Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №63989
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметфизика
Объем работы20
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Теоретические основы обучения русской фразеологии на уроках русского языка 5
1.1. Изучении фразеологии в русской лексикологии
8
1.2. Лингвокультурологическое направление изучения фразеологии в
отечественной лингвистике 15
2.1 Анализ программ и учебников русского языка с точки зрения подачи материала о фразеологии 15
2.2. Фразеология как источник обогащения словарного запаса учащихся
23
2.3. Реализация культуроведческого аспекта изучения фразеологии в
средних и старших классах 25
2.4. Методы и приемы обучения фразеологии как культурному накоплению языка русского
народы 28
Глава III. Методические рекомендации по изучению фразеологии в аспекте формирования культуроведческой компетенции 38
3.1. Методическая разработка системы упражнений по усвоению
фразеологизмов 47
3.2. Эффективность предложенной системы упражнений по изучению
фразеологии 52
3.3. Некоторые трудности изучения фразеологии в школе 55
БИБЛИОГРАФИЯ


В Российской Федерации формируется представление об образовании как о совокупности приобретаемых ценностных установок и компетенций в целях духовно-нравственного развития человека. [Закон ст. 12]. Современным обществом всё глубже осознаётся необходимость осуществления обучения и воспитания на широком историко-культурном фоне. В системе школьного образования в настоящее время утверждается личностно-ориентированный подход и направленность на становление гражданской идентичности [ФГОС 2011].
Овладение духовными ценностями и культурой народа неразрывно связано с изучением языка как средства выражения и отражения национальной культуры, поэтому в содержании обучения русскому языку как родному представлен культуроведческий компонент. Особую значимость познания языка как одной из сторон культуры народа для общего и речевого развития школьников подчеркивают Е. А. Быстрова, А. Д. Дейкина, М. Р. Львов, Н. Л. Мишатина, Л. И. Новикова, Т. Г. Рамзаева и другие современные ученые-методисты, связывая этот процесс с формированием языковой личности школьников и культуроведческой (этнокультуроведческой, лингвокультурологической) компетенции как ее важной составляющей.
Язык изменяется под влиянием социокультурных процессов в обществе. В первую очередь изменения повлияли на лексику и фразеологию, обнажив недостаточный уровень языковой культуры носителей языка.
Язык изменяется под влиянием социокультурных процессов в обществе. В первую очередь изменения повлияли на лексику и фразеологию, обнажив недостаточный уровень языковой культуры носителей языка. Поэтому вполне закономерен тот факт, что современная образовательная стратегия требует изучения языка через культуру и постижение культуры через язык. Как отмечает Г.Ю. Клюева в работе «Методика обучения лексике и фразеологии в культуроведческом аспекте (5-6 класс)», на данный момент соизучение языка и культуры часто трактуется слишком узко, без учёта функции языка как носителя культуроведческой информации.
Ещё в конце XIX - начале XX века учёными Ф.И. Буслаевым, В.П. Острогорским, И.И. Срезневским, К.Д. Ушаковым была отмечена необходимость обогащения речи детей фразеологизмами. Среди отечественных исследователей, занимающихся данной проблемой, можно назвать такие имена, как (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, В.П. Жуков, В.М. Мокиенко, А.И. Молотков, Д.Н. Шмелев, Н.Ф. Алефиренко, Ю.Д. Апресян, В.Н. Телия, Н.А. Потапушкин и др.)
Результаты исследовательских работ и экспериментов говорят о том, что школьники используют фразеологизмы в речи редко или вовсе не используют. Причём отмечается тенденция убывания или практически полного исчезновения фразеологизмов из речи учащихся к 11 классу.
Актуальность данного исследования объясняется
необходимостью специального внимания к реализации
культуроведческого аспекта в изучении русского языка как одного из условий приобщения учащихся к ценностям отечественной культуры, развития духовно-нравственного мира и отсутствием развёрнутого методического обеспечения использования фразеологизмов в данном процессе.
Объект исследования - формирование культуроведческой компетенции школьников в языковом образовании.
Предмет исследования - методика формирования
культуроведческой компетенции школьников на уроках русского языка при изучении фразеологии.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка методических рекомендаций изучения фразеологизмов в аспекте формирования культуроведческой компетенции в процессе обучения русскому языку.
Для достижения поставленной цели исследования решались следующие задачи:
1. Изучить особенности фразеологии с точки зрения культурологической направленности в лингвистике и лингвометодике.
