Введение
Глава 1. Творческий путь О. Уайльда 8
1.1. Философские предпосылки эстетизма 12
1.2. Эстетические теории Дж. Рёскина и У. Пейтера и их
влияние на творчество О. Уайльда 18
1.3. Принципы эстетизма О. Уайльда 20
Глава 2. Особенности эстетической концепции
О. Уайльда в публицистике 32
2.1. «Происхождение исторической критики» 32
2.2. Эстетические принципы сборника «Замыслы» 33
2.3. Специфика эстетизма в интервью и лекциях Оскара Уайльда 39
2.4. Эстетическое мышление в письмах писателя 42
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность работы. Оскар Уайльд - один из тех писателей XIX века, которого читают и с интересом изучают в XXI веке. Уайльда проходят в школе, его произведения используются для изучения английского языка, о нем читают лекции на гуманитарных факультетах университетов, его пьесы ставятся на лучших сценах мира. Издаются новые книги и переводы на разных языках. Литераторы, исследователи, философы, словом все, кто связан с гуманитарными профессиями изучают его влияние на последующие направления и течения в литературе. Помимо этого исследуются проблемы его творчества и источники: нравственные, философские, стилистические. Интерес к О. Уайльду в первую очередь связан с тем, что он сам обозначил свою роль в обществе, т.е. он объявил себя «профессором эстетики» и «символом искусства и культуры». В своих работах он явно показал, что существует превосходство искусства над жизнью и, что искусство должно держать ответ перед ней. Это и является парадоксальной точкой зрения автора.
Учитывая все жизненные перипетии и «падения» О. Уайльд все же сохранил достоинство и до последнего отстаивал право быть тем, кто он есть, а значит самим собой. Из этого следует вывод, что он был полон решимости и не отступал от своих идей, как сам он сказал, не предавал свою индивидуальность в угоду общественно-моральным ценностям - это явно прослеживается во всем его творчестве.
Его главным оружием в литературном, да и в реальном мире стал парадокс.
Парадоксальность О. Уайльда является зеркальным отображением культурно-исторических противоречий его времени. Идеологические и моральные представления того времени, общественная ситуация и литературный быт викторианской эпохи «вырастило» его парадоксальность. Поэтому можно сказать, что именно в контексте истории более четко прорисовывается концепция О. Уайльда, которая была реакцией на философию эстетизма, викторианства и нового идейного течения XIX века английской литературы. В атмосфере противоречивых идей викторианской эпохи О. Уайльд занял особую позицию проповедника эстетизма, для которого красота превыше морали, искусство выше реальности, а наслаждение - самое ценное в жизни.
Когда говорят об О.Уайльде в мыслях сразу всплывает его образ «денди», образ аристократичный и странный, который поражал всех своими одеждами и аксессуарами и в тоже время, хорошо соединяя это с его острословием.
А если рассматривать творчество писателя, то нельзя не отметить тот факт, что в современном литературном сообществе его не рассматривают иначе, чем через призму жизненного пути. Такой способ изучения является традиционным для исследователей. Хочется заметить, что этот способ применим к О. Уайльду, но в самых размытых чертах, потому как, если говорить о его творчестве, то, несомненно, на него в большей степени повлиял эстетизм, воплотившийся на всех этапах его литературного творчества.
Достаточно часто за пределами исследований работ О. Уайльда находятся его публицистические произведения, письма, дневниковые записи и т.п., словом вся нехудожественная проза.
Детальное изучение текстов поможет разобрать специфику развития эстетического течения в литературе, а так же пролить свет на мировоззрения автора и на его роль в журналистике. Все еще достаточно сильный интерес к этому явлению в последние годы проявляют исследователи, чем и обуславливается актуальность этой работы.
Учитывая эстетико-теоретическую художественную мысль Англии второй половины XIX века, можно с уверенностью сказать, что предмет будет выявлен через призму взаимодействия и взаимовлияния индивидуальных и общеэстетических течений того времени, а так же через изучение тенденций и явлений литературы. Интеллектуальность и эстетический взгляд писателя ещё в ранние годи его творческой деятельности привёл к пониманию диалектической природы взаимоотношений человека и действительности, человека и культуры, традиции и новаторства, прошлого и настоящего. С этим связан и его необычайный интерес к античной эстетике и к эстетике эпохи романтизма, включающие в себя позиции различных художников и адептов доктрины «искусства для искусства».
