ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Исследования в экономическом воспитании дошкольников 6
1.2 Содержание работы по экономическому воспитанию детей
дошкольного возраста 11
1.3 Сюжетно-ролевые игры с экономическим содержанием 19
Вывод по 1 главе 24
Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня экономического воспитания детей старшего
дошкольного возраста 25
2.2 План работы по формированию экономического воспитания
старших дошкольников 30
2.3 Результаты проведенной работы по повышению уровня
экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста 37
Вывод по 2 главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время можно заметить быстрые изменения во всех сферах, особенно, в экономике нашей страны. Из этого следует необходимость в овладении экономического мышления, деловыми качествами, а так же способностью к предпринимательству. Требования общества сделали проблему экономического образования актуальной на сегодняшний день, которая имеет отношение и к дошкольному возрасту, так как уже с раннего возраста мы имеем отношения с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость и деньги.
Совсем недавно в нашей стране был обнаружен недостаток знаний в области экономического воспитания не только детей, но и взрослых. Следует заметить, что дошкольники достаточно рано включаются в экономическую жизнь своей семьи, уже сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, а так же принимают участие в купле-продаж, тем самым овладевают экономической информацией на житейском, но к сожалению на искаженном уровне.
Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует дальнейшее отношение дошкольников к разнообразным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.
Образовательную деятельность по экономическому воспитанию можно проводить в разнообразных формах. Например, занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Но для начала необходимо создать в группе предметно-развивающую среду - это то пространство, в котором ребенок живет и развивается.
Экономическое воспитание приближает детей дошкольного возраста к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Именно поэтому экономическое воспитание - это важное направление в дошкольной педагогике .
Дошкольник и экономика, изначально, кажутся понятиями, которые абсолютно не совместимые. Но ребёнок XXI века уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, которая наполнена различными экономическими понятиями и процессами. Разнообразные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи - это далеко не полный перечень того, с чем каждый день сталкиваются дети дошкольного возраста. Современная жизнь очень непредсказуема, но в тоже время весьма интересная и увлекательная, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, потому что именно в этот период ребенок начинает осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно - невыгодно», «дорого - дешево», «честно - нечестно».
На сегодняшний день педагоги ориентируются на формирование у детей уже к старшему дошкольному возрасту элементарных экономических знаний, но не стоит забывать, что на практике взрослые зачастую не имеют конкретных методических рекомендаций, литературы, помогающие бы им в воспитании человека, который умеет мыслить экономически. Для решения данной проблемы в России стало необходимостью введение предмета «экономика» на всех уровнях образования, даже у дошкольников, и создать для этого различные учебные пособия. Таким образом, тема моей выпускной квалификационной работы является актуальной на данный момент времени.
Методической основой формирования экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста является, в первую очередь, исследования в области нравственного и трудового воспитания дошкольников В.И. Логиновой [26, 27], Р.И. Жуковской [19], Л.А. Пеньевской, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой [42], Г.Н. Годиной [43], Д.В. Сергеевой [37] и другие.
В последнее время появились так же работы, которые посвящаются экономическому воспитанию детей дошкольного возраста. К ним относятся О.И. Меньшикова [32], А.Д. Шатова [45, 46], М.Ю. Стожарова [39].
Из программы «Дошкольник и экономика», автором которой является А.Д. Шатова [45], в выпускной квалификационной работе использовались положения:
• Личность развивается в деятельности;
• Базовой деятельностью человека является труд;
• Сущность экономического воспитания - формирование разумных потребностей и бережного отношения к окружающему.
Цель данной работы: теоретически обосновать в чем смысл и значение экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, и практически определить уровень экономического воспитания старших дошкольников до того, как была проведена специально организованная работа по повышению уровня овладения ими экономическими знаниями, а так же после нее.
