Совершенствование организационной культуры среднего тему: образовательного учреждения
|
Введение 5
1. Теоретические основы и роль организационной культуры
в деятельности учреждений среднего 8
образования
1.1. Понятие организационной культуры в образовательном 8
учреждении
1.2. Изучение сложившейся организационной культуры:
инструменты и методы 1
диагностики 5
1.3 Необходимость учета фактора организационной
культуры в деятельности руководителя в образовательном 1
учреждении 9
2. Анализ организационной культуры образовательного 2
учреждения 3
2.1. Общая характеристика деятельности образовательного 2
учреждения 3
2.2. Анализ образовательной деятельности, условий и
результатов ее 2
осуществления
2.3. Определение типа организационной культуры
образовательного учреждения по зарубежным 4
методикам 1
2.4. Мероприятия по совершенствованию организационной
культуры в «СОШ 4
№4» 9
Заключение 5
.... 8
Список использованных 6
источников 2
Приложения 6
1. Теоретические основы и роль организационной культуры
в деятельности учреждений среднего 8
образования
1.1. Понятие организационной культуры в образовательном 8
учреждении
1.2. Изучение сложившейся организационной культуры:
инструменты и методы 1
диагностики 5
1.3 Необходимость учета фактора организационной
культуры в деятельности руководителя в образовательном 1
учреждении 9
2. Анализ организационной культуры образовательного 2
учреждения 3
2.1. Общая характеристика деятельности образовательного 2
учреждения 3
2.2. Анализ образовательной деятельности, условий и
результатов ее 2
осуществления
2.3. Определение типа организационной культуры
образовательного учреждения по зарубежным 4
методикам 1
2.4. Мероприятия по совершенствованию организационной
культуры в «СОШ 4
№4» 9
Заключение 5
.... 8
Список использованных 6
источников 2
Приложения 6
Как указывает многолетний опыт, эффективность организации определяется познанием, способностями и опытом управления компании и высшего менеджмента разных многофункциональных подразделений. Происходящие конфигурации в российской и мировой экономике принуждают пересмотреть формы и способы управления организацией. В современных критериях нужно овладевать новыми способами ведения бизнес-процессов, которые, непременно, требуют использования такового фактора компании как организационная культура. При этом в настоящее время происходят глобальные попытки государства стандартизировать многие сферы жизни общества, например, такие как технология, информация, финансы, образование и многие другие. На современном этапе для того, чтобы не идти по стопам американских и европейских «гигантов» и не уничтожить национальные и личностные различия в обществе, необходимо поддерживать национальную культуру путем формирования организационных культур компаний, основанных на сформировавшихся в стране национальных ценностях.
Становясь членом организации, всякий из
нас понемногу усваивает ее правила и нормы поведения, а также идеалы, которые могут в последующем стать ценностными и жизненными ориентирами. Бесспорно, культура организации, в рамках которой продолжается социализация и образование индивида,
несет большую ответственность за дальнейшую судьбу своих членов.
Западные предприниматели уже поняли, что организация - это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой «душой» является организационная культура.
Носителями организационной культуры являются люди. Впрочем в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится признаком организации, ее частью,
оказывающей энергичное влияние на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Так как культура играет значимую роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны начальства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и крепко зависит от нее, но и может, в свою очередь,
оказывать воздействие на образование и становление организа ционной культуры.
Прогрессивные руководители рассматривают
организационную культуру
как сильный тактический инструмент, дозволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на всеобщие цели, мобилизовать инициативу работников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.
В качестве объекта исследования при выполнении бакалаврской работы выступает, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4», осуществляющее свою деятельность в сфере образования.
Предметом исследования выступает организационная культура учреждения.
Целью исследования выступает процесс совершенствования организационной
культуры в образовательном учреждении.
Исходя из поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы и роль организационной культуры в деятельности учреждений среднего образования;
- рассмотреть характеристика деятельности образовательного учреждения;
- провести анализ образовательной деятельности в средней школе;
- провести анализ организационной культуры в «СОШ № 4»;
- предложить мероприятий по совершенствованию организационной культуры.
Исследованию специфики организационной культуры в организациях различных форм собственности посвящены работы Р. Акоффа, И.Г.Акперова, Т.Е. Алайбы, Э. Варда, Е.Н. Заборовой, Д.Зонненфельда, М. Иванова, К.Камерон, Р. Куинн, М. Магуры, Ж.В.Масликовой, В.А. Погребняка, О.А.Родина, В.А. Спивака, О.Г. Тихомировой, Г. Ховстеде, Е.А. Черных,
Э.Х.Шейна, Д. Шустермана, С. В.Щербиной. Однако исследования касаются организационной культуры в основном коммерческих организаций, а организационная культура государственных учреждений рассматривается недостаточно.
