ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 6
1.1. Роль кредитной организации в финансировании деятельности 6 субъектов малого бизнеса
1.2. Финансово-хозяйственные потребности малых предприятий и заемное 10 финансирование
1.3. Особенности кредитования малого бизнеса 16
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И 25 НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
2.1. Общая характеристика АО «Райффайзенбанк» и финансово-экономический анализ его деятельности банка 25
2.2. Анализ и оценка направлений кредитования субъектов малого бизнеса 31
2.3. Технология и процесс предоставления кредитов
АО «Райффайзенбанк» 36
2.4. Направления развития банковского кредитования малого бизнеса 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования работы, состоит в том, что малый бизнес является важной составляющей экономической и политической системы современного общества. В США и Европе малым бизнесом создается до 70% ВВП. К сожалению, в России этот показатель не превышает по различным оценкам 20%.
Современный этап кредитования малого бизнеса в России характеризуется жесткой конкуренцией между банками за малый бизнес.
Вместе с тем, несмотря на наметившиеся положительные изменения в отношениях банки - малый бизнес, эффективность кредитования, по мнению обеих сторон, остается низкой. И банки, и бизнес считают, что современные условия кредитования не отвечают требованиям ни одной из сторон. Особенно остро стоит проблема кредитования малого бизнеса крупными банками, которые располагают значительными денежными средствами, и могут выдавать их на длительный срок. После кризиса сохранилась сложившаяся ранее специализация, когда крупные банки с государственным участием кредитуют крупные компании, а малый и средний бизнес обслуживается займами в основном частными банками. В результате более динамичный рост кредитования субъектов малого и среднего бизнеса наблюдается у частных, а не у крупных банков.
Таким образом, ситуация на рынке кредитования малого бизнеса выглядит на сегодняшний день следующим образом:
- крупные банки могут предложить привлекательные условия кредитования, в том числе по ставкам и срокам, но отдают предпочтение крупному бизнесу, считая его более надежным заемщиком, который может предоставить адекватные залоги по кредитам и имеет достаточно ликвидности.
- малый бизнес вынужден кредитоваться практически на любых предлагаемых условиях, так как часто является заложником ситуации, когда для продолжения бизнеса необходимы средства, даже по повышенным ставкам.
- средние и мелкие частные банки, не обладают достаточной ресурсной базой, чтобы кредитовать крупный бизнес. Именно эти банки активно работают на рынке кредитования малого и среднего бизнеса, но в силу указанных выше причин не могут предложить особо привлекательные условия кредитования
- крупные банки на фоне снижающейся доходности от корпоративного кредитования (по результатам первого полугодия 2017 года у половины крупнейших участников рынка потери доходности по кредитам юридическим лицам составили 20-40%, а у некоторых превысили 50%) демонстрируют все большую заинтересованность в диверсификации своего кредитного портфеля за счет кредитов малому и среднему бизнесу.
В этой связи актуализируется проблема эффективности кредитования банками в целом и крупными банками, в частности, субъектов малого бизнеса.
Целью данной работы является анализ деятельности коммерческого банка на рынке кредитования субъектов малого бизнеса. Для реализации цели работы были поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ формирования кредитных отношений и уточнение терминологии, связанной с кредитованием субъектом малого предпринимательства;
- исследование состояния и тенденций развития отечественных субъектов малого предпринимательства;
- оценка потребностей в заемном финансировании субъектов малого бизнеса в РФ и на региональном уровне;
- анализ направлений кредитования субъектов малого бизнеса;
- внесение предложений в процесс кредитования субъектов малого бизнеса.
Объектом работы являются контрагенты отношений, возникающих в процессе кредитования: банковские учреждения и отечественные субъекты малого предпринимательства.
Россия на современном этапе стремится всячески поддержать предприятия малого бизнеса, создать благоприятные условия для их развития. Это находит отражение в новых нормативных документах и правительственных программах. Тем не менее, существующий сектор малого предпринимательства характеризуется неудовлетворительной структурой в разрезе отраслей и регионов Российской Федерации.
