Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Молодежное движение в Великобритании 1950-1960 г.г.

Работа №63260

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
597
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ 15
§ 1. Молодежное движение как культурно-политическое явление 15
§ 2.Молодежные субкультура и контркультура 17
§ 3. Молодежная субкультура в системе культурных ценностей 19
ГЛАВА II. МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ СЕРЕДИНЫ XX СТОЛЕТИЯ 2 3
§ 1. Предпосылки возникновения молодежных субкультур 2 3
§ 2. Идеология молодежного движения 2 7
ГЛАВА III. СУБКУЛЬТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ БРИТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ 31
§ 1. «Тэдди-бойз» и «Ковбои кафе» - первые молодежные
субкультуры Британии 31
§ 2. «Клубные» культуры как главные символы молодежных движений 3 6
Заключение 60
Список источников и литературы 64

Актуальность работы. На современном этапе мирового общественного развития жизнь становится такой сложной и динамичной, что она утрачивает традиционные стабильные опоры и все более приобретает свойство «текучести» . В этих условиях особенно важно понять ценности, которыми руководствуется молодежь. Именно они становятся движущим фактором политики, так как молодёжь является творцом политики будущего и центром модернизации общества. Молодежь является противником консерватизма и застоя, так как у неё гибкая и не перегруженная прошлым память.
Будучи «продуктом» истории, молодежь является связующим звеном в развитии истории каждого конкретного общества. От того, какую траекторию развития выберет молодёжь (идеалы, принципы политики, экономики, нормы нравственности, эталоны культуры и т.п.), зависит направленность исторического развития, его непрерывность. Общество, которое правильно использует потенциал молодёжи, может рассчитывать на своё достойное будущее .
Постановка проблемы. Для осмысления проблемы роли и места молодежи в ходе фундаментальных сдвигов мирового социального развития несомненный научный интерес представляет изучение молодежного движения в европейских странах в «серединные» десятилетия XX века. Эта тема выходит за пределы истории Западной Европы XX века, обретая сегодня большое методологическое значение для изучения особенностей социокультурного развития российского общества последних двух — трех десятилетий. Влияние западной молодежной культуры середины века на молодежь Советского Союза в условиях «железного занавеса» было
ограниченным, локальным. В отношении отдельных субкультурных проявлений, которые тогда складывались у некоторой части советской молодежи под воздействием «просочившихся» западных образцов, идеологические инстанции, общественные организации, прежде всего, комсомол предпринимали меры как морально-политического, так и административного воздействия (кампании против «стиляг», «вещизма», некоторых музыкальных форм, таких как рок-н-ролл и др.).
Между тем, после крушения коммунистического режима, начавшихся широкомасштабных контактов российского населения с западными странами многие формы западной молодежной культуры, возникшие как раз в 1960-е годы, стали достоянием российской молодежи. Изучение этой своеобразной системы культурной ценности позволяет глубже понять те процессы, которые происходили в российском социуме в последние десятилетия, а в практическо-политическом смысле - формировать молодежную политику, которая бы в полной мере учитывала реальную ситуацию молодежи.
Символом молодежных движений 1950 - 1960-х годов в Европе явились события, которые получили обозначение как «революции 1968 года». В мае 1968 года центрами европейских акций протеста стали университеты. Количество молодых людей, посещающих университеты в Западной Европе, значительно возросло, поскольку наметившаяся в XIX веке тенденция к повышению образовательного уровня заметно усилилась. Теперь все дети посещали начальную школу, многие в той или иной форме получали среднее образование, а в послевоенный период все большую роль стало играть университетское образование. К 1970 году в европейских университетах обучалось более 4 млн. студентов.
