РОЛЬ ЖЕНЩИН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РИМА В I В. ДО Н.Э. - II В. Н.Э.
|
Введение 3
Глава 1. Политическая и общественная деятельность римских женщин в эпоху принципата 17
§1. Роль женщин в государственных переворотах 17
§2. Функции женщин в политических интригах 28
§3. Формы женской общественной деятельности 39
Глава 2. Женщины в политической и общественной жизни римского государ¬ства во II в 52
§1. Роль женщин в политических заговорах 52
§2. Женщины в механизме римской интриги 57
§3. Формы общественной деятельности женщин 62
Заключение 74
Источники и исследования 77
Приложения 83
Глава 1. Политическая и общественная деятельность римских женщин в эпоху принципата 17
§1. Роль женщин в государственных переворотах 17
§2. Функции женщин в политических интригах 28
§3. Формы женской общественной деятельности 39
Глава 2. Женщины в политической и общественной жизни римского государ¬ства во II в 52
§1. Роль женщин в политических заговорах 52
§2. Женщины в механизме римской интриги 57
§3. Формы общественной деятельности женщин 62
Заключение 74
Источники и исследования 77
Приложения 83
Актуальность темы исследования. Актуальность данной работы обу¬словлена тем, что в современном мире демократические тенденции привели к целому ряду существенных изменений в различных сферах, сознании и пове¬дении людей: социальные, экономические и политические преобразования обусловили появление женщин в профессиональной и образовательной об¬ластях, изменение их статуса в семье, и, наконец, возрастание и укрепление роли в общественной и политической деятельности , в связи с чем возникают новое отношение к власти, ее понимание, представления о ней. То, что не¬давно было на периферии властных отношений, перемещается в их центр. Как известно, в течение долгого времени власть, возникая из полоролевой неоднородности людей, сводилась к системе преимуществ, в основном, муж¬ских, представляющих дополнительные степени свободы и дающие право мужчинам влиять на самоутверждение других, то есть женщин . Однако в ус¬ловиях современности выделение гендерного аспекта в политике и общест¬венной деятельности, обусловленное возрастающей степенью участия пред-ставительниц женского пола, подталкивает к переосмыслению роли женщин в данных сферах, и сделать это возможно, обратившись к историческому прошлому человечества. Целесообразным в этом плане является изучение соответствующих аспектов истории Древнего Рима, где впервые была сдела-на попытка нарушить гендерную асимметрию и создать новые модели ген-дерных отношений .
Степень разработанности проблемы. Важной в методологическом отношении является работа Л.П. Репиной , в которой автор раскрывает сущ-ность гендерного подхода в истории. По мнению автора, гендер, помимо все-го прочего, - это еще и первичный способ обозначения властных отношений. В случае подобной трактовки, в центре внимания исследователей оказывают-ся институты, регулирующие распределение материальных и духовных благ, власти и престижа в пределах общества и обеспечивающие таким образом воспроизводство социального порядка, основанного на гендерных различиях. Данные различия, в противоположность природным качествам пола, варьи¬руются от одного культурно-исторического пространства к другому. При этом особое место занимает анализ опосредующей роли гендерных представ¬лений в межличностном взаимодействии, выявление их исторического ха¬рактера и возможной динамики.
Е.Е. Шеховцова в статье, посвященной проблеме использования кате-гории «гендер» и гендерной методологии при изучении вопроса о вмеша-тельстве женщин во властные отношения Римского государства, приходит к выводу, что внедряемый сегодня гендерный подход, основанный на идее преимущественной важности не биологических или физических различий между мужчинами и женщинами, а культурного и социального значения, ко¬торое общество приписывает этим различиям, позволяет исследователям иначе проанализировать историю власти в Риме, рассмотреть влияние одного пола на другой, выявить ранее незамеченные попытки женщин воздейство¬вать на политическую сферу.
