ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В МБОУ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24» Г. БЕЛГОРОДА
ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ИВАНА ПЕТРОВИЧА КРАМЧАНИНОВА
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МБОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24" Г. БЕЛГОРОДА ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ПЕТРОВИЧА КРАМЧАНИНОВА
§ 1. История школы 10
§ 2. Предмет, основные цели, задачи, функции и направления деятельности учреждения 13
§ 3. Структура и органы управления 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В МБОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24" Г. БЕЛГОРОДА ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ПЕТРОВИЧА КРАМЧАНИНОВА
§ 1. Видовой состав и оформление документов 37
§ 2. Организация документооборота в учреждении 50
§ 3. Хранение документов учреждения 54
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ В МБОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24" Г. БЕЛГОРОДА ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ПЕТРОВИЧА
КРАМЧАНИНОВА
§ 1. Переработка должностной инструкции секретаря 58
§ 2. Разработка инструкции по делопроизводству 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность исследования. Успех каждой организации зависит от немалого количества факторов (например: организация
делопроизводственных процессов, стиль руководства, подбор кадров и пр.). Вся деятельность организации держится на организации
делопроизводственных процессов, т.е. не может существовать без документационного подкрепления.
В ходе работы каждой организации возникает немалый объём управленческих документов, структура которых формируется на основании компетенции организации, основных функций, а также задач, взаимосвязей с посторонними организациями.
Служба документационного обеспечения управления может быть представлена как отдельным сотрудником (секретарь), так и структурным подразделением организации, выполняющим основную работу с документами. Служба ДОУ принимает только верно оформленные документы, которые имеют юридическую силу (в обратном случае - неверно оформленные документы утрачивают свою значимость).
Зачастую документационное обеспечение управления в организации нуждается в более тщательной постановке. В любых крупных организациях могут происходить сбои в делопроизводстве, а также в документообороте. Благодаря появлению нововведений - оно совершенствуется (развивается). С одной стороны, это очень хорошо, так как упрощается работа с документами, а с другой стороны - возникают неудобства с их адаптацией.
Степень изученности проблемы. Значительный вклад в развитие теории, а также практики документационного обеспечения управления внесли следующие учёные: В.И. Андреева, Н.Н. Анодина, А.Н. Белов, Н.М. Берёзина, Ю.М. Дёмин, Е.Н. Каменева, В.А. Кудряев, Л.А. Ленкевич, А.В. Непогода, В.Ф. Янковая, Т.С. Орлова и т.д.
Практическое пособие В.И. Андреевой адресовано специалистам, которые отвечают за организацию работы с документами в современных организациях (на предприятиях, в учреждениях). Кроме того, настоящее издание содержит основные сведения, необходимые руководителям, менеджерам, юрисконсультам, бухгалтерам, аудиторам, налоговым инспекторам и другим специалистам, деятельность которых связана с постоянным использованием больших «массивов информации».
В пособии описаны основные виды организационно-распорядительной документации, предъявляемой при ревизиях и проверках со стороны налоговой, трудовой и архивной инспекций, при хозяйственных и трудовых спорах, при взаимодействии с архивными учреждениями в период сдачи документов на хранение в государственные, а также муниципальные архивы.
Материалы пособия подготовлены в строгом соответствии с действующими в Российской Федерации законодательными актами и нормативно-методическими документами по вопросам документирования и документационного обеспечения управленческой деятельности организаций (предприятий, учреждений).
Н.Н. Анодина охарактеризовала основные требования, которые предъявляются к подготовке документов (подготовка основного материала, составление, формирование, оформление, систематизация); изучила классификацию документов, правила работы с ними и пр.
А.Н. Белов рассмотрел основные требования, которые предъявляются к подготовке, составлению, формированию, оформлению документов; изучил особенности формирования основных видов управленческих документов.
Н.М. Березина дала характеристику основным видам организационно¬распорядительной документации; сформулировала общие требования, которые предъявляются к системе делопроизводства в целом. Ю.М. Дёмин подробно охарактеризовал основные правила подготовки служебных документов.
