ГЛАВА 1. БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 6
1.1. Понятие и субъекты международного сотрудничества по борьбе с наркоторговлей 6
1.2. Развитие международного законодательства в сфере борьбы с наркоторговлей 24
ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ БОРЬБЫ С НАРКОТОРГОВЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 42
2.1. Правовой анализ борьбы с наркоторговлей в России 42
2.2. Модели борьбы с наркоторговлей в зарубежных странах 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что борьба с незаконным оборотом наркотических средств недостаточно урегулирована в международном праве. Принимаемые государствами на международном и внутригосударственном уровне международно-правовые акты, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков, являются недостаточно эффективными. На данный момент, нет единого подхода в отношении комплекса противоправных действий, подпадающих под понятие незаконного оборота наркотических средств.
По официальным сведениям Организации Объединённых Наций, на планете более пятидесяти миллионов наркозависимых. Но это лишь официальные данные, можно только догадаться о числе наркозависимых находящихся за пределами указанной статистики. Незаконный оборот наркотических средств, по официальным данным сената США, суммарно составляет более 500 миллиардов долларов ежегодно. Это означает, что подпольный наркобизнес опережает по обороту нефтяной рынок. В этой связи является очевидным, что только посредством международного сотрудничества, возможно, эффективное противодействие незаконному обороту наркотиков. Потому как, в национальном законодательстве не всегда учитываются и находят закрепление отдельные стадии незаконного оборота, предусмотренные в международных соглашениях. В этой связи, могут возникнуть проблемы с выдачей преступников, если не урегулировать в национальном законодательстве все уголовно наказуемые стадии незаконного оборота наркотических средств. Потому как, экстрадиция может применяться только в том случае, если преступное деяние рассматривается в качестве такового в обоих государствах, решающих вопрос о выдаче. Именно поэтому, встает острая необходимость, научного анализа правовой регламентации понятия незаконного оборота наркотических средств.
Российская Федерация также как и все другие страны мира находится, под угрозой массового воздействия со стороны международного наркобизнеса. Наркотические средства, распространяются на территории государства в небывалых масштабах.
Незаконный оборот наркотических средств в XXI веке, представляет собой наиболее серьёзную и глобальную проблему и угрозу. Наркомания и связанная с ней преступность приобретает всё более значительные масштабы, что отрицательно влияет на экономику, политику и правопорядок. Все вышеизложенное обусловливает актуальность темы выпускной
квалификационной работы.
Объектом выпускной квалификационной работы явились общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией международно-правого сотрудничества по борьбе с наркоторговлей.
Предмет выпускной квалификационной работы составила совокупность международно-правовых норм, регулирующих вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в раскрытии механизма функционирования международно-правового сотрудничества по борьбе с наркоторговлей. Для достижения указанной цели в исследовании предлагается решать следующие взаимосвязанные задачи:
- определить понятие и субъекты международного сотрудничества по борьбе с наркоторговлей
- рассмотреть развитие международного законодательства в сфере борьбы с наркоторговлей
- проанализировать способы борьбы с наркоторговлей в России
- выявить модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков в зарубежных странах
Методологическая основа выпускной квалификационной работы составляет общенаучные (исторический, системный, анализа и синтеза, др.) и частно-научные методы познания правовых явлений и процессов. Применены формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, технико¬юридический метод, что позволило всесторонне рассмотреть международно - правое сотрудничество по борьбе с наркоторговлей, провести обобщающий международно-правовой анализ, выработать научные и практические предложения и рекомендации.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составили: Конституция Российской Федерации, Устав Организации Объединённых Наций от 26 июня 1945 года, Устав (Конституции) Всемирной Организации Здравоохранения от 22 июня 1946 года, Устав Международной организации уголовной полиции от 13 июня 1956 года, Договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 года (в редакции Лиссабонсткого договора 2007 г.), Договор о функционировании Европейского Союза от 25.03. 1957 г. (в
редакции Лиссабонсткого договора 2007 г.), Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 года, Конвенция Организации Объединённых Наций о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года, Конвенция Организации Объединённых Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ от 20 декабря 1988 года, Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.), Федеральное законодательство Российской Федерации,
регламентирующее ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целью и задачами, а также логикой развития проблемы и состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы
Масштабность наркоторговли в настоящее время столь обширна, а получаемые от такой деятельности средства столь велики, что создается угроза для здоровья населения, безопасности и экономики многих стран мира. В этой связи, все большую актуальность приобретает международное противостояние наркоторговле, а также, многоаспектное сотрудничество государств по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в мире.
