Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основы феномена зависимости от социальных сетей

Работа №62808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы феномена зависимости от социальных сетей.. 7
1.1. Научные подходы в изучении патологических зависимостей 7
1.1.1. Психологический подход в изучении патологических зависимостей 7
1.1.2. Психологические теории развития и научения, объясняющие
аддиктивное поведение 10
1.1.3. Культурологический подход в изучении патологических зависимостей..12
1.1.4. Комплексный междисциплинарный подход в изучении
патологических зависимостей 13
1.1.5. Медицинский (психотерапевтический) подход в изучении
патологических зависимостей 14
1.2. Аддиктивное поведение 17
1.2.1. Причины аддиктивного поведения 20
1.2.3. Аддиктивная личность 24
1.2.4. Профилактика зависимостей 28
1.3. Механизмы аддикций 30
1.3.1. Этапы развития аддиктивности 32
1.3.2. Виды аддикций 33
1.3.3. Феномен Интернет-зависимости 34
1.4. Выводы по главе 38
Глава 2 Эмпирические основы исследования зависимости от социальных сетей 39
2.1 Организация исследования 39
2.2 Описание методик 39
2.3 Анализ данных 43
2.3.1 Описание выборки людей, не склонных к зависимости 43
2.3.2 Описание выборки людей, склонных к зависимости 43
2.3.3 Выводы первичного анализа данных 44
2.3.4 Статистический анализ данных 44
2.4 Результаты анализа 45
2.5 Выводы 47
Заключение 50
Список используемой литературы

Данное исследование посвящено проблеме предотвращения и профилактики зависимости от социальных сетей.
Практическая актуальность исследования обусловлена:
- Ухудшение психического здоровья нации, связанное с ростом численности лиц, страдающих химической и другими видами аддикции (зависимостей), является серьезной угрозой национальной безопасности для любой страны мира.
- с одной стороны развитие и распространение киберобщения с каждым годом набирает обороты, появляются новые социальные сети, все больше человек разных возрастов в них регистрируются и все больше возможностей выхода в новый тип общения появляется у человека (смартфоны, планшеты и т.д.), а значит, у такой активности должны быть психологические причины;
- с другой - общение через социальные сети приобретает массовый характер и зачастую сокращает или заменяет личное общение.
Теоретическая актуальность обусловлена отсутствием знания о чертах личности, склонной к Интернет-аддиции в современной науке. В связи с этим не представляется возможной дальнейшие исследования в этой области, а также разработка коррекционных программ для зависимых. Кроме того, неоднозначно положение данного вида аддикции в современной науке, так как социальные сети дают большой спектр возможностей (от непосредственно общения, игр, новостей до прослушивания музыки, просмотра фильмов).
Объект исследования: Феномен зависимости.
Предмет исследования: Личностные черты людей, склонных к зависимости от социальных сетей.
Цель исследования:
- эмпирически исследовать и оценить разнообразные аспекты личности испытуемых;
- сопоставить их с зависимостью от социальных сетей и проследить влияние личностных черт на степень выраженности зависимости;
- составить личностный портрет человека, склонного к зависимости от социальных сетей на основании результатов методик.
Гипотеза исследования: Люди, склонные к зависимости от социальных сетей обладают сходными личностными чертами и характеристиками, склонны к внутренней конфликтности, неразвитыми в должной степени личностными структурами, а также негативистически социально направлены.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ феномена зависимости. Провести теоретически обзор и анализ подходов к изучению Интернет-зависимости в современной психологической науке;
2. Теоретически определить значимые факторы личности, влияющие на зависимость от социальных сетей.
3. Провести эмпирическое исследование по связи зависимости от социальных сетей и характеристикам личности с целью проверки гипотезы. Проанализировать результаты исследования.
4. После первичного анализа описать обе выборки.
5. Проанализировать различия выборок и описать их.
6. Собрать информацию для дальнейших исследований в этой области и профилактики данной проблемы.
Теоретические основы исследования: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (активность человека детерминирована состоянием сознания, деятельность, в свою очередь, детерминирует состояние сознания).
Методы исследования включают:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Метод психодиагностики: тестирование, опрос;
3. Метод анализа результатов: количественный метод, контент анализ.
Методики исследования:
1. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова) [14];
2. «Стандартизированное интервью для определение доминирующей социальной ориентации личности» разработка И.Д.Егорычевой, редакция шкал в интерпретации А.К.Осницкого [12];
3. «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантилеева [23];
4. «Диагностика киберкоммуникативной зависимости» Тончевой А.В. [31];
Описание выборки: в исследовании принимают участие люди разных возрастов и профессиональной направлености, человека.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в нескольких категориях:
- Применение полученных в ходе исследования результатов в педагогической работе со школьниками и студентами с целью профилактики зависимостей.
- Полученные результаты могут стать основой для дальнейших исследований в этой области, а также для разработки коррекционных программ, тренингов для зависимых людей.
