Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Работа №33212

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
519
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Понятие организационной культуры и её классификация 8
1.2 Типы организационных культур 15
1.3 Структура организационной культуры 22
2 ХАРАКТЕРИСТИКА МБОУ «СОШ №8» ЕЛАБУЖСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ И ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 27
2.1 Краткая характеристика МБОУ «СОШ № 8» Елабужского
муниципального района РТ 27
2.2 Изучение организационной культуры на примере МБОУ «СОШ №8»
Елабужского муниципального района РТ 33
2.3. Роль директора в формировании организационной культуры в образовательной организации 46
3 РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ В МБОУ «СОШ №8» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ 53
3.1 Выявление проблемы организационной культуры в МБОУ «СОШ №8»
Елабужского муниципального района РТ 53
3.2 Мероприятия по совершенствованию организационной культуры в МБОУ
«СОШ № 8» Елабужского муниципального района РТ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ


Проходящие в стране социально-экономические перемены, обусловили необходимость построения новой концепции отечественного образования, направленной на создание образовательного пространства, способствующего развитию конкурентоспособной, свободной и творческой личности. Образовательные организации, всегда реагирующие на подобные изменения, на изменение социального заказа ответили внедрением инновационных технологий и методов в процесс обучения, однако с течением времени становится понятно, что «инновационные изменения обречены на неудачу, если при этом не происходит изменения организационной культуры. Приведение организационной культуры в соответствие с новыми задачами является ключевым условием любых преобразований» [3, с. 19]. В центре внимания нашего исследования находится организационная культура школы как образовательной организации. Выбор именно такой образовательной организации объясняется тем, что, во-первых, учеными отмечается, что школа в сравнении с другими ступенями «отличается наибольшим разнообразием решаемых социально-экономических задач» [14, с.3]. Во-вторых, школа является центральным элементом в структуре образования, единственным образовательным институтом, через который проходят все граждане. В- третьих, немаловажно отметить, что её деятельность направлена на образование граждан в период становления их личности. Понимание исключительной значимости реформирования общеобразовательной системы и роль организационной культуры в удачном внедрении инноваций в образовательную деятельность стали отправной точкой для написания многих новых научных работ, исследований, в которых затрагиваются разные аспекты проблемы организационной культуры современной школы. В качестве примера можно привести труды Т.В. Светенко и Г.В. Галковской, которые исследуют внешние и внутренние факторы, составляющие особенности внутренней культуры школы [35, с.25]; Л.В. Асадчих, которая исследует педагогические условия формирования инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения [3]; О.Ф. Мельник, которая исследует организационные культуры инновационно активных школ [28, с.396-403]; Г.М. Петровой, которая изучает особенности управлением организационной культуры школы [32, с.9-13]; В.А. Ясвина, который предлагает методику диагностики организационной культуры школы [59].
Нам представляется актуальным исследование организационной культуры конкретной общеобразовательной организации, ее анализ. Поэтому тема данного диссертационного исследования определена как «Формирование организационной культуры в образовательной организации».
Проблема исследования состоит в описании процесса формирования организационной культуры общеобразовательной организации. Решение этой проблемы составляет цель настоящей работы.
Объектом работы является МБОУ «СОШ №8» Елабужского муниципального района РТ.
Предметом данной работы является процесс формирования организационной культуры общеобразовательной школы.
Цель: исследование организационной культуры в образовательной организации МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ и рекомендации по ее оптимизации.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были поставлены такие задачи:
1) дать определение «организационной культуры»;
2) определить типы организационных культур и их структуры;
3) сделать анализ организационной культуры МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ и выявить роль директора в ее формировании;
4) предложить рекомендации по оптимизации организационной культуры МБОУ «СОШ №8» г.Елабуга, в том числе разработать систему мероприятий по управлению организационной культурой, способствующей реализации необходимых организационных изменений;
5) предложить примерный этический кодекс МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ.