Структура выпускной квалификационной работы бакалавра включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Становясь членом организации, всякий из
нас понемногу усваивает ее правила и нормы поведения, а также идеалы, которые могут в последующем стать ценностными и жизненными ориентирами. Бесспорно, культура организации, в рамках которой продолжается социализация и образование индивида,
несет большую ответственность за дальнейшую судьбу своих членов.
Западные предприниматели уже поняли, что организация - это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой «душой» является организационная культура.
Носителями организационной культуры являются люди. Впрочем в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится признаком организации, ее частью,
оказывающей энергичное влияние на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Так как культура играет значимую роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны начальства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и крепко зависит от нее, но и может, в свою очередь,
оказывать воздействие на образование и становление организа ционной культуры.
Прогрессивные руководители рассматривают
организационную культуру
как сильный тактический инструмент, дозволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на всеобщие цели, мобилизовать инициативу работников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.
В качестве объекта исследования при выполнении бакалаврской работы выступает, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4», осуществляющее свою деятельность в сфере образования.
Предметом исследования выступает организационная культура учреждения.
Целью исследования выступает процесс совершенствования организационной
культуры в образовательном учреждении.
Исходя из поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы и роль организационной культуры в деятельности учреждений среднего образования;
- рассмотреть характеристика деятельности образовательного учреждения;
- провести анализ образовательной деятельности в средней школе;
- провести анализ организационной культуры в «СОШ № 4»;
- предложить мероприятий по совершенствованию организационной культуры.
Исследованию специфики организационной культуры в организациях различных форм собственности посвящены работы Р. Акоффа, И.Г.Акперова, Т.Е. Алайбы, Э. Варда, Е.Н. Заборовой, Д.Зонненфельда, М. Иванова, К.Камерон, Р. Куинн, М. Магуры, Ж.В.Масликовой, В.А. Погребняка, О.А.Родина, В.А. Спивака, О.Г. Тихомировой, Г. Ховстеде, Е.А. Черных,
Э.Х.Шейна, Д. Шустермана, С. В.Щербиной. Однако исследования касаются организационной культуры в основном коммерческих организаций, а организационная культура государственных учреждений рассматривается недостаточно.
Структура выпускной квалификационной работы бакалавра включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Организационная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данному предприятию, таких, которые отражают ее индивидуальность и восприятие себя и других в
социальной и вещественном средах проявляется в поведении, взаимодействия, восприятии себя и окружающей среды.
На протяжении анализируемого периода наблюдается разнонаправленная динамика численности обучающихся. В 2015-2016 уч.г. данный показатель составил 332 чел., что на 1 % меньше, чем в 2014-2015 уч.г., и на 6,5 % в сравнении с базисным (2011-2012 уч.г.). Контингент учащихся школы более или менее стабилен. Движение учащихся происходит по объективным причинам (вследствие перемены школьниками места жительства) и не вносит дестабилизации в процесс развития учреждения.
Общая численность педагогического коллектива школы в 2015-2016 уч.г., как и в предшествующем периоде, составила 45 чел., что на 7% больше чем в 2013-2014 уч.г. (42 чел.) Доля учителей в общей численности педагогического персонала составляет 89 %, или 40 чел. Педагогический коллектив составляет 45 чел., из них с 1-й категорией- 21 чел., 2-й категории и соответствием занимаемой должности - 13 чел., без категории - 11 чел. Наибольшую долю занимают работники 1-й категории - 46,7 %, однако в течение анализируемого периода их численность несколько уменьшилась (на 4,5%).
Снижение наблюдается по группе без категории (на 8,3 %), что может быть представлено в соответствии с рисунком
2.2. Несколько увеличилась численность второй квалификационной категории - в 1,6 раза. Это свидетельствует о некотором улучшении кадрового потенциала школы.
Анализируя образовательную структуру школы, видим, что более 84 % педагогических работников имею высшее образование (38 чел.). В течение анализируемого периода вдвое возросла численность педагогических работников со 76
средним специальным образованием с 2 до 7 чел. Средняя заработная плата по учреждению в 2015 г. составила 18767,29 руб., в том числе педагогических работников - 24662 руб., прочего персонала - 8450 руб. Из всех факторов, отражающих удовлетворение персонала школы в осуществляемой работе в целом, следует выделить преимущественно такие, как:
- размер заработка (70% из 100% опрошенных);
- режим работы (65%);
- возможность должностного продвижения (60%);
Среди факторов, значительно повышающих текущую трудовую активность учителей СОШ были выделены следующие основные:
- инструменты материального стимулирования и проведение корпоративных мероприятий (65%);
- меры организационно-распорядительного воздействия и поощрение к труду посредством совершенствования инструкций персонала (60%);
- элементы состязательности и новые планы осуществления работ (50%).
