ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 9
1.1. Сущность и значение экологической компетентности младших школьников 9
1.2. Психолого-педагогические характеристики особенности
формирования экологической компетентности у младших школьников 14
1.3. Анализ педагогических условий формирования экологической компетентности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 33
2.1. Диагностика сформированности экологической
компетентности у младших школьников 33
2.2. Содержание и результаты работы по формированию экологической компетентности учащихся начальной школы
на уроках по предмету «Окружающий мир» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 9
1.1. Сущность и значение экологической компетентности младших школьников 9
1.2. Психолого-педагогические характеристики особенности
формирования экологической компетентности у младших школьников 14
1.3. Анализ педагогических условий формирования экологической компетентности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 33
2.1. Диагностика сформированности экологической
компетентности у младших школьников 33
2.2. Содержание и результаты работы по формированию экологической компетентности учащихся начальной школы
на уроках по предмету «Окружающий мир» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Современное экологическое образование претерпевает преобразования: происходит его становление в интересах устойчивого развития общества и природы (Н.М. Мамедов (2009), В.И. Панов (2008), А.И. Субетто (2010), А.Д. Урсул (2009) и др.). Значительная роль в экологическом образовании отводится компетентностному подходу, который связывается с важностью формирования у выпускников функциональной грамотности, способности применять полученные знания и умения в условиях реальной жизни при решении экологических проблем (М.В. Аргунова (2010), Д.С Ермаков (2009),
С.А. Степанов (2011), Г.А. Ягодин (2011) и др.). В связи с этим, требуют решения вопросы модернизации образовательных стандартов и программ общего и дополнительного экологического образования, развития научно-методического обеспечения экологообразовательного процесса, обобщения опыта практической реализации экологических составляющих обучения. Созданию полноценных условий для реализации основных идей компетентностного подхода в экологическом образовании может способствовать эффективная организация урочной деятельности (И.И. Петрова (2009), О.Б. Волжина (2010), Е.В. Рогалева (2009), И.С. Сергеева (2012), В.В. Макунина (2013), И.В. Попова (2011) и др.).
Перспектива развития компетентностного подхода в экологическом образовании связывается со становлением нового планируемого результата - экологической компетентности. Экологическая компетентность на сегодня активно изучается на концептуальном уровне и результативно реализуется в программах экологического образования учащихся (Е.Н. Дзятковская (2012), Д.С. Ермаков (2013), А.Н. Захлебный (2010), Г.А. Ягодин (2013) и др.). Однако, исследования по формированию экологической компетентности выполнены, преимущественно, в области начального образования и затрагивают педагогические особенности уроков начальной школы (А.В. Бурцев (2009), Ф.С. Гайнуллова (2011), С.Н. Глазачев (2011), В.А. Даниленкова (2012), А.А. Деркач (2013), В.А. Наумова (2011), Е.Г. Нелюбина (2013), А.И. Новик-Качан (2009), Н.Ю. Олейник (2012), Л.В. Панфилова (2009), Г.А. Папуткова (2009), О.Е. Перфилова (2013), И.В. Петрухина (2014), Л.Е. Пистунова (2012), В.И. Томаков (2013), О.В. Шайкенова (2009), Е.А. Шульпина (2011) и др.); вопросы формирования экологической компетентности на уровне школьного образования рассматриваются преимущественно для младших школьников (Т.С. Бакиров (2009), Д.С. Ермаков (2010), СБ. Игнатов (2011), А.А. Макоедова (2012), Ю.А. Шаронова (2013) и др.); опыт формирования экологической компетентности младших школьников единичен (Е.Н. Дзятковская (2011), А.Н. Захлебный (2011), Л.В. Моисеева (2009), Ю.Г. Никитина (2011). В связи с отмеченным, требуется разработка моделей формирования экологической компетентности в практике начального образования.
Формирование экологической компетентности у младших школьников в рамках образовательного процесса реализуется при освоении учебного предмета «Окружающий мир», предоставляющий возможность для развития всех компонентов экологической компетентности. На основе этого возникает необходимость разработки таких условий формирования экологической компетентности у младших школьников, в которых достаточное внимание уделялось бы поведенческому и мотивационно-ценностному компонентам экологической воспитанности.
Содержание работы по формированию экологической компетентности у младших школьников в начальной школе на уроках по предмету «Окружающий мир» учитывает взаимодействие принципов организации педагогического процесса (единства познания, природосообразности, действия и переживания, культуросообразности, междисциплинаности, интеграции, экологизации) и должен включать в себя следующие этапы: исходно-диагностический, адаптационно-установочный, содержательно-технологический, содержательно-деятельностный, промежуточно-диагностический, итогово-диагностический.
Вышеуказанное определило выбор темы настоящего исследования: «Формирование экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и обусловило ее актуальность.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования экологической компетентности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования экологической компетентности в начальной школе.
Предмет исследования: методы и приемы эффективного формирования экологической компетентности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет более эффективен, если :
1. Использовать различные формы учебного взаимодействия младших школьников с учителем и объектами окружающей природы.
