Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение раздела «Лексика»в школьном курсе русского языка

Работа №15580

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1674
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 7
§1. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе. 7
§2. Задачи изучения раздела «Лексика» в школе 14
§3. Содержание раздела «Лексика» школьном курсе русского языка 16
§4. Принципы и методы изучения лексики в школе 20
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 24
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 26
§1. Представленность раздела «Лексика» в школьных учебных программах по русскому языку 27
§2. Система уроков по изучению раздела «Лексика» по учебной программе Ладыженской Т.А. и др 43
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65


Лексический состав языка, включающий разные категории слов, связанные между собой различными отношениями, представляет определенную систему. Это дает повод для выделения лексики в отдельный раздел школьного курса русского языка, что в рамках нового ФГОС (системно - деятельностного подхода) роль данного раздела в изучении курса русского языка возрастает.
Изучение лексики в образовательном пространстве дает системный подход в изучении лексических понятий, знакомит обучающихся со словом, как единицей лексики, также со значением слова, создает условия для целенаправленного обогащения словарного запаса обучающихся, формирует коммуникативную компетенцию школьников.
Лексика стала изучаться в школе с 1970 года. Включение лексики в школьный курс русского языка как самостоятельного раздела повысило познавательное устремление и повышение интереса учащихся к русскому
языку как к предмету. За внушительно короткий срок изучения раздела лексики образовалась новая область методики обучения русского языка - это методика лексики, которая определила свои цели и содержание обучения. В создание данной области методики обучения русского языка внесли большой вклад многие учителя и методисты. Их работы и статьи по лексике были опубликованы в журнале «Русский язык в школе», «Русский язык», в газете «Первое сентября». Вопросы по разработке уроков по лексике в школе обсуждались на многочисленных семинарах и конференциях.
В исследовательской работе рассматриваются вопросы обучения методики лексики и фразеологии, проблемы изучения лексических явлений, проблемы формирования учебно-языковых лексических умений. Также нами были рассмотрены виды упражнений по лексике.
В научной работе проанализированы учебно-методические программы по русскому языку. Так как изучение раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка имеет практическую направленность, то уделяется большое внимание составлению системы уроков по данному разделу в соответствии с учебной программой по русскому языку Ладыженской Т.А., которая направлена на изучение и закрепление лексических умений.
Актуальность нашей работы состоит в том, что изучение большого лексического запаса не может проходить рандомно. Одна из важных задач изучения лексики в средней школе, прежде всего, связана с развитием речи учащихся, обогащением словарного запаса обучающихся, формированием их коммуникативных и риторических компетенциях.
Объектом исследования является лексическая система русского языка.
Предметом исследования являются методы и приемы активизации деятельности учащихся при изучении раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить результативные методы и приемы изучения курса лексики в средней школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения данного раздела в школе;
2. На основе методических источников по данной теме описать методы и принципы изучения раздела «Лексика» в школе;
3. Описать и проанализировать школьные рабочие программы по русскому языку по данному разделу:
• Программа по русскому языку к учебникам Для 5-9 классов Бабайцевой В.А. - М.: Дрофа, 2007.
• Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов Ладыженской Т.А. - М.: Просвещение, 2007.
• Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов Разумовской М.М. - М.: Дрофа, 2007.
4. Составить и представить систему уроков по изучению раздела «Лексика» в соответствии с рабочей программой по русскому языку Ладыженской Т.А.
Теоретической базой нашего исследования явились работы следующих ученых и методистов: Баранова М.Т., (1970, 1976, 1978, 1979, 1983, 1983, 1988, 2001), Леканта П.А. (2014), Шанского Н.М. (1994, 2009), Пахновой Т.М. (1977), Текучева А.В. (1970), Ладыженской Т.А. (2007, 2001, 2012, 2012, 2013) и др.
Научная новизна исследования заключается в комплексном представлении проблемы, связанной с изучением данного раздела: структурный аспект, позволяющий вычленить круг значимых теоретических
понятий для изучения данного раздела и функциональный аспект, дающий возможность разработать опытно - практический материал для учащихся средней школы по данному разделу.
Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки опытно - практического материала по изучению данного раздела в школьной программе по русскому языку.
Методы исследования:
• Описательный
• Аналитический
• Экспериментальный
• Моделирование
Структура работы состоит из Введения; 2 глав, Заключения, Библиографического списка, Приложений.
Первая глава «Методы и принципы изучения раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка» включает четыре параграфа:
1. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе;
2. Задачи изучения раздела «Лексика» в школе;
3. Содержание раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка;
4. Принципы и методы изучения лексики в школе.