Их требования определялись местными и общенациональными проблемами, некоторые акции проходили под воздействием событий во Вьетнаме, но главным импульсом для манифестации послужило расширение сферы высшего образования само по себе. За десять лет перед 1968 годом количество студентов в Западной Германии выросло с 196 тысяч до 376 тысяч; во Франции в тот же период — с 202 тысяч до 615 тысяч. Однако в этих и других странах увеличение количества студентов не обеспечивалось соответствующими инвестициями. Прежнее количество преподавателей должно было обучать корпус студентов, который возрос практически в два раза, а университетские здания, включая студенческие общежития, приходили в упадок (В Британии та же проблема угрожающе повторилась в девяностых годах, тогда же учреждения высшего образования всей Европы столкнулись с новыми финансовыми трудностями и проблемами в культурной сфере).
Произошло столкновение культур, поскольку молодые люди, — а их стало гораздо больше (результат послевоенного бума деторождения) и представляли они более широкие слои населения, чем прежде, — начали подвергать сомнению основные положения и структуры, на которых покоились якобы независимые институты высшего образования. Противоречия в социальной идентификации, характерные для периодов общественных сдвигов, проявились, в частности, в том, что большинство студенческих лидеров происходило из привилегированных средних капиталистических классов, которые они столь страстно осуждали. Франция была приведена в состояние почти полного паралича в 1968 году, когда студенты, осуждая «иерархические и авторитарные» методы преподавания, присоединились к французским рабочим, во время крупнейшей всеобщей стачки в европейской истории - в ней участвовало 9 млн. рабочих, и она стоила Франции 5 млн. рабочих дней. Де Голль покинул Париж, но сумел пережить кризис, удержав тогда власть.
«Шестьдесят восьмой» оказался годом потрясений не только в Париже, но и в Германии, где Франкфурт сделался интеллектуальным центром новой, антикапиталистической критики, основные тезисы которой были сформулированы философами, в том числе проживавшим в США Гербертом Маркузе - теоретиком «новых левых». Интересно, что характерное для этой критики выражение «капиталистический военный промышленный комплекс» впервые было применено — в положительном значении - президентом США Эйзенхауэром.
Протесты в Германии и Италии включали и террористические акции. В частности, это относилось к немецкой «группе Баадера и Майнхоф», действовавшей как подпольная партизанская организация и протестовавшей, в частности, против американского «империализма» и его немецких пособников. С 1970 по 1972 годы она грабила банки и устраивала взрывы на военных и гражданских объектах.
По ту сторону «железного занавеса», в Чехословакии, протест принял иную форму, поскольку протестующие студенты пользовались поддержкой нового реформаторского руководства во главе с Александром Дубчеком, ставшим в 1967 году первым секретарем коммунистической партии. Эта временная оттепель, получившая наименование «пражской весны 1968 года», содействовала расцвету в стране различных форм творческого и политического выражения, неприемлемого для руководства стран Варшавского договора. Двадцатого августа советские части вошли в Чехословакию и заставили создать новое коммунистическое правительство, следовавшее указаниям из Москвы. Подавление реформаторского коммунизма в Чехословакии в сочетании с событиями в Венгрии за 12 лет до этого твердо настроили социалистов Западной Европы против советского стиля решений, возникавших в семидесятых годах политических и экономических проблем.
И. Валлерстайн утверждал, что события конца 1960-х годов следует рассматривать как своего рода «всемирную революцию», «заключительным актом которой стал крах коммунистических режимов в 1989 г.» . По его мнению: «Всемирная революция 1968 г. вернула либерализм на место, которое он занимал в период 1815-1848 гг., - всего лишь одной из соперничающих идеологий среди других. И консерватизм, и радикализм/социализм в этом смысле освободились из силового поля
либерализма, которое удерживало их с 1848 по 1968 гг.» .
В «революционные шестидесятые» и в десятилетия им предшествовавшие, в среде молодежи европейских стран стало формироваться особая молодежная субкультура, отрицавшая «буржуазные», «обывательские» ценности и представления. Сложилась интересная ситуация: если Франция, Г ермания дали «образцы» молодежного бунтарства, то основным «поставщиком» моделей новой культуры молодежи явилась Англия, где не было столь массовых выступлений молодых студентов, служащих и рабочих. Такое было возможным в силу того, что Великобритания оказалась единственной страной Западной Европы, где не было ощущения процветания и уверенности в послевоенное десятилетие.
