Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕСТРУКТИВНЫМИ СЕМЬЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ РЕШЕНИЯ

Работа №64308

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
326
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С 8
ДЕСТРУКТИВНЫМИ СЕМЬЯМИ
1.1. Деструктивная семья как объект социальной работы 8
1.2. Направления социальной работы с деструктивными семьями 28
2. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С 44
ДЕСТРУКТИВНЫМИ СЕМЬЯМИ В ВАЛУЙСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Проблемы социальной работы с деструктивными семьями в 44
Валуйском районе (по материалам исследования)
2.2. Муниципальная модель социальной работы с деструктивными 51
семьями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64



Актуальность проблемы исследования. Двадцать первый век со всей остротой поставил перед человечеством проблемы, свидетельствующие о тенденции увеличения кризисных явлений в современном обществе. Особое беспокойство вызывают неравномерность роста народонаселения, нарастание нищеты, безработицы, разрушение семьи как социального института.
Одной из важных предпосылок решения социальных задач является изучение семьи и ее структуры. Жизнедеятельность семьи определяется закономерностями развития общества. Взаимосвязь семьи и общества зависит от состава семьи, ее образа жизни, психологического микроклимата, а функции семьи отражают не только общественные отношения, но также отношения семьи и личности. В связи с происходящими в обществе значительными изменениями, как в экономике и в социальной сфере, так и во внутрисемейных отношениях, в значительной степени все это сказывается на функциях семьи. Меняются функции семьи по организации быта, появляются значительные различия в уровне доходов, в структуре и качестве питания, в обеспечении семей предметами длительного пользования и т.д. В свою очередь изменение материальных условий жизни семей и нарастание их дифференциации вызывает сдвиги в выполнении семьей других функций.
Семьи, подвергшиеся и экономической, и социальной депривации, пополнили категорию деструктивных семей. К данной категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка. Эти семьи, как правило, отличаются очень низким материальным достатком, препятствующим нормальной жизнедеятельности семьи, выполнению ее исконных функций воспроизводства, воспитания и социализации новых поколений. Именно поэтому, по нашему мнению, в настоящее время большое значение имеет место разработка новых форм и методов социальной работы с деструктивными семьями.
Степень научной разработанности. Тема деструктивной семьи по своему характеру является междисциплинарной, так как здесь пересекаются научные интересы педагогов и психологов, социологов и правоведов, социальных работников и семьеведов. В разработку методологической парадигмы изучения семьи как базовой и исходной социальной группы, являющейся основой всех структур общества огромный внес социолог П. Сорокин.
Проблемам различных видов семейных деструкций посвятили свои исследования еще в конце XIX - начале XX веков В. Бехтерев, В. Гальперин,
Э. Дюркгейм, В. Куфаев, М. Гернет, С. Первушин, И. Сикорский и другие. Само понятие «деструктивность» ввел З. Фрейд. Понятие «деструктивность семьи» было введено американским семейным психотерапевтом Г. Олсоном.
В отечественной науке фундаментальные труды, посвященные проблематике семьи, принадлежат А.И. Антонову, И.В. Бестужеву-Лада, А.Г. Вишневскому, А.Г. Волкову, СИ. Голоду, И.А. Гундарову, А.А. Клецину, М.С. Мацковску, Ю.Б. Рюрикову, Н.А. Соловьеву, AT. Харчеву, Н.Г. Юркевичу, В.А. Ядову и другим. В исследованиях Т.М. Афанасьева, И.В. Гребенниковой, Л.В. Лебедевой, В.М. Медкова, А.Б. Синельникова, С.А. Сорокина, Н.И. Стрельниковой и других отражено современное состояние российской семьи.
В ряде работ современных отечественных авторов Е.Ф. Тиль девой, Е.Р. Смирновой и других. Осуществлен анализ концептуальных подходов изучения девиантного поведения в среде молодежи и влияния деструктивных тенденций родительских семей на этот процесс.
Л.Д. Обуховой, Б.А. Курган была предложена типология деструктивных и дисфункциональных семей.
Е.И. Холостова обосновала теоретически социальную обусловленность деструктивности семьи, что отнюдь не исключает влияния индивидуальных свойств личности, которые, так или иначе, отражаются на процессе жизнедеятельности семьи.