Е.Н. Каменева изучила особенности оформления организационно-распорядительной документации: приказов, распоряжений.
В.А. Кудряев в своих работах описывает основные нормы и правила по составлению документов; даёт рекомендации по организации документооборота.
Л.А. Ленкевич рассмотрел состав, а также правила оформления реквизитов и основных видов документов, изучил технологию ведения делопроизводства в организациях (на предприятиях, в учреждениях) и пр.
A. В. Непогода изучила особенности подготовки, составления, формирования, оформления основных видов документов; описала общие требования, которые предъявляются к подготовке документов.
B. Ф. Янковая подробно описала правила разработки инструкций по делопроизводству, их назначение, применение на практике и пр.
Т.С. Орлова охарактеризовала основные принципы, методы организации документооборота, а также ведения делопроизводства в общеобразовательных учреждениях.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы
является организация делопроизводства в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования - документирование управленческой деятельности и организация работы с документами в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа № 24» города Белгорода имени Героя
Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ делопроизводства и выявление основных направлений его совершенствования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Белгорода имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих основных задач:
- дать характеристику общеобразовательному учреждению;
- охарактеризовать предмет, основные цели, задачи, функции и направления деятельности данного общеобразовательного учреждения;
- изучить структуру, органы управления общеобразовательной организации;
- рассмотреть видовой состав, а также правила оформления основных документов в данном учреждении; организацию документооборота;
- изучить организацию работы с документами в общеобразовательном учреждении;
-подготовить предложения по переработке должностной инструкции секретаря школы;
- подготовить предложения по разработке инструкции по делопроизводству данной образовательной организации.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты, которые были получены в ходе исследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Белгорода имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова, будут использованы при подготовке основного материала, создании, формировании и оформлении документов данного учреждения.
Источниковая база. К числу нормативных источников, которые были использованы при написании данной выпускной квалификационной работы, следует отнести: Конституцию Российской Федерации , Трудовой кодекс Российской Федерации , Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» , Федеральный закон «О некоммерческих организациях» , Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , Федеральный закон «О персональных данных» , Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации , Рекомендации по разработке нормативных документов по документационному обеспечению организации , Общероссийский
классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов , Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих , приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и
документационному обеспечению управления организацией» ,
Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях , ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» , ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» , ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Требования, определяющие общие принципы управления документацией в организациях» и т.д.
При подготовке данной выпускной квалификационной работы были использованы также следующие локальные документы школы:
- организационно-правовые (Устав , правила, положения, штатное распивание, инструкции и т.д.);
- распорядительные (приказы, распоряжения);
- информационно-справочные документы (протоколы, акты, справки, письма, объяснительные, служебные, докладные записки и т.д.).
Методы исследования: наблюдение, опрос (интервьюирование), изучение документов, графический метод, сравнительный анализ, статистические методы.
Практическое значение выпускной квалификационной работы определяется тем, что результаты, которые были получены в ходе исследования данной образовательной организации, будут использованы при подготовке, создании, формировании и оформлении документов в школе.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
Первая глава «Характеристика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Белгорода им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова» раскрывает историю создания, развития, преобразования данного общеобразовательного учреждения, предмет, основные цели, задачи, функции и направления деятельности данной образовательной организации, структуру, органы управления школы.
Во второй главе «Организация делопроизводства в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Белгорода им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова» рассмотрен видовой состав, а также правила формирования и оформления документов в данной образовательной организации; организация документооборота в школе; работа с документацией образовательной организации.
В третьей главе «Основные направления совершенствования работы с документами в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Белгорода им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова» приводятся предложения по переработке должностной инструкции секретаря общеобразовательного учреждения, разработке инструкции по делопроизводству школы.
Работа с документами - одна из основных составных частей процесса управления, а также принятия управленческих решений. Она существенно влияет как на оперативность, так и на качество управления. Каждый этап процесса принятия управленческого решения в общеобразовательном учреждении самым тесным образом связан с документационным обеспечением управления (ДОУ).