Когда в 1951 по 1964 годы у власти снова оказались консерваторы: 1951 - 1955 гг. во главе с У. Черчиллем; 1955 - 1957 гг. - Энтони Иденом; 1957 - 1963 гг. - Гарольдом Макмилланом, 1963 - 1964 гг. - Александром Дугласом-Хьюмом. Весь период характеризовался застоем в экономике (ежегодный прирост был одним из самых низких в Европе и составлял 2,7%) и упадком международного престижа Англии.
Наиболее серьезной проблемой считалась экономическая стагнация (позднее этот период назвали экономикой «стоп-вперед», когда политика дефляции сменялась взлетом инфляции), симптомами которой были избыточные расходы правительства, жизнь в кредит, непредсказуемые платежные кризисы.
Корни экономических проблем лежали в том, что Британия была самой мощной промышленной державой мира и вышла победительницей в двух мировых войнах, но со значительным долгом за рубежом и потерей лидирующего положения на мировой арене .
В этих условиях у британских молодых людей - в отличие от их французских или немецких сверстников - не было серьезной мотивации для «левацких» выступлений против общества «буржуазного потребления». Можно сказать, что протестной энергии хватило только на пассивное «нестандартное» поведение, формирование знаков и символов новой молодежной субкультуры. Не случайно, в шестидесятых годах самым известным продуктом экспорта Британии сделалась поп-музыка - «Битлз», «Роллинг Стоунз» и «Ху» стали самыми популярными группами за рубежом.
Напрашивается одна историческая аналогия. В эпоху буржуазных революций в Европе 1840 - 1850-х годов немецкое общество, будучи не в состоянии в силу своей политической «недозрелости» втянуться в этот тур революции, ответила на вызовы революционных волн и настроений актом революции научной - созданием немецкой классической философии. Век спустя «сердитое» поколение в Англии не «дошло» до баррикад и схваток с полицией в кампусах, воплотив свою протестную - ослабленную по сравнению с континентальной Европой - энергию в революцию моды и стиля.
Объект исследования - молодёжные движения второй пол. XX в.
Предмет исследования - молодёжные субкультуры Великобритании второй половины XX в.
Историографическая база. Феномен молодежной субкультуры середины XX века в целом, вопросы о молодежных течениях в Великобритании, в частности, являлись объектом изучения целого комплекса гуманитарных наук — истории, культурологии, социологии, психологии, они привлекали внимание философской мысли, представителей социолингвистики, ряда других систем знания . Это объясняется тем обстоятельством, что молодежное движение в Европе в 1950 - 1960-х гг. представляет из себя «многослойное», сложносоставное явление, в содержании которого ощутимо присутствуют факторы самого разного порядка - социально-экономического, культурного, общественнополитического, психологического и др.
Этот значительный историографический комплекс отличается внутренней разнородностью, разными методологическими подходами и теоретическими позициями, которые демонстрируют те или иные авторы. И все-таки можно сказать, что у всех этих работ есть условный общий знаменатель — понимание молодежного движения и молодежной субкультуры середины XX века как новых явлений культурной и политической истории Европы, западного мира в целом, знаменовавших собой те принципиальные изменения, которые происходили в послевоенном мире, включая глобализацию, постиндустриализацию; информатизацию, постмодернизацию, масс-медиавизацию. Отношения к этим явлениям у различных общественно-политических сил и в научном сообществе далеко не одинаковые, иногда даже прямо противоположные. Однако вне зависимости от того, как воспринимаются эти новые ценности, о формировании которых «сигнализировала» молодежная субкультура 50 - 60х годов, они стали заметным фактором мирового культурного и общественно-политического развития, возможно, показывая какие-то стороны жизни в «тени завтрашнего дня».
расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. - 3-е изд., доработ. - М., 1981; Мельвиль А.Ю. «Контркультура», ее эволюция и современные критики на Западе // Вопросы философии. 1974. №8.; Мяло К.Г. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950—1970-х гг. - М., 1990; Омельченко Е.
Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000.; Подзолка Л.П. Вудсток - 25 лет спустя: эволюция хиппи // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - Научноинформационный сборник. - Вып. 2. - М.: .РГБ, 1995; Политика правящих кругов развитых капиталистических стран в отношении молодежи (1960-1980-х гг.). - Томск, 1987. Гл. III.; Хебнер Т. Волны развития неформальных молодежных групп в западном мире // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. науч. тр. / Редкол.: Д.И. Фельдштейн, JI. А. Радзиховский, А.И. Мазурова. - М.,
1988 и др.
Здесь целесообразно выделить ряд работ, которые имели большое значение для осмысления темы дипломного сочинения. Монография Е.Л Омельченко «Молодежные культуры и субкультуры» представляет собой разработанный автором курс по «социологии молодежи». Она содержит анализ исследований молодежных культур в английской, американской и российской традиции. рассмотрение основных подходов к изучению молодежи предваряют авторские рассуждения об определении понятий «молодости» и «молодежи», «возраста», о влиянии семьи, образования, работы, досуга и отдыха на процесс социализации молодежи. Обозначаются существенные различия молодежи, связанные с гендерным фактором, классовыми различиями. В книге содержится обзор основных подходов к изучению молодежных культур и субкультур. Рассматриваются также вопросы, касающиеся функций молодежной культуры и субкультуры.
В книге А.С. Запесоцкого «Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции» исследуются формы, специфика индивидуализации и социальной интеграции молодежи в современном социокультурном контексте, особенности и факторы формирования молодежной субкультуры в период общественных трансформаций. Показана роль молодежи в процессах реформирования общества, анализируются функции молодежной субкультуры: культурной модификации, обеспечения социально-психологической принадлежности, социально-культурной преемственности.
В работе рассматривается понятие самодеятельного молодежного объединения. Дана классификация самодеятельных молодежных объединений на основании нормативно-правового статуса: институциональные самодеятельные объединения, неинституциональные самодеятельные образования, клубные формы молодежной самодеятельности. Последние рассматриваются, в том числе, и в качестве средства выражения общественного мнения, центров формирования новых
7
См.: Омельченко ЕЛ. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000.
идеологий и мировоззрений, приведены типы клубных формирований.
Обращает на себя внимание изданная в 1996 году в Лондоне работа Алекса Керви «Молодежные субкультуры США и Великобритании конца 40 - х и до наших дней»8. Это исследование вносит заметный вклад в изучении молодежных субкультур в Великобритании. Автор предлагает свою классификацию этих субкультур, выделяя их характерные черты и особенности. По своей проблематике с этой книгой перекликается работа Мэттью Колина и Джона Годфри «Измененное состояние»9, где авторы подробно описывает облик и жизнь молодежи Великобритании и США в середине XX века.
Промежуточное положение между мемуаристикой и исследованием занимают некоторые работы писателя В.П.Аксенова, который, опираясь на собственный жизненный опыт, рефлексирует по поводу «хронологических совпадений между западным битничеством и советской ''новой волной"», под которой разумеет появление в первое послесталинское десятилетие новых сил из числа молодых творцов художественных ценностей (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадуллина, В.Аксенов, А.Гладилин, Б.Акуджава, А.Битов, В.Высоцкий, Э.Неизвестный, А.Тарковский и др.) .
«Датские исследователи Ингер Лоридсен и Пер Дальгорд в своей обстоятельной книге, посвященной сопоставлению двух этих явлений, как раз и начинают с хронологии, — подчеркивает В.П. Аксенов. - Пятидесятые годы, пишут они, на Западе считались скучными, материалистическими и компромиссными; все это началось в шестидесятые — разные формы протеста, освободительное движение черных, женщин, студентов, гомосексуалистов, борьба за охрану окружающей среды, против войны во Вьетнаме, хиппозная психоделия и обжигающий рок, дух Кеннеди и прочее.
