Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль СМИ в региональном политическом процессе

Работа №63301

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
248
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ I. МЕСТО И РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 10
РАЗДЕЛ II. ИНТЕРНЕТ-СМИ КАК АРЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 31
РАЗДЕЛ III. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ И ЕЕ РОЛЬ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СМИ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87



Актуальность данного исследования обуславливается тем, что в настоящее время происходят масштабные изменения во всех областях жизнедеятельности людей: в политике, экономике, культуре, коммуникации, связанные с созданием единого информационного поля, модернизацией технических ресурсов, обеспечивающим круглосуточный доступ к информационно-коммуникативным средствам связи. С начала XXI века очень активно развиваются различные виды коммуникативных систем, которые начали занимать одну из главных ролей в жизнедеятельности современной России. Устанавливаются все более тесные связи между государственной властью и средствами массовой информации. Медиамагнаты не жалея своих средств пытаются разнообразить электронные ресурсы владельцами которых они являются. На данный момент человечество постепенно переходит на электронный способ общения и поэтому следует уделить внимание информационным системам которые нас окружают, и те способы с помощью которых они имеют возможность управлять массовым сознанием людей. Средства массовой информации и интернет занимают лидирующие позиции в досуге людей и их обыденной жизни. На сегодняшний день, когда качество жизнедеятельность населения можно определить степенью их информированности и демократического сознания, уровень взаимоотношений государства со средствами массовой информации приобретает одно из главных значений. Ведь в какой-то степени государство и средства массовой информации исполняют одни и те же функции по отношению к своей аудитории. И государство и средства массовой информации хотят занимать лидирующие позиции в сознании граждан, ведь целью властных структур является так же и удержание власти, а одной из целей средств массовой информации выступает привлечение большего количества пользователей к своим ресурсам. Общепризнанно, что от взаимодействий государственной власти со средствами массовой информации во многом связаны и скорости развития гражданского общества и политической системы в целом. Современному, динамично развивающемуся обществу необходимо быстро и четко принимать решения, ориентироваться в современном мире, всеми необходимыми инструментами, средствами и метода извлечения информации могут обладать все группы лиц, так как интернет, средства массовой информации и государственная власть создают атмосферу из которого люди имеет возможность черпать необходимую информацию из разных областей знаний. На данный момент у российской государственной власти как на федеральном, так и на уровне субъектов федерации отсутствует совместная информационная политика. Это проявляется в публичном уровне внутренней и внешней политики, так как порой некоторые субъекты ведут в основном скрытые действия, которые никак не находят отражения в местных СМИ, а так же присутствуют субъекты федерации которые львиную долю своей работы публикуют на собственных интернет ресурсах и в местных средствах массовой информации. Данные процессы влияют не только на степень взаимоотношений со средствами массовой информации, но и на развитие демократических преобразований, а так же на снижения уровня политической культуры населения в отдельных регионах страны. Данным обстоятельствам необходимо должное исследование информационного курса государства, что даст возможность создать определенный политический вектор развития, который должен помочь созданию общественного самосознания и оптимизации отношений между государственной властью и СМИ. На сегодняшний день к средствам массовой информации не приходится относиться лишь как к области, где превращается в жизнь культурное или политическое взаимодействие, так как через СМИ реализуется само это взаимодействие. Журналистам приходится постоянно добиваться и оправдывать свой статус приемами, которые способны на аргументированной основе доказать аудитории свою объективную оценку происходящих событий. В то же время журналистика является мощной идеологической коммуникацией, которая занимается не только публикацией фактов, но и также способствует пониманию и осознанию этих фактов. Но так как возможна субъективная сторона понимания фактов, журналистика реализует себя как пространство для соперничества между конкурирующими сторонами, которые создают смысл.
Степень научной разработанности. Проблематика влияния средств массовой информации на региональные политические процессы нашла отражение в российской и зарубежной инсториографии.
