Введение
Глава 1. Особенности восприятия геометрического материала учащимися 5-6 классов.
1.1 Роль пропедевтики геометрии в 5-6 классах
1.2 Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста.
1.3 Восприятие геометрического материала учениками 5-6 классов.
Глава 2. Подходы, используемые для обучения элементам геометрии с позиций пропедевтики дальнейшего обучения курсу геометрии
2.1 Основные подходы к пропедевтике геометрических знаний
2.2 Анализ учебников математики 5-6 классов, с целью сравнения геометрического материала содержащегося в них
Глава 3. Методические особенности обучения элементам геометрии в 5-6 классах
3.1 Разработка рабочей программы кружка «Первые шаги в геометрии»
3.2 Методические особенности изучения темы «Формулы длины окружности, площади круга и объема шара»
Заключение
Литература
«Всё вокруг геометрия!» как-то воскликнул французский архитектор Корбюзье. Сегодня уже в XXI столетии мы можем повторить это восклицание с ещё большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг - всюду геометрия!
Существуют различные взгляды о способах преподавания геометрии и о том, какое место она занимает в школьном образовании. Недочеты в изучении геометрии могут привести к немалому убытку всего мировоззрения.
Работа в области воспитания и образования нынешнего поколения считается на сегодняшний день одним из главных направлении нашей страны. Преобладающей целью школы является, показание большего качества образования. Совершенствование творческих, интеллектуальных и познавательных способностей, считается путем улучшения качества образования. Освоение математики и элементов геометрии в первых этапах обучения играет важную роль в этом процессе.
По сравнению с другими школьными предметами, геометрия всегда считалась одним из самых не простых в курсе математики. Именно поэтому остаются открытыми вопросы, как проводить уроки геометрии, на какие темы особенно нужно обращать внимания, с каких элементов и в каком классе начать обучение геометрии.
Включение в программу начальных классов пропедевтического курса геометрии - давно рассматриваемый вопрос. Несмотря на то, что существуют готовые программы, в современных школах данные курсы не проводятся. В связи с этим, преподаватели стараются давать геометрический материал во время уроков математики.
Отсюда рождается вопрос: необходимо ли решение каких-либо геометрических задач и действительно надо разбирать связанный с ними теоретический материал до начала традиционного обучения геометрии, которое в нашей стране начинается с седьмого класса? Ответ на этот вопрос утвердительный и можно привести следующие аргументы для подтверждения данной мысли.
1. На уроках геометрии, при доказательстве теорем, пользуются аксиомами, ранее доказанными теоремами, можно положиться на понятия и результаты, полученные во время наблюдении и на личный опыт ребенка. Поэтому самые простые факты, главные свойства геометрических фигур, относящиеся к рисункам и наблюдениям, должны быть известны ученикам, до начала изучения систематического курса геометрии.
2. Более сложные идеи систематического курса геометрии будут проще восприниматься, если ознакомление с геометрическими задачами начнется в начальной школе или младших классах.
3. Наглядность и практичность исследования геометрии считаются неотклонимыми критериями удачного ее исследования. Геометрию, как и всякую иную науку, не возможно представить без наглядности. Вырабатывание абстрактного мышления у подростков с первого дня в школе, в определенном порядке настоятельно просит постоянного пополнения их сознания определенными представлениями, видами. Как раз эти задачи решаются использованием геометрических элементов на уроках математики в начальной школе. При удачном и профессиональном использовании наглядности, у учеников увеличивается интерес к предмету математика, появляется желание самостоятельного познания, что является успехом обучения и по иным учебным предметам.
Значит, можно сказать, что включение геометрического материала в курс математики 1-6 классов крайне значительно для последующего удачного обучения детей, их завлечения в познание окружающего мира, формирования их мыслительных способностей. Все это делает актуальным вопрос правильной организации обучения математике и элементам геометрии в частности.
Цель работы: исследование особенностей обучения
элементам геометрии в 5-6 классах и разработка рабочей программы кружка с позиций пропедевтики изучения геометрии в средней школе.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Ознакомление с психолого-педагогической и методической литературой по заданной теме квалификационной работы;
2. Исследовать, как воспринимается геометрический материал детьми возраста 11-12 лет;
3. Проанализировать учебники по математике для обучающихся 5-6 классов с точки зрения содержания в них геометрического материала.
4. Обозначение существующих подходов к преподаванию элементов геометрии с позиции пропедевтики;
5. Разработать рабочую программу кружка «Первые шаги в геометрии».
6. Разработать план-конспект урока математики-геометрии в 6 классе.
Выпускная квалификационная работа состоит из 3-х глав. В первой главе рассмотрены вопросы всеобщей и возрастной психологии: раскрыты особенности становления психолого-педагогических процессов при исследовании составляющих геометрии у учеников данного возраста. А ещё, освещены особенности восприятия геометрического материала школьниками и роль пропедевтики геометрии.