Современная система контроля над незаконным оборотом наркотических средств берёт своё начало лишь в начале XX века, поскольку, именно в этот период международное сообщество в полной мере осознало всю опасность, которую влечёт за собой распространение наркотиков в целях, несоответствующих медицинскому или научному направлению. Несмотря на достаточно позднее формирование понимание опасности наркотических средств для здоровья людей, тем не менее, в считанные десятилетия была создана система контроля, ставшая фундаментом той системы, которая существует в настоящий период времени.
Проанализировав международные и внутригосударственные акты, нами было выявлено, что понятие наркоторговли не закреплено ни на международном, ни на внутригосударственном уровне. В этой связи, в данной работе, нами было рассмотрено такое определение, как незаконный оборот наркотических средств и предложено собственное более универсальное понятие.
Незаконный оборот наркотических средств - деятельность по производству, изготовлению, распространению наркотиков, материалов, веществ и оборудования для их изготовления, а также совершению иных действий, предусмотренных международными документами.
Наркоторговля является объектом сотрудничества государств, предпринимающих совместные усилия с целью противодействия этой угрозе.
В результате исследования нами был выделен круг субъектов, деятельность которых направлена, на борьбу с незаконным оборотом наркотиков. К данным субъектам относятся государства и его органы, международные организации, региональные организации, а также выявлено их место и роль в данной сфере. Кроме того, проанализированы принципы сокращения спроса на наркотики.
В результате исследования моделей борьбы с наркоторговлей в зарубежных станах мы условно выявили в три группы контроля за незаконным оборотом наркотических средств.
Первая - группа жесткой политики, в рамках этой группы ведется борьба самыми крайними средствами, вплоть до смертной казни. К такой жесткой группе в первую очередь относятся: Малайзия, Иран и Пакистан.
Вторая группа - группа менее жесткого контроля. В рамках этой группы крайние меры не предпринимаются, но, однако, идет активное противостояние наркоторговле. К таким группам относятся: США, Великобритания, Франция.
Третья - либеральная группа. В эту группу входи Голландия и некоторые районы Швейцарии. В данных станах легализованы «мягкие» наркотики. Однако, такая легализация вызывает более чем беспокойство многих государств, где рост преступлений в области распространения наркотиков, связанных с «голландским следом», составляет более десяти процентов».
Все меры, предпринятые и предпринимаемые мировым сообществом, позволяют наблюдать и контролировать наркоторговлю во всех странах без исключения. Однако, несмотря на все действия, незаконный оборот наркотических средств постоянно возрастает. Но при этом, меры контроля над наркоторговлей не только на международном, но и на национальном уровне оказывают сдерживающее значение.
Не менее важным является тот факт, что эффективность сотрудничества государств зависит от уровня и качества борьбы с незаконным оборотом наркотических средств в каждой отдельной стране, регионе. В этой связи, необходимо, чтобы сначала каждое государство определило свою внутреннюю политику в отношении данного вопроса и пути ее реализации. Государства должны в своем национальном законодательстве дополнять, усиливать, развивать положения международных норм. Кроме того, обязательным условием положительного результата является неукоснительное соблюдение норм, положений международных конвенций, соглашений и иных нормативных актов всеми государствами-участниками.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9.Ст. 851.
2. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, М. 1956, С. 14¬47.
3. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946) // Официальный сайт Всемирной Организации Здравоохранения / [Сайт]. URL: http: //www.who .int
4. Договор о функционировании Европейского Союза от 25.03. 1957 г. (в редакции Лиссабонсткого договора 2007 г.) // Информационно-правовой портал «Право Европейского Союза» / [Сайт]. URL: http://eulaw.ru
5. Единой конвенции о наркотических средствах от 30.03.1961 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / [Сайт]. URL: http://www.docs.cntd.ru
6. Конвенция Организации Объединённых Наций о психотропных веществах от 21.02.1971 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / [Сайт]. URL: http://www.docs.cntd.ru;
7. Устав Международной организации уголовной полиции Интерпола
(в ред. по состоянию на 01.01.1986). // Электронный фонд правовой и
нормативно-технической документации / [Сайт]. URL: http://www.docs.cntd.ru
8. Конвенции Организации Объединённых Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ от 20.12.1988 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / [Сайт]. URL: http://www.docs.cntd.ru
9. Договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 года (в редакции Лиссабонсткого договора 2007 г.) // Информационно-правовой портал «Право Европейского Союза» / [Сайт]. URL: http://eulaw.ru
10. Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 21.10.1992 г. // Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации / [Сайт]. URL: http://www.docs.cntd.ru
11. Устав Содружества Независимых государств от 22.01.1993 г. // Официальный сайт организации договора о коллективной Содружества Независимых государтсв / [Сайт]. URL: http: //www.e-cis.info
12. Декларация Организации Объединённых Наций о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики от 10.06.1998 г. // Официальный сайт Организации Объединённых Наций/ [Сайт]. URL: http://www.un.org
13. Устав Организации договора о коллективной безопасности от 7.10.2002 г. // Официальный сайт организации договора о коллективной безопасности / [Сайт]. URL: http://www.odkb-csto.org4
14. Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 8.12.2004 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / [Сайт]. URL: http://www.docs.cntd.ru
15. Решение Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности «О создании Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности и утверждении Положения о Координационном совете руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту» от 23.06.2005 г. // Информационно-аналитический портал по международному праву/[Сайт]. URL: http://www.conventions.ru;
16. Решение Совета о создании Европейского полицейского ведомства от 6.04.2009 г. // Информационно-правовой портал «Право Европейского Союза» / [Сайт]. URL: http://eulaw.ru.
17. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия от 17.09.2008 г. //Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации / [Сайт]. URL: http://www.mid.ru.
18. Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности от 14.06.2009 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / [Сайт]. URL: http://www.docs.cntd.ru.
19. Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики в области борьбы с преступностью от 08.12.2011 г. //Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации / [Сайт]. URL: http://www.mid.ru.
20. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций «Наша общая приверженность эффективному решению мировой проблемы наркотиков и борьбе с ней» от 14.04.2016 г. // Официальный сайт Организации Объединённых Наций/ [Сайт]. URL: http://www.un.org.
21. Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Правительством Республики Перу о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 07.07.2011 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации / [Сайт]. URL: http://www.mid.ru.
22. Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 02.10.2017 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации / [Сайт]. URL: http://www.mid.ru;
23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о сотрудничестве в сфере повышения квалификации кадров в области контроля за незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 07.06.2013 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации / [Сайт]. URL: http://www.mid.ru;
24. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Союзом о прекурсорах наркотиков от 04.06.2013 г. [Сайт]. //Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации / URL: http://www.mid.ru;
25. Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Королевства Камбоджа от 17.05.2016 г.// Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации / [Сайт]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai..
26. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) Международное публичное право. Сборник документов: в 2. ч. / Под ред. К.А. Бякишева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 718 с.
27. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года // Собрание законодательства РФ, 29.05.2000, № 22, ст. 2269.
28. Международная конвенция 1931 г. Об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств. Международное публичное право. Сборник документов: в 2. ч. / Под ред. К.А. Бякишева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 718 с.