Для учителей СОШ среди факторов, влияющих на трудовую активность, в первую очередь, определяющим фактором являются материальные инструменты мотивации и проведение корпоративных праздников.
Среди факторов, понижающих трудовую активность учителей СОШ следует выделить:
- общая социально-экономическая ситуация в стране (10%);
- экономические нововведения в СОШ (40%);
- моральное стимулирование (50%).
В результате комплексного анализа элементов мотивации, организационной культуры «СОШ № 4» следует сделать следующие основные выводы:
- в школе хорошо разработана материальная компонента стимулирования труда и корпоративной культуры на уровне нормативов, регламентов, а также на практике управления персоналом.
- наибольшей степенью удовлетворения сотрудников школы характеризуются материальные инструменты стимулирования труда. Также сотрудники удовлетворены стандартами, нормами, традициями в своей работе. Меньше всего работники школы удовлетворены:
- налаженностью коммуникаций внутри персонала;
- развитием и активностью тренингов как элемента развития культуры;
- инструментами повышения квалификации;
- уровнем использования нематериальных стимулов;
- уровнем реализации корпоративных мероприятий на уровне отдельных подразделений.
Что же касается общей удовлетворенности работников, то она составляет приблизительно 5,27, что соответствует среднему уровню (от 0 до 3 - низкий, от 3 до 6 - средний, от 6 до 9 - высокий уровень).
Итак, по данным проведенного исследования есть как минусы, так и плюсы.
К минусам относятся такие элементы, как наличие сплетен, неудовлетворенность сотрудников стилем руководства. Так же, не в пользу существующей корпоративной культуры говорит тот факт, что сотрудники возлагают всю ответственность на руководителей, не желая брать ее на себя.
Инициативность сотрудников тоже, как выяснилось, в школе не приветствуется. В «СОШ № 4» очень редко отмечаются праздники и редко устраиваются корпоративные мероприятия. Многие считают, что традиций в школе как таковых тоже нет.
К плюсам можно отнести то, что на предприятии крайне редко возникают конфликты, сотрудники воспринимают коллег, как партнеров, а не редко даже как приятелей. Также, немаловажный факт, что личные праздники и праздники, которые широко на предприятии не отмечаются, все-таки организуются коллегами.
На основе данных, полученных в результате исследования типа организационной культуры, были предложены рекомендации по изменению уровня культуры образовательного учреждения Рекомендации были выработаны с помощью методики «Уровень организационной культуры», разработанной К. Камероном и Р. Куинном с выявлением методов, способствующих организационному изменению [13].
В процессе расчета экономической эффективности было выявлено, что «СОШ № 4», сэкономила 450450 руб. по сравнению с 2015 годом от снижения текучести кадров, 158400 руб. от повышения эффективности выполнения функций, что повлияло на организационную культуру в образовательном учреждении.
В совокупности получается, что расходы на управление сокращаются, и экономическая выгода от нововведений составляет 1059 тыс. руб. в год, которые могут быть потрачены на поощрения и премии работникам или на социальные нужды.
социальной и вещественном средах проявляется в поведении, взаимодействия, восприятии себя и окружающей среды.
На протяжении анализируемого периода наблюдается разнонаправленная динамика численности обучающихся. В 2015-2016 уч.г. данный показатель составил 332 чел., что на 1 % меньше, чем в 2014-2015 уч.г., и на 6,5 % в сравнении с базисным (2011-2012 уч.г.). Контингент учащихся школы более или менее стабилен. Движение учащихся происходит по объективным причинам (вследствие перемены школьниками места жительства) и не вносит дестабилизации в процесс развития учреждения.
Общая численность педагогического коллектива школы в 2015-2016 уч.г., как и в предшествующем периоде, составила 45 чел., что на 7% больше чем в 2013-2014 уч.г. (42 чел.) Доля учителей в общей численности педагогического персонала составляет 89 %, или 40 чел. Педагогический коллектив составляет 45 чел., из них с 1-й категорией- 21 чел., 2-й категории и соответствием занимаемой должности - 13 чел., без категории - 11 чел. Наибольшую долю занимают работники 1-й категории - 46,7 %, однако в течение анализируемого периода их численность несколько уменьшилась (на 4,5%).