Взаимосвязи региональной власти со средствами массовой информации отображаются в работах французского исследователя Пьера Бурдье и итальянского политолога Дмитриади Д.Н. Очень пригодились для разработки теоретических оснований изучения взаимосвязей государственной власти со средствами массовой информации работы таких исследователей как: Кара-Мурза С.Г. , Вершинин М.С. , Антонова Д.В. и Антонов К.А. и многие другие. Кроме разработки теорий и понятий, объясняющих функционирование СМИ в регоинальном политическом пространстве Кара-Мурза, Антонова и Антонов рассматривали основу осуществления своей деятельности СМИ, путем сравнения и сопоставления функциональных сред. В российской науке в разной степени разработкой общей теоретико-методологической базой данной проблемы занимались
7 8 9
следующие исследователи: Горохов В.М. , Демидов А.И. , Пугачев В.П. , Чичановский А.А. и многие другие.
Есть огромное количество теорий, которые объясняют функционирование СМИ на региональном уровне. Некоторые авторы основной причиной популярности различных средств массовой информации объясняют большую аудиторию которые периодически пользуются тем или иным информационным ресурсов, многие настаивают на экономическом объяснении, говоря о том, что средства массовой информации чтобы оставаться конкурентноспособными на медиа рынке вынуждены постоянно усовершенствовать свой ресурс, привлекая все большие инвестиции в свои проекты. Существуют работы, объединяющие все перечисленные факторы, и выделяющие, например, такие относительно новые как интернет СМИ и информационная война. Интерес к СМИ как к возможно новому игроку на региональной политической арене власти растет с каждым годом, ведущие европейские журналы и различного рода издания по всему миру публикуют специальные номера, выпуски, сборники статей, монографий, посвященные возрастанию роли средств массовой информации в жизни современного общества.
Объектом исследования выступают различные средства массовой информации, их влияние на общественное сознание людей и их роль в региональных политических процессах.
Предметом исследования являются средства массовой информации как форма влияния на региональные политические процессы.
Цель исследования заключается в выявлении возможности воздействия средств массовой информации на политическую ситуацию в России и выявить правомерность этих действий.
В ходе выполнения работы мы ставим перед собой ряд задач:
• Рассмотреть базовые понятия, категории и теории, характеризующие возникновение и развитие влияние СМИ на политическую повестку дня;
• Изучить исторические, экономические, политические, социальные, идейно-культурные корни влияния СМИ на общественное сознание людей;
• Определить что такое влияние СМИ на региональные политические процессы;
• Раскрыть и проанализировать факторы, влияющие на активное развитие СМИ в политической жизни общества;
• Охарактеризовать главных акторов информационных противостояний через специфику, роль и места в структуре жизнедеятельности общества.
Источниковая база исследования. В работе автор опирается на четыре группы источников. Первая - официальные материалы (нормативноправовые акты), в которых освещаются основные положения СМИ в правовой системе Российской Федерации.
Вторая группа - это монографии и научные статьи в которых мы можем найти методологические обоснования выдвинутой теории.
Третья группа - учебники и учебные пособия которые явились теоретическим фундаментом исследования.
Четвертая группа - это электронные материалы с помощью которых можно охарактеризовать деятельность интернет СМИ и влияние СМИ на интернет пространство.
Методологическую базу исследования составляют системный, структурно-функциональный, институциональный, исторический методы изучения. В работе также использовались традиционные методы теоретического исследования - анализ, синтез, дедукция, индукция и классификация.
Научно-практическая значимость полученных результатов
обусловлена возможностью углубления знаний о роли средств массовой информации в политической сфере жизни общества. Теоретические положения, изложенные в исследовании, позволяют глубже осмыслить истоки и социальный характер такого явления как влияние средств массовой информации на политические и электоральные массы. Обращение к опыту информационно развитых Европы- Англии, Франции, Германии и Североамериканского блока позволяет лучше понять факторы развития соответствующих практик и идей в специфических для них информационнотехнологических средах.
