .ru/detskiy-
sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2014/04/06/orientirovka-v-prostranstve-u- detey-starshego


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