Вторая глава «Изучение раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка» посвящена разработке и описанию принципов и методов и включает в себя два параграфа:
1. Представленность раздела «Лексика» в школьных учебных программах по русскому языку;
2. Система уроков по изучению раздела «Лексика» по учебной программе Ладыженской Т.А. и др.;
В Заключении обобщаются результаты исследования , предлагается перспектива исследования.
Библиографический список включает пятьдесят три источника.
В работу включено приложение , которое представляет собой технологические карты уроков по русскому языку по изучению раздела «Лексика»:
1. Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение»;
2. Технологическая карта урока оп русскому языку в 5 классе по теме «Однозначные и многозначные слова»;
3. Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Прямое и переносное значение слов».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Лексика и фразеология изучается в школах уже больше тридцати лет. Лексика, войдя в школьный курс русского языка, обогатила его лексическими понятиями, которые относятся к семантической стороне языка. После введения данного раздела в рабочую программу русский язык стал осваиваться во всех его проявлениях. Задача лексики заключена в том, чтобы, обучая школьников, не понижать внимания к величию русского языка. Значение лексики в изучении русского языка очень значимо, это видно из вышесказанного. Как считают методисты, нельзя допустить формальное обучение лексики, так как при обучении орфографии или морфологии к лексике не обращаются.
Необходимо прививать интерес школьников к изучению раздела «Лексика» для того, чтобы обогащать словарный запас русского языка и через интерес изучения лексики привносить интерес к другим разделам в школьном курсе русского языка.
На сегодняшний день развитие методики обучения русскому языку отмечается большое внимание к данному разделу как к основе всей работы по культуре речи школьников не только на уроках по русскому языку, но и на других школьных предметах.
Методика обучения русскому языку и практическая деятельность в школе показывает достигнутые результаты, и стремится к новым средствам совершенствования в методике преподавания лексики и фразеологии.
На данный момент тщательно изучается система лексики, ее взаимосвязи с другими разделами русского языка в школе, ее влияние на речь обучающихся и усвоение лексических и фразеологических явлений.
Данная проблема - это путь к повышению качества преподавания раздела лексики и через нее - обучение русскому языку вообще.
Перспектива данного исследования состоит в том, чтобы в дальнейшем разработать систему уроков по изучению раздела «Лексика» по учебной программе Ладыженской Т.А. и др.



1. Аврух, Д.Д. О взаимосвязи уроков русского языка и литературы при работе над синонимами в 4-5 классах [Текст]: / Рус. яз. в школе. - 1973. - №3.
2. Амелина, Е.В. Русский язык в таблицах и схемах [Текст]: / Е.В. Амелина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 220 с.
3. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: / учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Академия, 2007. - 319, [1] с.
4. Бабайцева, В.В. Современный русский язык. [Текст]: / Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз и лит». В 3 ч. Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. - 2-е изд. , испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. 192 с.
5. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 - 9 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2012. - 319 [1] с.: ил.
6. Баранов, М.Т. Лексика [Текст]: / Обучение русскому языку в 4 - 6 классах по новой программе. - М., 1970. 285 с.
7. Баранов, М.Т. Эстетическое воспитание на уроках русского языка [Текст]: / Рус. яз. в школе. - 1976. - №3.
8. Баранов, М.Т. Лексико-семантический аспект уроков русского языка в 4 - 8 классах [Текст]: / Урок русского языка на современном этапе. - М., 1978.
9. Баранов, М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе [Текст]: / Рус. яз. в школе. - 1979. - №3.
10. Баранов, М.Т. Методика лексики. Основы методики русского языка в 4 - 8 классах: [Текст]: /пособие для учителей / - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. 293 с.
11. Баранов, М.Т. Основы методики русского языка в 4-8 классах: [Текст]: / пособие для учителей [М.Т. Баранов, Н.Е. Богуславская, Л.Т.
Григорян и др.]; Под ред. А.В. Текучева и др. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1983. 287 с.
12. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка [Текст]: / пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. 275 с.
13. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: / Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 368 с.
14. Барлас, Л.Г. Русский язык. Стилистика [Текст]: / пособие для учителей / Л.Г. Барлас. - М.: Просвещение, 1978. - 256 с.
15. Бахмутова, Е.А. Выразительные средства русского языка. Лексика и фразеология [Текст]: / учеб. пособие / Е.А. Бахмутова, - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1967. - 164 с., [1] л.
