ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. НЕУЗУАЛЬНЫЕ СЛОВА В ЗАГОЛОВКАХ СОВРЕМЕННЫХ
ГАЗЕТ: СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ 6
1.1. Специфика языка текстов газетной публицистики 6
1.2. Понятие массмедийной нормы 12
1.3. Специфика функционирования лексических новообразований в
заголовках медийных текстов 15
Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ЛИНГВОКРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ТЕКСТАХ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ 23
2.1. Графическая игра 23
2.2. Словообразовательная игра 32
2.3. Игра с прецедентными феноменами 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Язык современных СМИ называют «выразителем языкового вкуса эпохи» [Костомаров 1994: 35], «зеркалом состояния современного русского языка» [Караулов 2001: 45], «одной из основных форм языкового
существования» [Володина 2008: 176]. Такая оценка языка СМИ дала повод для притягательности этого объекта для современной лингвистики. Состояние языка современных СМИ обсуждается на самых авторитетных научных форумах. Изучению языка СМИ посвящены вышедшие в издательстве МГУ учебные пособия с весьма весомыми названиями, где рассматриваются как общие проблемы языка СМИ, так и особенности языка конкретных СМИ.
Широкое распространение приемов лингвокреативных технологий в языке газетных публикаций доказывает необходимость их тщательного изучения. В данной работе мы постарались показать, как в заголовках современных газет проявляются лингвокреатиные технологии, каким образом приемы лингвокреативных технологий отражают заложенную в системе языка неоднозначность функционирования языковых единиц.
Исследованный материал свидетельствует о многообразии приемов лингвокреативных технологий в СМИ, доказывает, что лингвокреативные технологии расширяют возможности функционирования языкового знака, тем самым расширяя границы текста в целом.
Лингвокреативные технологии становятся неотъемлемой частью языковых процессов, которые происходят в языке и речи. Приемы лингвокреативных технологий, которые используются в языке СМИ, достаточно многообразны: от семантических тропов и стилистических фигур до графических выделений на базе слова, словосочетания, предложения или всего текста, до прецедентных феноменов. Кроме того, соединение разных приемов лингвокреативных стало привычным процессом для ее реализации в СМИ.
То, что лингвокреативные технологии представлены в языке современных газет широким многообразием, не поддается сомнению. Подтверждение высказанного нами мнения мы находим в целом ряде публикаций. Так, Ю.В. Щурина о моделировании игровых ситуаций как о все более заметном явлении в текстах современных газет [Щурина 2007: 56]. Автор подчеркивает, что «Моделирование игровых ситуаций, переход от нейтрального положения к окрашенному колоритом языковой игры, все более и более заметные в текстах современных СМИ, становятся тенденцией их развития» [Щурина 2007: 114].
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости для лингвистической науки в подробном и глубоком изучении особенностей приемов лингвокреативных технологий в заголовках современных газет.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение приемов лингвокреативных технологий в текстах газетной публицистики.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- определить специфику языка текстов газетной публицистики;
- охарактеризовать понятие массмедийной нормы;
- выявить специфику функционирования новообразований в заголовках медийных текстов;
- проанализировать основные приемы лингвокреативных технологий в текстах газетных заголовков.
Таким образом, объектом нашего исследования являются лингвокреативные технологии, а предметом специфика лингвокреативных технологий.
Перечисленные положения определили выбор методов и приемов исследования. В качестве ведущего в работе выступает метод системного описания, который включает следующие приемы:
а) для сбора языкового материала - приемы сплошной выборки из текстов газетной публицистики;
б) для анализа языкового материала:
- приемы разноаспектной систематизации лексического материала согласно целям и задачам исследования;
- приемы сопоставления, наблюдения, обобщения, теоретической интерпретации результатов исследования лексического материала;
- квантитативный прием, активное использование которого позволило выявить определенные тенденции в изучении лексических особенностей в современной публицистике.
Структура работы состоит их двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической базой для нашего исследования послужили исследования в области стилистики и лексикологии русского языка таких ученых как: В.В Виноградов, М.М.Бахтин, Г.О. Винокур, В.П. Григорьев, Е.А. Земская, Н.А. Кожевников, Л.И. Плотникова, Б.А. Ларин, Ю.М. Лотман,
А.Г. Лыков, Г.А. Николаев, Е.Ф. Тарасов, Н.М. Шанский и др.