Предмет дипломной работы это система экономических отношений, возникающих в процессе кредитования субъектов малого предпринимательства.
Теоретической основой работы явились труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам возникновения и развития малого предпринимательства, организации финансов, банковского дела вообще и процесса кредитования в частности, исследования различных методик оценки кредитоспособности заемщика.
Информационной базой послужила нормативно-правовая база по регулированию деятельности и кредитования малых предприятий, нормативно- инструктивные материалы Банка России, данные Государственного комитета статистики Российской Федерации, результаты мониторинга Банка России, статистические данные, характеризующие состояние экономики, кредитной сферы, банковской системы, информационные ресурсы сети Интернет.
Методологической основой дипломной работы выступают общенаучные методы познания: диалектика, логический и системный анализ экономической информации и практического опыта. В совокупности с использованной экономической информацией и теоретическими положениями в работе эти методы позволили обеспечить достоверность полученных результатов и обоснованность выводов.
Структура работы. Согласно цели, задач и логики исследования определена структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа выполнена на 68 страницах машинного текста, включает 5 таблиц. 10 рисунков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России остро стоит проблема дефицита кредитования формирующегося малого бизнеса, так как его отличительной особенностью является большая, чем у более крупных хозяйствующих, зависимость от заемных средств, и в первую очередь - от банковских кредитов.
Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство влияет на всю экономику в целом, играет в ней значительную роль. Кризисное положение дел в сфере российского малого бизнеса во многом обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих в его окружении.
В целях системного и последовательного развития малого предпринимательства в России необходимо создать соответствующий финансово¬экономический механизм доступности для него кредитных ресурсов.
Для решения поставленной проблемы необходимо:
- кредитные организации должны сделать приоритетным направление кредитования МСП;
- банкам необходимо создать методику оценок кредитоспособности МСП, основываясь на зарубежный опыт, что освобождает предприятия от большого объема аналитической работы, сокращает время подготовки документов для подачи заявки, учитывая то, что данные предприятия составляют минимальную отчетность и имеют упрощенную бухгалтерию;
- кредитные организации должны уделять большое значение взаимодействию с объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах. Подготавливать отдельные мероприятия, направленные на облегчение доступа к кредитным ресурсам для субъектов малого и среднего бизнеса;
- заключать в рамках взаимодействия с объектами инфраструктуры конкретные соглашения с общественными объединениями (торгово-промышленная палата, ассоциации, объединения), которые позволят наладить непосредственный контакт банка с небанковскими финансовыми объединениями;
- в рамках текущей деятельности банк должен использовать накопленный опыт в региональных администрациях по поддержке предпринимательства;
- постоянно совершенствовать нормативную базу, в соответствии с возникающими новыми кредитными продуктами, более конкретно отражая особенности их бухгалтерского учета.
Являясь одним из лидеров банковского сектора России, Райффайзенбанк, в свою очередь, одним из приоритетных направлений своей кредитной политики ставит кредитование малого бизнеса АО Райффайзенбанк предлагает различные виды кредитов для предприятий и индивидуальных предпринимателей в рублях и иностранной валюте, предоставляя российским предприятиям возможность успешно выполнять различные бизнес-задачи.
Специфика кредитования российского малого бизнеса определяется историческими особенностями его возникновения и развития. Основными характерными особенностями разработанной методики кредитования является:
- система оценки финансового состояния заемщика, учитывающая специфические особенности малого бизнеса;
- технологический цикл кредитования, позволяющий осуществлять анализ маркетинга и менеджмента предприятия, а также осуществлять тщательный мониторинг в процессе кредитования;
- новый подход к формированию обеспечения кредита, позволяющий предприятиям малого бизнеса пользоваться кредитными ресурсами.