29. Конвенция по борьбе с незаконным оборотом наркотиков подписанной (Женева, 26 июня 1936 г.). Международное публичное право. Сборник документов: в 2. ч. / Под ред. К.А. Бякишева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 718 с.
30. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. Международное публичное право. Сборник документов: в 2. ч. / Под ред. К.А. Бякишева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 718 с.
31. Конвенция о психотропных веществах от 21.02.1971. Международное публичное право. Сборник документов: в 2. ч. / Под ред. К.А. Бякишева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 718 с.
32. Декларация о борьбе против незаконного оборота наркотиков и злоупотребления наркотическими средствами от 20 декабря 1978 г. Международное публичное право. Сборник документов: в 2. ч. / Под ред. К.А. Бякишева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 718 с.
33. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) Об оперативно-розыскной деятельности. // Российская газета. № 160. 18.08.1995.
Научная и учебная литература
34. Гасымов Н.В. Международные принципы сотрудничества государств в борьбе с претсупностью // Российский следователь. 2002. № 6.
35. Глинкин А.Н. Транснациональный наркобизнес: Новая глобальная угроза. М. 2002.
36. Всемирный атлас наркотиков. Лаборатория геополитики наркотиков. М. 1999.345 с.
37. Головкин Б.Н. Наркотикосодержащие растения: распространение, действие, социальная опасность: Пособие (Б-ка работника криминальной милиции). М. 2000. 327 с.
38. Трофимец А.М. «Общая характеристика наркоситуации в мире // «Наркоконтроль». 2006. № 1. 215 с.
39. Емельянов Т. Анатомия всемирной наркоимперии // РФ сегодня. 2002. № 13.
40. Всемирный атлас наркотиков. Лаборатория геополитики наркотиков. М. 1999.
41. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2002 год // Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2003.
42. Трофимец А.М. Общая характеристика наркоситуации в мире // «Наркоконтроль» 2006 № 1.
43. Доклад заместителя председателя Комитета Государственной Думы по безопасности, председателя Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией Н.Д. Ковалева // Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности и целостности России. Материалы парламентских слушаний. 26 октября 2001 года. М., 2002.
44. Глобализация наркобизнеса: угрозы для России и других стран с переходной экономикой / Отв. ред. проф. А.Н. Глинкин. М., 1999.
45. Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. 1995. N 14.
46. Корнева В.И. Правовое регулирование международного сотрудничества РФ в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов - Нижний Новгород: Нижегор. ун-та. 2007.
47. Корнева В.И. Правовое регулирование международного сотрудничества РФ в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов - Нижний Новгород: Нижегор. ун-та, 2007.
48. Совершенствование борьбы с наркотизмом (отечественный и зарубежный опыт). М.: Академия МВД России, 2007.
49. Елин Л. Война с наркоманией: пока без победителей. М.: Наука. 2008.
50. Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства борьбы в наркотизмом в России: Учеб. пос.М.: Академия МВД РФ. 2006. 234 с.
51. Черненко Е.К. Почему в России стремительно растет наркомания? - М.: Юрист, 2008. № 4.
52. Ткачевский Ю.М. Уголовно-правовые меры борьбы с пьянством и наркоманией М.: Наука, 2007.
53. Сергеев А.Н. Наркомания становится угрозой России М.: Наука, 2007.
54. Шапошников А. Как разорвать наркопаутину? М.: Юрист. 2008.
55. Курченко В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических веществ и психотропных веществ: Уголовно-правовой и уголовно-процессуальные аспекты СПб.: Юрид. центр Пресс. 2007.
56. Романова А.И. Наркомания и преступность М.: Правоведение. 2008.
57. Колосова, Ю.М. Международное право: учебник/ Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. М.:Знание, 2008.
58. Колосова, Ю.М. Международное право: учебник/ Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. М.:Знание, 2008.
59. Муландер, Е. Швеция: основания для беспокойства / Е. Муландер // Нарконет. 2008. №1.
60. Колосова, Ю.М. Международное право: учебник/Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. М.:Знание, 2008.