Важную информацию для теоретических построений содержат работы, анализирующие некоторые аспекты политико - психологической игры, уча¬стницами которой становились женщины. В труде Д.В. Ольшанского содер¬жится анализ прикладных проблем политической психологии, в том числе механизмов осуществления того или иного политического мероприятия, на¬пример, заговора или интриги. А.Б. Егоров указывает, что именно можно квалифицировать как интригу, чем эта форма активности отличается от дру¬гих видов политической деятельности применительно к истории Древнего Рима.
Наиболее значимыми для нас явились труды, в которых рассматривает¬ся роль римских императриц , а также анализируется их поведение в контек¬сте социально-политической и историко-культурной проблемы «женщина и власть» . Т. Шпет приходит к выводу, что, влияние римлянок на мужей и сыновей для римского социума было так же естественно, как и участие в со¬бытиях, происходивших в пределах дома. В текстах римских авторов данная практика не оценивается как политическая, с современной же точки зрения она однозначно принадлежит к политической сфере, так как именно в семье находились истоки официальной политической игры. Схожей является точка зрения Е.Е. Шеховцовой , в другой своей работе указывающей, что, хотя в Риме личность императрицы и была заслонена фигурой мужчины, однако многие из них пользовались влиянием благодаря как действиям правителей, осуществляемым под руководством женщин, так и их собственным усилиям. Кроме того, Е.Е. Шеховцова предпринимает попытку проанализировать це¬ли обретения императрицами власти и способы реализации своих намерений, обращает внимание на специфику поведения римских императриц, обобщает их личностные качества, анализируя взаимоотношения женщин с окружени¬ем. Значимым представляется тот факт, что исследователь предпринимает попытку определить место императриц во внешней и внутренней политике Римской империи.
Следует отметить научные статьи, посвященные недостаточно изучен-ным аспектам жизни некоторых императриц, оставивших свой след в поли-тической жизни Рима. И.П. Портнягина , исследуя исторический портрет Юлии Старшей, запечатленный античными авторами с использованием са-мых нелестных характеристик, указывает, что ввиду их единодушия у исто-риков не возникает потребности реабилитировать данную женщину, однако, по мнению И.П. Портнягиной, трагическая судьба Юлии Старшей, необы¬чайная суровость наказания, которому подверг Август свою дочь, заставляют более пристально вглядываться в обстоятельства ее жизни и искать им поли¬тическое обоснование. В работах А.В. Коптева и П.А. Рузина , посвященных другой императрице - Мессалине, а именно ее браку с Г аем Силием, носив¬шему политический подтекст, предпринимается попытка выявить основные мотивы женщины, прогнозируемые ею результаты, а также проанализиро¬вать, какие реальные последствия по отношению к власти могло иметь дан¬ное мероприятие.
Попытки создать исторические портреты наиболее выдающихся жен-щин античности, как императриц, так и родственниц императоров, их любов¬ниц, весталок, куртизанок, предпринимали А. Кравчук и Г.М. Левицкий .
Особого внимания заслуживают работы, ставящие целью рассмотреть положение римских женщин в разных сферах общества в определенный пе-риод времени. Статья В.А. Квашнина , где нас интересует авторская интер-претация роли римских женщин в период раннего Принципата, содержит идею о том, что абсолютное исключение представительниц прекрасного пола из публичной деятельности, зафиксированное в юридических источниках, было возможно лишь теоретически. В то же время более низкий женский статус по сравнению с мужским однозначно отражался на их социальном по¬ложении, в связи с чем женщин Рима автор рассматривает как особую соци¬альную группу в структуре римской гражданской общины.
Степень разработанности проблемы. Важной в методологическом отношении является работа Л.П. Репиной , в которой автор раскрывает сущ-ность гендерного подхода в истории. По мнению автора, гендер, помимо все-го прочего, - это еще и первичный способ обозначения властных отношений. В случае подобной трактовки, в центре внимания исследователей оказывают-ся институты, регулирующие распределение материальных и духовных благ, власти и престижа в пределах общества и обеспечивающие таким образом воспроизводство социального порядка, основанного на гендерных различиях. Данные различия, в противоположность природным качествам пола, варьи¬руются от одного культурно-исторического пространства к другому. При этом особое место занимает анализ опосредующей роли гендерных представ¬лений в межличностном взаимодействии, выявление их исторического ха¬рактера и возможной динамики.