Объект исследования - процесс экономического воспитания детей дошкольного возраста на сегодняшний день в ДОО.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить состояние проблемы экономического воспитания в историко-педагогической и научно-методической литературе;
• Определить педагогические условия для экономического
воспитания старших дошкольников;
• Выявить критерии, показатели и уровни экономического
воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс экономического воспитания старших дошкольников будет положительным, если педагогическими условиями выступают:
• Создание воспитывающей среды, которая направлена на формирование таких качеств личности как бережливость, ответственность, предприимчивость для обеспечения жизнедеятельности в обществе;
• Взаимодействие ДОО и семьи в экономическом воспитании дошкольников;
• Использование сюжетно-ролевых игр в вопитательно-
образвоательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ педагогической и методической литературы по экономическому воспитанию дошкольников;
2. Изучение передового педагогического опыта в области экономического образования дошкольников;
3. Анализ программ воспитания и обучения по экономическому воспитанию дошкольников;
4. Педагогический эксперимент, беседа, анкетирование.
Педагогическая значимость: полученные в ходе исследования
разработанные методические материалы могут эффективно использоваться в дошкольных образовательных организациях, а особенно могут быть полезными для воспитателей при подготовке к занятиям и беседам, которые касаются экономической темы.
База исследования. Исследования по экономическому воспитанию детей проводились на базе старшей группы дошкольного образовательного учреждения РТ г. Елабуга №20 «Сказка».
Экономика - это, изначально, решение двух основных вопросов: откуда берутся средства (не только деньги) и как ими пользоваться, но действует это только в единстве.
Дети являются участниками в экономических процессах. Они совместно со своими родителями ходят в магазин, а иногда даже сами делают различные покупки, и хотим мы этого или нет, но они все равно получают экономический опыт. Таким образом, задачей педагога является не только дать какой-то объем экономических знаний, но, и научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.
Следует отметить, что формирование основ экономического воспитания является важной составляющей личностного развития дошкольника. Безусловно идея о необходимости тесной связи в воспитании дошкольников двух социальных институтов - семьи и детского сада, но основы экономики, экономического воспитания в основном закладываются в семье, а в ДОО как бы подтверждается опыт, который имеется к окружающему предметному миру, результатам труда людей.
Специальные экономические программы в образовании дошкольников ставят цель формировать с малых лет экономическое мышление, уважение людей, которые умеют работать в бизнесе и не только. В формировании потребительского интереса активно принимают участие различные социальные институты: семья, школа, общественность. Дошкольников уже учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению тратить свои карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников и уметь рассчитывать на свои возможности.
В теоретической части мы изучили исследования в экономическом воспитании дошкольников, содержание работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, а так же сюжетно-ролевые игры с экономическим содержанием. Теоретическая часть была для нас базой для проведения исследования по уровню сформированное™ экономического воспитания у детей старшего школьного возраста.
В практической части нами было проведено исследование, которое опирается на программы экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и... экономика», а так же Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников». Дети абсолютно адекватно отреагировали на наш приход, отнеслись ответственно ко всем заданиям. Естественно, для того, чтобы результаты исследования были более точными и не создавать для детей стресс, диагностика проводились, когда дошкольники были в хорошем настроении, а так же знакомы с исследователем.
Данное исследование показало, что на констатирующем этапе в контрольной группе преобладает средний уровень экономического воспитания, тем самым результаты высокого и низкого уровня близки по значению, а в экспериментальной преобладает средний уровень, но детей с низким уровнем больше на 5%, чем с высоким. Но для того, чтобы повысить этот уровень проводилась работа по формированию экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в виде различных дидактических, сюжетно-ролевых и ситуативных игр, а так же чтение различной литературы, но не стоит забывать о важном моменте - работа с родителями, которая заключалась в консультациях, беседах и рекомендациях. Таким образом, данная работа по повышению уровня экономического воспитания старших дошкольников повысила результаты в экспериментальной группе, но контрольная группа, в которой не проводилась данная работа, осталась на том же уровне.
Следовательно, цель достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Абраменкова, В.В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2007. - № 1. — С.31 -36.
2. Авакян А.А. Экономическая культура как регулятор экономического поведения // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №1. - С. 59 - 61.
3. Анкундинова Е.В. Экономическая социализация как психологический феномен // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 11. - С. 126 - 130.
4. Аношина, JI.M. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями / JI.M. Аношина // Психология и педагогика. 2008. - №1. - С. 34 - 36.
5. Белобородова Н.С., Кузнецова И.В. Конструирование предметно-пространственной среды как условие экономического воспитания дошкольников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4. - С. 36 - 42.
6. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2009. - №8. - 63 с.