2. Содержание образовательной среды на уроках окружающего мира, будет ориентировано на обеспечение познавательной, практической и исследовательской деятельности учащихся.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и значение экологической компетентности у младших школьников.
2. Охарактеризовать психолого-педагогическую характеристику особенностей формирования экологической компетентности у младших школьников.
3. Проанализировать педагогические условия формирования экологической компетентности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Выявить уровни сформированности экологической компетентности у младших школьников.
5. Описать содержание и результаты работы по формированию экологической компетентности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы научного исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования; диагностические методики: методика «особенности экологической компетентности младшего школьника», автор Грецевой В.Т.
Экспериментальной базой для проведения исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 57, г. Белгорода.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап - теоретический анализ: на основе анализа литературных источников и опыта работы учителей начальной школы выявлено современное состояние исследуемой проблемы в теории и практике экологической компетентности младших школьников; конкретизированы объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; определена его теоретико-методологическая основа и разработана система уроков, направленная на формирование экологической компетентности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
2 этап - экспериментальный: проведен констатирующий этапы эксперимента, на котором были выявлены уровни сформированности экологической компетентности и разработаны методические рекомендации с учетом представленных в гипотезе педагогические условия, а именно представлена система уроков по предмету «Окружающий мир» и описана правомерность сформулированных в гипотезе положений;
3 этап - заключительно-обобщающий: проведена обработка и систематизация теоретических и экспериментальных данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента и описана разработанная система экспериментальных уроков; сформулированы основные выводы и обобщения; закончено оформление выпускной квалификационной работы.
Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; дана характеристика методов и этапов исследования, его научная новизна; теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» раскрыта сущность и значение экологической компетентности у младших школьников. Представлена психолого-педагогическая характеристика особенности формирования экологической компетентности у младших школьников. Проанализировано содержание работы по формированию экологической компетентности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» выявлены уровни сформированности экологической компетентности у младших школьников. На основе полученных данных и теоретического анализа литературы была разработана и описана методическая работа по формированию экологической компетентности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Объем выпускной квалификационной работы 69 страницы. Она содержит 8 таблиц и 3 рисунка. Библиографический список содержит 62 источников.
С.А. Степанов (2011), Г.А. Ягодин (2011) и др.). В связи с этим, требуют решения вопросы модернизации образовательных стандартов и программ общего и дополнительного экологического образования, развития научно-методического обеспечения экологообразовательного процесса, обобщения опыта практической реализации экологических составляющих обучения. Созданию полноценных условий для реализации основных идей компетентностного подхода в экологическом образовании может способствовать эффективная организация урочной деятельности (И.И. Петрова (2009), О.Б. Волжина (2010), Е.В. Рогалева (2009), И.С. Сергеева (2012), В.В. Макунина (2013), И.В. Попова (2011) и др.).
Перспектива развития компетентностного подхода в экологическом образовании связывается со становлением нового планируемого результата - экологической компетентности. Экологическая компетентность на сегодня активно изучается на концептуальном уровне и результативно реализуется в программах экологического образования учащихся (Е.Н. Дзятковская (2012), Д.С. Ермаков (2013), А.Н. Захлебный (2010), Г.А. Ягодин (2013) и др.). Однако, исследования по формированию экологической компетентности выполнены, преимущественно, в области начального образования и затрагивают педагогические особенности уроков начальной школы (А.В. Бурцев (2009), Ф.С. Гайнуллова (2011), С.Н. Глазачев (2011), В.А. Даниленкова (2012), А.А. Деркач (2013), В.А. Наумова (2011), Е.Г. Нелюбина (2013), А.И. Новик-Качан (2009), Н.Ю. Олейник (2012), Л.В. Панфилова (2009), Г.А. Папуткова (2009), О.Е. Перфилова (2013), И.В. Петрухина (2014), Л.Е. Пистунова (2012), В.И. Томаков (2013), О.В. Шайкенова (2009), Е.А. Шульпина (2011) и др.); вопросы формирования экологической компетентности на уровне школьного образования рассматриваются преимущественно для младших школьников (Т.С. Бакиров (2009), Д.С. Ермаков (2010), СБ. Игнатов (2011), А.А. Макоедова (2012), Ю.А. Шаронова (2013) и др.); опыт формирования экологической компетентности младших школьников единичен (Е.Н. Дзятковская (2011), А.Н. Захлебный (2011), Л.В. Моисеева (2009), Ю.Г. Никитина (2011). В связи с отмеченным, требуется разработка моделей формирования экологической компетентности в практике начального образования.
Формирование экологической компетентности у младших школьников в рамках образовательного процесса реализуется при освоении учебного предмета «Окружающий мир», предоставляющий возможность для развития всех компонентов экологической компетентности. На основе этого возникает необходимость разработки таких условий формирования экологической компетентности у младших школьников, в которых достаточное внимание уделялось бы поведенческому и мотивационно-ценностному компонентам экологической воспитанности.
