Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРУКТУРНЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА О. УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»

Работа №35721

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
582
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования авторского стиля О. Уайльда... 6
1.1 Особенности авторского стиля О. Уайльда 6
1.2 Философско-эстетическое содержание романа О. Уайльда «Портрет
Дориана Грея» 10
1.3 Структурные особенности анализируемого художественного
произведения 14
Выводы по Главе 1 25
Глава 2. Анализ структурных и стилистических особенностей романа
О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» 27
2.1 Композиционные и сюжетные особенности анализируемого романа 27
2.2 Концептуальная модель в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» . 33
2.3 Сравнительный анализ стилистической выразительности и средств ее
реализации в исследуемом романе 38
Выводы по Главе 2 52
Заключение 54
Библиография 56
Приложение 1 60
Приложение 2 61


Роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» посвящено множество исследований в области филологии, литературоведения и лингвистики, так как он является ценным материалом с точки зрения анализа и представляет большой интерес для изучения в рамках различных гуманитарных направлений.
Научные работы по роману «Портрет Дориана Грея» включают в себя разнообразную тематику исследований. В рамках романа рассматривались такие темы, как эстетизм, особенности уайльдовского парадокса, символизм, проблема искусства, роль афоризмов, соотношение эстетического и этического аспектов, а также более узкие грамматические темы (например, роль определительных придаточных предложений) и другие.
Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием в отечественном и зарубежном литературоведении работ, направленных на выявление структурных особенностей произведений О. Уайльда, в частности романа «Портрет Дориана Грея». Структура любого произведения является важнейшим аспектом, связывающим воедино идейные, образные и стилистические замыслы автора. Структура романа выступает в качестве основного компонента построения текста, а средства выразительности - в качестве его реализации, соответственно, для наиболее полного и глубокого анализа произведения необходимо подробное изучение как структурной, так и стилистической сторон.
Объектом исследования выступает роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Предмет исследования - структурные и стилистические особенности романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Целью работы является описание и классификация структурных и стилистических особенностей романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач:
1) рассмотреть композиционные и сюжетные особенности романа;
2) определить динамику использования в романе тропов и стилистических фигур;
3) описать особенности реализации авторского замысла на структурном и стилистическом уровнях.
Цели и задачи работы обусловили выбор следующих методов исследования: описательный метод исследования, лингвостилистический, лексико-семантический, функциональный анализ в их интегративном единстве.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в работе впервые рассмотрена структура романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» во всей ее полноте, а также проведен анализ проблематики произведения в приоритетно новом направлении, основой которого является концептуальная модель романа.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что выпускная квалификационная работа содержит как структурный, так и стилистический анализ романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», объясняет динамику использования художественных средств выразительности и описывает особенности авторского стиля О. Уайльда. Данная работа дополняет и в значительной мере расширяет и углубляет существующие в филологии и лингвистике исследования творчества О. Уайльда.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности его использования в лекционных и практических занятиях в филологических ВУЗах в ходе изучения структурных и стилистических особенностей романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», а также особенностей индивидуального художественного стиля О. Уайльда в таких дисциплинах, как перевод художественного текста, филологический анализ текста, стилистика, лексикология и фразеология.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение и библиографию. Во введении обосновывается выбор темы исследования, раскрывается актуальность работы.
В первой главе рассмотрен феномен эстетизма и его влияние на творчество Оскара Уайльда, раскрывается философско-эстетическое содержание романа «Портрет Дориана Г рея» и теоретические основы структурных особенностей художественного произведения.
Во второй главе проводится анализ проблематики, структурных и стилистических особенностей романа и способов их реализации.
В заключении изложены результаты исследования. Библиография включает в себя список работ, послуживших источником исследования.
Апробация работы. Результаты исследования представлены на студенческой научно-практической конференции (Набережночелнинский государственный педагогический институт, Набережные Челны, 2019).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Посредством анализа принципов организации романа выявлено, что источниками сюжета романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» послужили произведения таких известных авторов, как Оноре де Бальзак, Чарльз Роберт Метьюрин, Жорис Карл Гюисманс и Иоганн Вольфганг Гёте, а композиция романа богата внесюжетными элементами: это, в первую очередь, авторские отступления и «уайльдовские афоризмы».
Композиция анализируемого произведения подчиняется законам декоративного искусства. Автор вводит в роман систему декоративных лейтмотивов, основным элементом которой является экфрасис (описание произведения изобразительного искусства и архитектуры в литературном тексте).
В рамках данной работы рассмотрена концептуальная модель романа «Портрет Дориана Грея», основывающаяся на галерее образов-идей. Образы героев в произведении неразрывно связаны с их идеологическими программами. Так, наиболее важными для интерпретации идейной основы произведения являются мотив двойничества, мотив портрета и конфликт гедонизма и аскетизма. Это позволяет определить жанр произведения «Портрет Дориана Грея» как философский роман, а также роман воспитания, содержанием которого является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.
Для того чтобы определить динамику использования в романе художественных средств выразительности и выявить особенности реализации авторского замысла на стилистическом уровне, было проанализировано 105 примеров использования различных стилистических приемов.
Так, наиболее частотно употребляемым средством в произведении являются эпитеты, которые составляют 44% от общего числа приемов. Несколько реже используется прием сравнения (15%) и метафоры (6%). Аллюзия, повтор, антитеза, инверсия, перифраз и анафора также достаточно часто встречаются на страницах романа: на каждый из приемов приходится по 4-5%. Спорадически употребляются такие приемы, как синтаксический параллелизм, оксюморон, градация, аллюзия, метонимия, хиазм, полисиндетон (по 1-2% на каждое средство выразительности).
Согласно результатам исследования, основными инструментами реализации стилистической выразительности романа стали эпитеты, сравнения и метафоры. Такой выбор стилистических средств обусловлен индивидуальным художественным стилем О. Уайльда, который характеризуется принадлежностью к трем литературным направлениям - эстетизму, декадансу и дендизму.



