Развитие познавательного интереса при обучении математике
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Сущность познавательного интереса в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Стадии и уровни развития познавательного интереса 9
1.3 Условия развития познавательного интереса 11
1.4 Принципы формирования познавательного интереса 15
1.5 Факторы, влияющие на развитие познавательного интереса 18
Глава 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 22
2.1 Способы развития познавательного интереса на уроках математики ... 22
2.2 Приемы развития познавательного интереса на уроках математики 5-6
классов 25
2.3 Анализ учебников «Математика Арифметика Геометрия» 5-6 классов
под редакцией Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др 37
2.4 Разработка уроков по математике в 5-6 классах 40
2.5 Выявление результативности данных уроков при использовании их на
практике 41
Заключение 44
Список использованной литературы
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Сущность познавательного интереса в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Стадии и уровни развития познавательного интереса 9
1.3 Условия развития познавательного интереса 11
1.4 Принципы формирования познавательного интереса 15
1.5 Факторы, влияющие на развитие познавательного интереса 18
Глава 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 22
2.1 Способы развития познавательного интереса на уроках математики ... 22
2.2 Приемы развития познавательного интереса на уроках математики 5-6
классов 25
2.3 Анализ учебников «Математика Арифметика Геометрия» 5-6 классов
под редакцией Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др 37
2.4 Разработка уроков по математике в 5-6 классах 40
2.5 Выявление результативности данных уроков при использовании их на
практике 41
Заключение 44
Список использованной литературы
Наше современное общество нуждается в высококвалифицированном, грамотном и целеустремленном обществе, которое было бы способным к постоянному саморазвитию, и которое могло бы черпать из внешнего мира полезное, как для себя, так и для своего окружения. Подготовка таких людей, такого поколения лежит на плечах обычных учителей, педагогов.
Чтобы воспитать целеустремленного, заинтересованного человека, необходимо уже в школьные годы развить такую способность, как познавательный интерес.
Часто приходится слышать, как ребенок без какого-либо желания учит предмет. Но каждый должен понимать, как губительна такая тенденция. Ведь знания полученные детьми без интереса, не будут полезными, они уже в скором времени позабудут этот материал.
Можно заметить, как с каждым годом у детей теряется интерес к учению школьных предметов. В частности к уроку математики. Дети воспринимают его как непонятный, сложный, скучный и неинтересный предмет. Однако именно математика формирует у учащихся логическое мышление, творческие способности, умение планировать и анализировать.
В связи с возникновением такой проблемы, появляется необходимость ее глубокого изучения и поиска решения. И всё же данный вопрос не является новшеством. Изучением данной проблемы психологи и педагоги занимаются не первый год. Ими проанализировано и выпущено немалое количество методических пособий, научных трудов. Однако проблема способа развития познавательного интереса до сих пор не решена.
Познавательный интерес - это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его. Интерес обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами, то есть качествами и особенностями того, что воспринимается. Интересы бывают разнообразными по содержанию: к математике, литературе, физике, спорту, музыке, технике и т. д.
Ещё Б. Паскаль сказал, что «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Действительно, развитие в ребенке интереса к предмету в большей степени зависит от учителя, от его методики преподавания предмета, организации своего урока таким образом, чтобы можно было развить познавательный интерес. Учитель должен позаботиться о том, чтобы каждый ученик был занят делом, принимал активное участие, был увлечен уроком.
Крайне важно понимать, что именно в возрасте, в котором находятся ученики 5-6 классов, формируются основные интересы и склонности к определенному предмету. И именно в таком возрасте необходимо показать ученикам предмет математики с притягательной стороны.
Исходя из актуальности данной проблемы, нами выбрана тема для написания дипломной работы «Развитие познавательного интереса при обучении математике».
Объектом исследования выступает процесс обучения учеников 5-6 классов математике.
Предмет исследования - возможные пути и средства развития познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроках математики.
Основной целью дипломной работы является выявление методических особенностей формирования познавательного интереса у учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Исходя из цели исследования, выделим несколько основных конкретных задач:
• изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития познавательного интереса;
• анализ опыта работы учителей математики, их публикаций, раскрывающих данную тему;
• анализ УМК по математики 5-6 классов;
• разработка методических рекомендаций для учителей по формированию познавательного интереса учащихся.
В основу исследования положена следующая гипотеза: «Применение специальных форм, методов и приемов в обучении математике способствует развитию и формированию познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроках математики».
Дипломная работа состоит из двух глав, которые в свою очередь разделены на параграфы.
Г лава 1 содержит теоретический материал, в котором дается различное определение понятию познавательный интерес, описываются стадии и уровни развития познавательного интереса, а так же принципы и факторы, влияющие на развитие интереса к познания.
Во второй главе описываются различные методы, применение которых способствовало бы развитию познавательного интереса. Также в эту главу включены анализ учебников и разработка уроков для 5-6 классов, содержащих рассмотренные в данной работе приемы и методы.
Чтобы воспитать целеустремленного, заинтересованного человека, необходимо уже в школьные годы развить такую способность, как познавательный интерес.
Часто приходится слышать, как ребенок без какого-либо желания учит предмет. Но каждый должен понимать, как губительна такая тенденция. Ведь знания полученные детьми без интереса, не будут полезными, они уже в скором времени позабудут этот материал.
Можно заметить, как с каждым годом у детей теряется интерес к учению школьных предметов. В частности к уроку математики. Дети воспринимают его как непонятный, сложный, скучный и неинтересный предмет. Однако именно математика формирует у учащихся логическое мышление, творческие способности, умение планировать и анализировать.
В связи с возникновением такой проблемы, появляется необходимость ее глубокого изучения и поиска решения. И всё же данный вопрос не является новшеством. Изучением данной проблемы психологи и педагоги занимаются не первый год. Ими проанализировано и выпущено немалое количество методических пособий, научных трудов. Однако проблема способа развития познавательного интереса до сих пор не решена.