- Результаты данного исследования необходимы самим испытуемым, так как в достаточно большой степени описывают их внутренний мир и значимые для для их личности характеристики, что важно для самосознания и самосовершенствования каждого из участников исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ухудшение психического здоровья нации, связанное с ростом численности лиц, страдающих химической и другими видами аддикции" (зависимостей), является серьезной угрозой национальной безопасности для любой страны мира. С одной стороны, развитие и распространение киберобщения с каждым годом набирает обороты, появляются новые социальные сети, все больше человек разных возрастов в них регистрируются и все больше возможностей выхода в новый тип общения появляется у человека (смартфоны, планшеты и т.д.), а значит, у такой активности должны быть психологические причины, а с другой — общение через социальные сети приобретает массовый характер и зачастую сокращает или заменяет личное общение.
Ввиду этого актуальность выбранной нами темы состоит в малой изученности природы, содержания и механизма зависимости от социальных сетей.
Настоящая работа посвящена изучению психологических характеристик лиц, склонных к зависимости от социальных сетей.
Проблемой исследования являлось отсутствие знания о чертах личности, склонной к зависимости от социальных сетей в современной науке. В связи с этим не представляет невозможна разработка коррекционных программ.
Нами было выдвинуто предположение о том, что люди, склонные к зависимости от социальных сетей обладают сходными личностными чертами и характеристиками, склонны к внутренней конфликтности и неразвитыми в должной степени личностными структурами.
Для проверки гипотезы были выдвинуты и последовательно решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ феномена зависимости. Провести теоретически обзор и анализ подходов к изучению Интернет-зависимости в современной психологической науке;
2. Теоретически определить значимые факторы личности, влияющие на зависимость от социальных сетей;
3. Провести эмпирическое исследование по связи зависимости от социальных сетей и характеристикам личности. Проанализировать результаты исследования;
4. Собрать информацию для дальнейших исследований в этой области и профилактики данной проблемы.
По результату решения эмпирических задач, наша гипотеза подтвердилась. В ходе исследования было выявлено, что люди, склонные к зависимости от социальных сетей действительно обладают сходными личностными чертами, которые характеризуют их как негативистически социально направленных, склонных к инфантилизму и гедонизму и замкнутых.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в их использования с целью дальнейшего совершенствования методики и более детального исследования зависимости.
Результаты настоящего исследования еще больше актуализируют проблему психологического изучения современных поведенческих зависимостей как отдельного человека, так и общества в целом. Нестабильность современного социума - экономические и политические кризисы, обостряют духовно-нравственные проблемы, в частности проблемы аддикций у молодежи.
Результаты нашего исследования не только подогревают интерес к изучаемой теме, возникают новые вопросы, предположения. Поэтому в будущем мы планируем продолжать работу над усовершенствованием методики и расширением выборки. Также результаты востребованы самими испытуемыми, так как проливают свет на значимые черты их личности. Данное
исследование может быть востребовано и для разработки коррекционных программ и тренингов для зависимых людей, а также в качестве профилактики для школьников и студентов. Более того, через понимание внутреннего мира, души человека, можно прийти к пониманию процессов, протекающих в обществе, создателями которых и является человек.



1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. - СПб.: «Речь», 2003. — С. 6.
2. Аршинова В.В. Антиаддиктивные личностные компетенции обучающихся в системе общего образования // автореферат диссертации — 2014.
3. Аршинова В.В. Немедицинская профилактика зависимого поведения //Российский научный журнал, № 4, с. 134-140 — 2012.
4. Аршинова В.В. Системная профилактика зависимого поведения //Российский научный журнал 6(31)’ — 2012.
5. Бойко Е.О. Особенности клинической картины и течения заболевания у больных с синдромом зависимости с различными показателями качества жизни и социального функционирования // Кубанский научный медицинский вестник. 2008. № 5. С. 15-20.
6. Бурлаков И. В. Компьютерные игры // Игра и дети. — 2005. - [Электронный документ]. - URL: http://psyberia.ru/biblio/compgame.zip — 2013.
7. Бухановский А. О. и др. Болезнь зависимого поведения. Методические рекомендации. — Ростов-на-Дону, 2001; Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. — СПб.: Речь, — 2007.
8. Великоцкая А.М. Интернет зависимость у подростков // [Электронный ресурс] URL: https://www.b17.ru/article/internet_zavisimost_podrostkov/ — 2012.
9. Гольдштейн А.П. Поведенческие альтернативы агрессии
10. Евдокимов В.Н., Литвиненко О.В. Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости // Вестник психотерапии. — 2008,25.
11. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб., Речь, — 2007.
12. Егорычева И.Д. // журнал «Мир психологии». 1999. № 1 (17) C. 264.
13. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности: учебное пособие. - СПб.: СПбГИПСР, 2001. - С.114.
14. Иванов П.Н., Колобова Е.Ф., Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) // [Электронный ресурс] URL: http://vsetesti.ru/18/ — 2008.
15. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - М. - Ульяновск: Ульяновский государственный университет. — 2005.
16. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития/ Ц.П. Короленко// Обозрение психиатрической и медицинской психологии. 1991. №1. С. 13-18.
17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психологичекие и психические нарушения в постмодернистском мире. //Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. 246 с.
18. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология.// Новосибирск: Олсиб, 2001. 251 с.
19. Короленко Ц.П., Шпикс Т.А. Формы женской аддиктивной зависимости в постмодернистской культуре //Обозрение психиатрии и медицинской психологии № 1, — 2012.
20. Коцюбинский А.П., Шейнина Н.С., Мельникова Ю.В., Аксенова И.О. Проблемы современной диагностики психических расстройств // Обозрение психиатрической и медицинской психологии № 4, — 2012.
21. Мандель Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология) учебное пособие //Издат. Дом "Вузовский учебник", ИНФРА-М, — 2013.
22. Никифоров И.И. Изменения качества жизни у больных на разных этапах заболевания // Наркология. 2006. № 7. С. 59-65.
23. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. Москва, Смысл, — 1993.
24. Пахомова Т. В. Некоторые психологические проблемы Интернет-зависимости // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 236-238.
25. Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В. «Нехимические зависимости в детской психиатрической практике» // Российский психиатрический журнал. — 2007,2.
26. Рыскулова М. М. Интернет-зависимость как социально — психологическая проблема современного общества // [Электронный ресурс] URL: http://www.enu.kz/repository/repository2014/internet-zavisimost.pdf — 2014.
27. Сарно Дж. «Связь разума и тела» // Wellness Central, —1998.
28. Сарсембаев К.Т., Алтынбеков К.С. Клинические формы невротических развитий личности в городской популяции по данным клинико¬эпидемиологического исследования // Обозрение психиатрии и медицинской психологии № 2, — 2016’28.
29. Софронов А.Г., Николкина Ю.А. Оценка показателей качества жизни и социального функционирования у женщин с алкогольной зависимостью, состоящих на диспансерном наблюдении // Обозрение психиатрии и медицинской психологии № 1, 2012 43.
30. Стэнтон, М. Д. Структурная семейная терапия наркоманов / М. Д. Стэнтон, Т. К. Тодд, — 1979.
31. Тончева А.В. «Опросник на киберкоммуникативную зависимость» //Интернет- журнал «Науковедение» №4 — 2012.
32. Точилов В.А. Классификация психических расстройств // Психиатрия. Национальное руководство—М.: ГЭОТАР-Медиа.—2009.— С. 291-305.
33. Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. - М.: Просвещение, 1988. — С. 140.
34. Фрейд А. Норма и патология в детстве: оценка детского развития. Сборник работ // ИОИ — 2016.
35. Хендин Г. Психотерапия и самоубийство // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2003 №1.
36. Хилл Х.Е., Хартзен С.А., Глезер Р. / «Социальные девиантности и начальные склонности к наркотикам и алкоголю» — 1962.
37. Чирцова И.В. Интернет-зависимость // [Электронный ресурс] URL: http://www.chelpsy.ru/articles/internet-zavisimost-statya-napisana-dlya-gazety- delovaya-sibir. — 2012.
38. Янг К.С. Диагноз - Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Internet. — 2000.
39. «Аддикция» // [Электронный ресурс] URL: http://www.psychologies.ru/glossary/01/addiktsiya/ — 2017
40. «Интернет-зависимость: сколько россиян подвержены болезни XXI века?» Пресс-выпуск № 2415 30.09.2013. Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ» //[Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.
41. «Психологическая зависимость. Аддикция. Аддиктивное поведение.» // [Электронный ресурс]. URL: http://go-psy.ru/partart-psy16.htm.
42. «Это Интернет-аддикция» // [Электронный ресурс]. URL: www.netaddiction.com/parents. htm. — 2013.
43. Engel, G. L. «The clinical application of the biopsychosocial model» / G. L. Engel // American Journal of Psychiatry. — 1980.
44. Hollander B. «Addiction» — 2012.
45. Kimberly S. Young, Cristiano Nabuco de Abreu «Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment», 2010.
46. Manjikian M. «Threat Talk: The Comparative Politics of Internet Addiction» — 2012.
47. Milkman H. Frosch W. «Coping theory» — 1977.
48. Perdew L. «Internet Addiction» — 2014.
49. Rush, Benjamin, M.D. «A plan of a Peace-Office for the United States». // Essays, Literary, Moral and Philosophical. (2nd ed.). Philadelphia: Thomas and William Bradford. pp. 183-88.
50. Steffenhagen R. A., Burns Jeff D. «The Social Dynamic of Self» // Esteem: Theory to Therapy. - N.Y.: Praeger —1987.
51. Stephen J., Graham G. «Addiction and Responsibility Society for Philosophy and Psychology» — 2011.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