Е.Е. Шеховцова в статье, посвященной проблеме использования кате-гории «гендер» и гендерной методологии при изучении вопроса о вмеша-тельстве женщин во властные отношения Римского государства, приходит к выводу, что внедряемый сегодня гендерный подход, основанный на идее преимущественной важности не биологических или физических различий между мужчинами и женщинами, а культурного и социального значения, ко¬торое общество приписывает этим различиям, позволяет исследователям иначе проанализировать историю власти в Риме, рассмотреть влияние одного пола на другой, выявить ранее незамеченные попытки женщин воздейство¬вать на политическую сферу.
Важную информацию для теоретических построений содержат работы, анализирующие некоторые аспекты политико - психологической игры, уча¬стницами которой становились женщины. В труде Д.В. Ольшанского содер¬жится анализ прикладных проблем политической психологии, в том числе механизмов осуществления того или иного политического мероприятия, на¬пример, заговора или интриги. А.Б. Егоров указывает, что именно можно квалифицировать как интригу, чем эта форма активности отличается от дру¬гих видов политической деятельности применительно к истории Древнего Рима.
Наиболее значимыми для нас явились труды, в которых рассматривает¬ся роль римских императриц , а также анализируется их поведение в контек¬сте социально-политической и историко-культурной проблемы «женщина и власть» . Т. Шпет приходит к выводу, что, влияние римлянок на мужей и сыновей для римского социума было так же естественно, как и участие в со¬бытиях, происходивших в пределах дома. В текстах римских авторов данная практика не оценивается как политическая, с современной же точки зрения она однозначно принадлежит к политической сфере, так как именно в семье находились истоки официальной политической игры. Схожей является точка зрения Е.Е. Шеховцовой , в другой своей работе указывающей, что, хотя в Риме личность императрицы и была заслонена фигурой мужчины, однако многие из них пользовались влиянием благодаря как действиям правителей, осуществляемым под руководством женщин, так и их собственным усилиям. Кроме того, Е.Е. Шеховцова предпринимает попытку проанализировать це¬ли обретения императрицами власти и способы реализации своих намерений, обращает внимание на специфику поведения римских императриц, обобщает их личностные качества, анализируя взаимоотношения женщин с окружени¬ем. Значимым представляется тот факт, что исследователь предпринимает попытку определить место императриц во внешней и внутренней политике Римской империи.
Следует отметить научные статьи, посвященные недостаточно изучен-ным аспектам жизни некоторых императриц, оставивших свой след в поли-тической жизни Рима. И.П. Портнягина , исследуя исторический портрет Юлии Старшей, запечатленный античными авторами с использованием са-мых нелестных характеристик, указывает, что ввиду их единодушия у исто-риков не возникает потребности реабилитировать данную женщину, однако, по мнению И.П. Портнягиной, трагическая судьба Юлии Старшей, необы¬чайная суровость наказания, которому подверг Август свою дочь, заставляют более пристально вглядываться в обстоятельства ее жизни и искать им поли¬тическое обоснование. В работах А.В. Коптева и П.А. Рузина , посвященных другой императрице - Мессалине, а именно ее браку с Г аем Силием, носив¬шему политический подтекст, предпринимается попытка выявить основные мотивы женщины, прогнозируемые ею результаты, а также проанализиро¬вать, какие реальные последствия по отношению к власти могло иметь дан¬ное мероприятие.
Попытки создать исторические портреты наиболее выдающихся жен-щин античности, как императриц, так и родственниц императоров, их любов¬ниц, весталок, куртизанок, предпринимали А. Кравчук и Г.М. Левицкий .