Предложенная методика представляет собой реальный инструмент, который позволит отечественным банкам продуктивно работать с малыми предпринимателями, осуществляя финансирование их деятельности с наименьшими рисками.
Активное взаимодействие банковского сектора с малыми и средними предприятиями должно стать реальным показателем успешности рыночного развития экономики России.
Предмет дипломной работы - система экономических отношений, возникающих в процессе кредитования субъектов малого предпринимательства.
Объектом работы являются контрагенты отношений, возникающих в процессе кредитования: банковские учреждения и отечественные субъекты малого предпринимательства.
Россия на современном этапе стремится всячески поддержать предприятия малого бизнеса, создать благоприятные условия для их развития. Это находит отражение в новых нормативных документах и правительственных программах. Тем не менее, существующий сектор малого предпринимательства характеризуется неудовлетворительной структурой в разрезе отраслей и регионов Российской Федерации.
Малый бизнес является важной составляющей экономической и политической системы современного общества. В США и Европе малым бизнесом создается до 70% ВВП. К сожалению, в России этот показатель не превышает по различным оценкам 20%.
Современный этап кредитования малого бизнеса в России характеризуется жесткой конкуренцией между банками за малый бизнес.
Вместе с тем, несмотря на наметившиеся положительные изменения в отношениях банки - малый бизнес, эффективность кредитования, по мнению обеих сторон, остается низкой. И банки, и бизнес считают, что современные условия кредитования не отвечают требованиям ни одной из сторон. Особенно остро стоит проблема кредитования малого бизнеса крупными банками, которые располагают значительными денежными средствами, и могут выдавать их на длительный срок. После кризиса сохранилась сложившаяся ранее специализация, когда крупные банки с государственным участием кредитуют крупные компании, а малый и средний бизнес обслуживается займами в основном частными банками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: ГК : части первая, вторая, третья и четвертая : (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018) [Текст]: М.: Рид Групп, - 558 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998
N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) [Электронный ресурс]: /Режим доступа - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ , свободный.
3. О банках и банковской деятельности [Текст]: федеральный закон от 2 декабря 1990 г. (ред. от 23.05.2018) № 395-1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 199. - №6. - Ст. 492.
4. Федеральный закон РФ №209-ФЗ от 24.07.2007г. [Текст] «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от27.11.2017).
5. Агапова, О.Ю. Современные технологии розничного банковского бизнеса в России [Текст] / О.Ю. Агапова // Современные банковские технологии: теоретические основы и практика: Финансы и статистика. - 2017. - №1. - С. 243¬252.
6. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества банковского кредитования [Текст]: учеб. пособие / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. - М.: КноРус, 2015. - 278 с. Белоглазова Г.Н. Банковское дело: розничный бизнес [Текст]: учеб. пособие / Г.Н. Белоглазова. - М.: КноРус, 2016. - 413 с.
7. Постановление правительства Белгородской обл. от 25.01.2010 года № 27-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года».
8. Постановление правительства Белгородской обл. от 20.10.2008 года № 250-пп «О мерах по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства области».
9. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. Утв. постановлением правительства Белгородской области от 25.01.2010г. № 27-пп.
10. Евпланов, А.А. Большие деньги для малого бизнеса [Текст] /А.А. Евпланов // Российская бизнес-газета. - 2016. - №6(543). - с. 8.
11. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка [Текст]: учеб. / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - М.: Юрайт, 2015. - 422 с.
12. Бокова, Ф.М. Исследование эффективности и качества банковских услуг [Текст] / Ф.М. Бокова // Инженерный вестник Дона. - 2014. - Т. 15, №1. - С. 504-514.
13. Киевский В. Банки и малое предпринимательство: противоречивое единство и пути совместного развития //[Текст] Банковское дело - 2009. - №1-36 с.
14. Кредитование малого и среднего бизнеса в России - 2016. - М.: [Текст] Бюллетень «Эксперт РА», 2011. - 60 с.
