ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 7
1.1 Понятие транспортной культуры 7
1.2 Правовые и психологические основы транспортной культуры водителя . 10
1.3 Опыт реализации программ повышения транспортной культуры водителей в России и за рубежом 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОДИТЕЛЕЙ 27
2.1 Предложения по разработке мер, направленных на повышение
транспортной культуры водителей автотранспортных средств как части общей культуры населения 27
2.2 Мероприятия по формированию и совершенствованию транспортной
культуры в процессе подготовки водителей автотранспортных средств 29
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время безопасность дорожного движения - одно из направлений государственной политики. Это обусловлено ростом дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых становятся в равной степени все категории участников дорожного движения. По данным официальной статистики, на дорогах мира каждый год гибнет более одного миллиона человек, еще более 50 миллионов получают травмы. Такой уровень дорожного травматизма дорого обходится экономике, поглощая в большинстве стран от 1 до 3 процентов внутреннего валового продукта. В России число нарушений правил дорожного движения примерно в полтора раза превысило количество транспортных средств.
Состояние и уровень развития транспортной культуры в России определяется надежным обеспечением безопасности жизни и деятельности людей в транспортной среде, инфраструктура которой постоянно усложняется одновременно с увеличением уровня её энерговооружённости, что, в свою очередь, влечёт за собой и возрастание её опасности. Известно, что автотранспортная аварийность формируется под влиянием десятков, если не сотен, факторов. Главный из них - человеческий фактор. Именно водитель выбирает те или иные режимы управления автомобилем и все иные причины только лишь способствуют возникновения дорожно-транспортных происшествий, но не являются определяющими.
Учитывая важность обозначенной проблемы, мы выбрали следующую тему для нашего исследования: «Формирование транспортной культуры водителей автотранспортных средств».
Степень разработанности темы исследования. Изучение нормативно-законодательных актов, специальной литературы свидетельствует о наличии теоретической базы по исследуемой проблеме. В ряде международных и нормативно-правовых актах Российской Федерации регламентируются вопросы обеспечения безопасного дорожного движения. Теоретическим основам
безопасности посвящены исследования зарубежных (Г. Киссенджер, У. Липпман, Дж. Розентау, К. Уолтц и др.) и российских (О.А. Бельков, И.Н. Глебов, М.И. Дзлиев, Г.В. Осипов, А.К. Першин, О.В. Писарь, Н.Б. Пугачева, В.П. Сальникова, А.И. Субетто, А.В. Шершнев, А. Хлопьев, А.К. Шаваев и другие) ученых. Механизм формирования культуры безопасности изучен в исследованиях В.В. Анисимова, О.Г. Грохольской, М.В. Сорокиной, В.В. Токарева, Е.И. Тупикина и др. Методика подготовки водителей автотранспорта раскрыта в работах Ж.М. Лям, Э.С. Цыганкова и др. Психологические характеристики водительских профессий составлены Г.М. Левигурович, В.Н Арбузовым, В.Н. Ланиной, К.В. Старковой и др. Процесс обучения безопасному поведению на дорогах изучен Р.Ш. Ахмадиевой, Л.Г. Ахметшиной, Б.Е. Боровским, Б.Ф.Венда, И.К. Коршаковым, Е.С. Кузьминым и Ю.П. Степкиным, М.И. Логановым, Р.Н. Миннихановым, Ф.М. Пиир, Р.В. Ротенбергом, Ю.К. Стрелковым, Г.С. Улиханяном и др.
Цель исследования: разработка мер по формированию транспортной культуры водителей автотранспортных средств и ее повышению.
Задачи исследования:
1. Изучить статистику дорожно-транспортных происшествий и проанализировать наиболее их распространённые причины.
2. Рассмотреть классификацию стилей вождения.
3. Охарактеризовать опасное вождение как негативный фактор безопасности дорожного движения.
4. Разработать рекомендации для водителей по предупреждению опасного движения.
Объект исследования: подготовка водителей автотранспортных средств в области безопасности дорожного движения.
Предмет исследования процесс формирования транспортной культуры водителей автотранспортных средств.
Теоретико-методологическую основу исследования идеи ученых и специалистов в области безопасности на транспорте (В.Ф. Бабков, ГЛ.