Документационное обеспечение управления в школах на современном этапе требует создания многих видов управленческих документов. Без этих документов невозможно решить ряд следующих задач: планирование, оперативное управление, финансирование, кадровое обеспечение и т.д.
К основным задачам делопроизводства в общеобразовательном учреждении следует отнести:
- сокращение информационных потоков до оптимального минимума;
- обеспечение упрощения, а также удешевления процессов сбора, обработки, передачи информации с помощью новейших технологий, автоматизация процессов.
Качество управления образовательным учреждением напрямую зависит от уровня организации делопроизводства. С ростом школ, а также численности сотрудников в них вопрос об эффективности документационного обеспечения управления становится более актуальным.
Цель данного исследования - провести анализ делопроизводства, а также выявить основные направления его совершенствования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Белгорода имени Героя
Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова.
Для достижения поставленной цели был изучен, проанализирован, а также сделан общий вывод по организации делопроизводственных процессов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Белгорода имени Героя
Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова.
При изучении деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Белгорода им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова были рассмотрены: история создания, а также развития данной образовательной организации, предмет, основные цели, задачи, функции, а также направления деятельности учреждения; проанализирована структура, органы управления школы. Помимо этого, был изучен видовой состав, а также правила оформления документов в общеобразовательном учреждении; организация документооборота в школе; организация работы с документами учреждения.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Белгорода им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом, целями, задачами, функциями, а также основными направлениями деятельности, которые определены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также Уставом данного общеобразовательного учреждения.
Персональную ответственность за организацию делопроизводства, своевременность, а также за качество исполнения документов, за сохранность документов и дел в данной образовательной организации несёт секретарь школы. Контроль за соблюдением порядка работы с документами осуществляет непосредственно директор данного общеобразовательного учреждения.
На основе анализа документационного обеспечения деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Белгорода имени Героя
Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова были сделаны следующие выводы:
- организация деятельности муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Белгорода имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова предусматривает наличие многих видов документов, без которых невозможно решить задачи эффективного управления; залогом успеха в системе документационного обеспечения является знание управленческой, а также организационной документации; регулярное совершенствование имеющихся навыков в работе с документами;
- на основе проведённого анализа существующей системы делопроизводства в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Белгорода имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова, можно отметить, что она требует корректировки, в частности, переработки должностной инструкции секретаря образовательной организации, а также разработки инструкции по делопроизводству учреждения.
Разработка инструкции по делопроизводству явилась основой совершенствования делопроизводства в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Белгорода имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова, так как она раскрывает следующие направления: создание нормативно-методической базы делопроизводства; упорядочение состава, а также основных форм документации, процесса их подготовки и оформления; установление порядка прохождения, а также обработки документов; создание механизма дальнейшего развития системы документационного обеспечения и т.д.
Разработанная инструкция по делопроизводству в данном муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении была принята к рассмотрению директором школы.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: поставленные цели, а также задачи в процессе написания выпускной квалификационной работы были достигнуты.
Неопубликованные источники
1. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Белгорода имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова (утв. приказом Управления образования администрации города Белгорода от 11 января 2017 года № 641). - Белгород, 2017. - 39 с.
2. Штатное расписание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Белгорода имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова (утверждено приказом директора школы от 1 сентября 2017 года № 137) - Белгород, 2017. - 2 с.
3. Приказ Управления образования администрации города Белгорода от 11 января 2017 года № 641 «Об утверждении и внедрении Устава МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Белгорода им. Героя
Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова. - Белгород, 2017. - 2 с.
4. Должностная инструкция секретаря общеобразовательного учреждения (утв. приказом директора муниципального учреждения от 15 августа 2015 года № 149). - Белгород, 2015. - 8 с.
5. Положение об Общем собрании работников Учреждения (утв. приказом директора школы от 6 мая 2015 года № 255). - Белгород, 2015. - 10 с.
