Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Работа №63545

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
264
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
Глава 1. Теоретические основы интерактивных методов обучения 8
1.1 Применение новых информационных технологий для совершенствования
процесса обучения в начальной школе 8
1.2 Технология интерактивного обучения 18
1.3 Формы и методы интерактивного обучения 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Использование интерактивных методов обучения 37
2.1 Правила организации интерактивного обучения на уроках 37
2.2 Причины неэффективной работы учителя с интерактивной доской 44
Выводы по второй главе 48
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности интерактивных методов, применяемых на уроках русского языка в начальной школе 49
3.1 Эксперимент по выявлению эффективности интерактивного метода на
уроке русского языка в 4 классе 49
3.2 Описание формирующего этапа эксперимента 51
3.3 Результаты эксперимента 65
Заключение 70
Список литературы 73
Приложение

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.
Актуальная значимость данной темы дипломной работы заключается в том, что информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Бесспорным является утверждение о начале перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние ("постиндустриальная", или "информационная", культура приходит на смену "индустриальной"). Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций. В предложениях по модернизации образования на современном этапе, которые были озвучены Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым, наряду с первоочередными задачами: особое место занимает информатизация образования. Информатизация образования -- процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психологопедагогических целей обучения, воспитания.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.
Понятие «интеракция» (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми [1].
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебновоспитательном процессе современной школы.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку;
- определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов обучения русскому языку;
- разработать условия организации технологии интерактивного обучения русскому языку;
- апробировать технологию интерактивного обучения русскому языку как иностранному посредством включения в целостный педагогический процесс.
Объектом исследования являются интерактивные методы обучения школьников русскому языку в начальной школе.
Предметом исследования - процесс осуществления развития учащихся через использование интерактивных методов обучения русскому языку.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
- активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;
- педагог будет понимать значимость использования интерактивных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения интерактивных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
- труды в области дидактики, психологии, методики начального образования в школе;
- программы по изучению русского языка общеобразовательных учебных заведений;
- исследования по проблемам развития познавательных интересов;
Основными методами исследования явились:
- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания различного дидактического материала;
- наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.
- педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности предлагаемых интерактивных материалов на уроке русского языка.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе дипломной работы подробно изложен теоретический материал по теоретическим основам интерактивных методов обучения.
Вторая глава посвящена описанию использования интерактивных методов обучения русскому языку. Особое внимание уделено использованию информационно-коммуникативных технологий обучения и возможностям использования интерактивной доски в начальной школе.
В третьей главе дипломной работы описано опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности интерактивного метода на уроке русского языка на базе 4 «А» и 4 «Б» классов МБОУ «Гимназия № 75» Московского района города Казани.
Заключение содержит обобщающие выводы по проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов -это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.
Для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
При этом для обеспечения максимально самостоятельной творческой деятельности учащихся учителю необходимо ограничиться лишь направляющим воздействием, исходя из того, что любой ребенок стремится к успеху и никогда, как утверждает известный психолог Селестен Френе, "не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям".
Для создания ситуации успеха на учебном занятии необходимо придерживаться следующих правил:
- все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;
- ученики должны знать, что учитель верит в них;
- учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении: например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить ассоциативное мышление - одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом;
- важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.
Систематическое проведение уроков русского языка с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.
При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.



1. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников.
2. Моляко В.А. Психологические проблемы творческой одаренности.//Киев. Знамя. 1995.
3. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 1960г. 162с.
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 2003г.
5. Закон РК "Об образовании" от 27 июля 2007 года № 319-III
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров - М.: Издательский центр "Академия", 2004
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - С.-Пб.: Союз, 2002.
9. Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М., 1957.
10. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 2006г.
11. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. - М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000.
13. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2.
14. Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта Знание - сила - 1997г. №4
15. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 2005г.,
16. Низамова, М.Н. Когнитивные предпосылки усвоения русской грамматики в начальных классах // Бшм берудеп менеджмент=Менеджмент в образовании. - 2005. - № 2. - С.71-75.
17. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: 2005г
18. [Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. -230с
19. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- М.:Педагогика, 1983. - т.4ю - 358с.
20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 230с.
21. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990.
22. Козыбаев, Е.Ш. Какой быть модели образования XXI // Начальная школа Казахстана. - 2005. - № 6. - С. 16-19Назарова, Г. Дидактические познавательные игры / Г. Назарова /?аза?стан мектебк - 2005. - № 5-6. - С. 57-59.
23. Нестандартные задания на уроках русского языка.// Русская словесность. №5, 2000, стр.16-19.
24. Майтанова Н.Е. Возможности индивидуального подхода к учебной деятельности младших школьников : педагогические исследования / Н.Е. Майтанова, С.Н. Муканова, К.Ж. Туребаева // Начальная школа Казахстана. - 2004. - № 5. - С. 6-11.
25. Гишкевич, Л.А. Русский язык. 3 класс : урок - соревнование : [тема : "Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных глассных в корне слова"] / Л.А. Гришкевич // Начальная школа Казахстана. - 2004. - № 4. - С. 42-49.
26. Айкинбаева, Г.К. Одаренные дети: выявление, обучение и развитие / Г.К. Айкинбаева // Воспитание школьников (РК). - 2005. - № 3. - С. 20-21.
27. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320с.
28. Булдыбаева, С. "Кто быстрее? Кто лучше? Кто больше?" : лингвистический турнир на уроке русского языка : тема урока : "Звуки и буквы" / С. Булдыбаева // Сынып жетекшiсiКлассный руководитель. - 2005. - № 3. - С.31.
29. Ильичева, О.Н. Имя существительное : нестандартный урок //Орыс тш мен ?дебиетк мектепте, колледжде ж?не ЖЖО-да о?ытуРусский язык и литература: преподавание в школе, колледжах и вузах. - 2005. - № 3. - С. 12
30. Каражигитова, Т.А. Личностно - ориентированное обучение - современный подход к реализации в практике работы школ // Бшм берудеп менеджмент=Менеджмент в образовании. - 2005. - № 2. - С. 193-196.
31. Сухомлинский В.А. О воспитании - М.: Просвещение, 1975г.
32. Ушинский К.Д. О наглядном обучении. - И Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, - 1998г. №1 с12.
33. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 2007г.-160с.
34. Шилов И.И. Литература для учителя // Казахстан 2003г. №9 стр.57-59
35. А.А. Аладьина, М.Е. Минайдарова, Х.Т.Абдрахманова Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности, Таразский государственный педагогический институт, г.Тараз
36. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В.Казахский национальный педагогический институт имени Абая (КАЗНПУ им.Абая)
37. Горячева, Г. Бессоюзное сложное предложение: закрепление
орфографических и пунктуационных навыков учащихся, развитие навыков самоконтроля / Г. Горячева // Казахский язык: преподавание в школе, колледже и вузе. - 2005. - № 3. - С. 59-60.
38. Горлова Л.А. Нетрадиционный урок - урок творчества: из опыта работы школы-гимназии № 12 г. Талдыкоргана. Предлагаются схемы, выводы по итогам / Л.А. Г орлова // Открытая школа (РК).- 2005. - № 3. - С. 18-19.
39. Гроголь, Н.В. Игровая педагогика как средство воспитания в урочное и неурочное время // Бшм берудеп менеджмент=Менеджмент в образовании. - 2005. - № 2. - С. 170-177.
40. Дарубаева, Г. Русский язык. 3 класс: [тема: "Единственное и
множественное число имен существительных"] // Начальная школа Казахстана. - 2004. - № 4. - С. 21-23.
41. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора.
Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителей / А.А. Гин. - Гомель: ИПП «Сож», 2009
42. Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе. Стратегия интерактивного обучения / Е. К. Григальчик, Д. И. Губаревич, И.И. Губаревич. - Минск: НОООО «БИП-С», 2009
43. Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта Знание - сила - 1997г
44. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 1995г.
45. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М., 1998
46. Коротаева Е. В. Хочу могу умею! Обучение погружённое в общение - Мн., 1997
47. Венцель К. Н. Свободное воспитание: сб. научных трудов. - М., 1999
48. Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках в начальной школе / И.П. Г ладилина 2003г.
49. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - Минск, 1984т 10 Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения Минск - 2003.
50. Агапов О.И. Интерактивное обучение. М.: Слово,2001
51. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии в обучении//Информатика и образование-2000.
52. Васильева И.А., Осипов Е.М., Петрова Н.Н. Психологические
аспекты применения информационных технологий//Вопросы психологии. -
2002.
53. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы.- М.: Педагогика,1987
54. Горячев О.В. О понятии «информационная грамотность»//Информатика и образование.-2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