Снижение наблюдается по группе без категории (на 8,3 %), что может быть представлено в соответствии с рисунком
2.2. Несколько увеличилась численность второй квалификационной категории - в 1,6 раза. Это свидетельствует о некотором улучшении кадрового потенциала школы.
Анализируя образовательную структуру школы, видим, что более 84 % педагогических работников имею высшее образование (38 чел.). В течение анализируемого периода вдвое возросла численность педагогических работников со 76
средним специальным образованием с 2 до 7 чел. Средняя заработная плата по учреждению в 2015 г. составила 18767,29 руб., в том числе педагогических работников - 24662 руб., прочего персонала - 8450 руб. Из всех факторов, отражающих удовлетворение персонала школы в осуществляемой работе в целом, следует выделить преимущественно такие, как:
- размер заработка (70% из 100% опрошенных);
- режим работы (65%);
- возможность должностного продвижения (60%);
Среди факторов, значительно повышающих текущую трудовую активность учителей СОШ были выделены следующие основные:
- инструменты материального стимулирования и проведение корпоративных мероприятий (65%);
- меры организационно-распорядительного воздействия и поощрение к труду посредством совершенствования инструкций персонала (60%);
- элементы состязательности и новые планы осуществления работ (50%).
Для учителей СОШ среди факторов, влияющих на трудовую активность, в первую очередь, определяющим фактором являются материальные инструменты мотивации и проведение корпоративных праздников.
Среди факторов, понижающих трудовую активность учителей СОШ следует выделить:
- общая социально-экономическая ситуация в стране (10%);
- экономические нововведения в СОШ (40%);
- моральное стимулирование (50%).
В результате комплексного анализа элементов мотивации, организационной культуры «СОШ № 4» следует сделать следующие основные выводы:
- в школе хорошо разработана материальная компонента стимулирования труда и корпоративной культуры на уровне нормативов, регламентов, а также на практике управления персоналом.
- наибольшей степенью удовлетворения сотрудников школы характеризуются материальные инструменты стимулирования труда. Также сотрудники удовлетворены стандартами, нормами, традициями в своей работе. Меньше всего работники школы удовлетворены:
- налаженностью коммуникаций внутри персонала;
- развитием и активностью тренингов как элемента развития культуры;
- инструментами повышения квалификации;
- уровнем использования нематериальных стимулов;
- уровнем реализации корпоративных мероприятий на уровне отдельных подразделений.
Что же касается общей удовлетворенности работников, то она составляет приблизительно 5,27, что соответствует среднему уровню (от 0 до 3 - низкий, от 3 до 6 - средний, от 6 до 9 - высокий уровень).
Итак, по данным проведенного исследования есть как минусы, так и плюсы.
К минусам относятся такие элементы, как наличие сплетен, неудовлетворенность сотрудников стилем руководства. Так же, не в пользу существующей корпоративной культуры говорит тот факт, что сотрудники возлагают всю ответственность на руководителей, не желая брать ее на себя.
Инициативность сотрудников тоже, как выяснилось, в школе не приветствуется. В «СОШ № 4» очень редко отмечаются праздники и редко устраиваются корпоративные мероприятия. Многие считают, что традиций в школе как таковых тоже нет.
К плюсам можно отнести то, что на предприятии крайне редко возникают конфликты, сотрудники воспринимают коллег, как партнеров, а не редко даже как приятелей. Также, немаловажный факт, что личные праздники и праздники, которые широко на предприятии не отмечаются, все-таки организуются коллегами.
На основе данных, полученных в результате исследования типа организационной культуры, были предложены рекомендации по изменению уровня культуры образовательного учреждения Рекомендации были выработаны с помощью методики «Уровень организационной культуры», разработанной К. Камероном и Р. Куинном с выявлением методов, способствующих организационному изменению [13].
В процессе расчета экономической эффективности было выявлено, что «СОШ № 4», сэкономила 450450 руб. по сравнению с 2015 годом от снижения текучести кадров, 158400 руб. от повышения эффективности выполнения функций, что повлияло на организационную культуру в образовательном учреждении.
В совокупности получается, что расходы на управление сокращаются, и экономическая выгода от нововведений составляет 1059 тыс. руб. в год, которые могут быть потрачены на поощрения и премии работникам или на социальные нужды.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЕЛАБУЖСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование организационной культуры в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЁЛКА ИВАНИНО КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование управления организационной культуры компании (Пермский государственный национальный исследовательский университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Повышение эффективности кадровой политики государственного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование организационной культуры в образовательной сфере
(на примере ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж»)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Организационная культура как фактор развития образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016



