МЕДИАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕДИАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ 6
1.1. Медиация: история, сущность, опыт применения 6
1.2. Медиация в образовательном учреждении 14
1.3. Модели организации школьной службы примирения в образовательном
учреждении 22
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ) В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 30
2.1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение работы школьной
медиации 30
2.2. Место и роль медиатора в работе службы медиации (примирения) 33
2.3. Практика проведения медиаций в образовательном учреждении 47
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. МЕДИАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ 6
1.1. Медиация: история, сущность, опыт применения 6
1.2. Медиация в образовательном учреждении 14
1.3. Модели организации школьной службы примирения в образовательном
учреждении 22
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ) В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 30
2.1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение работы школьной
медиации 30
2.2. Место и роль медиатора в работе службы медиации (примирения) 33
2.3. Практика проведения медиаций в образовательном учреждении 47
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность работы. Деятельность психологов и педагогов в системе образования часто протекает на фоне конфликтных ситуаций. Как следствие приобретает актуальность проблема повышения компетентности педагогов и психологов в сфере предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в системе образования.
Образовательный стандарт высшего профессионального педагогического образования включает в себя общие курсы педагогического, психологического, и социологического направлений, в содержании которых рассматриваются проблемы межличностных отношений, психологии малых и больших групп, межгрупповые отношения и взаимодействие. Вместе с тем, результаты опросов, тестирований, а также наблюдение за деятельностью молодых педагогов в школе показывают, что общей психологической и социально-педагогической подготовки, предусмотренной стандартом не до статочно. В первую очередь, это относится к знаниям и умениям педагогов по профилактике и разрешению конфликтов. Для педагога умение конфликтовать означает способность воплощать собственные желания и потребности без причинения ущерба окружающим. Пассивное поведение или робость перед конфликтом приводит к тому, что педагог не может выразить себя адекватно и вследствие этого позволяет себя подавить, перехитрить или запугать .
В методическом арсенале учителя в основном активно используются традиционные методы урегулирования конфликтов, отказаться от которых (особенно учителю со стажем) бывает чрезвычайно сложно. Однако при работе с конфликтами современных школьников следует применять современные методы психолого-педагогического воздействия, одним из которых является медиация.
Как технология урегулирования конфликтов в школе, медиация стала применяться относительно недавно (80-90-е годы ХХ столетия). Зарубежные исследователи утверждают, что впервые она появилась в Америке и постепенно стала распространяться по всему миру. В начале ХХ1 века во многих странах мира медиация является официально признанной профессией.
В последние десятилетия в школах все чаще стали возникать конфликтные ситуации, которые в последнее время становятся все более опасными. Выход из создавшегося положения видится в привлечении в образовательный процесс школы процедур медиации, способствующих предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций. Медиация является достаточно новой практикой образовательного учреждения.
Поэтому медиация в школе играет огромную роль и является актуальной проблемой, требующей детального рассмотрения.
Цель работы - изучить медиацию как современный способ разрешения конфликтов, в частности школьных.
Задачи работы:
1) Рассмотреть историю, сущность и опыт применения медиации.
2) Изучить особенности применения медиации в образовательном учреждении.
3) Рассмотреть модели организации школьной службы примирения в образовательном учреждении.
4) Изучить нормативно-правовое и методическое обеспечение работы школьной медиации.
5) Выявить место и роль медиатора в работе службы медиации (примирения).
6) Проанализировать практику проведения медиаций в образовательном учреждении.
Объект работы - медиация.
Предмет работы - практика проведения медиаций в образовательном учреждении.
Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование, наблюдение, анализ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Образовательный стандарт высшего профессионального педагогического образования включает в себя общие курсы педагогического, психологического, и социологического направлений, в содержании которых рассматриваются проблемы межличностных отношений, психологии малых и больших групп, межгрупповые отношения и взаимодействие. Вместе с тем, результаты опросов, тестирований, а также наблюдение за деятельностью молодых педагогов в школе показывают, что общей психологической и социально-педагогической подготовки, предусмотренной стандартом не до статочно. В первую очередь, это относится к знаниям и умениям педагогов по профилактике и разрешению конфликтов. Для педагога умение конфликтовать означает способность воплощать собственные желания и потребности без причинения ущерба окружающим. Пассивное поведение или робость перед конфликтом приводит к тому, что педагог не может выразить себя адекватно и вследствие этого позволяет себя подавить, перехитрить или запугать .
В методическом арсенале учителя в основном активно используются традиционные методы урегулирования конфликтов, отказаться от которых (особенно учителю со стажем) бывает чрезвычайно сложно. Однако при работе с конфликтами современных школьников следует применять современные методы психолого-педагогического воздействия, одним из которых является медиация.