Несомненный интерес представляет понимание семьи как системы американского психолога В. Сатир. В ее работе приводятся характеристики закрытой семьи-системы и семьи-системы открытой.
Однако можно констатировать нехватку комплексных работ, специально посвященных деструктивной семье в различных аспектах ее функционирования и практики социальной работы с этим типом семей.
Объект исследования - деструктивные семьи.
Предмет исследования - формы и методы социальной работы с деструктивными семьями.
Исходя из вышесказанного, целью исследования является выявление специфики социальной работы с деструктивными семьями и путей ее совершенствования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы исследования социальной работы с деструктивными семьями;
2. Проанализировать опыт и выявить проблемы социальной работы с деструктивными семьями в Валуйском районе Белгородской области;
3. Разработать методические рекомендации по организации социальной работы с деструктивными семьями.
Теоретико-медологические основы исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов Э. Дюркгейма, В.Н. Бехтерева, Г. Олсона, В. Сатир, Е.Д. Холостовой, М.В. Фирсова, рассматривавших проблемы деструктивных семей в рамках структурного, системного и когнитивного подходов в социальной работе.
Изучение социальной работы с деструктивными семьями базировалось на применении методов анализа литературы по проблеме исследования и документов внутреннего пользования (отчетная документация, статистические данные по неблагополучным семьям, данные клиентской базы семей и другое УСЗН г. Валуйки и Валуйского района). Для выявления факторов, определивших основные параметры социальной работы с деструктивными семьями, использовались социологические методы: анкетирование, интервьюирование, метод ранжирования и сравнительного анализа результатов.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования послужили: международные акты «Конвенция о правах ребенка», «Декларация предотвращении насилии в отношении женщин и детей», законодательные акты Российской Федерации (Семейный, Гражданский, Уголовный кодексы), Белгородской области («О правах ребенка», «О родительской ответственности»), результаты собственного исследования проведенного на базе Управления социальной защиты населения г. Валуйки и Валуйского района, и документы внутреннего пользования Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «г. Валуйки и Валуйский район».
Эмпирической базой исследования стали результаты вторичного анализа социологических исследований, проведенных в различные годы академическими институтами и научными центрами РАН, использованы материалы Российского мониторинга экономического положения и здоровья семьи (РМЭЗ). Использованы данные масштабных проектов фонда Эберта, опросов в рамках проекта ТАСИС «Реформа системы социальной защиты семьи в Российской Федерации» и т.д.
А также результаты прикладного социологического исследования, проведенного автором «Проблемы социальной работы с деструктивными семьями в Валуйском районе Белгородской области» в марте-мае 2018 года.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в том, что в процессе теоретического исследования проблемы были обобщены теоретические подходы к пониманию причин возникновения деструктивных семей и последствий, к которым приводит нарушение функционирования семьи, проанализирован опыт социальной работы с деструктивными семьями в Валуйском районе. Результаты и предложения, представленные в работе, могут быть использованы в работе социальных учреждений по работе с семьей и при разработке программ профилактики семейных деструкций и преодоления существующих трудностей в социальной работе с ними. Предложена типология деструктивных семей, где в основе выделения типов находится характер функциональной девиации.
Выявлены проблемы деструктивных семей: высокий уровень
склонности к девиантному поведению, криминогенное поведение отдельных членов семьи, алкоголизация и наркотизация семьи, разобщенность семьи, конфликты межличностных отношений между супругами и ближайшими родственниками; несогласованность, противоречивость педагогических позиций, воспитательных приемов; чрезмерная общественная и производственная занятость родителей и другие, предложена авторская классификация деструктивных семей, разработаны методические рекомендации по совершенствованию социальной работы с различными типами деструктивных семей.
Апробация результатов исследования прошла в ходе производственной и преддипломной практик в Управлении социальной защиты населения г. Валуйки и Валуйского района.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Деструктивные явления, наблюдаемые в современном российском обществе, имеют широкое распространение и в благополучных в экономическом отношении странах. Следовательно, объяснять наличие их лишь кризисными социально-экономическими потрясениями последних лет ошибочно. Несомненно, что кризис переживается всем мировым сообществом и связан с трансформациями в ценностных ориентациях человека, когда духовное содержание жизни вытесняется поисками материальных благ, достижений и удовольствий. Утрачена и традиционная роль брака и семьи в структуре нравственно-этических ориентаций индивида, новые же ориентации, которые бы успешно решали задачи физического, душевного, духовного здоровья человека не найдены. Ни один из известных государственных и социальных институтов не в состоянии выполнить то, с чем еще до начала XX столетия справлялась семья. Только семья может гарантировать человеку стабильность в быстро меняющемся, нестабильном мире.
