Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №64134

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
325
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности формирования опыта безопасного поведения в
окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Проблемная ситуация формирования опыта безопасного поведения в
окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия использования проблемных ситуаций в
формировании опыта безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ 34
2.1. Определение исходного уровня сформированности опыта безопасного
поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Методические рекомендации воспитателям по использованию проблемных ситуаций в формировании опыта безопасного поведения детей в
окружающем мире 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ


Безопасность - это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (1, с. 13)
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан - дошколят. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Работа в этом направлении сводится к тому, чтобы помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций, сберечь здоровье ребенка, научить помогать друг другу. После введения ФГОС, современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Дошкольный возраст является важным этапом в
становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде (Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина). (2, с.5)
В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они признаны помочь воспитателю решить большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей.(24, с. 57)
Эта проблема позволила определить тему исследования: «Формирование знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста методом проблемной ситуации».
Актуальность этой темы заключается в том, что использование проблемных ситуаций доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивают развитие познавательной самостоятельности дошкольников, их творческой активности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования проблемных ситуаций в формировании безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучить особенности использования проблемных ситуаций в формировании опыта безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. педагогические условия использования
проблемных ситуаций в формировании безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование проблемных ситуаций в
формировании безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если :
- обеспечить эмоциональное стимулирование дошкольника и мотивацию деятельности по формированию основ безопасной жизнедеятельности;
- развивать познавательный интерес, способствующий безопасному поведению дошкольника в окружающем мире;
- взаимодействовать с семьёй по использованию проблемных ситуаций в формировании безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности формирования безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть проблемные ситуации формирования безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить педагогические условия формирования безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по использованию формирования безопасного поведения в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Центр развития ребёнка« Детский сад № 69 «Сказка» г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья дошкольников в процессе обучения дошкольном учреждении является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период старшего дошкольного возраста- один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Сегодня слабая подготовка дошкольников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
В результате анализа источников литературы сделан вывод о том, что среда школы, основанная на принципах сохранения и развития здоровья обучающихся, стимулирования позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, является необходимой составляющей успешного развития и самореализации личности старшего дошкольника в условиях нынешней реальности.
Следовательно, уровень становления навыков безопасного поведения тесно связан с интеллектуальным, исследовательским и трудовым развитием детей, с их умениями организовать свой труд, с самостоятельностью и ориентацией на применение знаний на практике(4, с.14). Отсюда, несомненно, одной из главных задач, решаемых учителем на уроке основ безопасности жизнедеятельности, является развитие практического мышления ученика, которое включает в себя: вероятностный подход к анализу явлений, процессов действительности; системность, логичность и конкретность мышления; опору в деятельности по безопасности на полученные знания.
В концептуальных рамках разработанных организационных форм и методов подготовки старших дошкольников в области безопасности
жизнедеятельности в процессе учебно-воспитательной работы, предусматривающих формирование мотивационной сферы ребенка и способствующих формированию безопасного поведения.
Таким образом, анализ материалов исследования дает основание считать, что формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности
жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.



1. Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390- "Система Г АРАНТ:Шр://Ьа8е.§агап1га/10136200/#1х774Вё1РМе00
2. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007.
3. Акимов В.А. Международная конференция // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2008. - №7. - С. 12-13.
4. Боброва С.Г. Воображение как психический процесс[Текст] :Статья в сборнике статей./Институт философии РАН// - Научный обозреватель. - 2015. - №1. - с. 34
5. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.,2000.
6. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у
дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: Мозаика - Синтез Москва, 2013. -64с.
7. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст]: Сборник под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. / Т.И. Бабаева // - СПб: Детство-пресс;
2007. - С.84
8. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. - М.: Дрофа, 2007.
9. Бочкарева О.И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
10. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. /
А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 2003. - 98 с.
11. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. - В.,2004.
12. Вербицкий А.А. Проблемное обучение // Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
13. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд - во: Детство - Пресс, 2011.-128с.
14. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд - во: Детство - Пресс, 2012.-240с.
15. Деркунская В.А. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». ФГТ, изд-во: Детство - Пресс,Сфера, 2012.-144с.
16. Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2009.
17. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников [Текст]:Инновационная культура будущего педагога- психолога /В.И. Дологова, Крыжановская Н.В.// - Челябинск. - 2010.
18. Зверева, О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников [Текст] / О.Л. Зверева. - М.: НИИ школьных технологий, 2011. - 225 с.
19. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей
дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М.: - Москва: Просвещение. - 1974. - 352с.
20. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
21. Кузьмина С.И. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С.И. Кузьмина//Обучение и воспитание: методики и практика. -2013. - №7. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voobrazheniya-u-detey-starshego-
doshkolnogo-vozrasta
22. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М.: Знание,
2004. - 274 с.
23. Лернер И. Я. и др. Качество знаний и пути его совершенствования / Под
ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 2001. - 208 с.
24. Мартынова Е. А. Художественно-творческая деятельность: развернутое тематическое планирование: младший, средний, старший дошкольный возраст / Е. АМартынова. - М.: Учитель, 2010. - 151с.
25. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно -
экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое
планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 333 с.
26. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
27. М.Н. Скаткина.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982.—319 с.
28. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - С. 246-258
29. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности //
Основы безопасности жизнедеятельности . - 2000. - № 8.
30. 8. Науменко, Ю. Л. Роль активного обучения в процессе фор-
31. мирования безопасного поведения личности /Ю. Л. Науменко
32. //Материалы научного конгресса: Современные технологии спорта
33. высших достижений в профессиональной подготовке
сотрудников
34. силовых ведомств. - М., 2005.
35. Нормативно-правовая база ДОУ [Электронный ресурс]
//http://lib3.podelise.ru/docs/1945/index-3940.html
36. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. - М., 2001.
37. Правила дорожного движения для детей дошкольного
возраста / Под ред. Е. А. Романовой, А.Б. Малышкина. - М., 2005.
38. Правила дорожного движения для детей дошкольного
возраста Сост.Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Фетодова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина.- М.: ТЦ Сфера,
2006. -64с. - (вместе с детьми).
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн // - Спб.: Питер. - 2000. - 720 с.
40. Статья"Сказка как средство безопасного поведения в
социуме" [Электронный ресурс] https://infourok.ru/statyaskazka-kak-
sredstvo-bezopasnogo-povedeniya-v-sociume-617337.html
41. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». - М., 2004.
42. Садретдинова А.И. Формирование культуры безопасности
жизнедеятельности у старших дошкольников посредством
проектирования педагогических условий // Успехи современного естествознания. 2008, № 8.
43. Федеральные государственные требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание. - № 4.-2010
44. Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. - Санкт- Петербург, Детство - Пресс, 2011 г.
45. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.
46. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд - во: Цветной мир, 2013.-96с.
47. Щеголев И.А. Проблемы безопасности детей // metodisty.rgdb.ru/chgk_10.html



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