2. Проанализировать специфику изучения фразеологии в школьном курсе русского языка,
3. Разработать комплекс упражнений по изучению фразеологии как культуроведческого аспекта.
Теоретическую основу составляют лингвистические,
лингвокультурологические, методические работы, направленные на решение проблем взаимосвязи языка, культуры и личности, позволяющие осмыслить процесс языкового образования как путь ценностного отношения к родному языку и овладения им на компетентностном уровне: (В. В. Виноградов, Н.М. Шанский, Е.А. Быстрова, В.В. Колесов, Н.Д. Арутюнова, Ю. Н. Караулов, В. А. Маслова, Н.Ф. Алефиренко, В. Н. Телия, С.Г. Тер-Минасова, В.В. Карасик, Л.П. Крысин и др.; М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова, С.И. Львов, Л.И. Новикова, Н.Л. Мишатина, Г.Ю. Клюева и др.)
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ педагогической, лингвистической, лингводидактической литературы по теме исследования, анализ действующих учебников по русскому языку для общеобразовательных школ.
Научная новизна исследования заключается в попытке разработать методические рекомендации по изучению фразеологизмов в
6 классе а аспекте формирования культуроведческой компетенции учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные дидактические материалы могут применяться на уроках русского языка и во внеурочной работе с целью формирования культуроведческой компетенции школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В результате проведенного нами исследования реализации культуроведческого аспекта изучения фразеологии в школьном курсе русского языка мы выявили следующее:
1. Современное состояние и развитие фразеологии
характеризуется усилением ее междисциплинарных связей с целым рядом других наук (психологией, когнитивистикой, философией, культурологией и др.). Кроме того, фразеология развивается сегодня благодаря активной деятельности целого ряда научных школ, представляющих и развивающих ту или иную фразеологическую традицию. Одним из передовых направлений русской (или отечественной) фразеологической традиции является
лингвокультурологическое направление.
2. Специфику лингвокультурологического изучения
фразеологизмов определяет то, что оно проходит на базе основополагающего положения об интеграции культуры и языка как двух разных семиотических систем, в результате которой осуществляется формирование культурно обусловленной
фразеологической подсистемы естественного языка.
3. В результате теоретической разработки проблемы формирования культуроведческой компетенции школьников в процессе языкового образования и экспериментальной работы была достигнута поставленная цель, решены задачи.
4.Элементы культуроведческой компетенции формируются на уроках русского языка, что соответствует требованиям ФГОС. В соответствии с тенденциями современного языкового образования компетентностный подход в обучении наравне с личностно ориентированным, лингвокультурологическим подходами позволяет по- новому выстроить методику обучения русскому языку с целью формирования культуроведческой компетенции школьников.
5. Формирование культуроведческой компетенции школьников осуществляется на материале фразеологии русского языка, что создаёт условия для осознания учащимися взаимосвязи языка и истории народа. Лексический материал, отобранный согласно принципам доступности, коммуникативной значимости, культурологической и воспитательной ценности, с одной стороны, позволяет наглядно продемонстрировать учащимся взаимосвязь языка и культуры, так как обращает их внимание на отражение в лексическом (фразеологическом) значении реалий традиционной русской культуры, а с другой - вызывает у детей интерес своей новизной.
6. Методика работы по формированию культуроведческой компетенции строится с опорой на структуру компетенции, обеспечивая становление всех её компонентов, что способствует эффективному формированию культуроведческой компетенции. Основные задачи обучения нам видятся в следующем:
1) формирование отношения к культуре и традициям русского народа, к познанию национально-культурного компонента языковых средств;
2) формирование знаний о фразеологизмах как источниках культуроведческой информации, о словарях как источниках знаний об особенностях русского языка;
3) развитие умений выделять из речи фразеологизмы; находить информацию о значении данных единиц; объяснять значение фразеологизмов; употреблять фразеологизмов в своей речи;
4) развитие умения эффективно использовать приобретённые знания о фразеологизмах как источниках культуроведческой информации, о словарях как источниках знаний об особенностях русского языка в деятельности.
Итоги нашего исследования выявили результативность предложенных упражнений, дают право утверждать, что предлагаемая система упражнений может быть применена в процессе языкового образования.



1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие / Е.С. Антонова. - М.: КноРус, 2007. - 464 с.
2. Алефиренко Н. Ф. Фразеология и паремиология: учебное посо¬бие для бакалаврского уровня филологического образования/ Н. Ф. Алефиренко, Н. Н. Семененко. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 344 с.
3. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Том II. Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю. Д. Апресян. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 767 с.
4. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. - 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
5. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Рязань: РГПУ, 1999. - 230с.
6. Бабайцева В.В. Русский язык: Сборник заданий. 6-7 классы. Пособие для школ и классов с углубленным изучением русского языка. - М.: Дрофа, 2010. - 320 с.
7. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2012. - 320 с.
8. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках
русского языка: Пособие для учителя / М. Т. Баранов. - М.:
Просвещение, 1988. - 191 с.
9. Баранов М.Т. Методика обучения русскому языку / М.Т. Баранов. - М.: Академия, 2003. -320 с.
10. БАРФС - Большой англо-русский фразеологический словарь / А.В. Кунин. - 5-е изд., испр. - М.: Живой язык, 1998. - 944 с.
11. Болотнова Н. С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие / Н. С. Болотнова, А. В. Болотнов. - М.: Флинта: Наука,
2009. - 224 с.
12. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / А. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - с. 8-14.
13. Бондаревская Е. В. Культурологическая концепция личностно¬ориентированного обучения. / Е. В. Бондаревская. - М.: Астрель - 2001. -140с.
14. Бунеева Е. В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования / Е. В. Бунеева. - М.: Баласс, 2009. - 208с.
15. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / сочинение Федора Буслаева, старшего учителя 3 Московской реальной гимназии. - М.: В Университетской типографии, 1844. - 375 с.
16. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Фразеологический словарь русского языка. - М.:Просвещение, 2000. - 271 с.
17. Быстрова Е. А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. А. Быстрова, С. И.Львова, В. И.Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - M: Дрофа, 2004. - 240 с.
18. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Вве-денская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 544 с.
19. Верещагин Е. М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М.Верещагин, В. Г. Костомаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1990. - 246 с.
20. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / Под. ред. Г.А. Золотовой. - М.: Просвещение, 1972. - 188 с.
21. Воробьев В. В. Лингвокультурология (теория и методы). М.: Изд-во РУДН, 2004. - 332 с..
22. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка // http://v-dal.ru/ (Дата обращения 20.05.2016)
23. Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка / А.Д. Дейкина. - М. - Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2009. - 308 с.
24. Жуков В. П. Русская фразеология: учебное пособие для филоло¬гических специальностей вузов / В. П. Жуков. - М.: Высшая школа, 1986. -310 с.
25. Жуков В. П. Словарь фразеологических синонимов русского языка: Около 730 синонимичных рядов / В. П. Жуков, М. И. Сидоренко, В. Т. Шкляров; Под ред. В. П. Жукова. - М.: Русский язык, 1987. - 441 с.
26.Закон Российской Федерации «Об образовании» - М.: Изда-тельство «Омега-Л», 2010. - 58 с. - (Законы Российской Федерации).
27. Карасик В. И. О категориях лингвокультурологии / Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: сб. науч. тр. / В. И. Карасик. Волгоград: Изд-во ВШУ «Перемена», 2001. - С. 13-16.
28. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Г. Ю. Караулов. - Изд. 6-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 264 с.
29. Клюева Г.Ю. Методика обучения лексике и фразеологии в культуроведческом аспекте: автореф. ... дисс. к. пед.н., М., 2009. - 23с.
30. Кобякова Т. И. Учебный лингвокультурологический словарь «Концепты духовности русской языковой картины мира» как основа формирования концептосферы учащихся на уроках русского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Кобякова. - Уфа, 2006. - 24 с.
31. Копыленко М. М. Очерки по общей фразеологии. Фразеосочетания в системе языка / М. М. Копыленко, З. Д. Попова. - М.: Либроком, 2010. - 192 с.
32. Крысин Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учебн. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений/ Л. П. Крысин. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
33. Кунин А. В. Некоторые вопросы английской фразеологии. В кн.: Англо-русский фразеологический словарь» / А. В Кунин. - М., 1956. - С.143 - 145.
34. Кусова М. Л. Лингвокогнитивный подход в обучении русскому языку / М. Л. Кусова, И. А. Вылегжанина // Вестник Челябинского госу¬дарственного педагогического университета. - Выпуск 2, 2014. - С.103¬115.
35. Ларионова Ю. А. Фразеологический словарь современного рус¬ского языка: 7 000 выражений и словосочетаний / Ю. А. Ларионова. - М.: Аделант, 2014. - 512 с.