15. Вешкин, Ю. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка [Текст]: учебное пособие / Ю.Г. Вешкин, Г.Л. Авагян. - М.: Магистр, 2016. - 350 с
16. Викулов, B.C. Маркетинг банковских продуктов на основе сегментационных моделей [Текст] / В.С. Викулов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №1. - С. 131-137.
17. Герасимова, Е.Б. Комплексный экономический анализ деятельности коммерческого банка [Текст] / Е.Б. Герасимова // Финансы и кредит. - 2016. - №22. - С. 18-22.
18. Герасимова, Е. Б. Анализ банковских ресурсов методом коэффициентов [Текст]: / Е.Б. Герасимова // Финансы и кредит. - 2016. - № 1. - С. 22-25.
19. Головко, Ю.В. Сегментация и визуализация - инструменты продвижения в банковской сфере [Текст] / Ю.В. Головко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 4. - С. 320-329.
20. Горфинкель, В.Я., Малый бизнес. Организация, экономика, управление [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 243с.
21. Горфинкель, В.Я. Предпринимательство [Текст]: учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк, В.А. Швандар. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 735 с.
22. Данилова, Т.Н. Проблемы неопределенности, информации и риска кредитования коммерческими банками [Текст]: / Т.Н. Данилова// Финансы и кредит. - 2016.- № 2. - С. 2-14
23. Дремина, Г.А. Инструменты повышения эффективности банковских услуг в условиях финансовой нестабильности [Текст] / Г.А. Дремина // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2017. - №3. - С. 160-164.
24. Жиляков, Д. И. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания) [Текст]: учеб. пособие / Д. И. Жиляков, В. Г. Зарецкая. - М. : КНОРУС, 2015. - 368 с.
25. Жуков, Е.Ф. Банковское дело [Текст]: учеб. для вузов/ Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эриашвили. - М.: Единство, 2015. - 575 с.
26. Заернюк, В.М. Экономическая модель развития рынка банковских услуг: концептуальный подход [Текст] / В.М. Заернюк, Л.И. Черникова // Финансы и кредит. - 2016. - №7. - С. 41-48.
27. Банковское дело: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. [Текст] О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.
28. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: [Текст] Учебник. - М.: ИТК Дашков и Ко, 2003. -168 с.
29. Бор М.З., Пятенко В.В. Стратегическое управление банковской деятельностью. Практические рекомендации. Международный опыт. Адаптация к условия России. [Текст] -М.: Издат. группа «Приор-Стрикс», 1995.- 336 с.
30. Кредитование малого и среднего бизнеса в России - 2015. - М.: Бюллетень «Эксперт РА», 2015. - 60 с.
31. Коробова, Г.Г. Банковское дело [Текст]: учеб. для вузов/ Г.Г. Коробова. - М.: Экономист, 2015. - 751 с.
32. Королева, Е.В. Мониторинг финансового состояния коммерческого банка [Текст] / Е.В. Королева // Финансы и кредит. - 2015. - №22. - С. 23-27.
33. Федотова, И.В. Кредит на вырост не дадут /И.В. Федотова // Финансовые известия. - 2009. - №21(739). - с.9.
34. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство [Текст]: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИНФРА - М, 2017. - 784с.
35. Лаврушин, О.И. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учеб. для вузов/ О.И. Лаврушин - М.: Финансы и статистика, 2017. - 460 с.
36. Лаврушин, О.И. Мировые тенденции развития банковской деятельности и банковских технологий [Текст] / О.И. Лаврушин // М.: Финансы и статистика. - 2017. - С. 10-15.
37. Леонтьев, П.А. Методические подходы к оценке эффективности процессов предоставления банковских услуг [Текст] / П.А. Леонтьев // Банковские услуги. - 2016. - №10. - С. 15-24.
38. Литвак, Е. Влияние кризисных явлений в экономике РФ на малый бизнес [Текст]: / Е. Литвак// Финансовая газета. - 2014. - №6. С. 65-72
39. Лутошкина, Н.К. Банковская конкуренция и конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика [Текст] / Н.К. Лутошкина // Финансы и кредит. - 2016. - №46. - С. 50-53.