Особого внимания заслуживают работы, ставящие целью рассмотреть положение римских женщин в разных сферах общества в определенный пе-риод времени. Статья В.А. Квашнина , где нас интересует авторская интер-претация роли римских женщин в период раннего Принципата, содержит идею о том, что абсолютное исключение представительниц прекрасного пола из публичной деятельности, зафиксированное в юридических источниках, было возможно лишь теоретически. В то же время более низкий женский статус по сравнению с мужским однозначно отражался на их социальном по¬ложении, в связи с чем женщин Рима автор рассматривает как особую соци¬альную группу в структуре римской гражданской общины.
Таким образом, исследуемые источники позволяют проанализировать и сопоставить различные роли, которые играли римские женщины в политиче¬ской и общественной жизни в периоды принципата и II в. н.э.
Участие женщин в формах политической активности, связанных с по-пытками заменить верховного правителя, характеризуется вовлечением в них римлянок, имеющих близкие или родственные отношениями с императора¬ми. Однако, если в I в. до н.э. - I в. н.э. руководящая роль в заговорах при¬надлежала скорее любовникам царственных женщин, мечтающих о сосредо¬точении власти в своих руках, то в период империи жены и сестры правите¬лей проявляют большую инициативу в стремлении как сохранить приобре¬тенное положение, так и обеспечить безопасность своих детей - будущих на¬следников. С другой стороны, во II в. по-прежнему сохраняется возможность для самостоятельного участия женщин в заговорах в качестве отравительниц при возникновении угрозы не только имеющимся привилегиям, но и жизни, чем пользуются теперь помимо жен правителей даже их фаворитки. Следует отметить, что участие в заговорщических организациях женщин, не имевших отношения к августейшей семье и руководствовавшихся только собственны¬ми представлениями о справедливости, характерно лишь для эпохи принци-пата.
Оценка роли римлянок в заговорах, как в период принципата, так и в эпоху империи, часто является следствием морально-нравственных устано-вок авторов, однозначно порицающих как крупные проступки (супружескую измену, покушение на убийство), так и более мелкие проявления негативных качеств - зависть и гордыню. В то же время прослеживается сдержанное, ре¬же сочувственное отношение к женщинам, стремящимся предотвратить угро¬зу для жизни либо понесшим слишком суровое наказание за свои действия. Однако только в эпоху принципата мы наблюдаем пример, когда восхищения и искреннего уважения со стороны античных историков могли быть удостое¬ны римлянки, продемонстрировавшие силу воли и необыкновенное терпение, в то время как высокопоставленные мужчины оказались сломлены.
В I в. до н.э. - I в. н.э. женщины принимали более активное участие в интригах: они действовали как в своих интересах, выступая организаторами мероприятий, направленных на устранение нежелательных для них наслед-ников власти, так и вовлекались по мере необходимости ради реализации чужих планов, в том числе передавая ценные в политическом отношении сведения. Руководимые корыстными интересами или личной обидой рим-лянки организовывали интриги, связанные с созданием ложных ситуаций, что отчасти пересекается с их ролью во II в., когда женщины выполняли роль осведомителя властей или «обличителя» оппонента перед народом в ситуа¬циях, ставящих его в проигрышное положение. В целом для эпохи империи характерна более пассивная деятельность женщин в закулисной игре, прояв¬ляющаяся, например, в желании советом помочь мужчинам из своего окру¬жения занять освободившуюся должность императора.
Отношение авторов к участию женщин в интригах периода принципата характеризуется тем, что, как и в ситуациях с государственными переворота¬ми, историки концентрируются на моральной стороне действий, считая, на¬пример, политическую деятельность следствием нравственного падения. В то же время оценки в адрес римлянки как возможного организатора интриги ни¬велируются ее характеристиками как добропорядочной женщины - верной жены и любящей матери. В ряде случаев авторы не дают оценок, что приме¬нимо как к разведывательной деятельности I века, так и к действиям женщин во II веке, когда авторы либо не уверены в причастности римлянок к рас¬сматриваемым событиям, либо концентрируются не на самих поступках, а на далеко идущих последствиях.
