Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №62703

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
448
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятия словообразования и словообразовательного навыка 7
1.2. Формирование словообразовательных навыков в онтогенезе 14
1.3. Особенности навыка словообразования притяжательных
прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 21
1.4. Методические аспекты формирования словообразовательных навыков у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26
ГЛАВА 2 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Исследование навыка словообразования притяжательных
прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 32
2.2. Система логопедической работы по формированию навыка
словообразования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 42
2.3. Оценка эффективности системы логопедической работы по формированию навыка словообразования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

Овладение родным языком как средством общения, мышления и регуляции поведения является важнейшей стороной психического развития дошкольника.
Необходимым условием социальной адаптации детей в дошкольном возрасте является достаточный уровень речевого развития, который обеспечивает в дальнейшем усвоение школьной программы. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Нарушение словообразования не даёт возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом, что делает невозможным полноценное усвоение грамоты и письменной речи.
Словообразование как особый раздел языкознания стало складываться в 40-50-е годы двадцатого века, прежде всего благодаря трудам В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого. Уже в те годы начали разрабатываться некоторые важные проблемы общей теории синхронного словообразования: место словообразования в ряду лингвистических дисциплин, проблемы членимости слова, принципы установления отношений синхронной производности, своеобразие семантики и строения производных слов разных частей речи.
Исследованием развития словообразования у детей без нарушений речи занимались такие исследователи как А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский. Их исследования доказали, что механизм словообразования у детей состоит из двух уровней: собственно словообразовательного и лексического. При этом они установили, что на ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а на более поздних превалирует словообразовательный уровень.
В 50-е годы XX века P.E. Левина, выделив особую категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка, т. е. «общее недоразвитие речи», указывала на различие их словообразовательных возможностей. Было показано, что овладение словообразовательными навыками становится доступным детям лишь на III уровне речевого развития, получившим определение «развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития». С тех пор практически все исследователи: Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, изучавшие проблему общего недоразвития речи, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых слов. Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с общим недоразвитием речи при самостоятельном продуцировании производных наименований.
Изучением особенностей притяжательных прилагательных занимался академик В.В. Виноградов. Притяжательные прилагательные, как указывает В.В. Виноградов, резко отличаются от всех других, они не только выделяют предмет, но и индивидуализируют его посредством непосредственного указания на владельца. Они выполняют функцию указания в широком смысле этого слова, а не качественного определения.
В настоящее время, в связи с учётом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи, проблема формирование навыков словообразования занимает важнейшее место в современной логопедии.
С учетом важности овладения ребенком словообразовательных навыков в аспекте развития связной речи и становлении речевой коммуникации в целом проблема настоящего исследования представляется значимой и актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыков словообразования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать систему логопедической работы по формированию навыков словообразования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования навыков словообразования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по формированию навыков словообразования притяжательных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: логопедическая работа по формированию навыков словообразования притяжательных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет успешной при соблюдении следующих условий:
1. Организация системы работы по формированию словообразовательных навыков на логопедических занятиях.
2. Отработка словообразовательных моделей на различном лексическом материале в соответствии с изучаемой лексической темой.
3. Реализация комплексного подхода, что предполагает привлечение воспитателей и родителей к логопедической работе.
Исходя из цели, мы выделили задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности навыков словообразования притяжательных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Апробировать систему логопедической работы по формированию
навыков словообразования притяжательных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определить ее эффективность.
Для реализации поставленных целей и задач исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
1. теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: педагогический эксперимент (этапы: констатирующий, формирующий, контрольный);
Э. метод количественного и качественного анализа.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории развития детской речи (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Л. Лурия, Д.Б. Эльконин); системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина); исследования в области формирования словообразования в дошкольном возрасте (А.Н. Гвоздев, Т.Н Ушакова, С.Н. Цейтлин); исследования в области лексико-грамматического развития детей с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева), исследования в области словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи Т.В. Тумановой.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №85 «Красная шапочка» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования навыка словообразования у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, является одной из актуальных в логопедии, так как словообразованию отводиться важная роль в развитии речи, в частности в обогащении лексикона.