Похожая картина часто рисуется и в отношении Советского Союза. С
8
См.: Керви А. Молодежные Субкультуры США и Великобритании конца 40-х и до наших дней // Электронный ресурс: http:// wvvw.learv/kervev/
8 См.: Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социальнокультурной интеграции. - СПб:, 1996.
этим предположением датчан в общем-то можно согласиться, если не принимать во внимание таких событий, как Венгерская контрреволюция (народное восстание) и бунт в Новочеркасске, то есть если не считать, что к началу веселого десятилетия с освободительным движением в советском блоке было уже покончено»10. И все же, воспользовавшись атмосферой «оттепели», молодежная субкультура больших городов нашла возможность ярко себя проявить в поэзии, прозе, музыке, визуальном искусстве, и это все получило наименование «новая волна» .
К работам В.П.Аксенова по своим жанровым особенностям - своего рода мемуары-исследование - примыкают литературные автобиографии некоторых деятелей западной культуры - участников литературного и музыкального процесса 60-х в Европе11.
Объектом данного исследования выступает «нонконформистское» движение молодежи Великобритании в 50 - 60-х годах XX века, взятое с точки зрения порожденных им культурных форм и проявлений.
Источниковедческая база исследования сформирована - с учетом специфики темы, а также возможностей автора в смысле доступа к документальным массивам, — на основе опубликованных источников, которые (в том числе в виде электронных ресурсов) содержат официальные документы Великобритании, ряда других европейских государств, а также межгосударственных политических органов европейских стран (Евросоюза, Европарламента и др.), отражающие проблемы молодежи и молодежной политики в середине XX века. Эти документы выражают отношение
политического руководства европейских стран к молодежному движению, а
12
также некоторые материалы, вышедшие из среды самих «новых левых»12.
9 См.: Аксенов В. Ук. соч. - С. 306-307.
10 См., напр.: Дэвис X. Битлз. Авторизированная биография. - М., 1993.
1
См.: Молодежь 70-х. Англия. Испания. Италия. США. Франция. ФРГ. Письма и
документы. . . , . М., 1973 . , [Электронный ресурс]:
http//www.wisconsmmstorv.org/hbrarvarchmves/readraom/socacoLasp:
http://www.oac.cdlib.ore/texts/fsm.html и др.
В качестве своеобразных документов, которые содержат обозначения идеологических позиций молодежных движений, были использованы работы
13
представителей «новых левых», получившие программное значение . Разумеется, по своему содержанию эти источники существенно отличаются от официальных документов государственного происхождения, несут острый критический заряд против буржуазных порядков, господствующих культурных ценностей как «отчуждающих» человека от его «истинной сущности».
Важно также подчеркнуть, что в идеологических конструкциях «новых левых» отсутствовала конструктивная реальная программа коренного преобразования западного общества, хотя «левые» идеологи на словах призывали как раз к революционному ниспровержению капиталистического строя.
Кроме того, в виде источников были использованы документы мемуарного типа — воспоминания деятелей отечественной науки и культуры о ситуации в Британии в 50 - 60 годы XX века .
Целью данной работы является исследование контркультурных проявлений британской молодежи в середине XX столетия как основных форм протестного молодежного движения в первые послевоенные десятилетия.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— интерпретировать и уточнить понятия «молодежная культура», «молодежное движение», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура», выявить их специфику и значение для осмысления молодежного протестного движения в западном обществе;
— раскрыть социополитические и культурные предпосылки
13
молодежных движений в послевоенной Европе;
— охарактеризовать основные модели и образы контркультурных молодежных движений в Англии.
Теоретико-методологическая база работы ориентирована на междисциплинарный подход, используя, наряду с методами исторической науки, социологический, культурологический и некоторые иные теоретические интерпретации и принципы. Из собственно исторических методов исследования делается упор на методы исторической ретроспекции, историко-генетический и сравнительно-исторический (компаративистский).
