Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности при изучении эпических произведений
1.1. Понятие об исследовательских умениях в педагогической
литературе 9
1.2. Сущность проектной деятельности и ее возможности в формировании исследовательских умений младших школьников
на уроках литературного чтения 13
1.3. Жанрово-родовая специфика волшебных сказок и особенности
их изучения в начальной школе 24
Глава 2. Методические основы формирования исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности при изучении эпических произведений
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению в
аспекте исследуемой темы 31
2.2. Анализ методического опыта по проблеме формирования
исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности при изучении эпических произведений 35
2.3. Описание экспериментальной работы 39
Заключение 51
Библиографический список 53
В Законе Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000 - 2005годы отмечены глубокие преобразования в политической, экономической и социальной жизни общества, которые обусловили необходимость качественных изменений в образовании. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.
В настоящее время, в современном обществе возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения обучающихся с младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Проблеме изучения исследовательских умений младших школьников посвящено сегодня достаточно много исследований, их анализ позволяет нам сделать вывод, что исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Данные исследований (Л.П. Виноградова, А.В. Леонтович,
А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков) говорят о возможности успешного обучения
элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.
Именно вовлечение детей в проектную деятельность позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Ведущее место среди различных методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Проектная деятельность, как любая другая, имеет определённую структуру, которая включает в себя цель, мотивы, функции, содержание, внутренние и внешние условия, результат.
Работая над проблемой исследования, мы остановили свой выбор на эпических произведениях, потому что именно эпические произведения насыщенны объемностью событий и многообразностью жанров (сказки рассказы, басни). В рамках нашего исследования мы обратились к такому жанру, как волшебные сказки, так как именно они закладывают основы восприятия окружающего мира и именно они начинают формировать у младших школьников социальное представление о жизни.
Однако в методике обучения литературному чтению проблема формирования исследовательских умений средствами проектной деятельности младших школьников является недостаточно разработанной. Таким образом, становится очевидным противоречие между необходимостью формирования исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения эпических произведений и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по данной проблеме.
Данное противоречие определило выбор темы нашей выпускной квалификационной работы «Формирование исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности при изучении эпических произведений».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности при изучении эпических произведений.
Решение данной проблемы стало целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности при изучении эпических произведений.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности при изучении эпических произведений будет эффективным, если:
1. Проводить поэтапное знакомство учащихся с проектной деятельностью.
2. Разработать и внедрить систему заданий по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения.
3. Учащиеся будут проявлять себя в качестве субъектов учебной деятельности.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагают решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить методическую и педагогическую литературу по теме исследования и выявить степень ее теоретической разработанности.
2. Выявить сущность понятия «исследовательские умения».
3. Раскрыть содержание проектной деятельности и её возможности в формировании исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Проанализировать программы и учебники в аспекте исследуемой проблемы
5. Обобщить опыт методистов и учителей по проблеме формирования исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности при изучении эпических произведений.
6. Организовать экспериментальную работу.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент
(констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили: основы
организации учебно-исследовательской деятельности учащихся (М.В Кларин, А.С Обухов, Г.А. Русских, А.И. Савенков); концепции
развивающего начального образования и теории учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская); основы организации проектной деятельности (Джон Дьюи, Уильям Херд Килпатрик, Е. Коллингс, А.С. Макаренко, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, С.Т. Шацкий, И.Д. Чечель, Е.С. Полат); методические основы преподавания литературы (О.Ю. Богданова, В.В. Голубков, М.Г. Качурин, Н.И. Кудряшев, В.Г. Маранцман, Н.Д. Молдавская).
Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть рекомендованы учителям начальных классов в целях формирования исследовательских умений средствами проектной деятельности при изучении эпических произведений.
Апробация материалов исследования осуществлялась на заседании методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Гимназия № 2» г. Белгорода.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 3 «А» класса МБОУ «Г имназия № 2» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования
исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности при изучении эпических произведений» раскрывается понятие об исследовательских умениях, определяется сущность проектной деятельности и выявляются ее возможности в формировании исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения, определяется жанрово-родовая специфика сказок и особенности их изучения в начальной школе.
Во второй главе «Методические основы формирования
исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности при изучении эпических произведений» представлен анализ программ и учебников в аспекте заявленной темы, обобщен и описан опыт методистов по проблеме исследования, описана экспериментальная работа по формированию исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе изучения эпических произведений.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список литературы содержит 42 наименования источников. Содержание работы изложено на 58 страницах.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.