1. Аникст А. А. Оскар Уайльд и его драматургия. // Уайльд О. Пьесы. М.: Искусство, 1960. 516 с.
2. Бабенко В. Паломник в страну прекрасного // Уайльд О. Избранное. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 448 с.
3. Баевский В. С. Структурализм // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987. С. 112.
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
5. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. 541 с.
6. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 520 с.
7. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.
8. Бочкарева Н. С., Табункина И. А. Художественный синтез в литературном наследии Обри Бердсли: монография. Пермь: Перм. гос. ун-т., 2010. 254 с.
9. Вайнштейн О. Б. Индивидуальный стиль в романтической поэтике // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 392-431.
10. Верли М. Общее литературоведение. М.: Изд. иностранная литература, 1957. 243 с.
11. Веселовский А. Н. Собрание сочинений Александра Николаевича Веселовского. Т. 2, вып. 1. Поэтика сюжетов. (1897-1906). СПб: Отд-ние рус. яз. и словесности Имп. АН, 1913. 622 с.
12. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 256 с.
13. Габрусь С. А. Моральный аспект в романе Оскаре Уайльда «Портрет Дориана Грея»: диплом / С.А. Габрусь. Минск, 2011. 37 с.
14. Гиршман М. М. Стиль литературного произведения // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982. С. 257300.
15. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1993. 361 с.
16. Дмитриева О. А. Культурно-языковые характеристики пословиц и афоризмов (на материале французского и русского языков). Автореферат диссертации. Волгоград, 1997. C. 43.
17. Жид А. Памяти Оскара Уайльда // О. Уайльд. Избранное. М.: Грифъ, 1906. С. 7-26.
18. Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. В 3-х кн. Кн. 2. М.: Наука, 1964. С. 408-485.
19. Косиков Г. Г. Зарубежное литературоведение и теоретические проблемы науки о литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. Трактаты, эссе, статьи. М.: Изд-во МГУ, 1987. С.5-38.
20. Красавченко Т. Н. Английская литературная критика XX века / Рос. АН, ИНИОН. М.: ИНИОН, 1994. 282 с.
21. Красовский В. Е. Литература. Справочник абитуриента. М.: АСТ, 2002. 156 с.
22. Ланглад Жак де. Оскар Уайльд или Правда масок. М.: Мол. гвардия; Палимсест, 1999. 325 с.
23. Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. М.: Советский писатель, 1987. 320 с.
24. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М.: Б. и., 1994. 136 с.
25. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. Иваново: ЛИСТОС, 2011. 274 с.
26. Новак С. В. К вопросу о влиянии прерафаэлитов на творчество О.Уайльда (на примере романа «Портрет Дориана Грея») // Вестн. Новгород. гос. ун-та. 2007. № 41. С. 65-67.
27. Образцова А. Г. Синтез искусства и английская сцена на рубеже. М., 1984. 123 с.
28. Павлова Т. В. Оскар Уайльд в русской литературе (конец XIX начало XX века) // На рубеже XIX и XX веков. Из истории международных связей русской литературы. Л.: Наука, 1991. С. 77-129.
29. Пальцев Н. Кавалер зеленой гвоздики. (Штрихи к портрету Оскара Уайльда) // Уайльд О. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Республика, 1993. С. 3-16.
30. Пейтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. 399 с.
31. Поспелов Г. Н. Стиль // Литературная энциклопедия: в 11 т. М.: Худож. лит., 1939. С. 40-60.
32. Рёскин Дж. Законы Фиезоло: Истинные законы красоты. М.: Либроком, 2011. 152 с.
33. Соколянский М. Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Одесса: Лыбидь, 1990. 200 с.
34. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1996. 289 с.
35. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. URL: http://book-
online.com.ua/read.php?book=478 (дата обращения: 29.03.19).
36. Уваров М. С. Бинарный архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры. СПб., 1996. 214 с.
37. Федоренко Н. Т., Сокольская Л.И. Афористика. М., 1990. 200 с.
38. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448с.
39. Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография. М.: Издательство «Независимая газета», 2000. 688 с.
40. Яковлев Д. Е. Эстетизм // История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. 4. Вторая половина XIX века. М.: Искусство, 1987. 525с. С. 203-212.
41. Crane, W. Line and Form. // G. Bell & Sons, 1925. 207 p.
42. Hewitt, K. Understanding English Literature / K. Hewitt. Oxford: publ. Perspective Publication, 2001. 279 p.
43. Wilde, O. The Picture of Dorian Grey [Text] / O. Wilde //Wordsworth Editions Limited. Ware, Hertfordshire, 1992. 222 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