36. Левушкина О.Н. Диагностика уровня понимания учащимися художественных текстов при обучении русскому языку // Проблемы современного образования. - № 1. - 2013. - С. 159-181.
37. Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. - М.: Акад. проект, 2006. - 590 с.
38. Макарова М. А. Упражнения с фразеологизмами - один из путей развития аналитико-синтетического мышления школьников / М. А. Макарова // Начальная школа. - 2011. - №11. - С. 47-49.
39. Мишатина Н.Л., Цыбулько И.П. Антропологическая
лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания:
монография. - М.: Национальное образование, 2016. - 232с.
40. Михеева Г.В. Преемственность в обучении фразеологии русского языка детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и учащихся пятых классов: дисс. .. к. пед.н., Северодвинск, 2011. - 210с.
41. Молотков А. И. Основы фразеологии русского языка. / А. И Молотков. - АН СССР Ин-т рус.яз. Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1977. -283 с.
42. Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 543 с.
43. Новикова Т.Ф. Лингворегиоведение. Часть 1. Программа и программно-методические материалы. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - 76 с.
44.Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, 2011. - 736 с.
45. Павлова Н. А. Словарь фразеологических омонимов современного русского языка / Н. А. Павлова. - М.: Флинта: Наука,
2010. - 304 с.
46. Петренко Е. Е Фразеологическая картина мира в художественных текстах для младших школьников: автореф дисс. ... канд. филологических наук: / Е. Е. Петренко. - Челябинск, 2008. - 22 с.
47. Попова З. Д. Язык и национальная картина мира / З. Д. Попова, И. А. Стернин; Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2002. - 59 с.
48. Потапушкин Н. А Фразеологические единицы русского языка в лингвокультурологическом аспекте / Н. А. Потапушкин. - М.: Изд-во УМУ РУДН, 2000. - 123 с.
49. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы -3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
50. Программа по русскому языку [Электронный ресурс] / Е. В.
Бунеева, Р.Н. Бунеев. - Режим доступа: http:
//www.school2100.ru/uroki/elementary/rus
51. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
52. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-13-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 316 с.
53. Русский язык. 6-7 классы. Сборник заданий / Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. - М.: Дрофа, 2011. - 320 с.
54. Русский язык. Теория. 5-9 классы / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2014. - 365 с.
55. Саяхова Л.Г. Словарно-фразеологическая работа в
национальной школе / Л.Г. Саяхова, С.Д. Ашурова. - Л.:
Просвещение,1982. -143 с.
56. Саяхова Л.Г. Компетентностный подход к изучению русского языка в учебниках для 10-11 классов школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках / Л.Г.Саяхова. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009. - 127 с.
57. Саяхова Л.Г. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: учебное пособие. - Уфа: БашГУ, 2014. - 140с.
58. Стернин И. А. О понятии лингвокультурной специфики языковых явлений / И. А. Стернин // Язык. Словесность. Культура. -
2011. -№ 1. - С. 86-88.
59. Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический,
прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н.Телия - М.: Языки русской культуры, 1996. - 288 с.
60. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация : учеб. пособие / С. Г. Тер-Минасова. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 352 с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.), 2013 // хухуху.минобрнауки.рф (дата обращения 30.05.2016 г.)
62. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология: Учеб. для филол. спец. вузов / М. И. Фомина. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2003. - 415 с.
63. Ходякова Л. А. Принципы соизучения языка и культуры в курсе методики преподавания русского языка / Л. А.Ходякова // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования: материалы, Всерос. науч. - практ. конф., посвящ. памяти проф. М. Т. Баранова / сост. и науч. ред.: А. Д. Дейкина, Л. А. Ходякова. - М., 2004 - С.57-65.
64. Шакирова Л.З. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ) / Л.З.Шакирова, Р.Б.Сабаткоев. - Казань: Магариф, 2003. - 351 с.
65. Шанский Н. М. Русский язык: Лексика. Словообразование:
Пособие для учителя / Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 1975. -
240с.
66. Шанский Н. М. Русские национально маркированные фразеологические обороты / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - 1996: - С.12-16.
67. Шведова Н.Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» / Н.Ю. Шведова // Вопросы языкознания. -1999. - Вып. 1. - С. 3-16.
68. Шмелёв А. Д. Русская языковая картина мира / А. Д. Шмелёв // Учительская газета. - 2009. - № 9. - С. 4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