Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Сущность познавательного интереса в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Стадии и уровни развития познавательного интереса 9
1.3 Условия развития познавательного интереса 11
1.4 Принципы формирования познавательного интереса 15
1.5 Факторы, влияющие на развитие познавательного интереса 18
Глава 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 22
2.1 Способы развития познавательного интереса на уроках математики ... 22
2.2 Приемы развития познавательного интереса на уроках математики 5-6
классов 25
2.3 Анализ учебников «Математика Арифметика Геометрия» 5-6 классов
под редакцией Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др 37
2.4 Разработка уроков по математике в 5-6 классах 40
2.5 Выявление результативности данных уроков при использовании их на
практике 41
Заключение 44
Список использованной литературы
Наше современное общество нуждается в высококвалифицированном, грамотном и целеустремленном обществе, которое было бы способным к постоянному саморазвитию, и которое могло бы черпать из внешнего мира полезное, как для себя, так и для своего окружения. Подготовка таких людей, такого поколения лежит на плечах обычных учителей, педагогов.
Чтобы воспитать целеустремленного, заинтересованного человека, необходимо уже в школьные годы развить такую способность, как познавательный интерес.
Часто приходится слышать, как ребенок без какого-либо желания учит предмет. Но каждый должен понимать, как губительна такая тенденция. Ведь знания полученные детьми без интереса, не будут полезными, они уже в скором времени позабудут этот материал.
Можно заметить, как с каждым годом у детей теряется интерес к учению школьных предметов. В частности к уроку математики. Дети воспринимают его как непонятный, сложный, скучный и неинтересный предмет. Однако именно математика формирует у учащихся логическое мышление, творческие способности, умение планировать и анализировать.
В связи с возникновением такой проблемы, появляется необходимость ее глубокого изучения и поиска решения. И всё же данный вопрос не является новшеством. Изучением данной проблемы психологи и педагоги занимаются не первый год. Ими проанализировано и выпущено немалое количество методических пособий, научных трудов. Однако проблема способа развития познавательного интереса до сих пор не решена.
Познавательный интерес - это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его. Интерес обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами, то есть качествами и особенностями того, что воспринимается. Интересы бывают разнообразными по содержанию: к математике, литературе, физике, спорту, музыке, технике и т. д.
Ещё Б. Паскаль сказал, что «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Действительно, развитие в ребенке интереса к предмету в большей степени зависит от учителя, от его методики преподавания предмета, организации своего урока таким образом, чтобы можно было развить познавательный интерес. Учитель должен позаботиться о том, чтобы каждый ученик был занят делом, принимал активное участие, был увлечен уроком.
Крайне важно понимать, что именно в возрасте, в котором находятся ученики 5-6 классов, формируются основные интересы и склонности к определенному предмету. И именно в таком возрасте необходимо показать ученикам предмет математики с притягательной стороны.
Исходя из актуальности данной проблемы, нами выбрана тема для написания дипломной работы «Развитие познавательного интереса при обучении математике».
Объектом исследования выступает процесс обучения учеников 5-6 классов математике.
Предмет исследования - возможные пути и средства развития познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроках математики.
Основной целью дипломной работы является выявление методических особенностей формирования познавательного интереса у учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Исходя из цели исследования, выделим несколько основных конкретных задач:
• изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития познавательного интереса;
• анализ опыта работы учителей математики, их публикаций, раскрывающих данную тему;
• анализ УМК по математики 5-6 классов;
• разработка методических рекомендаций для учителей по формированию познавательного интереса учащихся.
В основу исследования положена следующая гипотеза: «Применение специальных форм, методов и приемов в обучении математике способствует развитию и формированию познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроках математики».
Дипломная работа состоит из двух глав, которые в свою очередь разделены на параграфы.
Г лава 1 содержит теоретический материал, в котором дается различное определение понятию познавательный интерес, описываются стадии и уровни развития познавательного интереса, а так же принципы и факторы, влияющие на развитие интереса к познания.