Теоретические основы исследования составляют труды
O. С. Виханкского, Л.Д. Гительмана, В.В. Козлова, О.Г. Тихомировой, С.Шапиро, в которых раскрывается феномен организационной культуры в теории менеджмента; труды Л.В. Асадчих, О.Ф. Мельник, В.А. Ясвина, в которых исследуются теоретические основы сущности организационной культуры образовательных организаций; труды М.А. Елисеевой, К. Камерона, P. Куина, А.А. Рычковой, Э.Шейна, К.М. Спивак, А.Ульяновского,
исследующие различные аспекты структуры организационной культуры; труды Е.Б. Карпова, С.Кирилловой, С.В. Мягковой, Е.А. Татаринцева, посвященные проблемам формирования управленческой культуры современного
руководителя образовательной организации.
Достаточно большое внимание проблемам организационного развития уделено в трудах зарубежных исследователей: И.Ансофф, Р.Бодди, П. Вейлл, Д.Дак, Р.Дафт, П.Друкер, К.Клок, Д.Олдхэм, М.Мескон.
Гипотеза исследования - оптимизация организационной культуры общеобразовательной школы возможна при соблюдении ряда условий:
1) уточнены содержание, структура и типы организационной культуры;
2) директор школы реализует функцию разработчика качественно новой системы управления, обеспечивая эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса и востребованность их человеческого потенциала;
3) у субъектов образовательного процесса формируется осмысленное понимание необходимости перехода к ценностно-и человеко ориентированному управлению общеобразовательной организацией.
Исследование проводится с использованием таких методов научного исследования как:
- теоретические (изучение теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный т.д.);
- диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование).
Опытно-экспериментальной базой исследования является: МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные рекомендации по совершенствованию процесса формирования и управления организационной культурой, приведенные в данной работе, будут полезны руководителям общеобразовательных школ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты настоящего исследования были обсуждены и доложены в работах:
1. Егорова Л.П, Минлебаев И.Р, Формирование организационной культуры в образовательной организации// Научный журнал «Novaum». Экономические науки №16, 04.12.2018. [Электронный ресурс]. URL
http://novaum.ru/public/p1018 (Журнал включен в систему Российского индекса цитирования (РИНЦ) электронной библиотеки).
2. Егорова Л.П, Минлебаев И.Р, Роль директора в образовательной организации// Научный журнал «Novaum». Экономические науки №16, 12.12.2018. [Электронный ресурс]. URL http://novaum.ru/public/p1036 (Журнал включен в систему Российского индекса цитирования (РИНЦ) электронной библиотеки).
Структура работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и нескольких приложений. Во введении дано обоснование актуальности исследуемой темы, методологические основы, выделены объект и предмет исследования, проблема, определены цели, задачи, практическая значимость, а также структура исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организационной культуры.
Во второй главе изучена организационная культура МБОУ «СОШ» №8 ЕМР РТ и проведен мониторинг качества организационной культуры сотрудников образовательной организации.
В третьей глав даны рекомендации по повышению организационной культуры сотрудников образовательной организации.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены исследования, касающиеся обозначенной проблемы.
В приложении даны диагностические материалы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Конец ХХ - начало XXI столетия ознаменовалось значимыми преобразованиями в системе образования вообще и в школьном образовании в частности. Инновации затрагивают не только содержание образования, но и методы, виды деятельности учащихся, особенности взаимодействия учащихся, а также управление образовательной организацией. Управленческая деятельность в рамках образовательной организации представляет собой весьма специфическое явление, связанное в первую очередь тем, что требует высоко профессионализма, интеллектуального труда. Мы исходили из того, что в управлении образовательной организацией - школой - важным компонентом является организационная культура, являющаяся детерминантом упорядоченности и согласованности ее функционирования в инновационных условиях. Таким образом, в ходе работы были сделаны такие выводы.
Анализ теоретической литературы показал, что в отечественной теории и практике управления научное осмысление понятия организационная культура находится на стадии осмысления, что обуславливает плюрализм взглядов и разные подходы к ее формированию и развитию, исследованию. Согласно многим авторам (Л. Асадчих, В.Козлов, О.Мельник, К.Ушаков и др.), организационная культура вбирает в себя традиции, педагогическую этику, ценностные ориентации, предположения, верования, ожидания, распоряжения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, таки за её пределами.