Содержание работы по формированию экологической компетентности у младших школьников в начальной школе на уроках по предмету «Окружающий мир» учитывает взаимодействие принципов организации педагогического процесса (единства познания, природосообразности, действия и переживания, культуросообразности, междисциплинаности, интеграции, экологизации) и должен включать в себя следующие этапы: исходно-диагностический, адаптационно-установочный, содержательно-технологический, содержательно-деятельностный, промежуточно-диагностический, итогово-диагностический.
Вышеуказанное определило выбор темы настоящего исследования: «Формирование экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и обусловило ее актуальность.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования экологической компетентности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования экологической компетентности в начальной школе.
Предмет исследования: методы и приемы эффективного формирования экологической компетентности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет более эффективен, если :
1. Использовать различные формы учебного взаимодействия младших школьников с учителем и объектами окружающей природы.
2. Содержание образовательной среды на уроках окружающего мира, будет ориентировано на обеспечение познавательной, практической и исследовательской деятельности учащихся.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и значение экологической компетентности у младших школьников.
2. Охарактеризовать психолого-педагогическую характеристику особенностей формирования экологической компетентности у младших школьников.
3. Проанализировать педагогические условия формирования экологической компетентности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Выявить уровни сформированности экологической компетентности у младших школьников.
5. Описать содержание и результаты работы по формированию экологической компетентности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы научного исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования; диагностические методики: методика «особенности экологической компетентности младшего школьника», автор Грецевой В.Т.
Экспериментальной базой для проведения исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 57, г. Белгорода.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап - теоретический анализ: на основе анализа литературных источников и опыта работы учителей начальной школы выявлено современное состояние исследуемой проблемы в теории и практике экологической компетентности младших школьников; конкретизированы объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; определена его теоретико-методологическая основа и разработана система уроков, направленная на формирование экологической компетентности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
2 этап - экспериментальный: проведен констатирующий этапы эксперимента, на котором были выявлены уровни сформированности экологической компетентности и разработаны методические рекомендации с учетом представленных в гипотезе педагогические условия, а именно представлена система уроков по предмету «Окружающий мир» и описана правомерность сформулированных в гипотезе положений;
3 этап - заключительно-обобщающий: проведена обработка и систематизация теоретических и экспериментальных данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента и описана разработанная система экспериментальных уроков; сформулированы основные выводы и обобщения; закончено оформление выпускной квалификационной работы.
Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; дана характеристика методов и этапов исследования, его научная новизна; теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» раскрыта сущность и значение экологической компетентности у младших школьников. Представлена психолого-педагогическая характеристика особенности формирования экологической компетентности у младших школьников. Проанализировано содержание работы по формированию экологической компетентности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию экологической компетентности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» выявлены уровни сформированности экологической компетентности у младших школьников. На основе полученных данных и теоретического анализа литературы была разработана и описана методическая работа по формированию экологической компетентности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Объем выпускной квалификационной работы 69 страницы. Она содержит 8 таблиц и 3 рисунка. Библиографический список содержит 62 источников.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления - экоцентрическим сознанием. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
В ходе исследования мы убедились, что систему формирования экологической компетентности необходимо реализовывать с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Процесс формирования экологической компетентности в начальной школе наиболее эффективен в рамках изучения предмета «Окружающий мир» так как курс носит интегрированный характер и включает в себя начальный природоведческий материал.
Экспериментальная работа показала, что формирование экологической компетентности у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» эффективно, если:
1. Использовать различные формы учебного взаимодействия младших школьников с учителем и объектами окружающей природы.
2. Содержание образовательной среды на уроках окружающего мира, будет ориентировано на обеспечение познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся.
В ходе исследования было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень сформированности экологической компетентности имели 55% учащихся, а на контрольном этапе всего 10% учащихся. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Таким образом, целенаправленная систематическая работа по формированию экологической компетентности у младших школьников способствует значительному повышению его уровня. Эффективность формирования экологической компетентности зависит от соблюдения комплекса всех педагогических условий.
В ходе исследования мы убедились, что систему формирования экологической компетентности необходимо реализовывать с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Процесс формирования экологической компетентности в начальной школе наиболее эффективен в рамках изучения предмета «Окружающий мир» так как курс носит интегрированный характер и включает в себя начальный природоведческий материал.
Экспериментальная работа показала, что формирование экологической компетентности у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» эффективно, если:
1. Использовать различные формы учебного взаимодействия младших школьников с учителем и объектами окружающей природы.
2. Содержание образовательной среды на уроках окружающего мира, будет ориентировано на обеспечение познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся.
В ходе исследования было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень сформированности экологической компетентности имели 55% учащихся, а на контрольном этапе всего 10% учащихся. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Таким образом, целенаправленная систематическая работа по формированию экологической компетентности у младших школьников способствует значительному повышению его уровня. Эффективность формирования экологической компетентности зависит от соблюдения комплекса всех педагогических условий.
Подобные работы
- АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологической компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира (Методика преподавания окружающего мира, Саратовский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологических представлений у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6980 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2017 - Формирование экологического сознания младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017



