Введение 3
I. Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников 6
1.1 Понятия и виды воображения 6
1.2 Особенности развития воображения младших школьников 14
1.3 Особенности творческого воображения у младших школьников 19
Вывод по главе 26
II. Развитие воображения в условиях обучающего эксперимента 28
11.1 Содержание и методика опытно - экспериментальной работы 28
11.2 Констатирующий этап эксперимента 30
11.3 Формирующий этап 35
II.4 Контрольный этап эксперимента 38
Вывод по главе 42
Заключение 43
Список использованной литературы
В наше время проблема творческого воображения у детей одна из важнейших проблем, стоящих перед школой. Возможность создавать что- либо новое, необычное, закладывается еще в детстве, через развитие высших психических функций. Если говорить о младших школьниках, то развить у детей такую важную и сложную психическую функцию, как воображение, помогает творческая деятельность в процессе обучения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает снижение активности этой функции.
В научно-методической литературе существует множество определений понятия "воображение", но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во- первых, способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, это формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Стержневым видом искусства в воображение является литература. Художественная литература несет в себе огромный потенциал: приобщает человека к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействия оно оказывает на личность. Литературному творчеству детей на уроках следует уделять особое внимание, так как оно нужно, прежде всего, самому ребенку для овладения речью как средством передачи чувств, мыслей, внутреннего мира человека, развития его воображения.
Проблема развития творческого воображения младших школьников разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных исследователей (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн , Т.Рибо, В.В.Давыдов, А.В.Брушлинский, Э.В.Ильенков, И.М.Розет , К.Тейлор (Taylor С.), Ричарде (Richads L.) и др.), в то же время она остается до сих пор актуальной.
Цель исследования - выявить педагогические условия развития творческого воображения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения младших школьников.
Предмет исследования - особенности и условия развития творческого воображения младших школьников в процессе изучения литературы.
Гипотеза исследования. В своей работе мы исходили из предположения, что процесс развития творческого воображения младших школьников будет эффективным, если использовать на уроках чтения в начальной школе средства межпредметной интеграции, включающей в себя взаимодействие трех видов искусств: литературы, изобразительного искусства и музыки.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень творческого воображения младших школьников.
3. Разработать цикл интегрированных уроков с целью повышения уровня творческого воображения младших школьников и экспериментально проверить их результативность.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, взаимно дополняющих друг друга: теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы; наблюдение, беседа и педагогический анализ деятельности учащихся начальных классов; педагогический эксперимент.
База педагогического исследования: Гимназия №125 г. Казани.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические материалы могут быть применены в практике начальной школы.
Развитие воображения детей играет важную роль в общем развитии ребенка, в становлении его личности, в формировании жизненного опыта. В силу этого необходима постоянная работа по развитию воображения детей младшего школьного возраста, одновременно используя его для оптимизации учебной деятельности.
Анализ научно-методической литературы позволил разработать содержание и методику экспериментального исследования с целью выявления эффективных условий развития творческого воображения младших школьников. Результаты эксперимента подтведили рабочую гипотезу исследования, согласно которой процесс развития творческого воображения младших школьников будет эффективным, если использовать на уроках чтения в начальной школе средства межпредметной интеграции, включающей в себя взаимодействие трех видов искусств: литературы, изобразительного искусства и музыки.
В заключение необходимо отметить, что творческая деятельность учащихся на уроках способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; воображения, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решении задачи; трудолюбия. Результатом именно такого обширного и эффективного развития качеств, становится самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение и т.д. где творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Таким образом, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.
1. Барышева Т.А., Щекалов В.А. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей. - Д.: Феликс, 2004 - 416с.
2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. - С.96
3. Воспитание творческого читателя: Книга для учителя / под ред. Михалкова С.В., Полозовой Т.Д. - М.: Просвещение, 1981
4. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под редакцией Рамзаевой Т.Г. - СПб: Специальная литература, 1998.- С.44-52.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-93 с.-13.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1998.
7. Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. - М., 1960.
8. Запорожец A.B. Развитие воображения и деятельно-сти//Вопросы психологии, 1996. №6. С. 43-51.
9. Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников/Начальная школа, 1995. № 10. С.4-8.
10. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. - М., 2008.
11. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. - М., 1956
12. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. - М.,2003.
13. Коршунова J1.C. Воображение и его роль в познании. М., 1979.- 145 с.
14. Кошмина И. В. Межпредметные связи в начальной школе [Текст] / И. В. Кошмина. — М. : Владос, 2001. — 142 с.
15. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение; Учебная литература 1996.
16. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль.Академия развития, 1996.
17. Кубасова О.В. Любимые страницы. Литературное чтение: Методические рекомендации. 3 класс. - М.:Дрофа, 2006. - 208с.
18. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения//Начальная школа, 1991. №9.- С. 26-31.- 42.
19. Куденко Н.И. Интегрированный урок чтения и музыки // Начальная школа. -1995.- №1. - С.36-37
20. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. -М., 1981. - 250с.
21. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] / П. Г. Кулагин. — М. : Просвещение, 1981. — 95 с.
22. Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. - М., 2002.
23. Литература в школе / под ред. Крупина Н.Л. - М.: №1, 1996
24. Литература в школе / под ред. Крупина Н.Л. - М.: №7, 1998
25. Литература в школе / под ред. Крупина Н.Л. - М.: №8, 1998
26. Литература в школе / под ред. Крупина Н.Л. - М.: №6, 2000
27. Лямина В.Н. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам//Начальная школа. - №11. - 1995.- С.21-25
28. Маранцман Е.К. От образа к смыслу: Развитие образного и концептуального мышления школьников на уроках литературы. - СПб.: «Наука», «Сага», 2005
29. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством // Литература в школе, 1998, №8.
30. Мельник Э. Л. Интегрированные уроки // Начальная школа.. — № 5. — 1998 .- С. 74—76.
31. Методика преподавания литературы: учебник для студ. Пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2011.
32. Москвина Г.А. Развитие воображения и творчества на уроках композиции//Искусство в школе, 1995. №1.- С.38-39.
33. Новлянская З.Н. Творческие учебные задания на уроках литературы в начальной школе//Психологическая наука и образование, 1996. №2. С.61-67.
34. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982. - 96 с.
35. Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М., 1940
36. Рыбакова М.М. Развитие творческого воображения в учебной деятельности младшего школьника//Педагогическая психология и школьная практика. Ученые записки. №90. Ярославль, 1872. - С.29-38.
37. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006 -381с.
38. Скороходова Е.Н. Мир искусства на уроках чтения // Начальная школа. - 2005.- №3. - С.20-23
39. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для детей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996
40. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996.