В ближайшее десятилетие в жизнь выйдут дети из деструктивных семей, которые в большинстве своем будут создавать такие же деструктивные семьи, государство этого не учитывает, отстраняясь от этих проблем. Деструктивная семья представляет собой разобщенную систему с низким уровнем сплоченности, члены семьи крайне эмоционально разделены, имеют мало привязанности друг к другу, предпочитают проводить свое время раздельно, имеют несвязанные друг с другом интересы. Такая семья имеет жесткие внешние границы, происходит мало обменов между семьей и окружением, в семейной системе наблюдается застой, внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями тоже жесткие, каждая личность демонстрирует независимость и отчужденность от других членов семьи.
Поддержка деструктивной семьи, к сожалению, не входит в состав приоритетов социальной политики государства. В первую очередь потому, что большинство деструктивных семей можно отнести по разным показателям к другим видам семей, нуждающихся в поддержке. А необходимая психологическая поддержка редко входит в арсенал социальной помощи, в виду размытости и дублирования функций большинства социальных структур.
Социальная работа с деструктивными семьями ведется слабо, зачастую такие семьи не выделяются в отдельную категорию клиентов, требующую особого подхода. Однако, специалисты в большинстве своем, отмечают необходимость такой работы и с достаточной долей уверенности выделяют черты, характерные для данной группы семей. Однако, социальные работники больше внимания уделяют семьям с ярко выраженными признаками неблагополучия, являющимися следствием деструктивности семьи и нарушения ее функций. Это следствие того, что диагностировать девиантное поведение детей, высокую конфликтность, алкоголизм и наркоманию гораздо проще, чем до поры скрытые признаки деструктивности. Выделяют следующие типы деструктивных семей по различным критерия.
По критерию - причины деструктивности - выделяют: созависимые семьи (алкоголезависимые семьи; наркозависимые семьи), асоциальные и криминальные семьи, конфликтные семьи, дезадаптированные семьи.
Виды деструктивных семей можно рассмотреть с позиции развития (деградации) такого микросоциума: негармоничная семья, конфликтная семья, разваливающаяся семья, распавшаяся семья, псевдогармоничная семья.
В виду того, что для выявления и реабилитации деструктивных семей необходима система взаимосвязи учреждений, мы предложили модель социальной работы с деструктивными семьями, в которую мы включили следующие органы местного самоуправления и муниципальные учреждения ,
осуществляющие работу с такими семьями: Комиссия по Делам
Несовершеннолетних (КДН и ЗП); Управление образования администрации г. Валуйки; Комитет по делам молодежи администрации г. Валуйки; Комитет по физической культуре и спорту администрации г. Валуйки; Управление социальной защиты населения администрации г. Валуйки и Валуйского района. В предложенной нами модели прописаны полномочия органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с деструктивной семьей. Принципы работы органов местного самоуправления и муниципальных учреждений с деструктивной семьей.
Мы считаем, что только межведомственное взаимодействие является основополагающем, в работе территориальных органов местного
самоуправления и муниципальных учреждений с деструктивной семьей, предусматривающее их воздействие друг на друга и взаимную связь. В результате такого взаимодействия все органы образуют систему, в основе которой лежит координация деятельности посредством согласования. Объединяющим фактором данной системы являются общие интересы, направленные на снижение количества деструктивных семей и улучшение социального фона города Валуйки и Валуйского района.
Так как деструктивная семья является ступенью к тяжелой форме семейной дезадаптации, возникновению аддиктивного и социально опасного поведения, работа с ней должна вестись в тесной взаимосвязи всех органом заинтересованных учреждений. Она должна быть направлена в первую очередь на профилактику деструктивных явлений, своевременное выявление деструктивных семей
Разработанные нами методические рекомендации по организации комплексной помощи деструктивным семьям, помогут наладить работу с данными семьями и ввести деструктивные семьи в число постоянных клиентов социальных служб. Все это будет способствовать раннему выявлению таких семей и постановки их на учет, оказанию комплексных
68 услуг и как следствие возвращение таких семей в социальное русло жизнедеятельности.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