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты можно использовать в различных гуманитарных дисциплинах (от культурологии до истории) при написании учебных программ, методических пособий, планов-конспектов для проведения занятий. А также материалы работы можно использовать при изучении протестных и молодёжных движений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Каждое из десятилетий XX века имеет свой «имидж», свою характеристику в национальной памяти, но подлинно переломным десятилетием предстают шестидесятые годы, причем действительно в мировом масштабе. Шестидесятые были подлинной революцией, преображением жизни Запада и в области материального существования, и стиля жизни, и семейных отношений, и личных свобод.
В Европе и сейчас немало тех, кто полагает, что в шестидесятые была упущена возможность подлинной, а не ложной по советскому образцу, марксистской революции. Но революция произошла, только не по «классическим» образцам.
Знаковыми событиями этой эпохи были возникновение ансамбля «Битлз», университетские бунты в Беркли и Колумбии и парижский май 1968 года. Это были подлинные взрывы, уничтожившие систему строгих социальных запретов и иерархий, совпавшие с быстрым ростом экономического благополучия Запада. Среди главных последствий следует выделить быстрое превращение масс-медиа в ведущую общественнополитическую силу, и одновременно международную роль молодого поколения, объединенного новой интернациональной масскультурой.
Представление о том, что культурная революция 1960-х имела целью разрушение буржуазного общественного порядка, вряд ли можно принять.
С самого начала основные контркультурные движения 1960-х не воевали с культурным истэблишментом, а проникали в него, сращивались с ним, преображали его изнутри. Большинство самых смелых культурных новаций того периода - от рок-н-ролла до радикального феминизма — с большим успехом использовали существующие механизмы капиталистического предпринимательства в музыкальном, концертном, издательском бизнесе. В этом отношении они оставались в рамках капиталистической этики.
Молодежные движения 1960-х годов в Великобритании отражала особенности социально-экономической ситуации в этой стране в послевоенное время. В отличие от капиталистических стран континентальной Европы, которые демонстрировали, особенно под влиянием плана Маршала, бурный экономический рост, послевоенная Британия переживала весьма трудные времена — замедление экономического развития, упадок влияния за рубежом, падение фунта стерлинга и т.д. Соответственно, у британской молодежи была ослаблена мотивация для радикальных выступлений против ценностей «общества потреблений». «Не отвлекаясь» на масштабные схватки с полицией, носители авангардистского сознания в молодежной среде «сосредоточились» на создании новых символов и брендов британского, а по сути дела, и общеевропейского движения молодежи.
Для осмысления этих процессов в социологическом и историконаучном смыслах принципиальную роль играют концепции субкультуры и контркультуры. Собственно, эти концепции и появляются в 1960-х годах для описания тех сдвигов, которые происходили в это время в молодежной среде и в культурной ситуации в целом.
Молодежные контркультурные движения и молодежные субкультуры — социально обусловленный феномен: с одной стороны, они порождаются самой социальной жизнью, а с другой, служат своеобразной формой протеста и в то же время способом адаптации молодежи к данному обществу. Контркультурные движения — это неизбежное следствие социального конфликта, открытого и осознанного протеста молодежи против «общества взрослых», его ценностей и авторитетов. Молодежная субкультура чаще нейтральна по отношению к общей модели культуры, в рамках которой она возникла и существует. Субкультура выступает как значащая среда, создающая определенную картину мира и передающаяся путем социализации в ней новых членов, это, по сути, наиболее компромиссный способ сублимации асоциальных и внесоциальных импульсов. Исходными
мотивами возникновения субкультурных молодежных образований
выступают острая потребность молодежи в социальном приятии, «экзистенциальный кризис возраста», поиски себя, своего места в мире, потребность в самореализации, самовыражении.