Рассматриваемая теоретическая модель факторов, может применяться для анализа политических процессов в России. Отдельные материалы выпускной работы могут послужить фундаментом для дальнейшего изучения влияния СМИ на политическую сферу жизни общества.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав факторы, предпосылки становления и дальнейшего развития современных средств массовой информации, рассмотрев понятия, теории и идеологии, характеризующие уровни влияния СМИ на политические процессы в регионах, а также проследив эволюцию становления интернет СМИ, автор приходит к следующим выводам:
Во-первых, мы определили, что развитие средств массовой информации закономерно воспринимать как независимый инструмент управления общества в частности, так и зависимый от различных факторов: экономических, политических, культурных, социальных и многих других в целом. Средства массовой информации во многом зависят от политических реалий каждого дня, ведь политическая сфера - это быстро изменяемая сфера жизни общества, и в этой сфере СМИ должны определиться с курсом, которого должны придерживаться в будущем. Также средства массовой информации во многом зависят от политических воззрений своих акционеров и спонсоров, ведь именно они формируют повестку дня того или иного информационного источника. Также можно говорить и об интернет СМИ как отдельной от традиционных средств массовой информации структуре, которая реализует свою деятельность, исходя из собственных видений различных ситуаций. Такой феномен как интернет СМИ начал свое существование в России на рубеже XX и XXI века, когда российское общество нуждалось в объективном и своевременном процессе получения информации.
Во-вторых, благодаря анализу степени влияния СМИ на общественное сознание, можно сделать вывод, что средства массовой информации являются неотъемлемой частью жизни общества, так как на их мнение ориентируются и ссылаются многочисленные группы лиц. СМИ обсуждают в других СМИ, тем самым выделяя средства массовой информации как отдельную отрасль или источник представляющий интерес для населения.
Информация транслируемая в средствах массовой информации моментально становится достояние всего человечества, так как ее могут обсуждать в разных частях планеты в тот же день когда она была опубликована.
В-третьих, такая активно развивающаяся отрасль как интернет СМИ, на сегодняшний день уже может оставаться незамеченной общественностью. Журналисты, работающие в интернет средствах массовой информации, выполняют те же функции и задачи, что и работник традиционных СМИ. Зачастую кадровый состав интернет ресурса может превышать команду работников традиционного издания. Также интернет СМИ могут сравниться с традиционными средствами массовой информации в области финансирования проектов, ведь в интернет, как активно развивающуюся сферу вливаются большие инвестиции со стороны акционеров, которые хотят получить небывалую прибыль при их успехе. Интернет в целом и интернет СМИ в частности, на данный момент, являются чуть ли не самыми финансируемыми сферами жизни общества. Институты в больших количествах в последнее десятилетие начали выпускать дипломированных специалистов в сфере IT индустрии. Медиа магнаты всегда ищут свежие кадры в этой области для реализации все новых и новых интернет проектов. И именно интернет СМИ привлекает внимание инвесторов, за счет своей способности привлекать большую аудиторию к своим интернет ресурсам.
В-четвертых, в настоящее время, ни для кого не секрет, что у всех видных политиков нашей современности есть свои личные интернет ресурсы и порталы, на которых любой желающий может засвидетельствовать рабочий процесс того или иного политического деятеля. С развитием интернета развивались и интернет ресурсы видных политических акторов, данному обстоятельству так же способствовали и средства массовой информации, которые брали некоторые материалы именно из этих интернет ресурсов. Тем самым вынуждая политических деятелей постоянно курировать свои ресурсы и с определенной периодичностью обновлять их.
В-пятых, средствам массовой информации периодически удается опубликовать те или иные секретные материалы или расследования, которые делают журналиста, сделавшего их, популярным. В эпоху информатизации населения, СМИ и сотрудники данных организаций для привлечения аудитории прибегают к различным способам реализации своей деятельности.
