Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Работа №53809

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
502
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I .Теоретические аспекты проблемы развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста 8
1.1. Исторические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей 8
1.2. Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста....16
1.3. Значение дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей дошкольного возраста 27
1.4. Анализ программ по проблеме исследования 34
Глава II. Экспериментальное исследование уровней развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста 45
2.1. Определение уровня развития сенсорных способностей детей
младшего дошкольного возраста 45
2.2. Организация работы по развитию сенсорных способностей младших
дошкольников в условиях ДОО 56
2.3. Контрольное обследование уровня сенсорных способностей младших
дошкольников 60
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 71
Приложения


Актуальность исследования. Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении занимает сенсорное воспитание и, связанная с ним, проблема развития практических умений и навыков. Уже в дошкольном возрасте ребенок сталкивается с многообразием форм, красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь-то и на помощь сенсорное приходит воспитание. Как принято считать в дошкольной педагогике, сенсорное воспитание (от лат. «sensus» - «чувство», «ощущение», «способность ощущения») - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [13;142].
Сенсорное стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, развитие, с одной к полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности. Сенсорное развитие ребенка, по определению Л.А. Венгера, это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе [8;3].
Правильное восприятие предметов, являющееся самой главной умственной работой ребенка, обусловлено деятельностью внешних чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость, шероховатость); звуки, издаваемые каким -либо предметом, воспринимает наше ухо. Чувственное восприятие жизни в маленьком возрасте дает высокие результаты ума в последующие годы.
Важнейшее место в ряду способностей занимают сенсорные способности. Венгер Л.А. под сенсорными способностями рассматривал ориентировочные опосредствованные действия, позволяющие решать задачи различного класса. Основным при этом является построение и использование образцов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений.
В дошкольном возрасте успешно развивают сенсорные способности у ребенка занятия рисованием, лепкой, аппликаций, оригами, вышиванием. Поэтому сенсорное воспитание необходимо включить в обучение дошкольников разным видам деятельности, а также использовать дидактические пособия, игры и упражнения.
Дидактические игры считаются хорошей школой использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний. Специально подобранные по разным разделам, они помогают целенаправленно решать задачи сенсорного воспитания детей. Игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности, происходит овладение языком, коррекция психических функций, социальных отношений.
Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. При достаточно обширном рассмотрении теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе и значительными наработками в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного воспитания все так же существует проблема более результативного его осуществления в работе с дошкольниками.
Актуальность проблемы исследования повышается еще и обстоятельствами современных условий, когда в связи с постепенной тенденцией демократизации общества в нашей стране меняется и характер мышления людей, поэтому уже с ранних лет детей нужно приучать к самостоятельности мышления, для того, чтобы им было проще ориентироваться в новых условиях. Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей жизни. Это послужило толчком к более детальному рассмотрению проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, так как мы считаем, что это наиболее благоприятный период для совершенствования органов чувств ребенка, накопления представлений об окружающем мире.
Методологической основой являются данные психологии и педагогики о сущности и развитии процессов ощущения, восприятия и представления в исследованиях А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, А. В. Запорожца, В.П. Зинченко.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, как дидактические игры и упражнения способствуют развитию сенсорных способностей младших дошкольников.
Объектом исследования выступает процесс развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактические игры как средство развития сенсорных способностей младших дошкольников.
В рамках дипломной работы была выдвинута гипотеза: процесс развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно при условии, если:
1) систематически и последовательно осуществлять работу по сенсорному воспитанию дошкольников;
2) разработать диагностический инструментарий по выявлению уровня сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста;
3) определить критерии и показатели оценки уровня сенсорных способностей в младшем дошкольном возрасте;
4) родители активно участвуют в процессе сенсорного воспитания в условиях ДОУ.
На основании цели и гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Рассмотреть основы сенсорного воспитания в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
2) Разработать диагностический инструментарий по выявлению уровня сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
3) Выявить критерии и показатели уровней развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.
4) Обосновать и экспериментально проверить эффективность использования дидактических игр и упражнений для развития сенсорных способностей младших дошкольников.
При проведении исследовательской работы были использованы методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ документов ДОУ: годовые планы за 2 года, календарно-тематический план воспитателей с точки зрения подбора игр, оценки содержания, руководства ими воспитателем, анализ программ, методических материалов, наблюдение за детьми, анкетирование
родителей, воспитателей, анализ продуктов детской деятельности, эксперимент, метод обработки результатов исследования.
Практическая значимость в том, что разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по использованию дидактических игр в учебно-воспитательном процессе, направленные на совершенствование этой работы в данной возрастной группе, разработаны перспективные планы по использованию дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы в практике ДОУ.
Эмпирическая база: В исследовании приняли участие 2 группы дошкольников 3-4 лет по 15 детей в каждой, посещающих МБДОУ № 30 «Улыбка», и 6 взрослых.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире и наиболее сензитивным для сенсорного развития детей, что подтверждают исследования А.В.Запорожца, М. Монтессори, Л.А. Венгера, З.М. Истоминой. Вместе с тем в это время интенсивно развиваются способности ребенка.
Содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста предусматривается накопление детьми широкого сенсорного опыта, усвоение многообразных сенсорных эталонов, овладение способами обследования. Велика роль продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструировании) в сенсорном воспитании, так как в этих видах деятельности возникает необходимость обследовать форму, величину предмета, необходимо умение различать цвета, в этих видах деятельности совершенствуются данные процессы.
В дошкольной педагогике, как своеобразное средство воспитания и обучения, считается дидактическая игра. Дидактическая игра способствует накоплению чувственного опыта, развитию сенсорных процессов, внимания, наблюдательности, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, речи, памяти. Дидактическая игра также выполняет функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Проведенное исследование позволило нам утверждать, что гипотеза исследования: процесс развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно при условии, если:
1) систематически и последовательно осуществлять работу по сенсорному воспитанию дошкольников;
2) разработать диагностический инструментарий по выявлению уровня сенсорных способностей у детей дошкольного возраста;
3) определить критерии и показатели оценки уровня сенсорных способностей в младшем дошкольном возрасте;
4) родители активно участвуют в процессе сенсорного воспитания в условиях ДОУ, подтверждена.
В первой главе мы провели теоретический анализ взглядов педагогов и психологов на проблему сенсорного развития детей дошкольного возраста. Дана характеристика понятия «сенсорные способности». Показано значение дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей дошкольного возраста, проанализировано содержание программ по разделу сенсорное воспитание.
Во второй главе дан материал экспериментально-практического исследования, целью которого было - определение уровня развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в динамике.
По данным, полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что 10 из 15 детей, участвующих в формирующем эксперименте, при повторном исследовании показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по сенсорному воспитанию повышают сенсорную культуру и развивают сенсорное восприятие цвета, формы. Имеет немаловажное значение использование дидактических игр и упражнений не только с целью закрепления знаний, но и как предваряющую работу к занятиям, где формируются представления о цветах, геометрических фигурах. Использование дидактических игр и упражнений в комплексе с продуктивными видами деятельности позволяет сформировать у детей младшего дошкольного возраста устойчивые, закрепленные в речи представления: о дополнительных цветах (оранжевый, фиолетовый), оттенков (розовый, голубой, серый), которые выражаются в правильном назывании цвета, а также правильном определении окраски предметов, в правильной передаче цвета в рисунках детей; о геометрических формах (овал, прямоугольник), которые выражаются в узнавании и назывании данных фигур, определении овальной и прямоугольной формы предметов, нахождении предметов соответствующих форм в окружающей обстановке.
В практической части мы провели сравнительный анализ, были при этом разработаны методические рекомендации, которые еще раз подчеркивают значимость и важность нашего исследования. На основании этого можно сделать заключение, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей от постоянства проведения на занятиях и вне занятий дидактических игр.
В ходе исследования нами были разработаны:
1) Перспективный план по использованию дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста для воспитателей (Приложение 4).
2) Рекомендации для родителей по использованию дидактических игр по сенсорному воспитанию. Простота и доступность методических рекомендаций позволяет родителям, не имеющим профессиональной подготовки, самостоятельно заниматься с ребенком. Рекомендации составлены с учетом особенностей детей этого возраста (Приложение11).
Экспериментальная проверка позволяет утверждать о возможности формирования у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный), дополнительных цветах (оранжевый, фиолетовый), оттенков (розовый, голубой, серый), формы (овал, прямоугольник). Все это свидетельствует об эффективности проведенной нами работы и правильности выбора дидактической игры как основного средства воздействия на сенсорное развитие дошкольников младшего возраста.



1. Арсентьева, В.П. Формирование интеллектуальной культуры дошкольника [Текст] / В.П. Арсентьева //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. - № 5. - с.80 - 85.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] /Н.М.Аксарина. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
3. Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-п е дагогической помощи детям раннего возраста [Текст] / М.Л. Баранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
4. Барташникова, И.А., Барташников, А.А. Учись играя [Текст] /И.А. Барташникова, А.А. Барташников. - Харьков: Фолио, 1999. - с.144 - 153.
5. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов. /Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 240с.
6. Бейлина, А Ф.Фребель: игры и игровые средства [Текст] /А. Бейлина //Дошкольное воспитание. - 2012. - №3. - С. 56 - 59.
7. Богуславская, Е.О., Смирнова, Н.П. Развивающие игры[Текст] /Е.О.Богуславская. - М: Просвещение, 1991. - 158 с.
8. Боякова, Е.В. О реализации стандарта дошкольного образования /Е.В.Боякова //Управление ДОУ.-2014. - №3. - с.5-9.
9. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] /Л.А.Венгер. - М., 2000. - 109 с.
10. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение. 1988 - 144с.
11. Волосова, Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста [Текст] /Е.Б.Волосова. - М.: Линкас - Пресс, 1999. - 70 с.
12. Воспитание детей раннего возраста. /Сост. О.Е. Смирнова, И.Н. Авдеева и др. - М., Просвещение, 1996. - 158 с.
13. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
14. Высокова, Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст] / Т.П.Высокого. - Волгоград. - 2010.
15. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] /Т.В.Голованова. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
16. Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] /Г. Глушкова //Дошкольное воспитание. - 2013. - №12. - С.29 - 34.
17. Гуськова, О.А. Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ // Управление ДОУ. - 2008.- №6. - с.106-118.
18. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: Каро, 2005.
19. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1978. - 46 с.
20. Дерягина, Л.Б. Сказка о том, как на свете появились краски [Текст] /Л.Б. Дерягина //Дошкольная педагогика. - 2013. - №6 (15) - С. 43 - 45.
21. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус [Текст]: пособие для детей, родителей и воспитателей /Л.Б. Дерягина. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. - С.32.
22. Доронова ,Т.Н., Доронов, С.Г. Ранний возраст: планирование
работы с детьми [Текст] /Т.Н.Доронова. - М.: Издательский дом
«Воспитание дошкольника». - 2007.
23. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [Текст]:/ Н.В. Дубровская // Дошкольная педагогика. - 2013. - №6 (15) - С. 21 - 26.
24. Евдокимова, Е. С., Додокина, Н. В., Кудрявцева, Е. А. Детский сад и семья [Текст] /Е.С.Евдокимова. - М.: Мозаика-Синтез 2007.
25. Жирнова, Н.Н., Анилова, Е.А. Отечественные педагоги конца 19-начала XX в. о роли дидактической игрушки в воспитании детей раннего и дошкольного возраста // Управление ДОУ. - 2009. - №7. - с.96¬104.
26. Ибука, М. После трёх уже поздно [Текст] /М.Ибука: пер. с англ. - М., 1991.
27. Камышанова, К.И. Ребёнок от рождения до трёх лет [Текст] /К.И.Камышанова. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 140 с.
28. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. //Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - с. 76-78.
29. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - с.49 - 50, 153.
30. Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] /Р.А.Курашова. - М.: Новое знание, 2006. - 345 с.
31. Лелюх, С.В., Сидорчук, Т.А. Хоменко, Н.Н. Развитие
творческого мышления, воображения и речи дошкольников [Текст] / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук. - Ульяновск: Фолио, 2003. - с.65.
32. Лыкова, И.А., Гаранина, Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом //Управление ДОУ. - 2010. -№5. - с. 108-112.
33. Маханева, М.Д., Рещикова, С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет [Текст] /М.Д.Маханева. - М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.
34. Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной
педагогике /В. Маркова //Дошкольное воспитание. - 2013. - №12. -С.104-110.
35. Мутагорова, С.Н.. Безуглая И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования. // "Воспитатель ДОУ". -2010. -№9. - с.7-9.
36. Нечаева, И.Ю. Система сенсорного развития детей
//Справочник старшего воспитателя.- 2010. - №1. - с.58-62.
37. Павлова, Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет [Текст] /Л.Н.Павлова. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 95 с.
38. Павлова, Л.Н., Пилюгина, Э.Г., Волосова, Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие [Текст] /Л.Н.Павлова. - М.: Мозаика-Синтез 2000г.
39. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора. - М.: Владос, 2002.
40. Плеханов, А., Морозова, О., Манасеина, М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. - 2013. -№7. - с.31-35.
41. Плеханов, А., Теория и практика Марии Монтессори [Текст]: /А. Плеханов //Дошкольное воспитание. - 2011. - №10. - С. 66 - 70.
42. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша [Текст] /Э.Г.Пилюгина. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 150 с.
43. Пилюгина, Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трёх лет [Текст] /Э.Г.Пилюгина. - М.: Мозаика - синтез, 2009. - 120 с.
44. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до
младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты.
/Н.В. Краснощёкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
45. Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному
развитию детей 2 - 4-ого года жизни [Текст]: Методические рекомендации. /О.П.Рожков, И.В.Дворова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ИПО «МОРЭК», 2014. - С. 127 - 190.
46. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие
восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. - М.: АО "Учебная литература", 1996.
47. Смирнова, Е.О. Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Изд-во МГ1П1У, 2004.
48. Смирнова, Е.О., Мещерякова, С.Ю., Ермолова, Т.В., Игры и игрушки для детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей) [Текст] / Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова.
- М.: Изд-во МГППУ, 2004.
49. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет [Текст] /Е.О. Смирнова. - СПб.: Детство пресс, 2005.
50. Смирнова, Е.О., Ермолова, Т.В., Мещерякова, С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей [Текст] /Е.О.Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез.- 2008.
51. Смирнова, Е.О., Галигузова, Л.Н., Ермолова, Т.В., Мещерякова, С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет [Текст] / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Изд-во МГППУ, 2003.
52. Стребелева, Е.А. Психолого-п е дагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева.
- М.: Просвещение, 2007.
53. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2001. - с.48, 60, 96 - 115, 136.
54. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской
психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.:
Просвещение, 1995. - 291 с.
55. Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст] /Г.А.Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 256 с.
56. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д.Б. Эльконин //Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. - 1995. - № 3. - с.26 - 43.
57. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста[Текст] /Е.А.Янушко. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 72 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