Во второй главе описываются различные методы, применение которых способствовало бы развитию познавательного интереса. Также в эту главу включены анализ учебников и разработка уроков для 5-6 классов, содержащих рассмотренные в данной работе приемы и методы.
Развитие человека как личности наиболее интенсивно происходит именно в школьные годы при условии, что ребенок занимается увлеченно и с интересом. Поэтому важной задачей учителей является умение пробудить интерес к познаниям. Решение этой задачи тесно связанно с развитием познавательной активности у школьников в осуществляемой ими деятельности. Одним из механизмов, запускающих процесс познавательной активности учащегося, является познавательный интерес.
Основные интересы и склонности к предмету формируются в младшем подростковом возрасте (5-6 класс). В этом возрасте необходимо показать ученикам предмет математики с притягательной стороны.
Роль познавательных интересов заключается в следующем: они повышают общий эмоциональный тонус учащихся, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов, способствуют глубине и прочности знаний, развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии учащихся, существенно влияют на формирование личности ребенка.
Из этого следует, что настоящий познавательный интерес является основой учебного процесса.
Изучение методической и психологической литературы позволило выделить три уровня (высокий, средний, низкий), стадии и условия развития познавательного интереса. Выявлены следующие методические приемы формирования познавательного интереса: использование исторического материала, применение мини-исследований, создание проблемных ситуаций, решение задач практического содержания.
Были разработаны и проведены уроки с использованием данных приемов во время педагогической практики. Проведен опрос для выявления их эффективности, который проходил в два этапа: до и после проведения уроков.
Опрос показал, что при использовании на уроках приемов, позволяющих развить познавательный интерес, эффективность уроков математики увеличилась. При систематическом применении этих приемов можно предположить, что интерес к предмету математики, к самому процессу обучения заметно повысится.
В заключение, можно сказать, что цель, поставленная перед началом работы, была достигнута, задачи выполнены. Теоретические знания и практический опыт, полученный при написании дипломной работы, будет фундаментом для начала самостоятельной педагогической деятельности.
1. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М. : Директ-Медиа Паблишинг, 2008. - 137 с.
2. Баранова Е.В. Виды учебных исследований по геометрии.//Материалы Всероссийской научной конференции. - Саранск, 1998
3. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73. С.1 - 14.
4. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд
С.И./Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват.
учреждений. - 31-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 280 с.
5. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд
С.И./Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват.
учреждений. - 30-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 288 с.
6. Горнобатова Н. Н. Развитие познавательного интереса на уроках математики // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №2. С.33-42
7. Далингер В.А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике // Вестник ВятГГУ. 2011. №3-1. С.131
8. Ермизина Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1107-1113.
9. Куликова В. А. Деятельностный подход к обучению как основа формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в школе // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2009. №5. С.68-76
10. Куликова В. А. Формирование у школьников познавательного интереса к математике (из опыта работы) // Образование и наука. 2010. №6. С.132-142
11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М., 1981. - 186 с.
12. Маммадли Акиф Гызы Лала Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психолого-педагогической литературе // Вестник ТГПУ. 2012. №5. С.197-202
13. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/[Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, из-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. -223, [1] с.
14. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. 120с
15. Першина Е.Ю. Использование исторического материала на уроках математики в аспекте требований ФГОС // Инновационная наука. 2016. №6-2 С.243-244
16. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. 542с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М., Просвещение, 2013
18. Хуторской А. В. Современная дидактика. М. : Академия, 2007. С 150170
19. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
20. Щукина Г.И., Пидкасистый П.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. - М., 1988г. 208 с.
21. http://www.info-librarv.com.ua/libs/stattva/1877-tipy-logicheskih-zadach-i- metody-ih-resheniia.html
22. http://project. 1september.ru/works/586900
23. http://studopedia.ru/9 159471 poznavatelniv-interes.html