Волошин, Г.И. Клинковштейн, И.К. Коршаков, В.И. Лукьянов и др.); в области социологии, культурологии (Ю.В. Бромлей, И. Витаньи, Л.Е. Кертмап, М.М. Ковалевский, В.И. Полищук и др.) и культуры безопасности (ЮЛ. Воробьев, П.И. Костенок, Л.А. Михайлов, В.Н. Мошкин, В.В. Сапронов и др.), в области прикладной психологии (Ю.С. Боровер, Л.П. Гримак, Д. Клебельсберг, М.А. Котик, Е.М. Лобанов и др.); в области формирования профессионально важных качеств специалистов (Д.В. Гандер, В.А. Пономаренко и др.).
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и
научно-методической литературы по исследуемой проблеме, изучение нормативно-правовых документов и учебных программ автошкол, обобщение передового опыта в области подготовки и переподготовки водителей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке мер по формированию транспортной культуры водителей и ее повышению, которые могут быть применены при подготовке и переподготовке водителей и на курсах повышения водительского мастерства.
В результате проведенного исследования по проблеме формирования транспортной культуры водителей автотранспортных средств мы сформулировали следующие выводы.
1. Транспортная культура водителя - комплексное явление социального характера, индивидуального свойства, т. е. присущее конкретной личности, представляющее собой качественную характеристику процесса управления индивидом механическим транспортным средством и проявляющееся во взаимодействии с другими участниками дорожного движения.
2. Уровень транспортной культуры водителя напрямую зависит от степени интеллектуального развития индивида и способностей к объективному мышлению.
3. Правовая природа транспортной культуры водителя заключена в понимании и соблюдении личностью баланса гарантированных государством прав и возложенных обязанностей.
4. Психолого-юридическое содержание транспортной культуры водителя заключается в способности личности объективно ориентироваться в правах и обязанностях участника движения, на этой основе - принимать решения о должном поведении (прежде всего - самоограничениях) в процессе дорожного движения.
5. Навыки практического вождения, опыт водителя являются дополнительными условиями его безопасного поведения. Транспортная культура водителя не существует отдельно от практического опыта, но навык не может заменить осознанности поведения водителя.
6. Формирование транспортной культуры особенно нужно на начальной стадии подготовки молодых водителей, чтобы изменить отношение к безопасности у критического большинства населения. При этом основной акцент должен быть сделан на личной заинтересованности молодежи в решении проблемы безопасности дорожного движения, на необходимости
разумного, ответственного, культурного, взаимного уважения и дисциплинированного поведения на дорогах, внимания участников дорожного движения друг к другу, показа позитивных фактов культуры и мастерства вождения.
1. Агре, Н. В. Безопасность участников дорожного движения в контексте культуры / Н.В. Агре // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - №1. - С. 159-162.
2. Ахмадиева, Р.Ш. Обучение участников дорожного движения правилам безопасного поведения на дороге на основе компетентностного подхода // Учен. зап. Казан. ун-та. сер. Гуманит. науки. - 2011. - №5. - Режим доступа: http://cvberleninka.ru/article/n/obuchenie-uchastnikov-dorozhnogo-dvizheniva- pravilam-bezopasnogo-povedeniva-na-doroge-na-osnove-kompetent-nostnogo- podhoda
3. Блинкин, М.Я. Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции / М.Я. Блинкин, Е.М. Решетова. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. - 240 с.
4. В системе «Народный инспектор» появилась новая категория // Официальный сайт Делового центра Республики Татарстан. - URL: http://tatcenter.ru/article/152824/.
5. Василенко, В.А. Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом / В.А. Василенко // Молодой ученый. - 2013. - №3. - С. 37-39.
6. Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник для юрид. вузов / А. Б. Венгеров. - 6-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2009. - 607 с.
7. Володин, О.Н. Культура вождения: к вопросу о содержании понятия. Правовые и психологические основы / О.Н. Володин // Правовая культура. - 2014. - № 4 (19). - С. 48-53.
8. ГИС «Народный инспектор» // Официальный сайт Министерства информатизации и связи Республики Татарстан. - URL: http://mic.tatarstan.ru/gis-narodniv-inspektor.htm.
9. Громаковский, А. Контраварийное вождение / А. Громаковский, Г. Бранихин. - СПб. : Питер, 2010. - 1 92 с.
