Введение 3
Глава I. Понятие и характеристика учреждений дополнительного образования 7
1.1 Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и
функции 7
1.2 Особенности учреждений дополнительного образования как
воспитательных организаций направленных на здоровьесбережение... 14
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Организация оздоровительной работы в системе дополнительного
образования примере Кукморского района Республики Татарстан 26
2.1. Особенности системы дополнительного образования Кукморского
района Республики Татарстан 26
2.2. Особенности организации оздоровительной работы в МУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр Кукморского
муниципального района РТ» 36
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Список использованной литературы
В настоящее время педагогическая общественность констатировала, что образование способно вносить существенный вклад в сохранение и укрепление здоровья учащихся. Образовательная система признана идеальным каналом для присвоения ценностей здоровья, развития культуры здоровья и формирования навыков здоровьесохраняющего поведения личности: через систему
образования проходят практически все дети, притом обеспечена длительность воздействия образовательной среды на личность обучающегося в важнейшие периоды ее становления и развития.
По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.
Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической, что обусловило существенное изменение статуса внешкольных учреждений. Начался процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. И в новой редакции федерального закона «Об образовании» от 26 декабря 2012 года в статье 10 отмечается что «...система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ.. ,.»[41].
Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании - взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные,
информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Учреждение дополнительного
образования детей - это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве. Основная из них - создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Понятно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно.
Эта система проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. Прежде всего, речь идет о созданных для детей, подростков и юношества, внешкольных учреждениях во всем их видовом разнообразии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам, о детских и юношеских общественных объединениях и организациях, о воспитательной работе школ и других образовательных учреждений, а также об учреждениях социально-педагогической работы с детьми и семьей.
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Цель исследования: изучение особенностей организации оздоровительной работы в системе дополнительного образования на примере Кукморского района Республики Татарстан.
Объект исследования: система дополнительного образования.
Предмет исследования: процесс организации оздоровительной работы в системе дополнительного образования Кукморского района Республики Татарстан.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
- изучить функции и задачи системы дополнительного образования детей и подростков;
- проанализировать нормативно-правовую базу дополнительного образования детей и подростков;
- выявить особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, направленных на здоровьесбережение.;
- охарактеризовать систему дополнительного образования Кукморского района Республики Татарстан.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ и
сопоставление выявленных фактов, обобщение результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы организаторами образовательного процесса в системе дополнительного образования при организации учебного процесса направленного на здоровьесбережение.
Цель современного образования - развития физической, нравственноздоровой личности, его гражданского потенциала. Учитывая вышеназванное, сохранение и укрепление здоровья, формирование основ деятельного подхода к здоровому образу жизни, стало одной из приоритетных задач развития системы образования Кукморского района, где функционирует более 137 образовательных учреждений и обучается 6943 учащейся. Это и будет рассмотрено в нашем исследовании.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, приобщиться к культуре здоровья, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков, за ответами на все эти вопросы ребенок, подросток обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.
Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле-здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
1. Абдуллина С.В. Здоровьесбережение в школе: опыт
совершенствования учебно-воспитательного процесса/ Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те.
- 2003. - № 16. - С.123 -127.
2. Абзалов Р.А. Теория физической культуры. Курс лекций. - Казань: «Матбугат йорты», 2002.
3. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе. Практические советы.
- М.: Феникс, 2009
4. Андреева Л.Г., Осипова З.В., Буркова И.М. Методическое объединение учителей физкультуры и ОБЖ. Организация работы. Рекомендации. - М.: Учитель, 2010
5. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник. - 2007. - №9. - с. 6-8.
6. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя - М. : Просвещение, 2005. - 192с.
7. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка. Учебник для вузов - М.: Академия, 2010
8. Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе. Методические рекомендации для учителей. Выпуск 1. - М.: Начальная школа, 2002
9. Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе. Методические рекомендации для учителей. Выпуск 2.Футбол. - М.: Начальная школа, 2003
10. Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе. Методические рекомендации для учителей. Выпуск 3.Легкая атлетика. - М.: Начальная школа, 2004
11. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. - М.: Феникс, 2001
12. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - М.: Инфра-М, 2008. - 132 с.
13. Бишаева А.А. Физическая культура. Учебник для НПО и СПО. - М., Академия, 2010
14. Бруднов А.А. Внешкольное дополнительное образование - насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников - 2012. - №3-4.
15. Бруднов А.А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. // Воспитание школьников. -
2005. - №2. - С. 16-17.
16. Блеер А.Н. Терминология спорта: Толковый словарь-справочник. - М., Академия, 2010.
17. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе // Образование в современной школе. - 2008. - №3. - С. 21
23.
18. Видякин М.В. Физкультура. Внеклассные мероприятия в средней школе. - М.: Учитель, 2006
19. Дронов А. А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 1-2 классов// Начальная школа, 2005, № 8
20. Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: (проблема взаимосвязи). // Внешкольник. - 2010. - №3.
21 Казакова, Т.Н., Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении [Текст]: методическое пособие / Т.Н.Казакова [Текст] / Т.Н. Казакова. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32с.
22. Круглыхин В.А., Грибачева В.А. Программа интегративного курса физического воспитания. - М.: Человек, 2010
23. Крупицкая Л. И. Будь здоров// Начальная школа, 2005, № 9
24. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. - М.: Эксмо, 2009
25. Куприянов Б.В. Как сохранить учреждения дополнительного образования детей?/ Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/save%20dop_obraz.htm
26. Лапицкая Е.М. Физкультура для детей. - М.: Эксмо, 2009
27. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. - М., 2006.
28. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2010
29. Педагогика/ Под ред. И.П. Пидкасистого.-М.: Пед. Общ.России, 1998640с.
30. Прокофьева В.Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта- М.: Феникс, 2008
31. Рипа М.Д. Кинезотерапия. Культура двигательной активности. - М.: КноРУС, 2010
32. Смирнов Н.К. Анализ проведения урока с позиции
здоровьесбережения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://
http://trudovik45.ru/publ/1-1-0-2 (дата обращения: 7.06.2016)
33. Смирнова Г. Воспитательная система средней школы// Воспитание школьников. -2003. -№8. -с.92-96.
34. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2008
35. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2001
36. Тимашова Н. Показатели физического развития российских школьников. - М.: Зеленый мир, 2004, № 5-6
37. Физкультура с тренером Неболейкиным. - Справочник. - М., 2008
38. Фокин Г.Ю. Уроки физкультуры в начальной школе: 1-4 классы: Пособие для учителей физкультуры. // Начальная школа, 2003
39.Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - М.: Издательство: Феникс, 2003
40.Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: В 3 т. - М.: ФиС, 2005. - Т. 1,2,3.
41. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и духовную безопасность личности [Текст]. - М.: ООО «Новое образование», 2012. - 116 с.
42. ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» - М., 2013
43. https://edu.tatar.ru/kukmor/page465988.htm МБОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования» Кукморского муниципального района РТ»
44. https://edu.tatar.ru/kukmor/page519409.htm МУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр Кукморского муниципального района РТ»
45. https://edu.tatar.ru/kukmor/page519412.htm МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы Кукморского муниципального района РТ» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Зилант» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
46. https://edu.tatar.ru/kukmor/org5768 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Олимп» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
47. https://edu.tatar.ru/kukmor/org5892 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей» Кукморская детская школа искусств» Кукморского муниципального района Республики Татарстан