Несмотря на большое количество критических работ, которые рассматривают философско-эстетическую проблематику наследия Уайльда, в отечественном литературоведении было проведено не так много исследований, охватывающих все работы нехудожественного характера. Так, фактически без должного внимания отечественной критики остались «Оксфордские тетради» Уайльда, его ранняя научно-исследовательская работа «Происхождение исторической критики», тексты американских интервью, большая часть американских лекций и журнальных критико-обозревательских публикаций, а также эпистолярий автора (за исключением письма-исповеди «De Profundis»).
Рассмотрение журналистских и публицистических работ сквозь время даёт возможность проследить все этапы развития философско-эстетических исканий Уайльда и обозначить все периоды его теоретической деятельности. Как итог вся нехудожественная проза предстаёт как единое целое, как пазлы одной картины, как творческая лаборатория художника, профессионально и теоретически обоснованно работавшего над делом своей жизни.
Отсюда следует, что все художественные произведения могут быть рассмотрены через призму его эстетической теории и философских взглядов. В этом и проявляется практическая значимость данного исследования.
Если осмыслить все особенности философско - эстетического содержания работ Оскара Уайльда в культурологическом ключе второй половины XIX века, то с такой позиции можно лучше рассмотреть и изучить эстетизм как закономерное явление культуры, как особый вид индивидуального и творческого типа художественного сознания.
Цель работы: рассмотреть становление эстетизма в публицистических произведениях О. Уайльда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность эстетизма
2. Выявить специфические черты эстетизма О. Уайльда
3. Подробнее изучить специфику эстетического течения в интервью и лекциях О. Уайльда.
4. Дать анализ критическим статьям писателя.
5. Уделить внимание роли писем в творчестве писателя.
Объектом работы публицистика Оскара Уайльда.
Предметом - эстетизм в публицистике автора.
Методологической основой дипломной работы послужили работы отечественных и зарубежных авторов (среди них - И. В. Арнольд, JT. С. Выготский, Н. Я. Дьяконова, В. М. Жирмунский, Г. В. Колшанский, М. Г. Соколянский, А. Ф. Лосев, А. Ойяла, Я. Смолл, Р. Эллманн, А. Б. Есина, Н. С. Болотновой, Н. А. Кузьминой, И. П. Смирнова, Соколянский М. Г., Соломатина Г. Н., Тетельман А. И., Аникин Г. В., Тумбина О. В. и других.).
Творчество Уайльда изучается достаточно давно, так как еще при жизни писателя оно было отмечено как новое явление искусства. М. Г. Соколянский в монографии «Оскар Уайльд: очерк творчества» (1990), Первой детальной русскоязычной интерпретации творческой эволюции английского эстета, выделил этапы художественных достижений и становления эстетических взглядов писателя.
Диссертационные исследования С. А. Колесник «Проза Оскара Уайльда» (1972), А. В. Геласимова «Уайльд и Восток: Ориентальные реминисценции в его эстетике и поэтике» (1997), О. В. Ковалёвой «О. Уайльд и стиль модерн» (2001) также затрагивают вопросы эстетики автора, особо отмечая значение историко-культурной атмосферы эпохи, формирующей специфическую ориентацию и особый подход к решению философско-эстетических проблем.
Тем не менее, несмотря на обширность трудов, приходится признать тот факт, что публицистика писателя постоянно ускользала от исследователей, сосредоточенных, в основном, на романном творчестве писателя.