В работе рассмотрены основные типы классификации организационной культуры. При изучении организационной культуры разных организаций, исследователи чаще всего обращаются к классификации К. Камерон и Р. Куинн, которые выделили иерархическую, рыночную, клановую, адхократическую типы организационных культур. Второй параграф первой главы посвящен описанию каждого из названных типов. Кроме того, относительно школьной организационной культуре, некоторые ученые, в частности, К.Ушаков считают целесообразным обратиться к классификации С.Ханди, который выделяет такие типы организационной культуры: ролевая, командная, властная, индивидуальная. В любом случае следует понимать, что ни один тип культуры не встречается в чистом виде, поэтому речь ведут о доминирующем типе. Также нельзя сказать о типе культуры, что он является «хорошим» или «плохим», так как его эффективность зависит от субъектов организации, лидера организации, вида деятельности организации и даже от того, на стабильном или преобразующем, инновационном этапе становления находится организация.
Согласно многим ученым (К.Ушаков, С.Шапиро и др.), организационная культура в структурном отношении состоит из трех уровней. На первом - поверхностном уровне выделяют артефакты, символы, манеру поведения, иные виды внешней атрибутики. Более глубокий уровень организационной культуры представлен провозглашаемыми (декларируемыми) ценностями. Под данным структурным компонентом организационной культуры понимаются те предложения, которые нашли подтверждение общим социальным опытом организации. Еще более глубокий уровень организационной культуры представляют ценностные установки.
Вторая глава представлена как «Характеристика МБОУ СОШ №8» и формирование организационной культуры». Изучение организационной культуры в школе выявило расхождение между сегодняшней и предпочитаемой культурами, что свидетельствует о том, что педагогов не устраивает набор основных характеристики культурных элементов. На момент исследования в школе доминирующим является ролевой тип организационной культуры. Однако педагоги ощущают необходимость элементов командного и индивидуального типа организационной культуры, так как ролевая культура препятствует внедрению инновационных идей в практику преподавания и организации управления. Также в рамках главы нами было исследован имидж школы с точки зрения учащихся, родителей и педагогов. С одной стороны, имидж представляет поверхностный уровень организационной культуры. С другой стороны, ориентация на внешнюю среду, необходимость адаптации под ее требования обуславливает необходимость пристального внимания на формирование положительного имиджа школы. В ходе исследования выяснилось, что работа над имиджем школы ведется в недостаточной степени.
Изучая организационную культуру МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ, необходимо обратить внимание на роль директора школы в формировании организационной культуры. В данном случае мы опираемся на мнение ученых и исследователей о том, что качественная образовательная система есть прямое следствие мастерства руководителя школьной организацией. Наше исследование выявило, что доминирующий стиль руководства директора МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ является директивный, в то же время ученые подтверждают, что в современных условиях наиболее предпочтителен концептуальный стиль руководства.
Одним из эффективных средств выявления удовлетворенности педагогов школы организационной культурой школы является мониторинг, то есть постоянное наблюдение и отражение результатов социологического исследования. При изучении организационной культуры МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ мы обращались к некоторым социологическим исследованиям, результаты которых были предоставлены в данной работе. Эти данные были получены на основе опроса, анкетирования и иных видов диагностик в ноябре 2017 года. Для выявления уровня освещенности педагогов в вопросах организационной культуры школы, а также их отношения к организационной культуре нами также было проведено анкетирование в ноябре 2018 года. Согласно результатам данного исследования модно проследить положительную динамику в понимании термина организационная культура и принятие организационной культуры школы.
Целая глава настоящей научной работы посвящена рекомендациям по совершенствованию организационной культуры. Работа по совершенствованию в первую очередь подразумевает выявление проблемных зон, угроз и риска и соотнесение их с сильными сторонами образовательной организации. С данной целью нами была использована технология SWOT-анализа. В результате анализа данных мы пришли к выявлению наиболее значимых проблемных зон и определили основные направления работы для минимизации их отрицательного влияния. В частности была выявлена необходимость работы над положительным имиджем школы; активизация работы над повышением квалификации сотрудников; поддержка адекватного психоэмоционального состояния педагогов и профилактика профессионального выгорания; активизация социальных и моральных мотиваторов без ущерба материальным методам мотивации.
В данной работе предложен план мероприятий по совершенствованию организационной культуры школы, построенный с учетом данных SWOT- анализа. Особое место уделено созданию этического кодекса МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ.
