Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР

Работа №62725

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
260
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты социальной адаптации младших школьников в процессе игровой деятельности 6
1.1. Социальная адаптация детей - как психолого-педагогическая проблема.. 6
1.2 Характеристика индивидуально-психологических и возрастных
особенностей детей младшего школьного возраста 11
1.3 Народная игра как средство социальной адаптации школьника 21
Выводы по I главе 31
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности психологопедагогических условий социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами народных игр 33
2.1 Программа методики исследования социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами народных игр 33
2.2 Педагогическое мастерство учителя как условие социальной адаптации
детей младшего школьного возраста 35
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности психолого-педагогических условий социальной адаптации
детей младшего школьного возраста средствами народных игр 43
Выводы по II главе 48
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 58


Актуальность исследования. Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение многих проблем в обществе, в том числе и в школьном образовании, поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых эффективных, действенных механизмов социальной адаптации личности младшего школьника к быстроменяющейся жизни в социуме, с разработкой современных моделей социальных служб и воспитательных систем, методик воспитательно-образовательной работы. И поэтому на первое место социальная действительность и педагогика выдвигают проблему социальной адаптации детей младшего школьного возраста, чей опыт общественной жизни находится на стадии формирования. Очень важным представляется изучение факторов и условий, определяющих успешную социальную адаптацию, а также разработка форм и содержания воспитательнообразовательной работы на начальном этапе периода адаптации младших школьников к окружающей среде в условиях общественного воспитания.
Все это позволяет сформулировать противоречие: между
необходимостью повышения качества и эффективности социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами народных игр и недостаточной обоснованностью психолого-педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами народных игр.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами народных игр.
Объект исследования: процесс социальной адаптации детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами народных игр.
Гипотеза исследования: социальная адаптация детей младшего школьного возраста будет успешной, при:
- включении народных игр в учебно-воспитательный процесс как одних из основных средств в период адаптации детей младшего школьного возраста;
- учете индивидуально-психологических и возрастных особенностей школьников в процессе игровой деятельности;
- формировании необходимых педагогических знаний у педагогов по включению детей младшего школьного возраста в игровую деятельность.
Задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования.
2) Выявить и обосновать психолого-педагогические условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами народных игр.
3) Экспериментально проверить эффективность психологопедагогических условий социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами народных игр.
Опытно-экспериментальной базой исследования служила МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани.
Теоретико-методологической основой исследования является:
• анализ педагогической, психологической, философской
литературы и других источников по проблеме исследования с целью выявления тех изменений, которые необходимо внести в учебно-воспитательный процесс школьного учреждения, связанные с проблемами социальной адаптации, игровой деятельности, индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
• на важность формирования умения общаться, в младшем школьном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Е.В.Бондаревская, Т.А.Репина, Е.О.Смирнова ;
• анализ опыта использования народной игры как средства воспитания в педагогической деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами народных игр: включение народных игр в воспитательный процесс как одних из основных средств в период адаптации детей младшего школьного возраста; учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей школьников в процессе игровой деятельности; формирование необходимых педагогических знаний у педагогов по включению детей младшего школьного возраста в игровую деятельность.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные психолого-педагогические условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами народных игр способствуют их успешной адаптации в средних общеобразовательных учреждениях.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений. Объем работы составляет 64 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящая работа представляет собой попытку рассмотрения проблемы социальной адаптации младших школьников средствами народных игр. Проведенное теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа подтвердили исходную гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы теоретического и прикладного характера:
1. В период адаптации у ребенка формируются потребность в общении со сверстниками. В первые дни в школе у ребенка часто возникают конфликты из-за неумения договариваться, неумения слушать друг друга. После таких конфликтов у детей остается негативные впечатления от школы, вследствие чего следуют отказы от посещения школы, слезы, истерики.
Данный период нужно сделать менее болезненным для ребенка. Для этого необходимо грамотно управлять этим процессом. А руководит таким процессом педагог, привлекая к этому процессу родителей, психологов. Такая педагогическая поддержка является необходимой мерой сопровождения процесса адаптации ребенка в образовательном учреждении [6].
2. Успешная адаптация младших школьников зависит от возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, от физического и психического развития, от уровня готовности к школе, а также от личностных качеств. Учителя начальных классов должны учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста во время обучения и воспитания, при подготовке к мероприятиям или, применяя различные игры, упражнения.
3. Народная игра как воспитательное средство заключается в том, что она является ведущим компонентом в народных традициях, например, в семейных, трудовых и пр. Взрослые, пользуясь этим компонентом, вводят детей в мир человеческих отношений, в мир народной культуры. Народная игра стимулирует процесс познания окружающего мира, мыслительные действия, поддерживает творчество детей. Игра выступает как способ творческой самореализации личности ребенка в различных видах игровой деятельности и общения, которые направлены на освоение, создание и передачу этнонациональных ценностей и технологий к их адаптации.
4. Социальная адаптация детей средствами народных игр, несмотря на то, что ребенок входит в референтную группу, в коллектив сверстников, носит индивидуальный характер, так как важна личностная адаптация каждого ребенка. Поэтому народная игра должна быть представлена в виде педагогической системы и рассчитана на группу не больше 20 человек по возможности с четким определением роли и функций каждого участника.
5. Различными могут быть формы включения народный игры в период адаптации детей. Это могут быть систематически игровой практикум, игры на занятиях, игры в самостоятельной художественной деятельности, взаимодействие игры с другими видами деятельности ребенка, игры на прогулке и т.д.
6. Чтобы игра была эффективна как средство социальной адаптации, необходимо соблюдать следующие педагогические условия:
• гармоничного сочетания народной игры с другими видами деятельности,
• использования индивидуального подхода как метода педагогического воздействия,
• создания благополучной атмосферы в коллективе,
• учета индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников во время подготовки, проведения и анализа игр и игровых действий, педагогического мастерства учителя.
Проведенный эксперимент показал, что социальная адаптация учеников средством народных игр проходит удачно и народные игры можно применять для адаптации детей после садика в 1 классе, чтобы ученики начали привыкать друг к другу, умели помогать, уступать и чувствовать себя комфортном в новом коллективе
Полученные нами результаты исследования позволяют расширить и углубить представления о сущности социальной адаптации, дают возможность введения в теорию и практику методику использования народной игры как средства социальной адаптации в общей системе воспитательно-образовательной деятельности школьного учреждения или другого воспитательного учреждения, раскрыть способы и педагогические условия эффективного их применения.


