Введение 3
1. Особенности формирования системы экологических знаний на уроках
обж 5
1.1 Экологическое образование и его современные тенденции 5
1.2 Характеристика процесса формирования экологических знаний в
общеобразовательной школе 15
1.3 Приобретение экологических знаний на уроках ОБЖ. Потребность в
экологических знаниях 19
2. Практическое применение экологических знаний в процессе учебной
деятельности 25
2.1 Привитие знаний по экологической безопасности обучающимся на уроках
ОБЖ 25
2.2 Методические разработки урока ОБЖ с целью экологического воспитания
обучающихся 32
2.3 Разработка рекомендаций по результатам исследования с целью
экологического воспитания обучающихся 40
Заключение 42
Список использованных источников 43
Приложение
Актуальность исследования. Экологический кризис, который становится все более актуальной проблемой в современном обществе, требует постоянного поиска новых способов его преодоления [7, 19, 23]. Меры по безопасному природопользованию будут эффективны, если вносить изменения в нормы и правила хозяйствования, а также радикально преобразовывать международное и национальное законодательство.
Указанные улучшения возможно выполнить только тогда, когда над обеспечением экологической безопасности и охраной окружающей природы работают специально подготовленные квалифицированные специалисты. В системе среднего общего образования это особо актуально, так как чаще всего изменения в нее вносятся недостаточно оперативно, а требования рынка труда, призванные решать проблемы природопользования, постоянно возрастают. Функционирование специальных государственных ведомств, регулярно проводящих мониторинг окружающей среды и контролирующих выполнение норм и правил хозяйствования, требует подготовки профессиональных кадров.
Положения таких законодательных актов, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года, Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, подтверждают актуальность данного
исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования третьего поколения включает описание общих компетенций, которыми должен овладеть каждый выпускник образовательного учреждения. В состав данных документов входят навыки поиска информации, которая может быть использована для личностного развития, а также способность к ответственности за принимаемые решения, интерес к будущей профессии и осознание ее значимости. Поэтому научно-методическое решение проблемы формирования общих компетенций в сфере экологического среднего общего образования, пока еще не найдено.
К исследованию специфики экологической безопасности обращались многие специалисты. Н. А. Бирюкова изучила, как проходило становление системы непрерывного экологического образования в России [2], О. Г. Рогова обращалась к проблемам компетентности специалиста в эколого-педагогической сфере [5]. М. В. Аргунова, И. Т. Гайсин, С. А. Степанов, М. А. Якунчев раскрыли приобретение эколого-эстетических знаний и навыков на уроках ОБЖ [3, 15, 29, 30].
Объект исследования: экологическая безопасность на уроках ОБЖ.
Предмет исследования: формирование потребности в экологических знаниях в процессе обучения ОБЖ.
Цель работы: рассмотреть экологическую безопасность, ее значение, методику включения в уроки по основам безопасности жизнедеятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть экологическое образование и его основные тенденции, процесс формирования экологических знаний в школе;
- проанализировать процесс формирования экологических знаний в общеобразовательной школе;
- рассмотреть особенности приобретения экологических знаний на уроках ОБЖ.
Методы исследования: теоретические (анализ нормативных документов в области образования и экологии, научной и методической литературы; сравнительный анализ; синтез; проектирование) и эмпирические (наблюдение; обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; тестирование; анкетирование; опрос; статистические методы анализа и обработки данных).
На основании проведенных исследований нами были достигнуты следующие результаты.
1. Теоретическая часть нашей работы включила в себя:
а) рассмотрение основных направлений и аспектов экологического образования и его современных тенденций;
б) основную характеристику процесса формирования экологических знаний в общеобразовательной школе;
в) процесс приобретение экологических знаний на уроках ОБЖ.
2. В практической части выполнено следующее:
а) разработана методика включения экологических знаний и аспектов в уроки по ОБЖ;
б) разработан план конспект урока по теме: Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке;
в) выполнена технологическая карта по разработанному уроку;
г) в процессе обучения апробировано мероприятие с экологической направленностью по теме: «Экология - мой друг»;
д) были выделили основные реализуемые виды экологической работы в школе;
Даны рекомендации по проведению экологической работы с обучающимися в школе на уроках ОБЖ
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 464 с.