В нашей дипломной работе рассмотрены приемы лингвокреативных технологий в заголовках современных газет. Исследованный материал свидетельствует о многообразии приемов лингвокреативных технологий в текстах газетной публицистики, доказывает, что лингвокреативные технологии расширяют возможности функционирования языкового знака, тем самым расширяя границы текста в целом. Все рассмотренные нами примеры позволяют сделать вывод о том, насколько важным является изучение языковой игры как элемента языка средств массовой информации, позволяющего внести что-то новое в их развитие.
Исходя из изученного материала, мы пришли к выводу о том, что приемы лингвокреативных технологий используются в текстах газетных заголовков в основном как инструмент социального воздействия.
Говоря у функциях заголовков, мы выделили центральную из них - информативную. Информативная функция заголовков отражает то, о чем говорится ими в газете. Передача информации принимает различные формы, она может реализовываться с различной степенью развернутости. Говоря иными словами, заголовок может нести в себе более или менее информации, и это в дальнейшем влияет на его самостоятельность, относительно самой публикации.
В практической части нашего исследования мы собрали языковой материал с целью изучения приемов лингвокреативных технологий и определения частотности их использования.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что прием игры с прецедентными феноменами занимает большую часть от общего количества исследуемого языкового материала (50%). Такой интерес к данному приему обусловлен тем, что язык является связующим компонентом между поколениями и средством передачи внеязыкового коллективного опыта, журналисты используют данный опыт для привлечения внимания к определенной публицистике. Современная лингвистика ищет пути обнаружения обусловленности языка в самом значении лексических единиц, выделить так называемый культурный компонент значения, открыть лингвистическую природу фоновых знаний, показать особенность и своеобразие их функционирования в каждой из рассматриваемой общности. Приведем наиболее яркие примеры использования данного приема:
- Дело ахнет керосином (про отсутствие правил заправки самолетов, что угрожает безопасности, Наша Версия 2013). В корне заголовка выражение «Дело пахнет керосином», из фельетона «Все в порядке» М.Е. Кольцова.
- На озере Чад изысканный бродит жених (про русских женщин, который вышли замуж за африканца, Наша Версия 2016). В основе заголовка строки из стихотворения Николая Гумилева «Жираф»: «Послушай: далеко, далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф.».
Следующим по частотности употребления является прием графической игры (30%). Графическая игра - это манипулирование средствами графики, к которым относят буквы и знаки препинания и в последнее время этот прием набирает все большую популярность. Приведем наиболее яркие приемы использования данного приема:
- Весенний ПАСЕв (о заседании в Страсбурге ПАСЕ - Парламентская ассамблея совета Европы, Новая газета 2012);
- Не обошлось без переКОСОВ (оценка разногласий из-за Косова, Мир новостей 2011).
Из всего объема изученного материала реже встречается прием словообразовательной игры (20%). Словообразовательная игра хорошо изучена на материале разговорной речи и художественной литературы, в средствах массовой информации в изученный период времени этот прием наименее частотен, вместе с тем в языке СМИ появляются новые приемы и способы, формирование которых произошло не столько под влиянием языковых, сколько внеязыковых факторов. Приведем наиболее яркие примеры данного приема:
- «Голиковщина» гораздо круче «Зурабовщины»(про министра здравоохранения Голикову и ее предшественника Зурабова, Мир новостей 2010);
- Узбешное лечение. Оказание медицинской помощи нелегальным мигрантам обходится казне в миллиарды рублей (узбеки + успешное, Наша Версия 2012).
В данной работе мы постарались показать, как в текстах современных газетных заголовков проявляются приемы лингвокреативных заголовков, каким образом приемы лингвокреативных технологий отражают заложенную в системе языка неоднозначность функционирования языковых единиц.
1. Анненкова, И.В. Язык современных СМИ как система интерпретации в контексте русской культуры / И.В. Анненкова. - М., 2007. - 114 с.
