Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Работа №22074

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
488
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретико - методологические основы проектной деятельности и
возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе изучения математики
1.1 Обзор понятий «проект» и «метод проектов»
1.2 Типы проектов по математике в начальной школе
1.3 Возможности учебного проекта в самостоятельном
приобретении знаний в процессе изучения математики
2 Экспериментальное изучение уровня самостоятельности учащихся в
проектной деятельности
2.1 Организация и методы исследования. Результаты первичной
диагностики
2.2 Самостоятельное приобретение знаний учащимися посредством
участия в разработке учебного проекта
2.3 Анализ результатов повторного исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Опросник для учащихся по методике Г.И. Щукиной.. Приложение Б Результаты деятельности учащихся под руководством учителя на разных этапах проекта
Приложение В Методические рекомендации для учителя: «Правила выбора темы проекта»

Образовательный стандарт первой ступени ставит перед учащимися новые цели. Теперь учащимся должны привить систему универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Для достижения этих целей необходимо учебный процесс дополнить новой формой деятельности учащихся, требующей думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли и на практике применить все имеющиеся у них знания.
В современном школьном образовании новой формой деятельности учащихся являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Таким образом, метод учебных проектов понимается как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как целостная «педагогическая технология».
Педагогический потенциал проектной деятельности школьников раскрыт в работах И.К. Баталиной, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, С. Е. Шишова. Этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них охарактеризованы Е.А. Гилевой, Н.А. Мансуровым и др. Особенности учебной проектной деятельности на уроках математики рассмотрены Е.А. Адаричевой, М.В. Игнатьевым, М.В. Крупениной.
В настоящее время в ряде общеобразовательных школ при изучении математики проводится определенная работа по возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе учебной деятельности. Целесообразность такого видения учебного процесса очевидна. Однако, недостаточно освещен вопрос о необходимости формирования у школьников самостоятельных умений, которые развиваются в процессе осуществления учебной проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема дипломного исследования: «Метод учебных проектов, как возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе изучения математики».
Цель исследования: изучение в теоретическом и прикладном аспекте метода учебных проектов и возможность самостоятельного приобретения знаний при изучении математики в начальной школе.
Объект исследования: организация учебной проектной деятельности младших школьников в процессе изучения математики.
Предмет исследования: самостоятельное приобретение знаний учащимися при изучении математики посредством организации проектной деятельности.
Гипотеза исследования: если на уроках математики применять метод учебных проектов, то уровень самостоятельного приобретения знаний младших школьников повысится.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психологической и педагогической литературы раскрыть содержательные характеристики понятий «проект» и «метод проектов.
2) рассмотреть метод учебных проектов как возможность самостоятельного приобретения знаний младшими школьниками и изучить роль учителя и учащихся в основных этапах проекта.
3) подобрать диагностический инструментарий и экспериментально изучить уровень самостоятельного приобретения знаний у учащихся.
4) оценить эффективность разработки учебного проекта как возможность самостоятельного приобретения знаний при изучении математики.
Для решения поставленных задач, нами использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, метод сбора эмпирических данных, количественный и качественный анализ результатов.
Методики диагностического исследования: опросник для учащихся по методике Г.И. Щукиной.
Исследование проводилось на базе Лесосибирского МБОУ «Гимназия». Выборка исследования представлена учащимися III класса, в количестве 20 человек.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме возможности самостоятельного приобретения знаний учащимися при организации ученого проекта. Выявлен уровень самостоятельного приобретения знаний у учащихся, на основании результатов первичной диагностики разработан и реализован учебный проект, направленный на самостоятельное приобретение знаний при изучении математики. Доказана эффективность учебного проекта как возможность самостоятельного приобретения знаний у учащихся при изучении математики.
Структура выпускной работы определена целью и логикой исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (50), приложений. Результаты исследования представлены в 3 таблицах, 2 рисунках.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 62 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Применение метода учебных проектов в работе с младшими школьниками при изучении математики, предполагает получение следующих результатов - дети овладевают исследовательскими, творческими формами мышления - учатся формулировать проблему, осуществлять поиск, строить умозаключения, выносить суждения с помощью разнообразных средств и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе.
С целью выявления уровня самостоятельности учащихся в проектной деятельности, нами было организовано экспериментальное исследование на базе Лесосибирского МБОУ «Гимназия».
В связи с полученными результатами на этапе констатирующего эксперимента были определены направления развивающей работы с учащимися 3 класса: разработан и апробирован учебный проект, направленный на развитие навыков проектной деятельности у младших школьников. Данный учебный проект в большей степени был направлен на развитие у учащихся навыков групповой работы и развитии коммуникативных умений.
Однако, были выявлены учащиеся у которых по результатам первичной диагностики выявлено предпочтение работать одному и учащиеся, выполняющие творческие работы с плохим настроением. Для данной группы учащихся был разработан и апробирован учебный проект, целью которого стало обучение основам проектно-исследовательской деятельности.
Оценивая эффективность учебного проекта, нами было проведено повторное исследование со всеми учащимися выборки.
На основании полученных данных и сравнительного анализа результатов проведенного нами исследования, можем считать, что участие детей в проектной деятельности действительно способствует развитию их творческих способностей и учебной активности.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что применение метода учебных проектов, влияет на уровень самостоятельного приобретения знаний младших школьников.
Таким образом, программа учебного проекта, разработанная и апробированная нами в рамках данной выпускной квалификационной работы, является эффективной для развития навыков проектной деятельности у младших школьников, в частности, в развитии навыков групповой работы и развитии коммуникативных умений.
В ходе нашей работы цель была достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.



1. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе. - Москва: Аркти, 2010.
2. Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. - 2011. - № 3. - С.42-45.
3. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические произведения. - Москва: Педагогика, 2012. - Т.2. - 247 с.
4. Бондаренко, А.И. Проект как одна из форм организации образовательно- воспитательного процесса в начальной школе // Начальная школа плюс До и После.- 2014. - №3. - С. 1-5.
5. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. - Москва,2011.
6. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А. Гилева //Наука и школа. - 2013. - № 4. - С.13-15.
7. Годунова, Л.Н. Проект «Создание задачника по математике» // Начальная школа.- 2009. - №5. - 56 с.
8. Горячев, А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №5. - С.1-6
9. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы.- Москва, 2015.- №6.
10. Джонс Дж. К. Методы проектирования. - Москва, 1986.
11. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. - 2015. - № 9. - С.55-59.
12. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве : Сборник статей ; А.С. Обухова. - Москва: НИИ школьных технологий, 2010.
13. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе//Начальная школа. - 2014.- № 2.- С.96-101.
14. Игнатьев, В.В., Крупенина, М.В. На путях к методу проектов / Сборник. - 1930.
15. Каганов, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Санкт -Петербург, 1926.
16. Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А. Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 4. - С.21-26.
17. Килпатрик, У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Санкт - Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1925.
18. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. - 2012. - № 1. -С.17-27.
19. Мансуров, Н.А. Новые подходы к управлению проектной деятельностью в школе Текст. // Естествознание в школе. -2015. - № 4. - С.44 -49.
20. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко // - Москва: Вентана-Граф, 2007. - 112 с.
21. Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. - 2012.- № 5. - С. 34-38.
22. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Нар. образование. - 2010. - №7.
23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. - Москва: Академия, 1999. - 224 с.
24. Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектноисследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. - 2013. - № 3. - С.28-33.
25. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова //Школьные технологии. - 2014. - № 4. - С. 93-96.
26. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. - 2010. - № 1. - С.39-46.
27. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. - 2014. - № 4. - С. 44-49.
28. Полат, Е.С. Как рождается проект. - Москва, 1995.
29. Проектные задачи в начальной школе / под редакцией А.Б.Воронцова. - Москва: Просвещение, 2009. - 176 с.
30. Рагозинская, Н.И. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов /Н.Рагозинская, Т.Колобякина //Учитель. - 2011. - № 3. - С. 23-25.
31. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий / под ред. Е.Н. Ястребцева - Москва: Просвещение, 2012. - 160 с.
32. Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности /О.С.Саломатова //Начальная школа. - 2013. - № 7. - С.40-43.
33. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий. -2015. - 288 с.
34. Семенова, Н.А. Развитие исследовательских умений младших школьников: дис. канд. пед. наук. -Томск, 2005.
35. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев.- Москва: АРКТИ, 2011. - 80 с.
36. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения Завуч. - 2013. - №6.
37. Степанова, С.В. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. - 2014. - № 4. - С. 9-11.
38. Степанова, С.В. Организация проектной деятельности в начальной школе [Текст]/С.В.Степанова//Начальная школа. -2010. - №10. - 42с.
39. Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников /М.В.Хохлова //Педагогика. - 2004. - № 5. - С. 51-56.
40. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы.- 1998. - №4. - С.7-12 .
41. Чечель, И. Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. - 1998. - №3. - С. 11-17.
42. Цветкова, М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). - 2012. - №20. - С. 1-2.
43. Шацкий, С.Т. Работа для будущего. Лекция №7 «О методе проектов» Текст. / С.Т.Шацкий.- Москва, 2009.
44. Шликене, Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Начальная школа.- 2008. - №9. - С.34-38. Электронные ресурсы

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