1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.
2. Адаптация молодого учителя к условиям учебно-воспитательного процесса школы (Мед. рек-ции). Киев: КГПИ, 1985. - 51с.
3. Александровская Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской, С.М. Громбаха М.: Медицина, 1983. - 137с.
4. Ананьев Б.Г Роль игровой деятельности в воспитании характера и воли // Избр. Психологические труды. Т. 2 / Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова, И.В.Кузьмина. М., 1980.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
6. Андреева Д.А. О понятии адаптация // Человек и общество. Л., 1973, Вып.2.
7. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. Новосибирск,
1994.
8. Анциферова А.А. Роль бытовой игры в нравственном воспитании. - Алма-Ата, 1966. 65с.
9. Артемова JI.B. Истоки игры- в народной педагогике // Дети и народная культура. Новосибирск.: Изд-во НГПИ., 1990.
10. Артёмова JI.B. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошкольное воспитание, 1971. №4.
11. Артемова Л.В. Формирование взаимоотношений у детей в процессе освоения правил в играх дидактического направления. М.,1963. -22с.
12. Байер И. Воспитание детей в играх // Дошкольное воспитание. 1965. - №12.
13. Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан- Удэ, 1971.
14. Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия. 1983. - №5. - С. 40-44.
15. Березин Ф.Б. Психическая и психологическая адаптация человека. JL: Наука, 1988. - 270с.
16. Бодалёв А.А. Личность и общение. М., 1983.
17. Божович Л.И. Очерки психологии детей (младший школьный возраст). М, 1950.
18. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. М. Знание, 1976.
19. Болтунова Г.М. Формирование готовности учителя к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Ишим, 1991. - 27с.
20. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. М., 1983.
21. Буева Л.П. О методологии изучения сознания личности в социологическом обществе. -М.,1967.
22. Венгер Л.А. Об уровне развития детей, поступающих в школу // Вопросы психологии, 1981. №4.
23. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1967
24. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии, 1966, № 6.
25. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. -М., 1988
26. Газман О.С. Роль игры в формировании личности ребенка // Сов.педагогика. 1982. -№ 9. -С. 60-64
27. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991
28. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
29. Григорьев В.М. Традиционная педагогика игры // Педагогика, 1996,
№ 1
30. Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности. // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980.
31. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2000.
32. Жуковская Р.И. Воспитание ребёнка в игре. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-319.
33. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М., 1975. -
112 с.
34. Жуковская Р.И. Игры как средство воспитания детей // Советская педагогика, 1956. -№5.
35.Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. запорожец. - М., 1997.
36. Играем в народные игры: Сост. С.В. Тарасова. Красноярск, 1992. -
36 с.
37. Игры и развлечения. Игры. Викторины. Головоломки. Задачи. Кроссворды. Ребусы. Фокусы. Считалки. Загадки. /Сост. Л.Ф. Фирсова. М., 1989. - 237с.
38. Казначеев В.П. современные аспекты адаптации. Новосибирск,
1980.
39. Кан Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения: Уч. пособие. - Грозный, 1979. - 138с.
40. Каптерев П.Ф. Систематическое обучение и детские игры. СПб.,
1905.
41. Кон И.С. Ребёнок и общество. М.: Наука, 1988.
42. Лисина М.И. Общение. Личность и психика ребёнка./ Под ред. А.Г. Рузской. М.: МОДЭК, 1997. - 383с.
43. Макаренко А.С. Игра. Соч. В 7 т. - М., 1957. - Т.4.
44. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Соч. В 7 т. - М, 1957. - Т.5.-С.105.
45. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление. В кн.: Социальная психология и философия. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973. -Вып.2.
46. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. -Л.,
1974.
47. Москаленко В.В. Социализация личности. Киев, 1986.
48. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. - 97с.
49. Налчаджан А.А. Личность. Групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1985. - 263с.
50. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. М.: Наука, 1981.
51. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка/ Пер. с франц. и англ.; Сост., комм., ред. перевода Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М.: Педагогика - Пресс,1994. 528с.
53. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. М.: МПА, 1997. - 320с.
54. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974. - С.9.
55. Сущность, формы и факторы социальной адаптации/ Под ред. В.В.Тамарина. Барнаул, 1977.
56. Татенко В.А. Анализ процесса социализации личности. Киев, 1976.
- 17с.
57. Усова А.П. Игра и организация жизни детей. М.: Учпедгиз, 1962.
58. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А.В. Запорожца. -М., 1976.
59. Шмаков С.А. Игра и дети. М., 1982.
60. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. - №4. - С. 24-38.
61. Якобсон С.Г., Буадзе К.Ф. Исследования взаимоотношений в совместной деятельности детей // Вопросы психологии. 1968. - №6. -С. 8692.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