Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования ономастики 6
1.1. Ономастика английского языка как источник культурной информации
народа 6
1.2. Разделы ономастики или истоки имен собственных 10
1.3. Изучение имен собственных зарубежными и отечественными авторами 18
Выводы по первой главе 23
Глава II. Образовательный потенциал ономастики в преподавании английского языка на материале онимов штата Калифорния
2.1 Этимологический анализ названия штата
2.2 Ассоциативные слова-реалии штата Калифорния
2.3 Лингвогеографический портрет штата
2.4 Ономастика мифологических реалий
Список использованной литературы
Дипломная работа посвящена весьма интересной, но недостаточно разработанной в современной методике проблеме изучения ономастики в школе. Как известно, ономастика - это наука, изучающая имена собственные.
Материальная и духовная культура отражена в языке. В содержании языковых единиц разных уровней отражены все этапы развития этноса, все формы и способы его жизнедеятельности. Среди языковых единиц особое положение занимают имена собственные - слова или словосочетания, которые служат для наименования, называния объекта, его выделения среди других объектов, его индивидуализации и идентификации. Собственные имена изучаются особым разделом языкознания - ономастикой.
Имена собственные занимают важное место в составе лексики любого языка, в том числе английского. В своей семантике они являются носителями информации культурно-исторического, географического содержания. Имена собственные служат для наименования людей и животных, географических объектов, а также различных явлений материальной и духовной культуры. Специфика имен собственных давно привлекала внимание ученых.
Актуальность исследования определяется необходимостью дальнейшей разработки теоретических положений ономастики. В настоящее время насущной и интенсивно исследуемой проблемой является проблема изучения ономастики в школе. А отсутствие работ, посвященных систематическому описанию особенностей изучения ономастики в школе, обуславливает необходимость комплексного изучения поведения имён собственных при изучении английского языка в школе.
Высокий образовательный потенциал ономастики определяется рядом факторов, одним из которых является ее межпредметный характер. Междисциплинарная направленность этой отрасли языкознания дает возможность системного к ней обращения: на уроках английского языка и
литературы, географии, истории. Мы же остановимся на вопросах изучения ономастики на уроках английского языка.
В последнее время интерес лингвистов к именам собственным возрос. Это связано с их особой функцией - функцией индивидуализирующей номинации. Собственные имена переходят в нарицательные. Нарицательные имена называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство. От собственных имен появляются новые собственные имена, образуя целый класс однородных явлений. Эти переходы связаны с изменением значения имен, их транспозицией с неживых предметов на живые и обратно, с образованием новых значений слов в случаях приобретения денотатом имени известности у широкого круга людей и отсутствия связи имени с определенным денотатом, типичным для общества по каким-либо характеристикам.
Объектом исследования является ономастика английского языка.
Предметом исследования является ономастическая единица в английском языке на материале онимов штата Калифорния..
Целью дипломной работы является выявление образовательного потенциала ономастики посредством рассмотрения особенностей английских имен собственных.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме имен собственных.
2. Установить теоретические основы исследования ономастики как науки и рассмотреть подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению имен собственных;
3. Провести этимологический анализ названия штата;
4. Составить список ассоциативных ономастических реалий штата с последующей семантизацией;
5. Разработать лингвогеографический портрет штата;
6. Дать лингвострановедческую характеристику мифологических реалий.
Согласно объекту исследования, его целям и задачам, в работе используются следующие методы:
1) метод этимологического анализа;
2) метод лексико-семантического анализа;
3) метод лингвокультурологического анализа;
4) описательный метод;
5) исторический метод;
6) статистический метод.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в изучении проблем ономастической этимологии, а также могут найти применение в лингвокультурологических исследованиях ономастической лексики, в спецкурсах по ономастике, а также на практических занятиях английским языком.
Задачи исследования, их решение и логическая последовательность определили структуру и содержание дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. - М.: Высш. шк., 1991. - 140 с.
2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 384 с.
3. Белецкий А.А. Лексикология и теория языкознания (ономастика). - Киев: Изд-во Киевского университета, 1972. - 209 с.
4. Горбаневский М.В. К проблеме семантики имени собственного // Лингвистическая семантика и логика: Сборник научных трудов. - М.: Изд-во УДН, 1983. - С. 68-81.
5. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.: Знание, 1987. -
208 с.
6. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе. - М.: Изд-во университета дружбы народов, 1988. - 88 с.
7. Горбаневский М.В. В начале было слово. - М.: Изд-во университета дружбы народов, 1991. - 254 с.
8. Ермолович Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур. М.: Р. Валент, 2001. - 200 с.
9. Леонович О.А. В мире английских имен. - М.: Астрель, 2002. -
160 с.
10. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. - М.: Мысль, 1974. - 382 с.
11. Мурзаев Э.М. география в названиях. - М.: Наука, 1979. - 168
12. Подольская Н.В. Проблемы ономастического словообразования (к постановке вопроса) / Н.В. Подольская // Вопросы языкознания, 1990. - № 3. - с. 40-54.
13. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. - М.: Наука, 1973. - 372 с.
14. Суперанская А.В., Подольская К.В., Васильева Н.В. Общая терминология: Вопросы теории. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 248 с.
с.
15. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и культура. - М.: 1983. - С. 227-285.
16. Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. - М.: Наука, 1974.-С. 265-304.
17. Anderson John М. The Grammar of Names. - Oxford: Oxford university Press, 2007. - 375 p.
18. Arnold I.V. The English word. М.: Higher school publishing house, 1973.-304 p.
19. Gardiner A.H. The theory of proper names: a controversial essay / A.H. Gardiner. - L.: Oxford Univ. Press, 1954. - 77 p.
20. Palmer F.R. Semantics. A new outline. - М.: Высшая школа, 1981. -
111 с.