В-шестых, развития взаимодействия между государственной властью и СМИ дает сильный толчок для демократизации общества и формирования общественного мнения. Когда эффективно взаимодействует власть со средствами массовой информации, тогда у населении появляется возможность соотносить себя с государством, в котором оно находится, принять или отвергнуть ту идеологию, которой придерживается правящая элита. При эффективной поддержке друг друга, создается единство мысли и понимания курса развития страны, населения и гражданского общества в ней.
В-седьмых, средства массовой информации относятся к культурноинформационному ресурсу власти, который путем публикации различных данных может манипулировать сознанием людей. Если средствам массовой информации доверяет большой круг лиц, то они ориентируются на его позицию и мнения. Воспринимают полученную информацию как единственно верную, игнорируя другие точки зрения. В связи с этим средства массовой информации являются сильным пропагандистским рупором, который в умелых руках может превратиться в способ приобретения политической власти в стране.
В-восьмых, государства, которые научились обладать такой силой как СМИ и интернет СМИ, имеют возможность выходить за пределы границ собственной страны и осуществлять пропагандистскую деятельность на территориях других государств. Тем самым навязывая свою идеологию населению другой страны. С осознанием данной возможности, был определен отдельный от остальных вид противостояния - информационная война. Этот вид соперничества представляет собой влияние на чужое информационное пространство страной участницей конфликта с целью получения различных благ, при этом защищая свое информационное поле. С началом процессов глобализации, начали стираться границы между государствами, тем самым открыв возможность для развития всемирных информационных потоков, которые могут быть известны любому человеку. И на этом фоне, во многих государствах появились агентства, целью которых является защита собственных информационных границ и разведывательные действия по отношению к другим странам создающим конкуренцию на информационном рынке.
В этой работе мы проследили сложный набор факторов, объясняющих значимую роль СМИ в различных сферах жизнедеятельности человека, проанализировали, как политические, так и социальные проблемы которые могут возникнуть при изолировании средств массовой информации от политических реалий. Исследование открывает возможность дальнейшего изучения не только положительных, но и отрицательных факторов влияния средств массовой информации на региональные политические процессы.



1. Федеральный закон об информации и защите информации: ФЗ от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ // - М.: Изд-во «Омега-Л», 2007.
2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993г. // СЗ РФ. - 1994. - №32. - Ст.3301.
Монографии и научные статьи
3. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ) : справочное издание. М. : Б. и., Б. г.
4. Антонов К.А. Возможности этнографического анализа производства телевизионных новостей. Журнал социологии и социальной антропологии. -2008.
5. Антонова Д.В. Гражданское участие и информационное участие (к определению понятий) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.10 Журналистика.
2006. №1.
6. Бухарин С.Н. Методы и технологии информационных войн - М.: Акад. Проект, 2007.
7. Вяткин Р. Депутат - СМИ - население: грани взаимодействия // Прессслужба. 2009. №11. С.64-68.
8. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры /Отв. ред. Е.С. Петренко. Москва. Институт Фонда «Общественное мнение». 2008.
9. Дзялошинский И.М. СМИ и гражданское общество /И.М. Дзялошинский// Актуальные проблемы Европы. -2008. -№2. С.192-209.
10. Желтов О. Российские СМИ сегодня: особенности, проблемы и перспективы / О. Желтов; интервью вел В. Гаврилов // Новая библиотека. - 2008. -№9. -С.32-35.
11. Молодое поколение и новые средства массовой коммуникации : мифы и реальность / С. Н. Майорова-Щеглова. - // Вестник РГГУ. - 2010. - N
3. - С.224-229.
12. Средства массовой информации России. 2007 год. Анализ, тенденции, прогноз. -М.: Инфоцентр, 2008. -С.. 11.
13. Андреев Э.М. Средства массовой информации и реформирование России // Социально-политический журнал. 2006. №4. С. 32 - 40.