7. Белоусова С.Г., Непомнящих Н.В. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно¬исследовательской деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - №5. - С. 165 - 167.
8. Беляева Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - дис. ... канд. пед. наук. - Елабуга: ЕГПУ, 2008. - 236 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 352 с.
10. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез, 2008. - 112 с.
11. Верин-Галицкий Д.В. О нравственном воспитании // Социальная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 119 - 125.
12. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.
13. Гумерова Л.С. Модельный подход к организации экономического воспитания дошкольников в условиях ДОУ // Вестник ЧГПУ. Педагогика и психология. - 2012. - №1. - С. 44 - 54.
14. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. - Минск: Выш. шк., 2007. - 48 с.
15. Демеуф В.И. Труд в современном дошкольном образовании // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - №2. - С. 86
16. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
17. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром. - автореф. дис. ... докт. пед. наук - М.: МППУ, 2002. - 32с.
18. Житко И.В., Петрикевич А.А., Ярмолинская М.М. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - М: Высшая школа, 2007. - 71 с.
19. Жуковская Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1968. - 368с.
20. Загик Л.В. Формирование дошкольника как члена семейного коллектива. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
21. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. - М.: Академия, 2012. - 280 с.
22. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления детей с социальной действительностью. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
23. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - М.: Детство-пресс, 2003. - 160 с.
24. Кулачикова А.Н. Формирование экономических знаний у детей старшего
дошкольного возраста // Актуальные проблемы теории и практики дошкольного образования. - 2015. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.scienceforum.ru/2015/979/15260 (дата обращения: 28.12.2015).
25. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 58 с.
26. Логинова В.И. Трудовое воспитание детей. - Л.: ЛГУ, 1979. - 169 с.
27. Логинова В.И. Формирование системных знаний у детей дошкольного возраста. -автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1969. - 16 с.
28. Лукин В.А., Бахор Т.А., Лобанова О.Б. Формирование начальных экономических представлений старших дошкольников при чтении сказок // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №6. - С. 80 - 84.
29. Лукьянова Р.С. Система дошкольного экономического образования и воспитания в Нижегородской области // Детский сад от А до Я. - 2003. - №4. - С. 73 - 77.
30. Лунева Г. Играем в экономику // Дошкольное воспитание. - 2003. - №10.
- С.51 - 53.
31. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.: Сфера, 1991. - 208с.
32. Меньшикова О.И., Попова Т.А. Экономика детям большим и маленьким.
- М.: Вита-Пресс,1994. - 272с.
33. Москалева Н.Н. Формирование компетенций детей дошкольного возраста в процессе экономического воспитания в семье // Педагогическое образование в России. - 2014. - №9. - С. 158 - 161.
34. Прокофьева О. Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста // Детям об экономике. - 2011. - № 10. - С. 40 - 46.
35. Рогалева Г.И. Воспитательная деятельность: день за днем. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. - 160 с.
36. Рябинина Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников. - дис. ...докт. пед. наук. - М.: МГПИ, 1998. - 425 с.
37. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
38. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 88с.
39. Стожарова М. Ю. Формирование основ экономической культуры старших дошкольников: методическое пособие для работников ДОУ и родителей. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005. - 60 с.
40. Струнилина Н.А. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я. - 2003. - №4. - С. 57 - 63.
41. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - СПб.: Питер, 2009. - 207 с.
42. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская и др. - М.: Просвещение, 1968. - 384 с.
43. Формирование предпосылок трудовой деятельности // Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
44. Хоменко И.А. Семья как образовательная система и партнер школы. //Народное образование. - № 8. - 2009. - С. 37-41
45. Шатова А.Д. Дошкольник и. экономика // Обруч. - 1999. - №1. - С. 5 - 8.
46. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно¬методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 140
с.
47. Шатрова С.А., Слизова С.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром // Концепт. - 2014. - №12. - С. 41 - 46.
48. Шингаркина Д.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых. - дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2009. - 207 с.
49. Шингаркина Д.А. Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых // Педагогика, психология, теория и методика обучения. - 2008. - №76-2. - С. 277 - 282.
50. Феденева Е.М. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста //
Психология и педагогика: методика и проблемы практического
применения. - 2014. - №35-2. - С. 75 - 77.
51. Юсупова С.Г. Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - №39. - С. 38 - 40.