Формы участия женщины в общественной жизни Рима периода прин-ципата можно условно разделить на приватные, связанные с ее семьей и до-мом, а также публичные, предполагающие более активное взаимодействие с обществом. К первым мы причисляем традиционные умения, которыми должна владеть благовоспитанная римлянка: ведение домашнего хозяйства, ткачество и прядение. Что касается публичных, то они отражены и в сведе-ниях, относимых ко II в., на основании которых данную деятельность можно подразделять на культурно-досуговую и благотворительную.
Культурно - досуговая деятельность I в. до н.э. - II в. н.э. выражалась в посещении женщинами театра, что было популярным занятием, однако не¬однозначно оценивалось некоторыми авторами. Другие формы участия за¬ключались в игре на музыкальных инструментах, а также в создании римлян¬ками прозаических и поэтических сочинений. Подобное увлечение литерату¬рой с пониманием и даже похвалой воспринималось представителями пере¬довой общественности, но в эпоху принципата была не вполне приемлемо для старшего поколения. Все авторы однозначно негативно отзываются об участии женщинам в боях в качестве гладиатрис, хотя источники указывают, что в I в. указанное нововведение было хорошо принято народными массами. Осуждаются и другие явления периода принципата, по мнению современни¬ков, противоречащие женской природе, будь то присутствие на воинских учениях, или даже деятельность женщин, направленная на благо, например, тушение пожаров.
Благотворительность заключалась в пожертвованиях на нужды культу¬ры. В I в. до н.э. - I в. н.э. это проявлялось в выделении средств для строи¬тельства архитектурных сооружений или покровительстве поэтам, во II в. еще и в создании театров и заведений для бедных. О данных мероприятиях античные авторы отзываются положительно, но в источниках II в. оговарива¬ется одно условие: подобная деятельность не должна занимать слишком зна¬чительную часть женского свободного времени. Кроме того, источники им¬перского периода свидетельствуют, что женщины, в том числе представи¬тельницы императорского дома, могли выступать в роли патронесс городов, заслужив тем самым благодарность и уважение горожан.
Участие женщин в формах политической активности, связанных с по-пытками заменить верховного правителя, характеризуется вовлечением в них римлянок, имеющих близкие или родственные отношениями с императора¬ми. Однако, если в I в. до н.э. - I в. н.э. руководящая роль в заговорах при¬надлежала скорее любовникам царственных женщин, мечтающих о сосредо¬точении власти в своих руках, то в период империи жены и сестры правите¬лей проявляют большую инициативу в стремлении как сохранить приобре¬тенное положение, так и обеспечить безопасность своих детей - будущих на¬следников. С другой стороны, во II в. по-прежнему сохраняется возможность для самостоятельного участия женщин в заговорах в качестве отравительниц при возникновении угрозы не только имеющимся привилегиям, но и жизни, чем пользуются теперь помимо жен правителей даже их фаворитки. Следует отметить, что участие в заговорщических организациях женщин, не имевших отношения к августейшей семье и руководствовавшихся только собственны¬ми представлениями о справедливости, характерно лишь для эпохи принци-пата.
Оценка роли римлянок в заговорах, как в период принципата, так и в эпоху империи, часто является следствием морально-нравственных устано-вок авторов, однозначно порицающих как крупные проступки (супружескую измену, покушение на убийство), так и более мелкие проявления негативных качеств - зависть и гордыню. В то же время прослеживается сдержанное, ре¬же сочувственное отношение к женщинам, стремящимся предотвратить угро¬зу для жизни либо понесшим слишком суровое наказание за свои действия. Однако только в эпоху принципата мы наблюдаем пример, когда восхищения и искреннего уважения со стороны античных историков могли быть удостое¬ны римлянки, продемонстрировавшие силу воли и необыкновенное терпение, в то время как высокопоставленные мужчины оказались сломлены.