Как технология урегулирования конфликтов в школе, медиация стала применяться относительно недавно (80-90-е годы ХХ столетия). Зарубежные исследователи утверждают, что впервые она появилась в Америке и постепенно стала распространяться по всему миру. В начале ХХ1 века во многих странах мира медиация является официально признанной профессией.
В последние десятилетия в школах все чаще стали возникать конфликтные ситуации, которые в последнее время становятся все более опасными. Выход из создавшегося положения видится в привлечении в образовательный процесс школы процедур медиации, способствующих предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций. Медиация является достаточно новой практикой образовательного учреждения.
Поэтому медиация в школе играет огромную роль и является актуальной проблемой, требующей детального рассмотрения.
Цель работы - изучить медиацию как современный способ разрешения конфликтов, в частности школьных.
Задачи работы:
1) Рассмотреть историю, сущность и опыт применения медиации.
2) Изучить особенности применения медиации в образовательном учреждении.
3) Рассмотреть модели организации школьной службы примирения в образовательном учреждении.
4) Изучить нормативно-правовое и методическое обеспечение работы школьной медиации.
5) Выявить место и роль медиатора в работе службы медиации (примирения).
6) Проанализировать практику проведения медиаций в образовательном учреждении.
Объект работы - медиация.
Предмет работы - практика проведения медиаций в образовательном учреждении.
Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование, наблюдение, анализ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Школьная жизнь - это сложный процесс, который включает в себя не только учебные ситуации, но и разные уровни взаимодействия большого количества людей, что, несомненно, приводит к возникновению различных конфликтных ситуаций. Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог, способности граждан конструктивно взаимодействовать. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. Развитие школьных служб медиации является важнейшей инновацией, востребованной сегодняшней жизнью и ставшей одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
На сегодняшний момент недостаточно нормативно-правового и методического обеспечения и рекомендаций для оптимизированной работы школьной медиации.
Главная цель школьной медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство и для учеников, и для учителей. В работе службы медиации (примирения) большую роль играют медиаторы, которые представлены педагогом (медиатор-координатор) и учеником (медиатор- сверстник). Педагог (медиатор-координатор) - преподаватель, лицо, которое прошло соответствующую подготовку по рекомендованными стандартами, которое координирует текущее функционирование медиации (примирения) сверстников. Медиатор-сверстник - ученик средней школы, который прошел соответствующую подготовку по медиации, имеет необходимую квалификацию и может облегчить процесс урегулирования споров между учениками, применяя медиацию.
В настоящее время объектом педагогического воздействия в основном, являются школьники, а учителя и родителя остаются вне поля зрения. Работа с конфликтами в школе требует специальной подготовки учителей, организации рефлексии их деятельности, педагогических консилиумов по обсуждению коммуникативной этики учителя, умению слушать и слышать учеников, применению современных воспитательных подходов к ученикам и изучению их менталитета. Умение грамотно и конструктивно разрешать конфликтные ситуации может и должно стать одним из ведущих навыков у современных педагогов, работающих в современной школе.
Проведя анализ практики медиации в образовательном учреждении (МБОУ СОШ № 480 г. Москвы) пришли к следующим выводам. Результатами деятельности школьной службы медиации МБОУ СОШ № 480 г. Москвы стали (в 2015-2016 году):
• рассмотрено 5 конфликтных ситуаций - в отношении «ученик - ученик» 3 случая, в отношении «ученик - родитель» 2 случая. В результате проведенных программ было достигнуто примирение сторон с последующей нормализацией отношений.
• разрешен один национальный конфликт.
• проведены классные часы: «Поговорим о дружбе» (5 класс) «Конфликты в нашей жизни» (7 классы).
• Проведены родительские собрания: «Законодательство для родителей о воспитании детей»; «Права и обязанности детей и родителей в детско-родительских взаимоотношениях в семье», «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Наши подростки».
В 2015-2016 годах рассмотрено 3 конфликтные ситуации в отношении «ученик- ученик»; «ученик учитель» в 5 х классах. Спорные вопросы были решены положительно. Все конфликтные ситуации закончились примирением сторон. Решения приняты следующие: рассмотреть способы бесконфликтного решения вопроса в 5-х классах на классных часах.
• Беседы с обучающимися «Права и обязанности подростков», «Поведение в общественных местах».
• Проведены классные часы, большие психологические игры: «Путешествие на корабле Дружба», (5 класс); Толерантность - дорога к миру!» (8 класс), Проведена Неделя толерантности.