Познавательный интерес - это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его. Интерес обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами, то есть качествами и особенностями того, что воспринимается. Интересы бывают разнообразными по содержанию: к математике, литературе, физике, спорту, музыке, технике и т. д.
Ещё Б. Паскаль сказал, что «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Действительно, развитие в ребенке интереса к предмету в большей степени зависит от учителя, от его методики преподавания предмета, организации своего урока таким образом, чтобы можно было развить познавательный интерес. Учитель должен позаботиться о том, чтобы каждый ученик был занят делом, принимал активное участие, был увлечен уроком.
Крайне важно понимать, что именно в возрасте, в котором находятся ученики 5-6 классов, формируются основные интересы и склонности к определенному предмету. И именно в таком возрасте необходимо показать ученикам предмет математики с притягательной стороны.
Исходя из актуальности данной проблемы, нами выбрана тема для написания дипломной работы «Развитие познавательного интереса при обучении математике».
Объектом исследования выступает процесс обучения учеников 5-6 классов математике.
Предмет исследования - возможные пути и средства развития познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроках математики.
Основной целью дипломной работы является выявление методических особенностей формирования познавательного интереса у учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Исходя из цели исследования, выделим несколько основных конкретных задач:
• изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития познавательного интереса;
• анализ опыта работы учителей математики, их публикаций, раскрывающих данную тему;
• анализ УМК по математики 5-6 классов;
• разработка методических рекомендаций для учителей по формированию познавательного интереса учащихся.
В основу исследования положена следующая гипотеза: «Применение специальных форм, методов и приемов в обучении математике способствует развитию и формированию познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроках математики».
Дипломная работа состоит из двух глав, которые в свою очередь разделены на параграфы.
Г лава 1 содержит теоретический материал, в котором дается различное определение понятию познавательный интерес, описываются стадии и уровни развития познавательного интереса, а так же принципы и факторы, влияющие на развитие интереса к познания.
Во второй главе описываются различные методы, применение которых способствовало бы развитию познавательного интереса. Также в эту главу включены анализ учебников и разработка уроков для 5-6 классов, содержащих рассмотренные в данной работе приемы и методы.
Развитие человека как личности наиболее интенсивно происходит именно в школьные годы при условии, что ребенок занимается увлеченно и с интересом. Поэтому важной задачей учителей является умение пробудить интерес к познаниям. Решение этой задачи тесно связанно с развитием познавательной активности у школьников в осуществляемой ими деятельности. Одним из механизмов, запускающих процесс познавательной активности учащегося, является познавательный интерес.
Основные интересы и склонности к предмету формируются в младшем подростковом возрасте (5-6 класс). В этом возрасте необходимо показать ученикам предмет математики с притягательной стороны.
Роль познавательных интересов заключается в следующем: они повышают общий эмоциональный тонус учащихся, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов, способствуют глубине и прочности знаний, развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии учащихся, существенно влияют на формирование личности ребенка.
Из этого следует, что настоящий познавательный интерес является основой учебного процесса.
Изучение методической и психологической литературы позволило выделить три уровня (высокий, средний, низкий), стадии и условия развития познавательного интереса. Выявлены следующие методические приемы формирования познавательного интереса: использование исторического материала, применение мини-исследований, создание проблемных ситуаций, решение задач практического содержания.
Были разработаны и проведены уроки с использованием данных приемов во время педагогической практики. Проведен опрос для выявления их эффективности, который проходил в два этапа: до и после проведения уроков.
Опрос показал, что при использовании на уроках приемов, позволяющих развить познавательный интерес, эффективность уроков математики увеличилась. При систематическом применении этих приемов можно предположить, что интерес к предмету математики, к самому процессу обучения заметно повысится.
В заключение, можно сказать, что цель, поставленная перед началом работы, была достигнута, задачи выполнены. Теоретические знания и практический опыт, полученный при написании дипломной работы, будет фундаментом для начала самостоятельной педагогической деятельности.
Основные интересы и склонности к предмету формируются в младшем подростковом возрасте (5-6 класс). В этом возрасте необходимо показать ученикам предмет математики с притягательной стороны.
Роль познавательных интересов заключается в следующем: они повышают общий эмоциональный тонус учащихся, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов, способствуют глубине и прочности знаний, развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии учащихся, существенно влияют на формирование личности ребенка.
Из этого следует, что настоящий познавательный интерес является основой учебного процесса.
Изучение методической и психологической литературы позволило выделить три уровня (высокий, средний, низкий), стадии и условия развития познавательного интереса. Выявлены следующие методические приемы формирования познавательного интереса: использование исторического материала, применение мини-исследований, создание проблемных ситуаций, решение задач практического содержания.
Были разработаны и проведены уроки с использованием данных приемов во время педагогической практики. Проведен опрос для выявления их эффективности, который проходил в два этапа: до и после проведения уроков.
Опрос показал, что при использовании на уроках приемов, позволяющих развить познавательный интерес, эффективность уроков математики увеличилась. При систематическом применении этих приемов можно предположить, что интерес к предмету математики, к самому процессу обучения заметно повысится.
В заключение, можно сказать, что цель, поставленная перед началом работы, была достигнута, задачи выполнены. Теоретические знания и практический опыт, полученный при написании дипломной работы, будет фундаментом для начала самостоятельной педагогической деятельности.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - Методы и приемы развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Дидактические игры при обучении математике
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогические особенности познавательного интереса при формировании нумерации у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2012 - Дополненная реальность как средство развития познавательного интереса к информатике обучающихся шестого класса
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательного интереса
младших школьников
в учебно-воспитательном процессе школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



