ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности формирования опыта безопасного поведения в
окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Проблемная ситуация формирования опыта безопасного поведения в
окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия использования проблемных ситуаций в
формировании опыта безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ 34
2.1. Определение исходного уровня сформированности опыта безопасного
поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Методические рекомендации воспитателям по использованию проблемных ситуаций в формировании опыта безопасного поведения детей в
окружающем мире 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности формирования опыта безопасного поведения в
окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Проблемная ситуация формирования опыта безопасного поведения в
окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия использования проблемных ситуаций в
формировании опыта безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ 34
2.1. Определение исходного уровня сформированности опыта безопасного
поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Методические рекомендации воспитателям по использованию проблемных ситуаций в формировании опыта безопасного поведения детей в
окружающем мире 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Безопасность - это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (1, с. 13)
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан - дошколят. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Работа в этом направлении сводится к тому, чтобы помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций, сберечь здоровье ребенка, научить помогать друг другу. После введения ФГОС, современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Дошкольный возраст является важным этапом в
становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде (Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина). (2, с.5)
В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они признаны помочь воспитателю решить большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей.(24, с. 57)
Эта проблема позволила определить тему исследования: «Формирование знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста методом проблемной ситуации».
Актуальность этой темы заключается в том, что использование проблемных ситуаций доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивают развитие познавательной самостоятельности дошкольников, их творческой активности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования проблемных ситуаций в формировании безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучить особенности использования проблемных ситуаций в формировании опыта безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. педагогические условия использования
проблемных ситуаций в формировании безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование проблемных ситуаций в
формировании безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если :
- обеспечить эмоциональное стимулирование дошкольника и мотивацию деятельности по формированию основ безопасной жизнедеятельности;
- развивать познавательный интерес, способствующий безопасному поведению дошкольника в окружающем мире;
- взаимодействовать с семьёй по использованию проблемных ситуаций в формировании безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности формирования безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть проблемные ситуации формирования безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить педагогические условия формирования безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по использованию формирования безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Центр развития ребёнка« Детский сад № 69 «Сказка» г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан - дошколят. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Работа в этом направлении сводится к тому, чтобы помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций, сберечь здоровье ребенка, научить помогать друг другу. После введения ФГОС, современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Дошкольный возраст является важным этапом в
становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде (Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина). (2, с.5)
В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они признаны помочь воспитателю решить большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей.(24, с. 57)
Эта проблема позволила определить тему исследования: «Формирование знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста методом проблемной ситуации».
Актуальность этой темы заключается в том, что использование проблемных ситуаций доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивают развитие познавательной самостоятельности дошкольников, их творческой активности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования проблемных ситуаций в формировании безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучить особенности использования проблемных ситуаций в формировании опыта безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. педагогические условия использования
проблемных ситуаций в формировании безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование проблемных ситуаций в
формировании безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если :
- обеспечить эмоциональное стимулирование дошкольника и мотивацию деятельности по формированию основ безопасной жизнедеятельности;
- развивать познавательный интерес, способствующий безопасному поведению дошкольника в окружающем мире;
- взаимодействовать с семьёй по использованию проблемных ситуаций в формировании безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности формирования безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть проблемные ситуации формирования безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить педагогические условия формирования безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по использованию формирования безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Центр развития ребёнка« Детский сад № 69 «Сказка» г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья дошкольников в процессе обучения дошкольном учреждении является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период старшего дошкольного возраста- один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Сегодня слабая подготовка дошкольников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
В результате анализа источников литературы сделан вывод о том, что среда школы, основанная на принципах сохранения и развития здоровья обучающихся, стимулирования позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, является необходимой составляющей успешного развития и самореализации личности старшего дошкольника в условиях нынешней реальности.
Следовательно, уровень становления навыков безопасного поведения тесно связан с интеллектуальным, исследовательским и трудовым развитием детей, с их умениями организовать свой труд, с самостоятельностью и ориентацией на применение знаний на практике(4, с.14). Отсюда, несомненно, одной из главных задач, решаемых учителем на уроке основ безопасности жизнедеятельности, является развитие практического мышления ученика, которое включает в себя: вероятностный подход к анализу явлений, процессов действительности; системность, логичность и конкретность мышления; опору в деятельности по безопасности на полученные знания.
В концептуальных рамках разработанных организационных форм и методов подготовки старших дошкольников в области безопасности
жизнедеятельности в процессе учебно-воспитательной работы, предусматривающих формирование мотивационной сферы ребенка и способствующих формированию безопасного поведения.
Таким образом, анализ материалов исследования дает основание считать, что формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности
жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.
В результате анализа источников литературы сделан вывод о том, что среда школы, основанная на принципах сохранения и развития здоровья обучающихся, стимулирования позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, является необходимой составляющей успешного развития и самореализации личности старшего дошкольника в условиях нынешней реальности.
Следовательно, уровень становления навыков безопасного поведения тесно связан с интеллектуальным, исследовательским и трудовым развитием детей, с их умениями организовать свой труд, с самостоятельностью и ориентацией на применение знаний на практике(4, с.14). Отсюда, несомненно, одной из главных задач, решаемых учителем на уроке основ безопасности жизнедеятельности, является развитие практического мышления ученика, которое включает в себя: вероятностный подход к анализу явлений, процессов действительности; системность, логичность и конкретность мышления; опору в деятельности по безопасности на полученные знания.
В концептуальных рамках разработанных организационных форм и методов подготовки старших дошкольников в области безопасности
жизнедеятельности в процессе учебно-воспитательной работы, предусматривающих формирование мотивационной сферы ребенка и способствующих формированию безопасного поведения.
Таким образом, анализ материалов исследования дает основание считать, что формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности
жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.
Подобные работы
- Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования основ безопасного поведения
у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей дошкольного возраста приемов познавательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Формирование знаний правил дорожного движения посредством игровой деятельности Николаевский - на - Амуре промышленно-гуманитарный техникум
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025