Таким образом, можно отметить, что деятельность ШСП МБОУ СОШ № 480 г. Москвы является довольно эффективной. Необходимость медиаторской деятельности в работе МБОУ СОШ № 480 г. Москвы не оставляет сомнений, важно осуществлять контроль за поведением школьников и коррекцию их поступков в «постконфликтный период» с целью нормализации отношений: сформировавшаяся отрицательная установка может сохраняться определенное время, и человек будет непроизвольно испытывать антипатию к своему бывшему оппоненту, невольно высказывать о нем отрицательное мнение и даже действовать в ущерб ему, что, в свою очередь, будет негативно сказываться на общей успеваемости школьников.
Цель работы достигнута. Задачи решены.
На сегодняшний момент недостаточно нормативно-правового и методического обеспечения и рекомендаций для оптимизированной работы школьной медиации.
Главная цель школьной медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство и для учеников, и для учителей. В работе службы медиации (примирения) большую роль играют медиаторы, которые представлены педагогом (медиатор-координатор) и учеником (медиатор- сверстник). Педагог (медиатор-координатор) - преподаватель, лицо, которое прошло соответствующую подготовку по рекомендованными стандартами, которое координирует текущее функционирование медиации (примирения) сверстников. Медиатор-сверстник - ученик средней школы, который прошел соответствующую подготовку по медиации, имеет необходимую квалификацию и может облегчить процесс урегулирования споров между учениками, применяя медиацию.
В настоящее время объектом педагогического воздействия в основном, являются школьники, а учителя и родителя остаются вне поля зрения. Работа с конфликтами в школе требует специальной подготовки учителей, организации рефлексии их деятельности, педагогических консилиумов по обсуждению коммуникативной этики учителя, умению слушать и слышать учеников, применению современных воспитательных подходов к ученикам и изучению их менталитета. Умение грамотно и конструктивно разрешать конфликтные ситуации может и должно стать одним из ведущих навыков у современных педагогов, работающих в современной школе.
Проведя анализ практики медиации в образовательном учреждении (МБОУ СОШ № 480 г. Москвы) пришли к следующим выводам. Результатами деятельности школьной службы медиации МБОУ СОШ № 480 г. Москвы стали (в 2015-2016 году):
• рассмотрено 5 конфликтных ситуаций - в отношении «ученик - ученик» 3 случая, в отношении «ученик - родитель» 2 случая. В результате проведенных программ было достигнуто примирение сторон с последующей нормализацией отношений.
• разрешен один национальный конфликт.
• проведены классные часы: «Поговорим о дружбе» (5 класс) «Конфликты в нашей жизни» (7 классы).
• Проведены родительские собрания: «Законодательство для родителей о воспитании детей»; «Права и обязанности детей и родителей в детско-родительских взаимоотношениях в семье», «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Наши подростки».
В 2015-2016 годах рассмотрено 3 конфликтные ситуации в отношении «ученик- ученик»; «ученик учитель» в 5 х классах. Спорные вопросы были решены положительно. Все конфликтные ситуации закончились примирением сторон. Решения приняты следующие: рассмотреть способы бесконфликтного решения вопроса в 5-х классах на классных часах.
• Беседы с обучающимися «Права и обязанности подростков», «Поведение в общественных местах».
• Проведены классные часы, большие психологические игры: «Путешествие на корабле Дружба», (5 класс); Толерантность - дорога к миру!» (8 класс), Проведена Неделя толерантности.
Таким образом, можно отметить, что деятельность ШСП МБОУ СОШ № 480 г. Москвы является довольно эффективной. Необходимость медиаторской деятельности в работе МБОУ СОШ № 480 г. Москвы не оставляет сомнений, важно осуществлять контроль за поведением школьников и коррекцию их поступков в «постконфликтный период» с целью нормализации отношений: сформировавшаяся отрицательная установка может сохраняться определенное время, и человек будет непроизвольно испытывать антипатию к своему бывшему оппоненту, невольно высказывать о нем отрицательное мнение и даже действовать в ущерб ему, что, в свою очередь, будет негативно сказываться на общей успеваемости школьников.
Цель работы достигнута. Задачи решены.
Подобные работы
- МЕДИАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ( НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Конфликтогенный потенциал дресс-кода на примере образовательных учреждений СПб
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2021 - Управление организационными конфликтами (на примере администрации Бугровского сельского поселения Ленинградской области)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Роль третьей стороны в конфликтах с участием школьников
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕДИАЦИЯ В ШКОЛЕ: ЦЕЛИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Развитие медиации в системе образования Пермский государственный национальный исследовательский университет
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Процедура медиации как способа профилактики правонарушений несовершеннолетних
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - Практика урегулирования конфликтов в студенческой среде вуза (на примере АлтГУ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022