40. Максутов, Ю.Г. Ценообразование на кредитные продукты - составляющая кредитной политики коммерческого банка [Текст] / Ю.Г. Максутов // Финансы. - 2013. -№3. - С. 24-27.
41. Мамонов, М.Е. Ключевые риски и потенциал роста стабильности российского банковского сектора [Текст] / М.Е. Мамонов // Банковское дело. - 2015. - №4. - С. 14-24.
42. Марченко, А.А. О влиянии денежно-кредитной политики Центрального банка России на экономическую активность в стране [Текст] / А.А. Марченко // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - №1. - С. 339-344.
43. Матлин, А.М. Анализ и управление факторами, определяющими рентабельность банка [Текст]: / А.М. Матлин // Управление в кредитной организации. - 2011. - N 6. - С. 76 - 90.
44. Матлин, А.М. Проблемы формирования ресурсной базы коммерческих банков [Текст]: / А.М. Матлин // Управление в кредитной организации. - 2015. - N 5. - С. 42 - 54.
45. Мильнер, М. Управление знаниями — вызов ХХ! века [Текст]: /М. Мильнер // Вопросы экономики. 2016. № 9. с. 15-18
46. Муравьев, А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. - 2-е изд., Бизнес - пресса, 2015. - 607с.
47. Мурычев, А.В. Развитие розничного банковского бизнеса в регионах России [Текст] / А.В. Мурычев // Деньги и кредит. - 2015. - №3. - С. 27-29.
48. Непомнящий, А.В. К вопросу о стоимости банковских продуктов на российском рынке потребительского кредитования [Текст] / А.В. Непомнящий // Банковские услуги. - 2014. - №11. - С. 19-27.
49. Обзор финансового рынка [Электронный ресурс]: Годовой обзор за 2017 год.- Режим доступа: -http://www.cbr.ru , свободный
50. Пенкина, И. Российские банки в поисках новой стратегии и капитала [Текст] / И. Пенкина // Банковские услуги. - 2016. - №1. - С. 8-10.
51. Петров, М.А. Трансформация банковского рынка и банковская конкуренция [Текст] / М.А. Петров // Банковские услуги. - 2015. - №11. - С. 20-26.
52. Поляков, В.В. Формирование квалифицированного спроса как проблема развития российского банковского розничного сектора [Текст] / В.В. Поляков // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2017. - №2. - С. 92-94.
53. Смирнов, Ю. Н. Анализ эффективности формирования ресурсной базы кредитных организаций [Текст]: / Ю.Н. Смирнов, Р.И. Сибиш // Социально¬экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. - 2018. - № 14. - С. 21.
54. Тагирбеков, К.Р. Основы банковской деятельности [Текст]: учеб. пособие/ К.Р. Тагирбеков. - М.: ИНФРА-М: Весь Мир, 2017. - 720 с.
55. Тосунян, Г.А. Банковское право Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин. - М.: 2015.- 430 с.
56. Фокин, В. Банковский кризис откладывается [Электронный ресурс] // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - № 5. - С. 24-31. - свободный.
57. Хашиева, Л.Х.М. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка: классификация, характеристика и основные тенденции развития [Текст]: / Л.Х.М. Хашиева // Финансы и кредит. - 2016. - № 28. - С. 28-37.
58. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]: Режим доступа.- http://www.cbr.ru ,свободный.
59. Официальный сайт АО Райффайзенбанк [Электронный ресурс]: / Режим доступа.-https://www.raiffeisen.ru, свободный.
60. Официальный сайт Консультант + [Электронный ресурс]: / Режим доступа.-
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1d c314150a6328886703356/ , свободный.
61. Официальный сайт Единого реестра малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: / Режим доступа.-
https://ofd.nalog.ru/index.html, свободный.