В заключение хотелось бы отметить, что в рамках обозначенных задач мы достигли цели. Наше исследование убедительно доказало, что оптимизация организационной культуры общеобразовательной школы возможна, если педагоги знакомы с содержанием, структурой и типами организационной культуры; если директор школы реализует функцию разработчика качественно новой системы управления, обеспечивая эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса и востребованность их человеческого потенциала; если формируется осмысленное понимание необходимости перехода ценностно-ориентированному, человеко ориентированному управлению общеобразовательной организацией.



1. Ансофф И. Стратегическое управление: сокр. пер. с англ. / науч. ре. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
2. Арсланова З.А. Социально-профессиональная идентификация работников системы социальной защиты населения в учреждениях с различными типами организационной культуры: дис. канд. соц. наук. - Ставрополь, 2016. - 183 с.
3. Асадчих Л.Е. Педагогические условия формирования
инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2010. - 216 с.
4. Батракова Л.Г. Формирование эффективного имиджа образовательного учреждения // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №4. - T.I (Гуманитарные науки). - С. 99-106.
5. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М.: Прогресс, 1991. - 413 с.
6. Бодди Р. Основы менеджмента / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. -
816 с.
7. Васильчук В. А. Социальное развитие человека в ХХ веке // Общественные науки и современность. - 2001. - № 1. - С. 13.
8. Вейл П. Искусство менеджмента / пер. с англ. И.Б. Козыревой. - М.: Изд-во «Новости», 1993. - 224 с.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономист, 2006. -
670 с.
10. Габидуллина Ф.И. Проектная деятельность как средство достижения личностных результатов учащихся // Наука и образование. Материалы V Международной научно-практической конференции для работников науки и образования 31 марта, Красноярск., 2018 г. - С.16-26.
11. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам
организаций и консультантам по управлению. - М.: Дело, 1999. - 496 с.
12. Дак Д.Д. Монстр перемен. Причина успеха и провала организационных преобразований. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 320 с.
13. Дафт Р.Л. Менеджмент / пер. с англ. - Спб: Питер, 2006. - 864 с.
14. Данилова Л.Н. Реформирование общеобразовательной школы в Европе (вторая половина ХХ - начало XXI вв.): дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 2017. - 492 с.
15. Друкер П.Ф. О профессиональном менеджменте / пер. с англ. - М.: Вильяме, 2006. - 306 с.
16. Елисеева М.А. Корпоративный этический кодекс как социальный инструмент управления коммерческой организацией: автореферат дис. . канд. соц. наук. - М., 2009. - 23 с.
17. Зуева А.Н., Рябков О.А. Анализ системы общего, среднего и высшего профессионального образования города Москвы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика
2018. - №3. - С. 77-85.
18. Иванов В.Н. Элитарная школа в национальной системе образования: дис. д-ра пед. наук. - Чебоксары, 1999. - 395с.
19. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
20. Карпов Е.Б. Психология продвижения образовательных услуг в системе открытого образования: Монография. - Тула: Инфра, 2004. - 299 с.
21. Кириллова С. В каком стиле руководят российские директора? // Управление школой: изд. дом «Первое сентября». - 2015. - №3. - С. 13-15.
22. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. - СПб.: Питер, 2006. -368 с.
23. Козлов, В.В. Организационная культура / В.В. Козлов, Ю.Г. Одегов,
В.Н. Сидорова. - М.: Кнорус, 2017. - 270 с.
24. Кузнецов Н.Н. Корпоративная культура: учеб.пособие. - Мн., 2006. - 272 с.
25. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - С-Пб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
26. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М.: Флинта: Наука, 2003.
27. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: Прайм-Еврознакб 2002. - 718 с.
28. Мельник О.Ф. Организационная культура средних школ с разной степенью инновационной активности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - №5. - С. 396-403.
29. Мескон М., АльбертМ. Основы менеджмента / пер. с англ. - М.: Дело, 2005. - 719 с.
30. Мягкова С.В. Формирование правовой компетентности директора школы в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - №5. - С. 127-129.
31. Олдхэм Д. Книга 8. Культура организации. - Жуковский: МЦДО «ЛИНК», 1992. - 246 с.
32. Петрова Г.М. Управление развитием организационной культуры школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - №2.- С. 9-13.
