КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие лексики и ее развитие в онтогенезе 6
1.2. Особенности развития лексики у младших школьников с общим
недоразвитием речи 15
1.3. Анализ эффективности методов, средств по формированию лексики у
младших школьников с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Исследование особенностей формирования лексики у младших
школьников с общим недоразвитием речи 30
2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию
лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие лексики и ее развитие в онтогенезе 6
1.2. Особенности развития лексики у младших школьников с общим
недоразвитием речи 15
1.3. Анализ эффективности методов, средств по формированию лексики у
младших школьников с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Исследование особенностей формирования лексики у младших
школьников с общим недоразвитием речи 30
2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию
лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Формирование лексики у детей с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи рассматривается на современном этапе с учетом психолингвистических концепций, которые раскрывают принципы организации и механизмы формирования лексикона, давая понять причины отставания или искажения речевого развития.
Одним из центральных направлений коррекционно-развивающего обучения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является речевое развитие. Поэтому неотъемлемой частью языкового образования, саморазвития и социализации детей является: воспитание любви к слову, речевой культуре и формирование познавательной сферы.
Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Современное языковое образование младших школьников в настоящее время направлено на совершенствование их языковой и речевой компетенции, которые требуют особого внимания к развитию у учащихся лексикона. Словарный запас ребенка как один из компонентов языковой компетенции представляет собой организованную систему знаний о словах, их значениях и правилах употребления.
При овладении учащимися словарным составом языка учитывают закономерности строения и развития индивидуального лексикона, а также особенности лексикона определённой возрастной группы.
Младшие школьники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в усвоении программного материала, это подмечено многими учеными. Характерной особенностью проявления дефекта при общем недоразвитии речи отмечается своеобразие формирования лексической системы.
Изучением проблемы особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию, занимались такие видные ученые как: Бабина Г.В., Т.Б. Барминкова, В.К. Воробьева, О.Е.Грибова и другие. Исследователи указывают на значительные отклонения в развитии лексикона детей с общим недоразвитием речи по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Для данной категории детей является характерным бедность активного и пассивного словаря, недифференцированное употребление слов, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретными и обобщающим значением.
В настоящее время изучением лексики у детей с нарушениями речи продолжается современными авторами такими, как Л,А, Тишина, О.Е. Громова, Т.В. Туманова и др.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи
Объект исследования: процесс формирования лексики младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система коррекционно-педагогической работы по формированию лексики младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективна при выполнении следующих условий:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи;
- учет особенностей нарушения речи при общем недоразвитии речи;
- поэтапность и систематичность работы над развитием лексики детей;
- включение в занятия словесных игр.
В ходе работы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа специальной литературы обосновать проблему исследования.
2. Исследовать уровень сформированности лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать систему работы по формированию лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи .
Методы исследования:
1. теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. эмпирический: эксперимент (констатирующий);
3. метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы: Р.Е. Левиной (системный подход к анализу речевых нарушений), А.А. Залевской (учение о лексиконе как о динамической самоорганизующейся функциональной системе, являющейся результатом психического отражения окружающей действительности); А.Н. Гвоздева, М.Р. Львова (теория развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием), Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой (теория общего недоразвития речи, теоретические основы и методы коррекции речевых дефектов) и др.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №10» г. Белгорода.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Одним из центральных направлений коррекционно-развивающего обучения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является речевое развитие. Поэтому неотъемлемой частью языкового образования, саморазвития и социализации детей является: воспитание любви к слову, речевой культуре и формирование познавательной сферы.
Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Современное языковое образование младших школьников в настоящее время направлено на совершенствование их языковой и речевой компетенции, которые требуют особого внимания к развитию у учащихся лексикона. Словарный запас ребенка как один из компонентов языковой компетенции представляет собой организованную систему знаний о словах, их значениях и правилах употребления.
При овладении учащимися словарным составом языка учитывают закономерности строения и развития индивидуального лексикона, а также особенности лексикона определённой возрастной группы.
Младшие школьники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в усвоении программного материала, это подмечено многими учеными. Характерной особенностью проявления дефекта при общем недоразвитии речи отмечается своеобразие формирования лексической системы.
Изучением проблемы особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию, занимались такие видные ученые как: Бабина Г.В., Т.Б. Барминкова, В.К. Воробьева, О.Е.Грибова и другие. Исследователи указывают на значительные отклонения в развитии лексикона детей с общим недоразвитием речи по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Для данной категории детей является характерным бедность активного и пассивного словаря, недифференцированное употребление слов, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретными и обобщающим значением.
В настоящее время изучением лексики у детей с нарушениями речи продолжается современными авторами такими, как Л,А, Тишина, О.Е. Громова, Т.В. Туманова и др.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи
Объект исследования: процесс формирования лексики младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система коррекционно-педагогической работы по формированию лексики младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективна при выполнении следующих условий:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи;
- учет особенностей нарушения речи при общем недоразвитии речи;
- поэтапность и систематичность работы над развитием лексики детей;
- включение в занятия словесных игр.
В ходе работы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа специальной литературы обосновать проблему исследования.
2. Исследовать уровень сформированности лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать систему работы по формированию лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи .
Методы исследования:
1. теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. эмпирический: эксперимент (констатирующий);
3. метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы: Р.Е. Левиной (системный подход к анализу речевых нарушений), А.А. Залевской (учение о лексиконе как о динамической самоорганизующейся функциональной системе, являющейся результатом психического отражения окружающей действительности); А.Н. Гвоздева, М.Р. Львова (теория развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием), Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой (теория общего недоразвития речи, теоретические основы и методы коррекции речевых дефектов) и др.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №10» г. Белгорода.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Исследование особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи представляет собой одно из актуальных направлений коррекционной работы с детьми указанной категории, так как открывает возможности комплексного подхода к формированию и совершенствованию лексической системы.
Слово - является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования.
Развитое у ребенка умение употреблять слова в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу. Умение ребенка понимать значение слов позволит ему осознанно владеть языком, обогатит его речь, повысит словесную культуру.
Основной задачей коррекционно-педагогической работы является помощь детям с общим недоразвитием речи в устранении недостатков в их речи, также необходимо приблизить уровень практического владения ими лексикой к норме, т. е. научить детей пользоваться речью как средством общения. Важно, чтобы у детей происходило не формативное накопление слов, а подготавливалось сознательное их использование в самостоятельной речи.
Развитие лексики у школьников с общим недоразвитием речи можно обеспечить при условии проведения систематической, целенаправленной и дифференцированной логопедической работы.
Нами была проведена экспериментальная работа по формированию лексики у младших школьников с общих недоразвитием речи. Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей № 10» г.Белгорода. В исследовании приняли участие 15 детей, из них 5 учащихся - 1 класса с ОНР, 5 учеников - 2 класса и 5 учащихся - 3 класса с НЧП, обусл. ОНР.
Констатирующий эксперимент показал, что у младших школьников с ОНР имеют место количественные и качественные особенности лексики.
Анализ ответов детей показал, что особенно бедно в их активном словаре представлены глаголы и имена прилагательные. Задание на подбор синонимов и антонимов показало неумение детей с речевыми нарушениями выделить существенные семантические признаки в значении слов и, следовательно, сравнить значение слов на основе единого семантического
признака. При объяснении значения слов установлено, что дети с ОНР, указывали денотативные признаки и не дифференцировали элементы семантического поля. Мы выяснили, что у первоклассников уровень форсированности лексики хуже, чем у детей 2 и 3 класса. Нами был выведен общий результат по всем классам, который показал: средний уровень -20 %, ниже среднего - 60%, низкий -20%.Полученные результаты на констатирующем этапе подчеркивали необходимость проведения логопедической помощи по формированию лексики младших школьников с ОНР.
Полученные результаты указывают на поиск эффективных методов работы с детьми. Поэтому обобщив результаты мы разработали систему коррекционно-педагогической работы по формированию лексики у младших школьников с ОНР. Проведение занятий по предложенной нами системе будет способствовать обогащению и активизации словаря детей с общим недоразвитием речи.
Выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Поставленные задачи решены.
Слово - является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования.
Развитое у ребенка умение употреблять слова в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу. Умение ребенка понимать значение слов позволит ему осознанно владеть языком, обогатит его речь, повысит словесную культуру.
Основной задачей коррекционно-педагогической работы является помощь детям с общим недоразвитием речи в устранении недостатков в их речи, также необходимо приблизить уровень практического владения ими лексикой к норме, т. е. научить детей пользоваться речью как средством общения. Важно, чтобы у детей происходило не формативное накопление слов, а подготавливалось сознательное их использование в самостоятельной речи.
Развитие лексики у школьников с общим недоразвитием речи можно обеспечить при условии проведения систематической, целенаправленной и дифференцированной логопедической работы.
Нами была проведена экспериментальная работа по формированию лексики у младших школьников с общих недоразвитием речи. Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей № 10» г.Белгорода. В исследовании приняли участие 15 детей, из них 5 учащихся - 1 класса с ОНР, 5 учеников - 2 класса и 5 учащихся - 3 класса с НЧП, обусл. ОНР.
Констатирующий эксперимент показал, что у младших школьников с ОНР имеют место количественные и качественные особенности лексики.
Анализ ответов детей показал, что особенно бедно в их активном словаре представлены глаголы и имена прилагательные. Задание на подбор синонимов и антонимов показало неумение детей с речевыми нарушениями выделить существенные семантические признаки в значении слов и, следовательно, сравнить значение слов на основе единого семантического
признака. При объяснении значения слов установлено, что дети с ОНР, указывали денотативные признаки и не дифференцировали элементы семантического поля. Мы выяснили, что у первоклассников уровень форсированности лексики хуже, чем у детей 2 и 3 класса. Нами был выведен общий результат по всем классам, который показал: средний уровень -20 %, ниже среднего - 60%, низкий -20%.Полученные результаты на констатирующем этапе подчеркивали необходимость проведения логопедической помощи по формированию лексики младших школьников с ОНР.
Полученные результаты указывают на поиск эффективных методов работы с детьми. Поэтому обобщив результаты мы разработали систему коррекционно-педагогической работы по формированию лексики у младших школьников с ОНР. Проведение занятий по предложенной нами системе будет способствовать обогащению и активизации словаря детей с общим недоразвитием речи.
Выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Поставленные задачи решены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ
ПАРНОЙ СОГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по формированию активного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня в старший дошкольный период
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