Молодежная субкультура обретает контркультурный статус, когда сообщество «отверженных», «иных» молодых людей выступает с открытым протестом, не желая вписываться в установленные основной культурой нормативные рамки и стереотипы поведения.
Анализ «Тэдди-бойз» как первой молодежной субкультуры Британии, различных клубных культур, поставлявших главные символы для молодежных движений, позволяет сделать вывод о молодежных
контркультурных формах 60-х годов как о сложносоставных духовноорганизационных формированиях, на характер которых, в частности, оказывали влияние идеи теоретиков «новых левых», новые образы идентификации в усложняющейся межрасовой структуре британского и других западных обществ.
Суб-контр-культурные проявления по определению позиционируют себя относительно господствующей в обществе, а также иных систем культурных ценностей. В 60-е годы образы Другого ассоциировались с ценностями «общества потребления», субкультурными комплексами негритянской молодежь, находившейся по общему правилу в позиции социальных аутсайдеров, кроме того своего рода материалом для новой идентификации молодежи служили восточные изотерические культы и музыкальные формы.
Обращение к «черной» культуре сыграло важную роль в формировании таких значительных субкультур как «белые хипстеры», «моды», «скинхэдс». Культурный трансферт осуществлялся, главным образом, через музыкальную сферу, хотя некоторые «белые» субкультуры заимствовали у «черных» субкультур элементы имиджа. Помимо этого, в поисках альтернативы современному обществу многие молодежные субкультуры обращались к культурному опыту тех народов, которые принято считать «примитивными» - индейские племена Америки, полинезийцы и др.
Внутренняя, подспудная идея субкультурных движений - претензия на признание социумом, стремление занять в нем привилегированное положение выражалось в том, что многие субкультуры городских низов стремись стереть границу между социальными аутсайдерами и относительно благополучными представителями среднего класса, как это характерно для «моды», «тэддиз», «рейверы» и др.
Сегодня становится очевидным, что в 1960-е годы западный мир обрел новое измерение - ярко выраженные молодежные суб-контр- культурные формы. Мода, музыкальные стили, особые социокультурные сообщества молодежи подвержены динамичному изменению, однако сам феномен молодежных культурных форм превратился в константу западного общества, а теперь и общества российского. Последние десятилетия XX - начала XXI веков ознаменованы новыми процессами в этой сфере, в частности, зачастую те или иные формирования молодежной культуры сопряжены с движением футбольных болельщиков. «Игра» идет на поле символов, знаков, цветовых обозначений, но этот внешний антураж скрывает реальные процессы социализации и политизации - примерно также, как средневековые ереси выражали конкретные социально-экономические интересы тех или иных групп населения. Осуществляя «расшифровку», «декодирование» молодежных форм культуры, их динамику и вектор эволюции, можно выносить достаточно обоснованные суждения о тенденциях будущего развития социума.



1. Аксенов В. Десятилетие клеветы (радиодневник писателя). - М.:
ЭКСМО, 2004. -416 с.
2. Деррида Ж. Позиции // Позиции - Киев, 1997. - 157 с.
3. Дубровский Э. Краткая хроника рока / Парус, 1989. № 1. - С. 3-5.
4. Дэвис X. Битлз. Авторизированная биография: Пер. с англ.; Послесловие А.В. Макаревича. - М.: Радуга, 1993. - 416 с.
5. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. Пер. с англ. - М., 1994. - 368 с.
6. Молодежь 70-х. Англия. Испания. Италия. США. Франция. ФРГ. Ст. и корреспонденция советских и зарубежных писателей, журналистов, общественных и политических деятелей о молодежном движении Запада. Письма и документы. - М.: Молодая Гвардия, 1973. - 120 с.
7. Осипов В.Б. Британия глазами русского. - М.: АПН, 1976. - 240 с.
8. Россия и Британия / Сб. статей и воспоминаний. Вып. 2. - М.: Радуга, 2000. - 467 с.
9. Симонов В.О. Британия без туманов. — М.: Издательство агентства печати, 1985. - 280 с.