Эмпирическая база. Совокупность всех публицистических и журналистских текстов Уайльда: «Оксфордские тетради», записи, которые он делал в свои студенческие годы и после университета; лекции и интервью, которые он преподносил зрителям во время своего турне по Соединенным Штатам Америки; студенческая научно-исследовательская работа «Происхождение исторической критики»; обозревательская деятельность, т.е. эссе, созданные исключительно в журналистской сфере деятельности; эстетико-теоретическое и реформаторское по духу эссе «Душа человека при социализме»; а также сборник эссе и диалогов «Замыслы»; и наконец эпистолярное наследие Уайльда
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал может послужить отправной точкой для более глубокого исследования эстетизма писателя в нехудожественной прозе, определения специфических черт в изучении романистики писателя при опоре на его творческую лабораторию.
Методы исследования. В нашей дипломной работе был применен метод анализа и исторический метод, позволившие выделить основные особенности публицистики О. Уайльда.
Структура работы определяется целью, поставленными задачами и содержанием исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения
Искусство О. Уайльда, как и искусство прерафаэлитов, все время должно было находиться в постоянном поиске правды, мечты и идеала прекрасного. Это могло быть достигнуто при том условии, что художник будет стремиться к синтезу искусств, в частности литературы и живописи. Основным критерием степени талантливости стала способность доставить удовольствие по средствам создания идеала красоты.
Искусство служит во имя человека как личности. Оно направлено на глубокий индивидуализм, выделяющий личность за пределы коллективного, пришедшего на смену вместе с буржуазным укладом общества. Искусство должно быть синтетично. Основной акцент делается на эффект, достигаемый методом соединения художественных приемов, представляя собой органичный сплав. Любое произведение у О. Уайльда наделено уникальной музыкальностью, ритмичностью, служившей самым главным средством художественной выразительности.
Гедонизм О. Уайльда, нацеленный на доставление тонкого наслаждения, в ту же очередь стал носить характер эпатирующего, сенсационного метода, лишенного всякой морали и наделенного бесконечной свободой. Он преследовал в первую очередь удовольствие достижения и удовольствие переживания. Чувственно-прекрасное в искусстве, культивируя субъективизм и отдельную личность, привнесло в некоторой степени и элемент «нигилистического» и аморального с отсутствием опоры на этическое.
Художник, по мнению О. Уайльда, вправе изображать все, что посчитает нужным, не ограничиваясь строгой достоверностью, но и в то же время он никому ничего не должен пояснять. Единственная цель, к которой может стремиться художник, - это не простое изображение красоты, это влияние красоты на душу читателя. Любой предмет быта воспринимается исключительно как произведение искусства. В произведении всегда должна быть определенная доля намека, позволяющая более полно раскрыть содержание через его символику. Говоря в целом, можно сказать, что раскрытие происходит через суггестию, апеллирующую к глубинно-традиционным средствам коммуникации. Художнику иногда приходиться идти на произвол, так как он сам должен отыскать для себя правду жизни, а если ее не существует - создать, преобразив и обогатив живописностью и образностью. Фантазия в данном случае, преобразованная в воображение, лишена мистического колорита. Она довольно условна и несет на себе сказочный вымысел. Произведение не должно быть обременено потоком ощущений и мысли, а должно быть предельно ясно и четко.
Фигура О. Уайльда, достаточно приметная на творческом небосклоне конца XIX века, несмотря на свою оригинальность и эпатажность, была фигурой если не ожидаемой, то вполне закономерной. Творчество и жизнетворчество Уайльда, его мироощущение и позиционирование, его интеллектуальные и эстетические ориентиры были обусловлены спецификой культурологического контекста эпохи, её научными, этическими и эстетическими ориентирами. Проведённое исследование показывает органичную «вписанность» эстетико-философских взглядов Уайльда в теоретическую мысль конца XIX столетия.
1. Оскар Уайльд в России. - М.: Рудомино, 2000
2. Оскар Уайльд. Пьесы. - M.: Искусство, 1960
3. Уайльд О.. Избранное. - М.: Художественная литература, 1986
4. Уайльд О.. Избранные произведения. Т.1. - М.: ГИХЛ, 1961
5. Уайльд О.. Письма// Вопросы литературы, 1995
6. Оскар Уайльд. Душа человека при социализме//
7. Оскар Уайльд//http://www.allbio.ru/art/wilde oskar/7297/
8. Уайльд О. Английские поэтессы // Уайльд О. Собр. соч.: В 3 т. М., 2000. Т. 3. С. 339
9. Уайльд О.// Сборник «Замыслы» (1891)
10. Wilde O. De profundis // Ibid. P. 1034.
11. Уайльд О. «De profundis» // Уайльд О. Письма. С. 196.