Во второй главе анализируется методическая литература, выявляющий имеющиеся подходы преподавания элементов геометрии и проведен анализ геометрического материала, содержащегося в учебниках математики для 5-6 классов.
В третьей главе приведена рабочая программа кружка «Первые шаги в геометрии» для 5-6 классов, также методические особенности изучения темы «Длина окружности и площадь круга».
После изучения психолого-педагогическую и методическую литературу, можно с уверенностью сказать, что среди учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Это связано с тем, что геометрия по сравнению с остальными предметами математического цикла, отличается относительной сложностью и имеет большое значение при изучении, исследовании окружающего мира. Она как неотъемлемая часть математического образования ставит цель: интеллектуально и общекультурно развить учащихся. С помощью формирования мыслительных способностей учеников элементами геометрии, достигаются научные, прикладные и общекультурные цели математического образования. Формирование обучающихся элементами геометрии устремлено на получение естественнонаучных, практических и культурных целей математического образования, где культурные цели изучения геометрии сперва рассчитывают универсальное совершенствование мышления детей. Как одна из школьных дисциплин, геометрия, имеет особенные пути решения важной задачи основного математического образования - общего мировоззрения и формирования личности средствами математики.
Пропедевтический курс геометрии для обучающихся V-VI классов должен составлять неотъемлемую часть и органично включаться в строение систематического образования геометрии. Также должен расширить кругозор, углубить знания учеников о самых простых геометрических фигурах, а самое главное - достигнуть цели подготовки обучающихся к традиционному изучению геометрии в VII-IX классах.
Роль пропедевтики этого школьного предмета очень велика, именно потому, что геометрические элементы V-VI классов составляют основу для последующего обучения геометрии.
Цель этой квалификационно работы, заключающейся в исследовании особенностей обучения элементам геометрии в V-VI классах и разработке рабочей программы кружка с позиций пропедевтики изучения геометрии в средней школе, была достигнута в результате решения следующих задач:
1. Исследованы, проиллюстрированы, проанализированы возрастные особенности школьников 10-12 лет, а также восприятие детьми этого возраста геометрического материала;
2.Обозначены существующие подходы к преподаванию элементов геометрии с позиции пропедевтики;
3. Проанализированы учебники по математике для обучающихся V-VI классов с точки зрения содержания в них геометрического материала.
4. Разработан план-конспект урока «Длина окружности и площадь круга» с использованием учебника по математике для 6 класса общеобразовательных учебных заведений авторов: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова.
5. Разработана рабочая программа кружка, составляющая основание для подбора содержания по теме «Первые шаги в геометрии», содержащий: принцип предметно-деятельностной геометрии, принцип освоения законов природы элементами геометрии, принцип совершенствования образного представления и наглядных навыков.
Составленная нами рабочая программа снабжена методическими комментариями о знаниях, умениях и навыках, полученных во время решения данных задании, включает разделы с перечислением часов, выделенных на каждый раздел, и имеет немалое количество разных задач по выбранной теме. Эта программа может быть использована преподавателями при расширении пропедевтики геометрии для обучающихся V-VI классов как добавочный материал, а также при проведении факультативного курса или математического кружка.
1. Шарыгин, И.Ф. Нужна ли школе XXI века геометрия? [Текст] /И. Ф. Шарыгин //Математика в школе.-2004.-№4.-С.72-79.
2. Гусев, В.А. Каким должен быть школьный курс геометрии? [Текст] /В. А. Гусев //Математика в школе.-2002.-№3.-С.4-8.
3. Цукарь, А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся [Текст] / А.Я. Цукарь.- СПб: СОЮЗ, 2000.
4. Рослова, Л.О. Геометрическая линия нового учебника для V-VI классов [Текст] /Л. О. Рослова //Математика в школе.-1999.-№5.-С.15-22.
5. Выгодский, Л.С. Детская психология [Текст]/ Л.С. Выгодский // Собрание сочинений : в 4 т. / под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984. - т. 4.
6. Выгодский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст] / Л. С. Выгодский. - Собрание сочинений.- М., 1983. - т. 3.
7. Немов, Р.С. Психология [Текст]: в 3 кн.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2005. - Кн.2: Психология образования.
8. Еловская, Е.С. Геометрия и красота [Текст] /Е.С.Еловская //Математика.- 2007.-№19.-С.19-20.
9. Демакова, Л.С. Длина окружности. Площадь круга. [Текст] /Л. С. Демакова //Математика .-2004.-№13.-С.7-8.
10. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе [Текст] / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская.- М.: Педагогика, 1959.
11. Клековкин Г.А. Геометрия. 5-6 класс : Программа экспериментального пропедевтического курса / Г.А. Клековкин, Л.Н. Евелина.- М.: Русское слово - РС,2005. - 46 с.
12. Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др. - М.: Дрофа, 2013
13. Математика : Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чеснокови др. - М.: Мнемозина, 2015.
14. Выговская В.В. Поурочные разработки по математике. 6 класс.-2-е изд., перераб. - М.:ВАКО, 2014. - 496 с.