2. Бабенко, Н.Г. Окказиональное в художественном тексте / Н.Г. Бабенко.
- Калининград, 1997. - 435 с.
3. Богданова, О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме русской литературы 70 - 90-х годов XX в.) / О.В. Богданова.
- СПб.: Литера, 2001. - 252 с.
4. Виноградов, В.В. Избранные труды. Исследования по русской
грамматике / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1975. - 560 с.
5. Виноградов, В.В. Лексические вопросы перевода художественной прозы / В.В. Виноградов. - М.: Издательство Московского университета,
1978. - 172 с.
6. Винокур, Г.О. Культура языка / Г.О. Винокур. - М.: Федерация, 1929.¬229 с.
7. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 1988. - 320 с.
7. Денисова, Э.С. Особенности речевого и ментального функционирования окказионального слова / Э.С. Денисова. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2008. - 232 с.
8. Долгирева, А.Э. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте / А.Э. Долгирева. - Таганрог, 2002. - 298 с.
9. Земская, Е.А. Активные процессы современного словопроизводства / Е.А. Земская. - М.: Высшая школа, 1992. - 220 с.
10. Земская, Е.А. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис / Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Е.Н. Ширяев. - М.: Наука, 1981. - 276 с.
11. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность. Русский язык конца 20 столетия / Е.А. Земская. - М.: Наука, 1996. - 359 с.
12. Земская, Е.А. Цитация и виды ее трансформации в заголовках современных газет / Е.А. Земская. - М.: Наука, 1996. - 168 с.
13. Коробова, Л.А. Заглавие как компонент текста / Л.А. Коробова. - М., 1983. - 23 с.
14. Костомаров, В.Г. Из наблюдений над языком газеты: газетные заголовки / В.Г. Костомаров. - М.: Мысль, 1965. - 234 с.
15. Кржижановский, С.Д. Поэтика заглавий / С.Д. Кржижановский. - М., 1931. - 213 с.
16. Лаптева, О.А. Стилистические приемы создания языковой иронии в современном газетном тексте / О.А. Лаптева. - М., 1996. - 157 с.
17. Лекант, П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке / П.А. Лекант. - М., 2004. - 234 с.
18. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М., 1969. - 345 с.
19. Липатова, Е.Г. Функции заголовка в российской газете 90-х гг./ Е.Г. Липатова. - Орск, 2001. - 193 с.
20. Лисоченко, Р.П. Интонационные характеристики парцелляции в современном немецком языке / Р.П. Лисоченко. - Ростов-на-Дону, 1969. - 212 с.
21. Литвин, Ф.А. О языке газетных заголовков / Ф.А. Литвин. - Орёл, 1969.
- 654 с.
22. Литвинова, А.В. Слоган в рекламе. Генезис, сущность, тенденции развития / А.В. Литвинова. - М., 1996. - 20 с.
23. Лысакова, И.П. Социолингвистический анализ газеты / И.П. Лысакова.
- СПб., 1984. - 112 с.
24. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. - М.,
2000. - 231 с.
25. Михайловская, Н.Г. Заголовок-фразеологизм/ Н.Г. Михайловская. - М., 1970. - 223 с.
26. Москальская, О.И. Грамматика текста / О.И. Москальская. - М., 1981. - 212 с.
27. Мужев, B.C. О функциях заголовка / В.С. Мужев. - М., 1970. - 98 с.
28. Нещименко, Г.П. К постановке проблемы «Язык как средство трансляции культуры»/ Г.П. Нещименко. - М., 2000. - 123 с.
29. Николина, Н.А. Заглавие и текст / Н.А. Николина. - М., 2002. - 89 с.
30. Нозрина, Н.А. Заглавие текста / Н.А. Нозрина. - М.: Тореза, 1982. - 201с.
31. Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский. - М., 1956. - 201 с.
31. Плотникова, Л.И. Словотворчество как феномен языковой личности: Порождение, функционирование, узуализация нового слова / Л.И. Плотникова. - Белгород, 2004. - 374 с.
32. Погребенков, В.И. Заголовочный комплекс в военной газете: структура и функции / В.И. Погребенков. - М., 1977. - 122 с.