16. Белошапкова, В.А., Брызгунова, Е.А., Земская, Е.А. Современный русский язык [Текст]: / Учеб. для филол. Спец. Ун-тов / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 800 с.
17. Бобунова, М.А. Русская лексикография XXI века [Текст]: / учеб. пособие / М.А. Бобунова. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 196, [1] с.
18. Брагина, А.А. Русское слово в языках мира [Текст]: / Книга для внеклассного чтения - М.: Просвещение, 1978. - 191 с.: ил. - (Мир знаний).
19. Брагина, А.А. Лексика языка и культура страны [Текст]: / Изучение лексики в страновед. аспекте. / А.А. Брагина. 151 [1] с. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык. 1986.
20. БуДагов, Р. А. Введение в науку о языке [Текст]: / Учебное пособие. - М. Добросвет - 2003. - 544 с.
21. Быстрова, Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания [Текст]: / Обучение русскому языку в школе / [Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой]. - М.: Дрофа, 2004. - 200 с.
22. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: [Текст]: учебник / Под ред. Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002, 528 с.
23. ВвеДенская, Л.А. Русская лексикография [Текст]: / учеб. пособие / Л.А. Введенская. - М. - Ростов-на-Дону: Март, 2007. - 347 с.
24. Величко, Л.И. Знакомство учащихся с элементами текста при работе над темой «Синонимы» [Текст]: / Рус. яз. в школе. - 1977. - №5.
25. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Лингвострановедческая теория слова [Текст]: / учебник. - М., Русский язык, 1980 - 320 с.
26. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография [Текст]: / Избр. труды - М., 1977. 312 с.
27. Инфантова, Г.Г. Русский язык. Введение в науку о языку. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография [Текст]: / учебник / Г.Г. Инфантова [и др.]. - М.: Академический проект, 2015. - 240 с.
28. КуДряшов, Н.И. О межпредметных связях литературы с другими предметами [Текст]: / Литература в школе. - 1979. - №4.
29. Лекант, П.А. Современный русский язык: [Текст]: / учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П.А. Леканта. - 5-е изд. - М.: Изд. Юрайт, 2014. - 559 с. - Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
30. Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. - М.: Академический проект, 2006. - 590 с.
31. Матвеева, А.Н. О преемственности в изучении лексики [Текст]: / Рус. яз. в школе. - 1978. - №5.
32. Пахнова, Т.М. Лексический разбор / [Текст]: Рус. яз. в школе. - 1977. - №4.
33. Проценко, Д.Д. К вопросу изучения фразеологии в школе / [Текст]: Вопросы методики лексики и фразеологии на уроках русского языка в средней школе. - М., 1978. 315 с.
34. Программа по русскому языку к учебникам для 5 - 9 классов Бабайцевой В.В. - М.: Дрофа, 2007.
35. Программа по русскому языку к учебникам для 5 - 9 классов Ладыженской Т.А. - М.: Дрофа,2007.
36. Программа по русскому языку к учебникам для 5 - 9 классов Разумовской М.М. - М.: Дрофа,2007.
37. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.: ил.
38. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2012. - 191 с.: ил.
39. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.: ил.
40. Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 206 с., [4] л. ил.: ил.
41. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2012. - 317, [3] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
42. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 316, [4] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
43. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 286, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
44. Самотик, Л.Г. Лексика современного русского языка [Текст]: / учеб. пособие / Л.Г. Самотик. - 2-е изд., стер., - М.: Флинта, 2012. - 510 с.
45. Текучев, А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст]: / учеб. пособие / А.В. Текучев - М.: Просвещение, 1970. - 200 с.
46. ХоДякова, Л.А. О живописи на уроках русского языка [Текст]: / Русский язык. - 2001. - №6.
47. Цветкова, Г.В. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой [и др.] I часть / авт.-сост. Г.В. Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 315 с.
48. Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка [Текст]: / учебное пособие. Изд. 4, доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 312 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.), 2013 [Электронный ресурс]:/ Ы^://минобрнауки.рф/
Словари:
50. Брилева, И.С. Большой фразеологический словарь русского языка [Текст]: / [авт.-сост.: И.С. Брилева и др.]; отв. Ред. В.Н. Телия. - 4-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. - 782 с.
51. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: / В.И Даль. - М.: ОЛМА МедиаГрупп, 2009. - 573 с.
52. Ожегов С.И., ШвеДова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст]: / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
53. Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка [Текст]: / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - М.: Прозерпина: Школа, 1994. - 400 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