РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития памяти у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Сущностная характеристика понятия «память» в контексте психолого-педагогических исследований 7
1.2. Возрастные особенности развития памяти детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Содержание, формы и методы развития памяти у детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности 22
Выводы по I главе 33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 36
2.1. Организация эксперимента и исследование уровня развития памяти у
детей младшего школьного возраста 36
2.2. Реализация системы внеклассных занятий по развитию памяти
младших школьников 44
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы по
развитию памяти у детей младшего школьного возраста 48
Выводы по II главе 57
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Глава I. Теоретические аспекты развития памяти у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Сущностная характеристика понятия «память» в контексте психолого-педагогических исследований 7
1.2. Возрастные особенности развития памяти детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Содержание, формы и методы развития памяти у детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности 22
Выводы по I главе 33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 36
2.1. Организация эксперимента и исследование уровня развития памяти у
детей младшего школьного возраста 36
2.2. Реализация системы внеклассных занятий по развитию памяти
младших школьников 44
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы по
развитию памяти у детей младшего школьного возраста 48
Выводы по II главе 57
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день существует объективная необходимость обучения детей младшего школьного возраста приемам и способам эффективного, осмысленного запоминания учебного материала. Это будет способствовать развитию познавательной сферы ребенка и успешности учебной деятельности.
Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память.
Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Благодаря своей памяти, её совершенствования, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.
Актуальность проблемы определяется потребностью учителей начальных классов в изучении и определении эффективных приемов и упражнений по развитию памяти младших школьников.
Характеризуя степень научной разработанности, проблематики особенности развития памяти в младшем школьном возрасте в психологии, следует учесть, что данная тема анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, в интернете.
Высоких успехов в изучении памяти добились психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии (Г. Эббингауз [53], Г. Мюллер [52], А. Пильцеккер [27]), собравшие большой экспериментальный материал, давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений.
Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым [43,44], П.И. Зинченко [7], А.Н. Леонтьевым [22] и другими выдающимися отечественными психологами.
Над развитием возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей памяти у детей работала З.М. Истомина [12], которая выявила заметные возрастные и индивидуальные различия в процессе изучения детьми языковой теории.
Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития памяти у младших школьников и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов развития памяти детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Школьная программа составлена таким образом, что не предполагает специального обучения детей приемам запоминания материала.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования: «Развитие памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект: процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Предмет: содержание, формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития памяти в младшем школьном возрасте будет успешным, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «память»;
- учитывать возрастные особенности развития памяти детей младшего школьного возраста;
- разработать и апробировать систему внеклассных занятий по развитию памяти у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «память».
2) Выявить возрастные особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.
3) Изучить содержание, формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста.
4) Разработать и экспериментально проверить систему внеклассных занятий по развитию памяти младших школьников.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: диагностическое тестирование, формирующий
эксперимент;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной
педагогике и психологии, раскрывающие общенаучную категорию «память» (Г. Эббингауз [53], А.Н. Леонтьев [22], А.Р. Лурия [23, 24, 25], С.Л.
Рубинштейн [41, 42], Норман Д.А. [31], Ляудис В.Я. [26], Л.С. Выготский [4,
5] , Л. В. Занков [8]).
Опытно-экспериментальной базой стала гимназия №13 города Казани Республики Татарстан. Выборку составили ученики 1а и 1б класса в составе 30 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три взаимосвязанных этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялись систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти у младших школьников, которые могут использоваться в практике образовательных учреждений начального образования.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память.
Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Благодаря своей памяти, её совершенствования, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.
Актуальность проблемы определяется потребностью учителей начальных классов в изучении и определении эффективных приемов и упражнений по развитию памяти младших школьников.
Характеризуя степень научной разработанности, проблематики особенности развития памяти в младшем школьном возрасте в психологии, следует учесть, что данная тема анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, в интернете.
Высоких успехов в изучении памяти добились психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии (Г. Эббингауз [53], Г. Мюллер [52], А. Пильцеккер [27]), собравшие большой экспериментальный материал, давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений.
Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым [43,44], П.И. Зинченко [7], А.Н. Леонтьевым [22] и другими выдающимися отечественными психологами.
Над развитием возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей памяти у детей работала З.М. Истомина [12], которая выявила заметные возрастные и индивидуальные различия в процессе изучения детьми языковой теории.
Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития памяти у младших школьников и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов развития памяти детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Школьная программа составлена таким образом, что не предполагает специального обучения детей приемам запоминания материала.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования: «Развитие памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект: процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Предмет: содержание, формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития памяти в младшем школьном возрасте будет успешным, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «память»;
- учитывать возрастные особенности развития памяти детей младшего школьного возраста;
- разработать и апробировать систему внеклассных занятий по развитию памяти у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «память».
2) Выявить возрастные особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.
3) Изучить содержание, формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста.
4) Разработать и экспериментально проверить систему внеклассных занятий по развитию памяти младших школьников.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: диагностическое тестирование, формирующий
эксперимент;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной
педагогике и психологии, раскрывающие общенаучную категорию «память» (Г. Эббингауз [53], А.Н. Леонтьев [22], А.Р. Лурия [23, 24, 25], С.Л.
Рубинштейн [41, 42], Норман Д.А. [31], Ляудис В.Я. [26], Л.С. Выготский [4,
5] , Л. В. Занков [8]).