6. Положение об Управляющем совете Учреждения (утв. приказом директора школы от 12 июня 2015 года № 263). - Белгород, 2015. - 11 с.
7. Положение о Педагогическом совете Учреждения (утв. приказом директора школы от 25 июня 2015 года № 271). - Белгород, 2015. - 10 с.
8. Положение о Совете родителей (утв. приказом директора школы от 10 июля 2015 года № 283). - Белгород, 2015. - 10 с.
9. Положение о Совете учащихся (утв. приказом директора школы от 17 июля 2015 года № 290). - Белгород., 2015. - 11 с.
Опубликованные источники
10. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
14. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном
деле в Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
16. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
18. ГОСТ Р 7.0.8-2013 СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185- ст). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
19. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению документов (принят и введён в действие постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст).- М.: Госстандарт, 2003. - 18 с.
20. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Требования, определяющие общие принципы управления документацией в организациях». - М.: Госстандарт, 2007. - 20 с.
21. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Принят постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года № 367. - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
22. Разработка нормативных документов по документационному обеспечению организации. Рекомендации. - М.: ВНИИДАД, 2007. - 264 с.
23. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21
августа 1998 г. № 37). - Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
24. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (утв. письмом Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000 № 03-51/64). - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
25. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 6 мая 2015 года № 276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией». - Доступ из справ.-правовой
системы «КонсультантПлюс».
II. Литература
26. Анодина, Н.Н. Документооборот в организации / Н.Н. Анодина. - М.: Омега-Л, 2012. - 172 с.
27. Басовская, Е.Н. Делопроизводство / Е.Н. Басовская, Т.А. Быкова, Л.М. Вялова и др. - М.: Академия, 2011.- 264 с.
28. Белов, А.Н. Делопроизводство, документооборот / А.Н. Белов. - М., 2012. - 624 с.
29. Березина, Н.М. Современное делопроизводство / Н.М. Березина. - СПб., 2011. -224 с.
30. Бобылева, М.П. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному / М.П. Бобылева. - М: ТЕРМИКА, 2012. - 172 с.
31. Борискин, В.В. Официальное делопроизводство: виды и формы документов / В.В. Борискин. - М.: Омега-Л, 2013. - 197 с.
32. Боровлева, З.А. Анализ некоторых функций номенклатуры дел / З.А. Боровлева // Делопроизводство. - 2012. - № 4. - С. 24-28.
33. Быкова, Т.А. Порядок разработки номенклатуры дел / Т.А. Быкова // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2011. - № 12. -
С. 8-21.
34. Быкова, Т.А. Контроль за сроками исполнения документов / Т.А. Быкова // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2012. - № 4. - С. 26-35.
35. Ватолина, М.В. Организация работы с документами / М.В. Ватолина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 318 с.
36. Делопроизводство / Т.А. Быкова, Л.М. Вялова, Л.М. Санкина; Под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой. - М.: МЦФЭР, 201. - 560 с.
37. Демин, Ю.М. Делопроизводство. Подготовка служебных документов / Ю.М. Демин. - СПб.: Питер, 2011. - 352.
38. Еремеева, Ю.А. Регистрация и учёт документов / Ю.А. Еремеева // Секретарь-референт. - 2012. - № 2. - С. 17-22.
39. Иритикова, В. Разработка номенклатуры дел: классика жанра / В. Иритикова // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2011. - № 12.- С. 11-29.
40. Иритикова, В. Организационные основы процедуры согласования документов / В. Иритикова // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2011. - № 9. - С. 26-40.
41. Каменева, Е.М. Особенности оформления приказов и распоряжений / Е.М. Каменева //Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2012. - № 1. - С. 42-61.
42. Каменева, Е.М. Жизненный цикл входящего документа / Е.М. Каменева // Секретарь-референт. - 2012. - № 3. - С. 18-21.
43. Кудряев, В.А. Организация работы с документами / В.А. Кудряев. - М., 2012. - 306 с.
44. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство / Т.В. Кузнецова. - М.: ООО «Журнал управления персоналом», 2003. - 408 с.