2. Бирюкова Н. А. Формирование экологического сознания в профессиональном образовании // Специалист. - 2014. - № 12. - С. 56.
3. Бондарева С. В., Киселев С. А. Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ // Молодой ученый. - 2015. - № 6.4. - С. 7-10.
4. Бундин М. В., Кирюшина Н. Ю. Формирование общекультурных
компетенций у студентов вуза. - Н. Новгород: Нижегородский
государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2012. - 64 с.
5. Гидрович С. Р., Егорова И. И., Курочкина А. Ю. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. - Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2010. - 107 с.
6. Глазачева А. С. Формирование экологической компетентности будущих дизайнеров в профессиональной подготовке. - Москва, 2015. - 173 с.
7. Глазачев С. Н., Перфилова О. Е. Экологическая компетентность. - М.: РИО МГГУ им. М. А. Шолохова, 2016. - 124 с.
8. Голохвастова Е. Ю. Диагностика и оценка уровня сформированности общих компетенций у студентов-экологов // Актуальные проблемы современной науки. - 2014. - № 11. - С. 23-27.
9. Горбунов Л. M. Экологическая культура: этапы развития в социогенезе. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. - 116 с.
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г., № 295, г. Москва. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html.
11. Гюлушашян К. С., Газина О. М., Бабич А. И. Экологическое воспитание как важнейшая задача современной системы образования // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 15. - С. 142.
12. Захарова Е. Ю. Особенности взаимодействия естественного и социального в экологии // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - № 2. - С. 173-178.
13. Зверев И. Д. Краеведческая работа в школе. - М.: Просвещение, 2004. - 154 с.
14. Коновалова О. В. Из опыта экологического воспитания детей и подростков // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 47.
15. Костецкая Г. А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения // Астраханский вестник экологического образования. - 2014. - № 2 (28). - С. 97-102.
16. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 19-21.
17. Львова С. П., Вербицкий А. А. Авторская концепция организации и
развития непрерывного экологического образования. - М.: Минприроды
России, 1993. - С. 13-18.
18. Макгеттрик Б. Д. Образование для устойчивого развития // Экология и жизнь. - 2001. - № 1. - С. 29.
19. Матвеев Н. М. Развитие экологической науки в Самарской области // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. - 2012. - Т. 21, № 2. - С. 5-174.
20. Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
21. Мельчаков Л. Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1981. - С. 73-89.
22. Озерский П. В. Курс региональной экологии для студентов- бакалавров профиля «Экология» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 122. - С. 116-123.
23. Олейников Ю. В., Борзова Т. В. Философское осмысление глобальной проблемы взаимодействия общества и природы // Философия и общество. - 2013. - № 4 (72). - С. 62-79.
24. Печко Л. П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников.
- М.: Просвещение, 1984. - 102 с.
25. Рахимов И. М. Экологическое воспитание будущих учителей // Высшее образование России. - 2014. - № 9. - С. 89-92.
26. Рахманин Ю. А. Актуализация проблем экологии человека и гигиены окружающей среды и пути их решения // Гигиена и санитария. - 2012.
- № 5. - С. 4-8.
27. Родоинов А. В. Формирование эколого-образовательной среды школы // Биология в школе. - № 2 (3). - 2017. - С. 48-50.
28. Сальников В. М. Экология человека: мы и современная
цивилизация // Слово.ру: Балтийский акцент. - 2014. - № 1. - С. 107-113.
29. Сотникова Е. Б. Формирование экологического мировоззрения в системе школа-ВУЗ // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 25-35.
30. Торохова Е. Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся // Начальная школа. - 2004. - № 12. - С. 104.
31. Чуйков Ю. С. История экологии и экологического образования // Астраханский вестник экологического образования. - 2001. - № 1-2. - С. 79.
32. Шандала М. Г. Физические факторы окружающей среды в экологии // Гигиена и санитария. - 2015. - № 3. - С. 10-14.
33. Шилова В. С. Педагогические условия формирования социально-экологических умений школьников. - Белгород: Б.И., 2011. - 227 с.