10. Гуревич, П. С. Философия : учебник для психологов / П. С. Гуревич. - 2-е изд., стер. - М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2007. - 1128 с.
11. Дятлов М.Н. Профессиональная надежность водителя автомобильного транспорта / М. Н. Дятлов, К. О. Долгов, // Молодой ученый. — 2013. — №10.
— С. 134-138
12. Евтюков, С.А. Педагогические основы подготовки водителей автотранспортных средств / С.А. Евтюков, В.Ф. Глазков Ю.И. Лобанов; под общ. ред. С.А. Евтюкова. - СПб.: ИД Петрополис, 2010. - 276 с.
13. Еникеев, М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии : учебник / М.И. Еникеев. 2-е изд., перераб. - М. : Норма : Инфра-М, 2010. - 639 с.
14. Иванов, С.Е. Организация и безопасность движения: учебное пособие / С.Е. Иванов. - 2-е изд. - СПб: Изд-во СЗТУ, 2011. - 201 с.
15. Казаченок, В.В. Повышение уровня культуры водителей как фактор безопасности дорожного движения / В.В. Казаченок // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2016. - № 2 (36). - С. 33-40.
16. Колесов, В.И. Анализ транспортной культуры населения / В.И. Колесов, А.И. Петров // Транспорт. Наука, техника, управление. - 2015. - № 6.
- С. 20-22.
17. Костина, Л.Н. Некоторые психолого-криминологические особенности личности водителей, допускающих систематические нарушения правил дорожного движения / Л.Н. Костина // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. №14. - С. 42-46.
18. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для студентов / А.Н. Леонтьев. 4-е изд., стер. - М. : Смысл : Академия, 2007. - 511 с.
19. Моржаретто, И. Как готовят водителей в Германии и Финляндии [Электронный ресурс] / И. Моржаретто // Журнал за рулем. - URL:
:http://www.zr.ru/content/articles/707636-avtoshkoly-mozhno-po-msski обращения: 24.02.2017).
20. Николаева, Р.В. Повышение безопасности и культуры вождения молодых водителей / Р.В. Николаева // Вестник НЦБЖД. - 2015. - № 4 (26). - С. 39-44.
21. О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 мая 2016 г. n 477 // Рос. газ.
2016. - 31 мая.
22. О концепции федеральной целевой программы «Повышение
безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»: распоряжение
Правительства РФ от 27 окт. 2012 г. n 1995-р // собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. n 45. ст. 6282.
23. Пеньшин, Н.В. Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса: Учебное пособие / Н.В. Пеньшин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. - 406 с.
24. Петров, А.И. Особенности формирования автотранспортной аварийности в пространстве и времени / А.И. Петров. - Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2015. - 254 с.
25. Повышение качества подготовки водителей в Республике Татарстан: Учебно-методическое пособие / Р.Ш. Ахмадиева [и др.]; под ред. Р.Н. Минниханова. - Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2013. - 224 с.
26. Покровский, Ю.Ю. Влияние элементов системы водитель - автомобиль - дорога - среда на безопасность дорожного движения: Учебное пособие / Ю.Ю. Покровский, В.В. Ломакин, Ю.Г. Москалева. - М.: МГТУ «МАМИ»,
2011. - 171 с.
27. Романов, А.Н. Автотранспортная психология: Учеб. пособ для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Романов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
28. Соколов, Д.В. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации / Д.В. Соколов, Е.В. Колузакова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - № 5. - С. 55-60.
29. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. - 776 с.
30. Утлик, В.Э. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов в дорожном движении: дис. ... канд. психол. наук / В.Э. Утлик. - М., 2006. - 202 с.
31. Якупов, А.М. Формирование транспортной культуры школьников : науч.-практ. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.М. Якупов. - Магнитогорск : МаГУ, 2008. - 367 с.
32. Sivak, M. Society’s Aggression Leve lasa Predictorof Traffic Fatality Rate // Jouma lof Safety Research. - 1983. - Vol. 14. - No 3. - Pp. 93-99.
33. Vanderbilt, T. Why We Drive the Way We Do (and What It Say About Us) / T. Vanderbilt. - New York: First vintage books, 2008. - 416 p.
34. Wilde, G.J.S. Target Risk 3: Risk Homeostatasis in Everyday Life / G.J.S. Wilde. - New York: PDE Publications, 2014. - 234 p.