45. Кузнецов, С.Л. Современные технологии документационного обеспечения управления: учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Т.В. Кузнецовой. - М.: Издательский дом МЭИ, 2012. - 232 с.
46. Ларин, М.В. Об организации электронного документооборота в Российской Федерации / М.В. Ларин // Современные технологии делопроизводства и документооборота. - 2012.- № 1. - С. 8-11.
47. Ленкевич, Л.А. Делопроизводство / Л.А. Ленкевич. - М.: Академия, 2012. - 175 с.
48. Лунев, Е.А. Информационные технологии управления персоналом / Е.А. Лунев. - М., 2012. - С. 58-60.
49. Назаренко, А.А. Документационное обеспечение управления и электронные документы - повышение эффективности управления / А.А. Назаренко // Современные технологии делопроизводства и докумен-тооборота. - 2012. - № 1. - С. 22-29.
50. Непогода, А.В. Делопроизводство организации: подготовка, оформление и ведение документации: 75 образцов основных документов / А.В. Непогода. - М.: Омега-Л, 2011. - 479 с.
51. Организация работы с документами / под ред. проф. В.А. Кудряева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 592 с.
52. Панасенко, Ю.А. Документирование управленческой деятельности / Ю.А. Панасенко. - М.: Омега-Л, 2012. - 138 с.
53. Петрова, Ю.А. Секретарское дело. Настольная книга секретаря- референта / Ю.А. Петрова. - М., 2011. - 320 с.
54. Райзберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов / Б.А. Райзберг. - М., 2012. - 211 с.
55. Рогожин, М.Ю. Документационное обеспечение управления / М.Ю. Рогожин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 352 с.
56. Санкина, Л.В. Подготовка совещаний и оформление протокола / Л.В. Санкина // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2012. - № 2. - С. 58-65.
57. Сиганова, Т.В. Делопроизводство и документооборот / Т.В. Сиганова. - Омск, 2011. - 340 с.
58. Сокова, А.Н. Оформление служебных документов / А.Н. Сокова. - М., 2012. - 272 с.
59. Стенюков, М.В. Делопроизводство в управлении персоналом / М.В. Стенюков, В.М. Пустозерова. - М.: Книга-сервис, 2011. - 112 с.
60. Храмцовская, Н.А. Актуальные проблемы современного делопроизводства и документооборота / Н.А. Храмцовская // Секретарское дело. - 2008. - № 5. - С. 41-44.
61. Храмцовская, Н.А. Новые правила делопроизводства: пристальный взгляд специалиста / Н.А. Храмцовская // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2011. - № 8. - С. 14-23.
62. Чуковенков, А.Ю. Правила оформления документов. Комментарии к ГОСТ Р 6.30-2003 / А.Ю. Чуковенков, В.Ф. Янковая. - М.: Велби, 2011. - 216 с.
63. Шибалкин, Ю.А. Основы управления поведением персонала предприятия. Учебное пособие / Ю.А. Шибалкин. - М.: МГИУ, 2012. - 192 с.
64. Шитова, М. Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база / М. Шитова. - М., 2011. - 240 с.
65. Янковая, В.Ф. Как организовать делопроизводство / В.Ф. Янковая. - М.: МЦФЭР, 2010. - 416 с.
66. Янковая, В.Ф. Инструкция или инструкция по делопроизводству? / В.Ф. Янковая // Современные технологии делопроизводства и документооборота. - 2011. - № 1. - С. 55-63.
67. Янковая, В.Ф. Система делопроизводства в организации: важные вопросы / В.Ф. Янковая // Секретарь-референт. - 2012. - № 10. - С. 17-24.
68. Ярин, А.О. Оформление служебных документов / А.О. Ярин. - М., 2012. - 270 с.
69. Яцкий, С.Н. Делопроизводство / С.Н. Яцкий. - М., 2012. - 380 с.
III. Электронные ресурсы
70. Справочная правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http: //www. consultant. ru.
71. Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ [Электронный
ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http: //www. garant. ru.