33. Романчукевич В.А. Управление организационной культурой социальной организации: дис. ... канд. соц. наук. - М., 2005. - 161 с.
34. Рычкова А.А. Корпоративная культура современной компании. Генезис и тенденции развития. - Казань: Бук, 2015. - 180 с.
35. Светенко Т.В., Галковская Г.В. Инновационный менеджмент в управлении школой: учеб.пособие. - М.: АПКиППРО, 2009. - 92 с.
36. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб., 2001. - 352 с.
37. Тагирова Р.Ф. Подходы к пониманию организационной культуры // Гуманистическое наследие просветителей народов Евразии в культуре и образовании: материалы X Международной научно-практической конференции 10 декабря 2015 г. - Уфа: Издательство БГПУ, 2015. - С.47-49.
38. Татаринцев Е.А. Стиль руководства в государственной общеобразовательной школе: дис. ... канд. соц. наук. - М., 2005. - 167 с.
39. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование,
развитие и оценка. - Спб: СПбГУИТМО, 2008. - 148 с.
40. Ульяновский А. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
41. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий.- М.: Сентябрь, 2004. - 191 с.
42. Харин А.А. Управление инновационными процессами: учеб.для образоват. организаций высш. образования. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016.
- 472 с.
43. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М.: изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.
44. Шапиро С.А. Организационная культура: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2017. - 256 с.
45. Шевченко Д. А. Реклама. Маркетинг. PR: учеб. - справ. пособие. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: «РГГУ», 2014. - 639 с.
46. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - СПб: Питер, 2002. - 336 с.
б) на татарском языке
46. Мехэммэтов И. Оста директор - уцышлы мэктэп // Мэгариф. - 2014. - №5. - Б. 16-17.
Справочная литература
47. Большая энциклопедия / под ред. С.А. Кондратова и др. - М.: ТЕРРА, 2006. - Т. 30.
48. Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН, Нац. общ.науч. фонд. - М.: Мысль. - 2000. - 721 с.
49. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М. - 2006. - 576 с.
50. Организационная культура: учебное пособие / Автор-составитель О.Е. Стеклова. - Ульяновск :УлГТУ, 2014. - 110 с.
Электронные ресурсы
51. Асаул А.Н. Культура рганизации: проблемы формирования и
управления. - [электронный ресурс]. -
URL:http://www.aup.ru/books/m12/2_4.htm; (дата обращения: 28.12.2018).
52. Евченко О.С. Корпоративный кодекс как инструмент навственно-
этического регулирования.[электронный ресурс]. -
URL: https: //cyberleninka.ru/article/v/korporativnyy-kodeks-kak-instrument- nravstvenno-eticheskogo-regulirovaniya; (дата обращения: 28.12.2018).
53. Козлова Н.П. Факторы, влияющие на формирование имиджа образовательной организации. - [электронный ресурс]. - URL: https://cyberlemnka.m/artide/v/faktory-vHyayuschie-na-formirovanie-imidzha- obrazovatelnoy-organizatsii; (дата обращения: 28.12.2018).
54. МБОУ СОШ №8. Елабуга. Социальная сеть работников образования.- [электронный ресурс]. - URL:https://nsportal.ru/site/mbou-soshno8- gelabuga; (дата обращения: 30.12.2018).
55. Официальный сайт школы.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. - [электронный ресурс]. - URL:https://edu.tatar.ru/elabuga/sch8; (дата обращения: 20.12.2017).
56. Положения о школьной форме учащихся муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. -
URL:https:/^du.tatar.m/upload/storage/org839/Шes/отред_%20школьная%20форм a(3).pdf ; (дата обращения: 06.01.2019).
57. Степин В.С. Философия. [Электронный ресурс]. - URL:https://gtmarket.ru/concepts/6862; (дата обращения: 18.12.2018).
58. Яковлева Т.Н. Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса. - [электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/imidzh- shkoly-glazami-subektov-obrazovatelnogo-protsessa; (дата обращения: 28.12.2018).
59. Ясвин В.А., Соснова И.В. Системная психолого-педагогическая экспертиза школы: учеб.пособие Twirpx. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.twirpx.com/file/45751/ (дата обращения: 18.12.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