Нарушение словообразования не даёт возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом, что делает невозможным полноценное усвоение грамоты и письменной речи.
Теоретический анализ продемонстрировал системные трудности в освоении навыка словообразования притяжательных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи. Авторы отмечают, что в основе данных трудностей лежит недостаточность как речевых условий (скудость первичного словаря мотивированной лексики, ограниченность использования производных форм в активном и пассивном плане), так и условий когнитивных (слабость мотивационной сферы, недостаточность объема зрительной и слуховой памяти, памяти на линейный вербальный ряд, неточность спецификации ситуации и т.д.). Значительно нарушены все компоненты интегративных операций и правила их проведения: выбор мотивирующей основы, нахождение в долговременной памяти нужной словообразовательной морфемы и синтезирование ее с производящей основой. В своих работах авторы выделяют, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается застревание на шаблонах, использованных в структурных элементах словообразования, что в целом это является признаком особенностей формирования языковых компонентов речи.
Данная проблема нашла отражение в методических исследованиях Р.И. Лалаевой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой. В основе их исследований лежат попытки поиска путей, преодолевающие указанные нарушения.
Совокупность теоретического анализа подтвердила необходимость детального изучения данной проблемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
С этой целью было проведено исследование уровня сформированности навыка словообразования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В качестве контрольной группы мы проанализировали результаты уровня сформированности навыка словообразования притяжательных прилагательных у детей без речевых нарушений.
В исследовании детей с общим недоразвитием речи III уровня были выявлены следующие особенности навыка словообразования притяжательных прилагательных:
- несоблюдение формальных условий при образовании нового слова, а именно: его звуковой, слоговой структуры, ударности;
- вместо притяжательных прилагательных используют существительные, взятые из условия (сумка мамы - мамы);
- происходит замена необходимого словообразовательного аффикса на другие словообразовательные аффиксы, существующие в языковой системе (лисий - лисовый; волчий - волчиный; беличий - белочный);
- при образовании прилагательных дети с общим недоразвитием речи затрудняются в выделении правильного мотивирующего слова;
- наблюдается добавление в структуру производного слова лишнего суффикса (лисичий)
- для детей с общим недоразвитием речи характерна такая ошибка, как неправильный выбор флексии. Чаще всего она проявлялась в замене кратких окончаний полными. Например, «маминая сумка», «дедушкиная газета». Эта ошибка объясняется тем, что в притяжательных прилагательных, образованных от одушевленных существительных, отмечается дифференциация принадлежности к индивиду («мамина) и к классу («собачий).
Результаты проведенного эксперимента позволили нам наметить основные компоненты логопедической работы по формированию навыка словообразования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В основу системы были положены следующие условия:
1. Организация системы работы по формированию словообразовательных навыков на логопедических занятиях.
2. Отработка словообразовательных моделей на различном лексическом материале в соответствии с изучаемой лексической темой.
3. Реализация комплексного подхода, что предполагает привлечение воспитателей и родителей к логопедической работе.
Проведенный контрольный эксперимент показал эффективность предложенной нами системы работы по формированию навыка словообразования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Показателями эффективности явились:
- увеличение количества детей, демонстрирующих высокий уровень сформированности навыка словообразования притяжательных прилагательных (на 12%)
- возрастание количества детей со средним уровнем ( на 37,5%)
Кроме того, был отмечен качественный рост навыка словообразования притяжательных прилагательных, что проявлялось в уменьшении времени на поиск нужных слов; в уменьшении количества ошибок; расширении спектра притяжательных форм, применяемых детьми в экспрессивной речи в целом.
Учитывая результаты исследования, мы можем говорить о том, что поставленные задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учебное пособие для детей / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2006. - 319с
2. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5—6-летних детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А.И. Баева // Логопед. - №2. - 2004. - с. 40 - 43.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 272с.
4. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова - М.: Мозаика- Синтез, 2004. - 296с.
5. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О.М. Вершинина // Логопед. - 2004. - № 1. - C.34 - 40.
6. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст]: учебное пособие / В.В. Виноградов. - М.: 2001.- 718с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: сборник научных трудов / А.Н. Гвоздев. - СПб: Детство-пресс, 2007. - 470с.
8. Греч, Н.И. Практическая грамматика русского языка. Репринтное издание [Текст] / Н.И. Греч. - СПб.: Питре, 2006. - 588с.
9. Григорьева, Е.А. Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. http://logopediya.com/public/formif [электронный ресурс] - slovoobr-s-onr.php.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) [Текст]: книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2000. - 254с.
11. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: учеб пособие / Н.С. Жукова. - М.: 1994. - 96с.
12.Земская, Е.А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е.А. Земская. - М.: Изд-во КомКнига, 2005.- 224 с.
13. Иваненко, С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения [Текст]: книга для учителя / С.Ф. Иваненко. - М.: Просвещение, 1984. - 144с.
14. Калайдович, К.Ф. Памятники российской словесности [электронный ресурс] / К.Ф. Калайдович. Режим доступа: http://mirknig.com/knigi...123ka.html
15. Кожанова О.М. Особенности формирования словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]/ О.М. Кожанова. - Режим доступа: http://logopediya.com/public/osob-formir-slovarya-priznakov.php
16. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование [Текст] / Е.С. Кубрякова - М.: 1965. - 78с.
17. Лалаева, Р. И. Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова - СПб.: Каро 2006. - 160с.
18. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина // Специальная школа. - 1967. - №2. - С.122.
19. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]: учебное пособие / А.А. Леонтьев - М.: Смысл, 2003. - 287с.
20. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис [Текст] / Под ред. Л.А. Новикова. - СПб.: Лань, 1999. - 862с.
21. Соловьева, Л.Д. Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ОНР [Текст]/ Л.Д. Соловьева. - М. 2010.85с.
22. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Ф.А.Сохин. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 224 с.
23. Смирницкий, А.И. Лексикология языка [Текст] / А.И. Смирницкий. - М.: Московский Государственный Университет, 1998. - 260с.
24. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ТНР [Текст] / Т.В. Туманова // Дефектология. - 2001. - №4. - С.35-38.
25. Туманова, Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у детей с ОНР [Текст]/ Т.В. Туманова, В.К. Воробьева // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. Межвузовский сб. науч. тр. - М.: МГОПУ, 1997
26. Улуханов, И.С. Словообразование. Морфонология. Лексикология [Текст]: учебное пособие / И.С. Улуханов - М.: Логос, 2012. - 600с.
27. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288с.
28. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий [Текст]: методическое пособие / О.С. Ушакова Н.В. Гавриш. - Изд-во Творческий центр «Сфера», 2014. - 176с.
29. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи [Текст]: учебное пособие / С.Н. Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 238с.
30. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст]: метод. пособие / Т. А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 96с.
31. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: метод. пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - Издательство: Дрофа, 2010 г. - 192с.
32. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР воспитание и обучение [Текст] / Л.Е. Филичева - М.: Владос, 2005.- 487с.
33. Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка; происхождение слов [Текст]: учебное пособие / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398с.
34. Шахматов, А.А. Историческая морфология русского языка [Текст]: учебное пособие / А.А. Шахматов - АН СССР. Отд-ние лит. и яз. М.: Учпедгиз, 1957. - 400с.
35. Шахнарович, А.М. К проблеме языковой способности (механизма) [Текст] / А.М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи - М.: Наука, 1991. - С. 185-220
36. Шахнарович, А.Н. Словообразовательная деривация в свете экспериментальных исследований [Текст] / А.М. Шахнарович // Вопросы филологии - М.: 2001. - № 1. - С.68-73
37.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды [Текст]: учебное пособие / Д.Б. Эльконин - М.: 1995. - 417с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