14. Бетанели Н. Общественное мнение и средства массовой информации: что мешает взаимодействию // Журналист. 2006. №11, 12. С. 34-43.
15. Карпухин О.И. «Паблик Рилейшнз» как информационный менеджмент // Социально-политический журнал. 2005. №1. С. 139 - 150.
16. Балытников В. "Четвертая власть: правовое регулирование. - "ОНС", 1995, №6.
17. Дмитриади Д.Н. Политическая реклама как средство неконфликтного разрешения противоречий в обществе - "Социс", 1994, №3.
18.Засурский И. Политика, деньги и пресса в современной России. - "Свободная мысль", 1996, №10.
19. Мельникова М.А. Информационная стабильность как фактор управления конфликтом. - "Социс", 1996, №3.
20. Розин В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации. "ОНС", 1997, №3.
21. Феоктистов Г.Г. Информационная безопасность общества. - "Социально-политический журнал", 1996, №5.
22. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. - Москва - Киев: "Рефл-бук", 2000
23. Система средств массовой информации России / Я. Засурский, М. Алексеева, Л. Болотова. М.: Аспект-пресс, 2003.259 с.
24. Иванов И. В. Реклама и средства массовой информации. В кн. Судебная палата по информационным спорам. М., "Юридическая литература", 1995, с. 154.
25. Коновченко С.В. Общество - сми - власть / Коновченко С.В. - Ростов- на-Дону: СКАГС, 2001. - С.8-9.
26. Мухин А. - Иностранные средства массовой информации и «медиакиллеры»: сходство и различия. - М. 2002.
27. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы - М.: Прометей, 2004.
28. Дорожкин Ю., Соленикова Н. Интернет в избирательных кампаниях: современные особенности и функции / Ю. Дорожкин, Н. Соленикова// Власть. — 2007. — № 6. — С. 31.
29.Чичановский А.А. Средства массовой информации и власть // Диалог.
1995. №5 - 6. С. 27 - 38.
30. Бетанели Н. Общественное мнение и средства массовой информации: что мешает взаимодействию // Журналист. 1996. №11, 12. С. 34-43.
31. Денис Э. Беседы о масс-медиа. - М.: Вагриус, 1997. - С. 139
32. Солодухин Ю.Н. Российские средства массовой информации: являются ли они «четвертой властью»? // СМИ в политических технологиях. - М.: Энигма, 1995. - С.15.
33. Кузьмен О.В. Социология общественного мнения. - Новосибирск,
1996. - С.34.
34. Кургинян С.Е. «Седьмой сценарий».- М., 1992. - Ч.2. - С.141.
35. Солодухин Ю.Н. Указ. соч. - С.13.
36. Мерилл Д. Беседы о масс-медия. - М.: Вагриус, 1997. - С.155.
37. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1994.
38. Мерилл Д. Указ соч. - С. 153.
Учебники и учебные пособия
39. Берёзкин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2008. -174с.
40. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. -253с.
41. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. - М.: Акад. проект, 2007. -380с.
42. Бурдье Пьер. Социология политики / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993, 336 с. Юрист, 2005, N 6
43. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Юрист, 1995. 352 с.
44. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии: Учеб. пособие/ Демидов А.И., Федосеев А.А.- М.: Высш. шк., 1995.- 271с
45. Горохов В.М. Средства массовой информации в системе политической коммуникации. - М.: Спартак, 1993. 285 с.
Электронные материалы
46. "Росбизнесконсалтинг" - информационное агентство - http: //www. rbc.ru/
47. МИА «Россия сегодня» | РИА Новости - http://ria.ru/docs/about
48. Официальный сайт Бориса Немцова - http://nemtsov.ru/
49. Официальный сайт Ирины Хакамады - http://www.hakamada.ru/
50. Официальный сайт Михаила Прохорова - http://md- prokhorov.livejoumal.com/
51. Официальный сайт Михаила Прохорова


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