Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Факультет дошкольного, начального и специального образования Кафедра теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства

Работа №59519

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
501
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психолого - педагогические основы развития навыков сотрудничества в младшем школьном возрасте
1.1. Понятие «навыки сотрудничества» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности организации сотрудничества у младших школьников 11
1.3. Внеурочная деятельность и ее влияние на развитие навыков
сотрудничества младших школьников 20
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества у младших школьников
2.1. Диагностика исследования навыков сотрудничества у младших школьников 29
2.2. Содержание работы по формированию навыков сотрудничества младших
школьников во внеурочной деятельности 33
2.3. Динамика развития навыков сотрудничества у младших школьников в
процессе внеурочной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57


Проблема сотрудничества младших школьников очень актуальна, но мало исследована в литературе. С поступлением ребёнка в школу резко меняется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Его основной деятельностью становится учёба, а важнейшей общественной обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.
С первых дней пребывания в школе формируется отношение к школе, образованию в целом, к педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального поведения. Именно в этот период происходит формирование личности и закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, отношений в совместной деятельности, усваиваются правила и нормы общения, которым ребёнок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. Дети младшего школьного возраста отличаются своей общительностью. Но эта общительность не имеет сильно выраженного избирательного характера: школьники младших классов находятся в хороших товарищеских взаимоотношениях практически со всеми. В этом возрасте влияние на ребёнка детского коллектива огромно.
Большинство определений понятия «сотрудничество» отражают влияния объектов, групп объектов друг на друга, приводящие к какому-либо результату. В нашей работе мы определили сотрудничество, как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности, результатом которой является изменение поведения и деятельности других людей.
Умение сотрудничать - это способность организовывать совместную деятельность как совокупность связей и взаимовлияний, направленную на изменение поведения и деятельности партнёров, приобретённая в результате обучения, получения опыта.
Умение сотрудничать входит в группу коммуникативных учебных действий. Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (Асмолов, 2006, 58)
Таким образом, сотрудничество в нашей работе мы рассматриваем как интерактивную сторону общения и как одну из групп коммуникативных УУД.
Оптимальной формой организации развивающей среды, способствующей установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, умения разрешать конфликты и отстаивать свое мнение, является внеурочная деятельность. Участие младших школьников в разнообразной деятельности направлено на удовлетворение их потребностей в знаниях, творчестве и общении, на эстетическое наслаждение и отдых. (Борисова,2010,21)
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в рамках дополнительного образования — это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ (Баранцева,2013,81).
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ученика с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, накопить опыт творческой деятельности.
Проблема формирования навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками у младших школьников рассматривалась в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях развитие навыков сотрудничества у младших школьников во внеурочной деятельности будет максимально эффективным.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объектом исследования является процесс развития навыков сотрудничества у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия развития навыков сотрудничества у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие навыков сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности будет наиболее эффективным при следующих педагогических условиях:
1. совместная разработка правил сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности и их выполнение.
2. использование групповых методов работы при проведении внеурочного мероприятия.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические основы развития навыков сотрудничества и особенности организации сотрудничества в младшем школьном возрасте.
2. Рассмотреть внеурочную деятельность и ее влияние на развитие навыков сотрудничества младших школьников.
3. Провести экспериментальную работу по определению педагогических условий развития навыков сотрудничества у младших школьников во внеурочной деятельности.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы были применены следующие методы исследования: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта, эксперимент, анкетирование, тестирование, математический метод обработки данных, анализ продуктов деятельности учащихся, моделирование учебного процесса.
База исследования: 3 «Г» класс, МБОУ «Лицей№10» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы определилась логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе «Психолого- педагогические основы развития навыков сотрудничества в младшем школьном возрасте» даётся понятие о сотрудничестве, об особенностях и принципах организации внеурочной деятельности младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества у младших школьников» рассматриваются, различные методики по формированию навыка сотрудничества, представлен материал экспериментальной работы.