Опытно-экспериментальной базой стала гимназия №13 города Казани Республики Татарстан. Выборку составили ученики 1а и 1б класса в составе 30 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три взаимосвязанных этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялись систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти у младших школьников, которые могут использоваться в практике образовательных учреждений начального образования.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти и проведя экспериментальное исследование, можно говорить о том, что развитие памяти детей младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем.
В связи с этим целью нашего исследования было выявить эффективные формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста. И вслед за целью мы наметили ряд задач.
Далее более подробно остановимся на освещении результатов нашего исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «память». Решая эту задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили, что под памятью подразумевается форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания..
2. Определяя особенности памяти у детей в младшем школьном возрасте, мы выявили следующие особенности памяти у детей младшего школьного возраста:
- память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. На протяжении всего младшего школьного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания;
- показателем произвольности служат приемы запоминания. Основным приемом является многократное прочитывание всего материала;
- в младшем школьном возрасте учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем.
3. Решая третью задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили, что наиболее эффективными методами и формами развития памяти у детей младшего школьного возраста являются игра, упражнение, беседа, классный час.
Эффективность данных форм и методов была проверена в ходе формирующего эксперимента, где была подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Так же эти данные подтверждает проведенная математическая обработка данных. Использование t-критерия Стьюдента показало, что после эксперимента существуют различия по всем исследуемым показателям памяти.
4. Решая четвертую задачу, мы разработали программу внеклассных занятий, направленную на развитие памяти у детей младшего школьного возраста. После формирующего этапа, на котором происходила апробация программы, мы выявили следующие изменения в уровнях развития памяти:
На контрольном этапе исследования мы выявили, что в группе исследуемых доминирующим уровнем стал средний уровень развития произвольной вербальной памяти и составил 63% (19 человек). Высокий уровень развития произвольной вербальной памяти повысился с 7% до 20% (изменения на 13%), средний уровень повысился с 53% до 63% (изменения на 10%), низкий уровень понизился с 40% до 17% (изменения на 23%).
В контрольной группе испытуемых преобладает средний уровень развития логической памяти и составляет 43% (13 человек). Высокий уровень развития логической памяти повысился с 10% до 23% (изменения на 13%), средний уровень повысился с 30% до 43% (изменения на 13%), низкий уровень соответственно понизился с 60% до 33% (изменения на 27%).
На контрольном этапе в группе испытуемых доминирующим стал хороший уровень зрительной произвольной памяти и составил 63% (19 человек). Высокий уровень развития зрительной произвольной памяти повысился с 17% до 27% (изменения на 10%), хороший уровень повысился с 50% до 63% (изменения на 13%), средний уровень понизился с 27% до 10% 60
(изменения на 17%), низкий уровень соответственно понизился с 7% до 0% (изменения на 7%).
5. Полученные результаты дают нам основания считать, что выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась. Разработанная программа может использоваться во внеклассной работе по развитию памяти с детьми младшего школьного возраста.
В связи с этим целью нашего исследования было выявить эффективные формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста. И вслед за целью мы наметили ряд задач.
Далее более подробно остановимся на освещении результатов нашего исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «память». Решая эту задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили, что под памятью подразумевается форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания..
2. Определяя особенности памяти у детей в младшем школьном возрасте, мы выявили следующие особенности памяти у детей младшего школьного возраста:
- память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. На протяжении всего младшего школьного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания;
- показателем произвольности служат приемы запоминания. Основным приемом является многократное прочитывание всего материала;
- в младшем школьном возрасте учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем.
3. Решая третью задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили, что наиболее эффективными методами и формами развития памяти у детей младшего школьного возраста являются игра, упражнение, беседа, классный час.
Эффективность данных форм и методов была проверена в ходе формирующего эксперимента, где была подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Так же эти данные подтверждает проведенная математическая обработка данных. Использование t-критерия Стьюдента показало, что после эксперимента существуют различия по всем исследуемым показателям памяти.
4. Решая четвертую задачу, мы разработали программу внеклассных занятий, направленную на развитие памяти у детей младшего школьного возраста. После формирующего этапа, на котором происходила апробация программы, мы выявили следующие изменения в уровнях развития памяти:
На контрольном этапе исследования мы выявили, что в группе исследуемых доминирующим уровнем стал средний уровень развития произвольной вербальной памяти и составил 63% (19 человек). Высокий уровень развития произвольной вербальной памяти повысился с 7% до 20% (изменения на 13%), средний уровень повысился с 53% до 63% (изменения на 10%), низкий уровень понизился с 40% до 17% (изменения на 23%).
В контрольной группе испытуемых преобладает средний уровень развития логической памяти и составляет 43% (13 человек). Высокий уровень развития логической памяти повысился с 10% до 23% (изменения на 13%), средний уровень повысился с 30% до 43% (изменения на 13%), низкий уровень соответственно понизился с 60% до 33% (изменения на 27%).
На контрольном этапе в группе испытуемых доминирующим стал хороший уровень зрительной произвольной памяти и составил 63% (19 человек). Высокий уровень развития зрительной произвольной памяти повысился с 17% до 27% (изменения на 10%), хороший уровень повысился с 50% до 63% (изменения на 13%), средний уровень понизился с 27% до 10% 60
(изменения на 17%), низкий уровень соответственно понизился с 7% до 0% (изменения на 7%).
5. Полученные результаты дают нам основания считать, что выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась. Разработанная программа может использоваться во внеклассной работе по развитию памяти с детьми младшего школьного возраста.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Развитие памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эстетической оценки произведений изобразительного
искусства у детей младшего школьного возраста во внеурочной
деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
средствами художественного творчества
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2023 - Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