В I в. до н.э. - I в. н.э. женщины принимали более активное участие в интригах: они действовали как в своих интересах, выступая организаторами мероприятий, направленных на устранение нежелательных для них наслед-ников власти, так и вовлекались по мере необходимости ради реализации чужих планов, в том числе передавая ценные в политическом отношении сведения. Руководимые корыстными интересами или личной обидой рим-лянки организовывали интриги, связанные с созданием ложных ситуаций, что отчасти пересекается с их ролью во II в., когда женщины выполняли роль осведомителя властей или «обличителя» оппонента перед народом в ситуа¬циях, ставящих его в проигрышное положение. В целом для эпохи империи характерна более пассивная деятельность женщин в закулисной игре, прояв¬ляющаяся, например, в желании советом помочь мужчинам из своего окру¬жения занять освободившуюся должность императора.
Отношение авторов к участию женщин в интригах периода принципата характеризуется тем, что, как и в ситуациях с государственными переворота¬ми, историки концентрируются на моральной стороне действий, считая, на¬пример, политическую деятельность следствием нравственного падения. В то же время оценки в адрес римлянки как возможного организатора интриги ни¬велируются ее характеристиками как добропорядочной женщины - верной жены и любящей матери. В ряде случаев авторы не дают оценок, что приме¬нимо как к разведывательной деятельности I века, так и к действиям женщин во II веке, когда авторы либо не уверены в причастности римлянок к рас¬сматриваемым событиям, либо концентрируются не на самих поступках, а на далеко идущих последствиях.
Формы участия женщины в общественной жизни Рима периода прин-ципата можно условно разделить на приватные, связанные с ее семьей и до-мом, а также публичные, предполагающие более активное взаимодействие с обществом. К первым мы причисляем традиционные умения, которыми должна владеть благовоспитанная римлянка: ведение домашнего хозяйства, ткачество и прядение. Что касается публичных, то они отражены и в сведе-ниях, относимых ко II в., на основании которых данную деятельность можно подразделять на культурно-досуговую и благотворительную.
Культурно - досуговая деятельность I в. до н.э. - II в. н.э. выражалась в посещении женщинами театра, что было популярным занятием, однако не¬однозначно оценивалось некоторыми авторами. Другие формы участия за¬ключались в игре на музыкальных инструментах, а также в создании римлян¬ками прозаических и поэтических сочинений. Подобное увлечение литерату¬рой с пониманием и даже похвалой воспринималось представителями пере¬довой общественности, но в эпоху принципата была не вполне приемлемо для старшего поколения. Все авторы однозначно негативно отзываются об участии женщинам в боях в качестве гладиатрис, хотя источники указывают, что в I в. указанное нововведение было хорошо принято народными массами. Осуждаются и другие явления периода принципата, по мнению современни¬ков, противоречащие женской природе, будь то присутствие на воинских учениях, или даже деятельность женщин, направленная на благо, например, тушение пожаров.
Благотворительность заключалась в пожертвованиях на нужды культу¬ры. В I в. до н.э. - I в. н.э. это проявлялось в выделении средств для строи¬тельства архитектурных сооружений или покровительстве поэтам, во II в. еще и в создании театров и заведений для бедных. О данных мероприятиях античные авторы отзываются положительно, но в источниках II в. оговарива¬ется одно условие: подобная деятельность не должна занимать слишком зна¬чительную часть женского свободного времени. Кроме того, источники им¬перского периода свидетельствуют, что женщины, в том числе представи¬тельницы императорского дома, могли выступать в роли патронесс городов, заслужив тем самым благодарность и уважение горожан.
Подобные работы
- Роль женщины в политической жизни РФ и ФРГ в XXI веке
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО РИМА (III в. до н.э. - II в. н.э.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В КЛАССИЧЕСКИХ
АФИНАХ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДЕТИ В АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАНИЯ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В АНТИЧНОМ МИРЕ: МЕЖПОКОЛЕННЫЙ И ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ (ПО МАТЕРИАЛАМ АНТИЧНОЙ КОМЕДИИ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Рим и эллинизм. Основные проблемы политических, экономических и культурных контактов
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Рим и эллинизм. Основные проблемы политических, экономических и культурных контактов
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - АГОНЫ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПОЛИСОВ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Женщины императорского дома в оценках римских историков эпохи ранней Империи
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017