10. Фуко М. Предисловие к трансгрессии. - М.: ВАГРИУС, 1992. - 406 с.
11. Электронный ресурс: http://www.oac.cdlib.or2/texts/fsm.htn1l Электронный ресурс:
http://www.wisconsinhistorv.ore/librarvarchivives/readroom/socacol.asp II. Литература
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. Изд-во Казан, ун-та. 1997. - 420 с.
2. Байчоров A.M. От разбитого поколения к контркультуре (парадоксы молодежного протеста в США). — М.: Наука, 1977. — 170 с.
3. Богомолов П. Полвека молодежной субкультуры на Западе // Международная жизнь 2016г. № 8.- С.162-176.
4. Винер Дж. Вместе! Джон Леннон и его время. Пер. с англ. - М.: АО Издательство Радуга, 1994. - 304 с.
5. Вульф В. Вокруг Вудстокского фестиваля / Театр, 1970. № 10. С. 147156.
6. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. - Тверь: Издательство ЛЕАН, 1997. - 288 с.
7. Гуревич П.С. Проблемы субкультуры в современной зарубежной культурологи // Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». - М.: 1987. - 160 с.
8. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры:
Критический анализ: (Инфантилизм как тип мировосприятия и
социальная болезнь). - М.: Наука, 1980. - 264 с.
9. Иконникова С.И. Критика буржуазных концепций молодежной культуры. - М.: Наука, 1976. — 150 с.
10. Исламшина Т.Г. и др. Молодежные субкультуры. - Казань: Изд- во КГТУ, 1997.-287 с.
11. Керви А. Молодежные субкультуры США и Великобритании с конца
40-х по наши дни. Электронный ресурс:
http://vookstock.narod.ru/DIPLOM.HTM
12. Колин М., Годфри Д. Измененное состояние. История экстази и рейв- культуры. - М.: Ультра. Культура, 2004. — 360 с.
13. Критика буржуазных теорий молодежи / Введение, глава 1, глава 4 (4.1 4.6) В. Фридрих; Глава 2 В. Гайер; Глава 3, глава 4 (4.7) П. Фос; Пер с нем. Г.С. Черновой; Общ. ред. и предисл. Б.К. Лисина. — М.: Прогресс, 1982. — 335 с. (Критика буржуаз. идеологии и ревизионизма).
14. Марвик А. Шестидесятые: Культурная революция в Великобритании, Франции, Италии и США. Электронный ресурс:
15. Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи: критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активации человеческого фактора». — М., 1987. — 160 с.
16. Мельвиль А.Ю. «Контркультура», ее эволюция и современные критики на Западе//Вопросы философии. 1974. №8. С. 154.
17. Молодежная политика британского государства - первая треть XX века. Омск: ОмГУ, 1997. 248 с. 19. «Молодежный вопрос» в английском парламенте (1964-1970 гг.) // Вопросы истории молодежного движения. - Томск, 1973. Вып. 2. - С. 116-133.
18. Оборонко В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов: Научноаналитический обзор. - М., 1990. С.8-22.
19. Мяло К.Г. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-1970-х гг. - М.: Молодая Гвардия, 1990.С. - 287
20. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Институт социологии РАН, 2000. - 382 с.
21. Орлова З.А. Субкультура в структуре современного общества // Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 8-15. М.: 1987. - 160 с.
22. Писарев М.Г. Неформальные движения молодежи в США и странах Запада в 60-70-е годы. — М., 1989.
23. Подзолка Л.П., Вудсток - 25 лет спустя: эволюция хиппи // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Научноинформационный сборник. Вып. 2. - М.: РГБ, 1995. - 108 с.
24. Политика правящих кругов развитых капиталистических стран в отношении молодежи (1960-1980- гг.). — Томск, 1987. Гл. III. С. 127173.
25. Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. науч. тр./ Редкол.: Д.И. Фельдштейн, JI.A.
Радзиховский (отв. редакторы), А.И. Мазурова. - М.: 1988. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