В заключении содержатся выводы и рекомендации по исследуемой проблеме.
Библиографический список состоит из 56 источников.
В приложении предлагаются показатели констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы, а так же представлены фрагменты уроков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Значимость вопроса развития навыков сотрудничества младших школьников неоднократно отмечалась многими педагогами и психологами. Предлагалось множество вариантов решения данной проблемы в рамках педагогики.
В области методик выявления уровня сотрудничества младших школьников в процессе обучения было проведено исследование, результаты которого показали, что, вступая в общение с окружающими его людьми, младший школьник удовлетворяет одну из основных социальных потребностей, причём необходимость в удовлетворении потребности в общении увеличивается с возрастом, достигая максимума в ранней юности.
Будучи важным фактором формирования личности младшего школьника, навык сотрудничества содержит в себе огромные педагогические возможности. В тоже время будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определённые опасности, ибо может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей.
Педагогике необходимо определить возможность управления навыками сотрудничества младших школьников с целью стимулирования его позитивного воздействия на личность и нивелирования негативных мотивов. Реализация этих возможностей необходима для повышения эффективности воспитательного процесса в целом.
Данная работа позволяет выделить ряд общих психологических моментов в организации навыков сотрудничества, способствующих достижению оптимальных межличностных контактов, применимых так же и к ситуации педагогического воздействия.
Во-первых, младшие школьники должны обладать способностью воспринимать и адекватно психологически интерпретировать поведение друг друга непосредственно в каждый момент взаимодействия, фиксировать изменения в познавательных процессах, чувствах и поступках партнёров по взаимодействию, определять причины, которые эти изменения вызывают.
Во-вторых, у детей должен быть сформирован набор оценочных эталонов, которые позволяли бы им сравнивать характер изменений, наступающих в вербальном и невербальном поведении каждого участника, и своевременно делать по поводу их существа правильные заключения.
В- третьих, одни участники сотрудничества постоянно должны отдавать себе отчёт в том, как воспринимают и психологически интерпретируют их облик и поведение остальные участники этого взаимодействия.
В-четвёртых, младшие школьники должны располагать, по возможности глубокими знаниями о типичных ошибках в межличностном восприятии, которые не редко допускаются при оценивании внешнего и внутреннего облика людей, а также при психологическом объяснении наблюдаемой картины их поведения.
Таким образом, навык сотрудничества не только способствует развитию познавательных процессов, коммуникативных компетенций, эмоционально - волевой сферы младшего школьника, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.



1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей./Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко - М., Просвещение 1984.
2. Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов./Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
3. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск, 1989. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др ./В .Г. Асеев - М.: Просвещение 1984.
4. Баранцева О.И. Внеурочная деятельность — инструмент творческого развития личности. // Начальная школа/О.И. Баранцева - 2013 - №6.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1995.-190с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./Л.И. Божович - М.: Академия 1989.
7. Бордовская, Н. В. Педагогика [текст] : учебное пособие / Н. В. Бордовская,
А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
8. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников./М.Д.Виноградова - М.: Просвещение, 1977. - 112 с.
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2006.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1986г.9.
11. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопр. психол. /В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман - М.: Просвящение,1992. № 3—4. С. 14—19.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1999.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения/В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.
14. Даргевичене Л.И. Особенности личностных взаимоотношений между учащимися младших классов/Л.И. Даргевичени - М.: Гардарики, 2002.
15. Демидова И.Ф. « Психология развития и возрастная психология» / И.Ф. Демидова - Таганрог: ТРТУ, 2013г., с. 261).
16. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Начальная школа,/Л. Дубина- 2005. - № 10. С.7.
17. Дьяченко В.К. Переход от группового к коллективному способу обучения и устранение всеобщего школьного кризиса // Начальная школа./В.К. Дьяченко - М.: Новый центр 1998. № 10. -с.76-78.
18. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников./А.З. Зак - М.: Педагогика, 1984.
19. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебное пособие / И. А. Зимняя. - М.: АСТ, Сова, 2006. - 412 с.
20. Ильина, Т. А. Педагогика : курс лекций [текст] : учебное пособие / Т. А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
21. Исмаилова Д.А. Педагогические условия обогащения содержания обучения между детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук./Д.А. Исмаилова - М.:МГПИ, 1991.
22. Исследование развития познавательной деятельности. - М.: Педагогика, 1971.
23. Истомина Н.Б. Развивающее обучение //Начальная школа/Н.Б. Истомина - М.:Просвещение,1996 - №12, стр.110.
24. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Методы и формы организации учебной работы в младших классах./Н.Г. Казанский, М. : Высшая школа. 1974.¬374с.
25. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости./З.И. Калмыкова - М. : Педагогика, 1981.
26. Карандашей Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие/Ю.Н. Карандашев. - М.:БГПИ, 2005.
27. Кисарчук З.Г. Влияние особенностей диалога младших школьников на эффективность их совместной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук./З.Г. Кисарчук - М.:, 1985.
28. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина - Ярославль: Академия развития, 1996. с.240.
29. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. / Под ред. И.Б. Первина. - М.: Педагогика, 1985. 144с.81 .
30. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах./Я.Л. Коломинский - Минск: Тетра Системс, 2000. - 267с.
31. Комаров В.П., «Культура межличностного общения», Научное
образование / В.П. Комаров-М.: 2014,с.8-12.
32. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения.- М.: «Просвещение». 2009.
33. Коротаева E.B. Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение./Е.В. Коротаева - М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997. - 224с.
34. Косолапова Н.А., «Педагогическая психология», Академия / Н.А. Косолапова - М.:КноРус2012г., - с.106.
35. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе: Обучение младших школьников взаимодействию и сотрудничеству./О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова- М.:ТЦ Сфера 2003.-341с.
36. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы./Н.С. Лейтес - М.: Просвещение, 1984.
37. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд., испр. и доп./А.А. Леонтьев - М.: Смысл, 1997.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. /А.Н. Леонтьев - М.: Смысл, 1975.
39. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд., испр. и доп. /А.А. Леонтьев
- М.: Смысл, 1997.
40. Максимова А.А. Развитие коммуникативных способностей младших школьников. // Начальная школа плюс до и после/ А.А. Максимова - 2005.
- № 1. С.3-7.
41. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников ./А.В. Мудрик - М.: Просвещение, 1984.
42. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека./ Г.С. Никифоров - Л.:ЛГУ, 1989
43. Озерова И.Н. Формирование коммуникативной культуры детей. // Начальная школа/ И.Н. Озерова - М.: Академия 2004. - № 11. С.65-70.
44. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Брушлинский А.В. Общая психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед./ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, А.В. Брушлинский -М.: Гуманит, 1998. - 512 с.
45. Подластый И.П. Педагогика начальной школы./ И.П. Подластный - М.: Академия, 2001.
46. Раттер М. Помощь трудным детям./М. Раттер - М.: Прогресс, 1987.
47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [текст] : учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - М. : Речь, 2010.
48. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Проблемы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн - М.: Речь,
1998.
49. СанжиеваТ.Б. «Педагогический словарь»/ Т.Б. Санжиева - Улан-Удэ: Издательство Бурятского ГосУниверситета,2011г.,с.100
50. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми./ Т.В.Сенько- СПб.: Детство-Пресс, 2006.
51. Семёнова М.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф.// М.А. Семёнова - Новосибирск: СибАК, 2013.
52. Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике/ Н.Д. Сколова — М., 1981.
53. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей./ А.П. Усова - М.:
Просвещение, 2004.
54. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4./ К. Фопель - М.: Генезис, 2001.
55. Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как
субъектов учебной деятельности/ Г.А. Цукерман // «Вопросы
психологии» - М.: Владос, 1999, № 6.-с.6-7
56.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника./ Д.Б. Эльконин - М., 1984.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