Проектная деятельность - это такая деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.
Суть метода проектов - стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”: сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения; развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”; опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Обзор психолого-педагогической литературы показал, что в настоящий момент метод проектирования распространён недостаточно, ориентирован в основном на средние и старшие звенья школьного обучения и мало затрагивает начальную школу. Между тем, учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта.
Анализ педагогического опыта учителей начальных классов показал, что работая над проектами, школьники учатся планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат. Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу.
В ходе экспериментальной работы мы на констатирующем этапе выявили уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников средствами проектной деятельности и сделали вывод о том, что нужно организовать проектную деятельность в экспериментальном классе. Выполнение проектов по одному из жанров эпических произведений - волшебным сказкам позволило организовать работу таким образом, что учащиеся были вовлечены в активную самостоятельную и совместную деятельность в процессе выполнения исследовательских заданий. Организация такой работы способствовала повышению уровня сформированности исследовательских умений младших школьников.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М., 2008. - 231 с.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / Бычков А.В. - М., 2000. - 59 с.
3. Васильев А.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации
А.В. Васильев // Народное образование. - М., 2009. - № 9. С.177-180.
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. - М., 1995. - № 6. - С. 34-47.
5. Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании / Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко // Школьные технологии. - 2005. - № 2. -
С.89.
6. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдов. - Томск: «Пеленг», 2010. - 114 с.
7. Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2008. - №1. - С.17-23.
8. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. - 385с.
9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 37.
10. Кравец Т.Н., Телеганова Н.В., Спутай С.М. Младшие школьники проводят исследования / Т.Н. Кравец, Н.В., Телеганова, С.М. Спутай // Нач. образование. - 2005. - № 2. - С. 45.
11. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы / Н.М. Конышева // Начальная школа. 2010. - №1. - С .58.
12. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
13. Кравцова А.Ю. Проектирование как метод деятельностного познания / А.Ю. Кравцова // Открытая школа. - 2008. - № 5. - С. 63-68.
14. Леонтьева О.М. Скрытые правила и приёмы свободной педагогики Текст /
О.М. Леонтьева // Перемены. - 2003. - № 6. - С. 31- 46.
15. Ляхова Л.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Л.В. Ляхова // Начальная школа. - №7. - 2009. - С. 68.
16. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 270 с.
17. Матяш Н.В. Творческие проекты в младшей школе Текст / Н.В. Матяш, М.В. Хохлова / под ред. В.Д. Симоненко. — Брянск. 1999. - 379 с.
18. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш / Под ред. В.В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2010. - 512 с.
19. Меняева И.Н. О методе проектов / И.Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - №4. - 2004. - С. 32.
20. Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В. Брыкова, Т.В. Громова, И.Г. Салова. - Санкт- Петербург,
2005. - 57 с.
21. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В.С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 137 с.
22. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности Текст / Т.А. Новикова // Народное образование. — 2000. -№ 7. - С. 151-157.
23. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся //Начальная школа-2001.-№10. С.34-37.
24. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.С. Обухов // Народное образование,. -2012. - №10. С. 158- 161.
25. Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе / Л.А. Орлова // Начальная школа. - 2007. -№1. - С.45.
26. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 110 с.
27. Пахомова Н.Ю. Проектирование в образовании, учебное и ученическое. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования / Пахомова Н.Ю.- М.: МИОО, 2005. - 263 с.
28. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / Поздняк С.Н. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 52-56.
29. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
30. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
31. Постникова Е.Н. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника / Е.Н. Постникова //Сельская школа. - 2004. - № 2. - С. 45-49.
32. Программы начального образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.
33. Савенков А.И. Учебные исследования в начальной школе / А.И. Савенков // Начальная школа. - № 12. - 2010. - С. 101-108.
34. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 1-4 классы. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2015.
35. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений Раздел: Проектная и исследовательская деятельность / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2008. —80 с.
36. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразоват. учреждений / И.С. Сергеев. - М.: «Аркти», 2003. - 78 с.
37. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.
38. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами / М.А. Ступницкая. - Ярославль: Акад. развития, 2008. - 255 с.
39. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И.Д. Чечель // Практика административной работы в школе. - 2009. - № 6. - С. 24-29.
40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика. - 1989. - 560 с.
41. Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности: Проектная деятельность на уроках технологии в 5-9-х классах / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - №2. - С. 17-23.
42. Якимов И.А. Организация проектной деятельности учащихся гуманитарноориентированных классов в области литературы и искусства: Сборник научных трудов. - М.: Компания Спутник+, 2008.