33. Попов, А.С. Синтаксическая структура современных газетных заголовков и ее развитие / А.С. Попов. - М., 1966. - 127 с.
34. Поспелова, Г.М. Лексикон новой власти и СМИ / Г.М. Поспелова. - М.,2000.- 43 с.
35. Почкай, Е.П. Образ автора в публицистическом тексте (функционально-семантический анализ современного очерка) / Е.П. Почкай. - М., 1986. - 175 с.
36. Рацибурская, Л.В. Активные процессы в современном словообразовании / Л.В. Рацибурская. - Н. Новгород, 2007. - 377 с.
37. Рогова, К.А. Некоторые вопросы изучения языка газеты и актуализации языковых средств как одной из её специфических особенностей / К.А. Рогова. - СПб., 1967.- 45 с.
38. Рогова, К.А. Синтаксические особенности публицистической речи / К.А. Рогова. - СПб., 1975. - 65 с.
39. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д.Э. Розенталь. - М., 1965. - 69 с.
40. Розенталь, Д.Э Язык рекламных текстов / Д.Э. Розенталь. - М., 1981. - 145 с.
41. Синицына, Я.Г. Прагматические параметры экспрессивного газетного текста / Я.Г. Синицына. - М., 1993. - 124 с.
42. Сиротинина, О.Б. Язык СМИ: языковой эталон и речевая реальность/ О.Б. Сиротинина. - М., 2004.- 78 с.
43. Скобликова, Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения / Е.С. Скобликова. - М., 1979. - 98 с.
44. Сковородников, А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка / А.П. Сковородников. - Томск,1981.- 122 с.
45. Слюсарева, Н.А. Проблемы функционального синтаксиса современного языка / Н.А. Слюсарева. - М., 1981. - 211 с.
46. Сметанина, С.И. Медиа-текст в системе культуры / С.И. Сметанина. - СПб., 2002. - 112 с.
47. Туманова, А.Ю. Роль заголовка в осуществлении категории связности (опыт сопоставительного анализа научного и художественного текстов) /
А.Ю. Туманова. - М., 1981. - 215 с.
48. Тураева, З.Я Лингвистика текста / З.Я. Тураева. - М., 1986. - 89 с.
49. Турчинская, Э.И. Соотношение заголовка и текста в газетно-публицистическом стиле / Э.И. Турчинская. - М., Тореза, 1984. - 134 с.
50. Федорова, JI.B. Структура и модальная семантика несобственно-вопросительных предложений / Л.В. Федорова. - М., 1996. - 123 с.
51. Фоминых, Б.И. Синтаксическая структура заглавий / Б.И. Фоминых. - М., 1960. - 173 с.
52. Фридман, Л.Г. Грамматические проблемы лингвистики текста / Л.Г. Фридман. - СПб., 1973. - 52 с.
53. Хазагеров, Г.Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках (по материалам «Комсомольской правды») / Г.Г. Хазагеров. - Ростов-на- Дону, 1984. - 124 с.
54. Шалимова, Г.С. Присоединительные конструкции в языке газеты / Г.С. Шалимова. - М., 1972. - 52 с.
55. Шамелашвили, М.А. Функционально-стилистические и лексико-грамматические особенности газетного заголовка / М.А. Шамелашвили. - М.,
1982. - 22 с.
56. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. - СПб., 1941. - 123 с.
57. Шафир, Я. Н. Рабочая газета и ее читатель / Я.Н. Шафир. - М., 1926. - 65 с.
58. Швец, А.В. Публицистический стиль современного русского литературного языка / А.В. Швец. - Киев, 1979. - 56 с.
59. Шубина, Н.Л. Пунктуационная система современного русского языка / Н.Л. Шубина. - СПб., 1993. - 212 с.
60. Щорс, Т.А. Заголовочный комплекс газетной литературной рецензии в аспекте интеграции текста / Т.А. Щорс. - М., Тореза, 1982. - 256 с.
Словари
61. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - 1168с.;
62. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Русские словари, 1995. - 714 с.
63. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Цитадель, 1998. - 11465 с.