12. Уайльд, Оскар. Избранные произведения в двух томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. — т.1 — 400 с.; т.2 — 296 с.
II. Список литературы и интернет источников
13. Алексеев М.П.. Русская литература и ее мировое значение. - Л.: Наука, 1989
14. Аникин Г.В.. История английской литературы. - М.: Высш. Школа, 1975
15. Аникин, Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века / Г. В. Аникин. - М., 1986.
16. Бахтин, М. М. Эстетика словесного искусства / М. М. Бахтин. - М.,1979 - с.221
17. Бирбом М. Повелитель слов / М.Бирбом // Иностранная литература, 2002, №11.
18. Зарубежная литература конца XIX начала ХХ в./ Толмачев В.М.. - М.: Академия, 2003
19. Зарубежная литература XX века/ Андреев Л.Г.. - М.: Высш. Школа, 2001
20. Ивлева А.Я.. Визуализация художественной картины мира в творчестве О. Уайльда: Автореферат диссертации. - - Саранск, 2002
21. История западноевропейской литературы. - М.: Академия, 2004
22. История зарубежной литературы XIX в./ Михальская Н.П.. Ч. 2. - М.: Просвещение, 1991
23. История английской литературы. /Под ред. М. Н. Черневича. - М., 1983. - Т.3
24. Мишин И.. Достоевский и зарубежные писатели. - Р-н-Д, 1974
25. Новиков А.. О. Уайльд - Ф. Достоевский: философия красоты и страдания// Славянские литературы в мировом контексте. Ч.1. - Мн., 1999
26. Соколянский М.Г.. Оскар Уайльд: Очерк творчества. - К.; Одесса: Лебедь, 1990
27. Соломатина Г.Н.. О. Уайльд: создание автомира и его
трансформация в "биографическом жанре": Автореферат диссертации. - М.:, 2003
28. Тумбина О.В. Контраст и парадокс в повествовательной прозе О. Уайльда: к характеристике творческого метода: Автореферат диссертации. - СПб., 2004
29. Урнов М.В.. На рубеже веков. - М.: Наука, 1970
30. Мировое значение русской литературы//
http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=4715&tm=5
31. Тетельман А.И. Искусство и жизнь в произведениях Оскара Уайльда//
32. Соколянский, М. Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества / М. Г. Соколянский. - Киев, 1990.
33. Уайльд, О. Избранные произведения /О. Уайльд. - М., 1960. - Т.1.
- Вступ. ст. А. А. Аникста. - С.5-26.
34. Уайльд О. Полное собрание сочинений / Под ред. К. И. Чуковского.
- СПб., 1912.
35. Урнов, М. На рубеже веков / М. Урнов. - М., 1970.
36. Яковлев, Д. Моралисты и эстеты / Д. Яковлев. - М., 1998.
37. Davies, R. H. The Letters of Oscar Wilde / R. H. Davies. - London, 1962.
38. Mason, S. O. Wilde and the Aesthetic Movement / S. Mason. - London, 1920.
39. Pater, W. H. Studies in the History of the Renaissance / W. H. Pater. - London, 1873.
40. Wilde, O. Poems / O. Wilde. - London, 1881.
41. Эллман Р. Оскар Уайльд. М.: Независимая газета, 2000. - 682 с.
42. Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск, 2001.
43. Ковалева О. В. О. Уайльд и стиль модерн: Дис... канд. филол. наук. М., 2001
44. Лангаард Г. Оскар Уайльд. Его жизнь и литературная деятельность. М., 1908. Ч С. 45.
45. Решетов В. Г., Валова О. М. «Счастливый принц» и другие сказки об Оскаре Уайльде». Киров, 2000.
46. Боборыкина Т. А. Драматургия О. Уайльда: Дис... канд. филол. наук. Л., 1981.