ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах» 5
1.1. Электронные таблицы 5
1.1.1. Интерфейс электронных таблиц 5
1.1.2. Данные в ячейках таблицы 7
1.2. Организация вычислений в электронных таблицах 8
1.2.1. Блоки. Относительная и абсолютная адресация 8
1.2.2. Стандартные и логические функции 9
1.3. Средства анализа и визуализации данных 10
1.3.1. Сортировка и поиск данных 10
1.3.2. Построение диаграмм 11
1.3.3. Математические и имитационные модели в электронных таблицах .... 13 Глава II. Методические аспекты изучения темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах» 15
2.1. Методические подходы по изучению технологии обработки числовой
информации 15
2.2. Анализ учебно-методических комплектов 18
2.3. Методические рекомендации по организации практической работы 27
Глава III. Учебно-методические разработки по изучению технологии обработки числовой информации в электронных таблицах 35
3.1. Разработка урока-деловой игры по теме «Построение диаграмм в
электронных таблицах» 35
3.2. Разработка учебно-методического пособия по обобщению и
систематизации знаний учащихся по теме «Обработка числовой информации
в электронных таблицах» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время владение информационными технологиями является одним из требований современного общества к обучающимся. В школьном курсе информатики для организации различных вычислений на компьютере используются электронные таблицы MS Excel. Электронные таблицы являются удобным инструментом при выполнении вычислений, организации численных экспериментов, графическом представлении данных. Они просты в использовании, удобны и во много раз упрощают многие операции экономистов, бухгалтеров, ученых и других специалистов. Электронные таблицы используются в качестве базы данных, так как они позволяют произвести некоторые операции, свойственные реляционным системам управления базами данных.
Вышесказанное определяет актуальность и необходимость изучения данной темы учащимися в общеобразовательной школе.
Объектом исследования является процесс обучения информатике и ИКТ в основной школе.
Предметом исследования являются методические особенности изучения темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах» в курсе информатики и ИКТ.
Целью нашей работы является систематизация и изложение методических особенностей обучения теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах» в школьном курсе информатики и ИКТ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить учебную, учебно-методическую, научную литературу по теме исследования; проанализировать действующие учебно-методические комплекты по информатике и ИКТ разных авторских коллективов.
2. Систематизировать и изложить теоретический материал, методические рекомендации по обучению школьников обработке числовой информации в электронных таблицах.
3. Разработать план-конспект урока - деловой игры на тему «Построение диаграмм в электронных таблицах» для учащихся 9-го класса.
4. Разработать учебно-методическое пособие, содержащее основные теоретические сведения и практические задания, связанные с обработкой числовой информации в электронных таблицах, для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный урок и методическое пособие, а также систематизированные в ходе исследования методические особенности обучения технологии обработки числовой информации могут быть использованы учителями информатики и ИКТ, студентами во время прохождения педагогической практики при изучении данной темы.
Подводя итоги нашей работы, можно сделать следующие выводы:
1. Изучение темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах» в школьном курсе информатики очень важно, так как электронные таблицы позволяют решать целый комплекс задач, такие как различные вычисления, математическое и имитационное моделирование, а также используются в качестве баз данных. Полученные знания и умения учащимися при изучении данной темы пригодятся в их будущей профессиональной деятельности, в связи с тем, что электронные таблицы используются во многих сферах профессиональной деятельности.
2. Электронные таблицы представляют интерес для учащихся. Так как при работе с электронными таблицами ученики учатся анализировать, сравнивать, систематизировать информацию. При выполнении заданий по данной теме у учащихся развивается логическое, творческое мышление, активизируются умственные способности.
3. При обучении данной теме необходимо научить учащихся пользоваться конкретным табличным процессором. При этом, следует придерживаться следующей методической схемы: исследование среды табличного процессора ^ режимы работ ^ системы команд.
Учителям нужно использовать наглядность при обучении данной теме, а также отрабатывать ее на задачах и упражнениях.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- изучена учебная, учебно-методическая, научная литература; проанализированы учебно-методические комплекты по информатике и ИКТ разных авторских коллективов;
- обобщены и систематизированы методические особенности по обучению школьников обработке числовой информации в электронных таблицах;
- разработан план-конспект урока - деловой игры на тему «Построение диаграмм в электронных таблицах» для учащихся 9-го класса;
- разработано учебно-методическое пособие, содержащее основные теоретические сведения и практические задания, связанные с обработкой числовой информации в электронных таблицах, для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы.
Приведенные в данной работе методические материалы, разработка урока, а также учебно-методическое пособие могут быть использованы учителями информатики, а также студентами во время прохождения педагогической практики в школе, в процессе обучения теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».
1. Богомолова, О.Б. Информатика: ЕГЭ за 30 дней [Текст]: экспресс- репетитор / О.Б. Богомолова. - Москва: АСТ, Астрель, 2014. - 446 с.
2. Богомолова, О.Б. Информатика [Текст]: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ / О.Б. Богомолова. - Москва: АСТ: Астрель, 2014. - 415 с.2
3. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с.
4. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: рабочая тетрадь для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 176 с.
5. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: методическое пособие для 7-9 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,
2015. - 472 с.
6. Залогова, Л.А. Информатика и ИКТ [Текст]: задачник - практикум для 9 класса : в 2 т. Т.1 / [ Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 294 с.
7. Залогова, Л.А. Информатика и ИКТ [Текст]: задачник - практикум для 9 класса : в 2 т. Т.2 / [ Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 294 с.
8. Копыл, В.И. Информатика. Весь школьный курс в таблицах [Текст]/ сост. В.И. Копыл - Минск: Букмастер: Кузьма, 2012. - 2-е изд. - 224 с.
9. Крылов, С.С. ЕГЭ 2015. Информатика. Тематические тестовые задания [Текст] / С.С. Крылов, Д.М. Ушаков. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 255 с.
10. Лапчик, М.П. Теория и методика обучения информатике [Текст]: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 592 с.
11. Лещинер, В.Р. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2016. Информатика. Учебное пособие
[Текст] / В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин. - Москва: ИнтеллектЦентр, 2016. - 176 с.
12. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст]/ М. Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.
13. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / А.П. Панфилова ; - М. : Издательский центр «Академия» , 2006. - 368 с.
14. Рыжов, В.Н. Методика преподавания информатики [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, педагогических колледжей и училищ/ В.Н. Рыжов. 3-е изд., перераб. и доп. - Саратов, 2008. - 375с.
15. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 341 с.
16. Сухих, Н.А. Поурочные разработки по информатике [Текст]: 9 класс / Н.А. Сухих- М.: БАКО, 2012. - 288 с. - (В помощь школьному учителю).
17. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 295 с.
18. Угринович, Н.Д. Информатика [Текст]: лабораторный журнал для 9 класса / Н.Д. Угринович, И.А. Серёгин, О.А. Полежаева. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 104 с.
19. Чупин, Н.А. Подготовка к ЕГЭ по информатике: оптимальные способы выполнения заданий [Текст]/ Н.А. Чупин. - Ростов н/Д: Феникс,
2013. - 105 с.
20. Шакирова, Л.Р. Курсовые и выпускные квалификационные работы по направлению подготовки «Педагогическое образование» [Текст]: Методические рекомендации для студентов бакалавриата / Л.Р. Шакирова. - Казань: Казанск. ун-т, 2014. - 40 с.