Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №14477

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
989
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.1 Понятие и особенности развития навыка словообразования прилагательных в онтогенезе 8
1.2 Особенности навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 20
1.3 Основные направления работы по формированию навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 30
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 42
2.1 Анализ уровня сформированности навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 42
2.2 Методические рекомендации по формированию навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 59
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложения 75


Проблема формирования навыков словообразования у детей с нарушением речевого развития в теории и практике специального (дефектологического) образования является на сегодняшний день актуальной. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Р.И. Лалаева, С.Н. Жукова, А.В. Ястребова, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и др.). Так, ещё в 60-е годы прошлого столетия Р.Е. Левина выделила особую категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка, т.е. «общее недоразвитие речи» и указывала на различные словообразовательные трудности этих детей. Автором было доказано, что овладение словообразовательными навыками доступно лишь детям с III уровнем речевого развития, получившим определение «развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития». С тех пор исследователи, изучающие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечают недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов: использование морфем, не представленных в языке, отсутствие механизма переосмысления связей слов, языковая ассиметрия, преобладание немотивированного словообразования (Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др.). С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает одно из важнейших мест в системе коррекционно-педагогической работы, и вопрос о методиках, основных направлениях их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
В данной работе при изучении грамматического строя речи наибольшее внимание нами уделено словообразованию имен прилагательных, а в частности, выявлению уровня и характера их сформированности у детей с общим недоразвитием речи. Социальная актуальность этой проблемы очевидна, так как овладение навыком словообразования является одним из ключевых факторов определения готовности ребенка к обучению в школе. Изучением вопроса развития навыка словообразования у детей занимались такие исследователи, как А.Н. Гвоздев, В. Штерн, Л.В. Лопатина, Н.В. Нищева, С.Н. Цейтлин и другие. Исследованиями доказано, что механизм словообразования у детей состоит из двух уровней: собственно словообразовательного и лексического. Они установили, что на ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а на более поздних превалирует словообразовательный уровень. При этом словообразование прилагательных является крайне важным показателем сформированности языковой способности, то есть умения выделять и использовать единицы языка на основе существующих в нем правил и отношений. Овладение закономерностями словообразования прилагательных на практическом уровне представляют собой необходимое условие пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого всегда был морфологический. Нарушения речи у детей с ОНР оказывают отрицательное влияние на овладении навыком словообразования и обязывают к разработке особого подхода в коррекционно-педагогической работе - в процессе работы над формированием навыка словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР необходимо уделять внимание организации системы продуктивных моделей. К общим тенденциям, характерным для детей с ОНР, следует отнести следующие: тенденция выравнивания основы (отсутствуют чередования, изменение ударения, нарушение основы), переход от простого к сложному в плане языкового оформления и семантики, унификация флексий, замена непродуктивных морфем словообразования продуктивными, ненулевых окончаний - нулевыми.
Сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевого высказывания при общем недоразвитии речи (ОНР). Становится необходимым теоретическое обоснование для разработки методических рекомендаций и основных направлений коррекционно-педагогической работы по формированию навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоравитием речи. Нами было проведено исследование нескольких различных аспектов исследования процесса формирования навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Согласно исследованиям Н.В. Серебряковой и Р.И. Лалаевой, работа над развитием навыка словообразования прилагательных должна производиться скоординировано с процессами формирования навыка словообразования других частей речи; Т.В. Туманова включала в содержание логопедической работы дополнительные разделы по формированию у дошкольников с ОНР способности к словообразованию - ориентировочный раздел и формирование навыков осознанного применения словообразовательных правил; И.В. Марусева указывает, что игровая форма организации является наиболее оптимальной в исследованиях и коррекционно-педагогической работе.
Вместе с тем, продолжает оставаться актуальной проблема поиска наиболее эффективных путей формирования навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а так же разработка механизмов его становления и развития.
Проблема исследования: каковы основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с ОНР будет эффективна, если работа будет строиться с учетом принципов поэтапности, комплексности, системного подхода, патогенетического принципа, принципа сознательности, обходного пути и учета индивидуальных особенностей.
Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2. На основе сравнительного экспериментального исследования выявить специфические особенности формирования навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с уровнем развития данного навыка у старших дошкольников с нормальным уровнем речевого развития;
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов, работы, отражающие аспекты речевого развития в условиях нормы и нарушения речевого развития А.Н. Гвоздева, Л.Н. Ефименковой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Р.П. Глуховой, С.Н. Жуковой, С.Н. Цейтлин, Т.Б. Филичевой, посвященные общему недоразвитию речи, а так же работы Н.А. Волошиной, Н.А. Янко-Триницкой, О.А. Габинской, О.М. Вершининой, посвященные вопросам словообразования и словотворчества, а так же методические исследования Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой, посвященные развитию и формированию словообразовательных умений и навыков.
Методы исследования: теоретический (анализ научной литературы), эмпирический (педагогический эксперимент, тестирование), метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие воспитанники муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №12 г. Белгорода в количестве 15 детей старшего дошкольного возраста, имеющих по заключению ПМПК «общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития» и рекомендации «Обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В психолого-педагогической, психолингвистической, нейро-лингвистической литературе достаточно внимания уделено речевой деятельности в нормальных и атипичных, патологических условиях, вопросам динамики лексико-семантического развития детей с общим недоразвитием речи, при этом о путях формирования словаря у таких детей говорится только в общем плане. Общее недоразвитие речи (ОНР) - многомодальные нарушения, проявляющиеся на всех уровнях организации языка и речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
В нашем исследовании речь шла о детях с III уровнем речевого развития. В ходе работы установлено, что в целом уровень развития речи у детей с ОНР отстает от нормативного на 1-2 года.
В экспериментальной части нашего исследования был проведен сравнительный анализ особенностей словообразования прилагательных у детей - старших дошкольников с ОНР и детей этого возраста без речевой патологии. Результаты исследования показали, что словообразование прилагательных у детей контрольной группы более совершенно. Различия по всем тестам между группами детей имеют достоверный характер.
Общая структура особенностей словообразования прилагательных, т.е. уровень совершенства отдельных компонентов словообразования у детей с различным речевым развитием (ОНР и нормально развивающимися) не отличается. Наименее значительные различия между детьми с ОНР и детьми контрольной группы имеют место по результатам наиболее сложных тестов - которые сложнее удавались всем детям - в заданиях на образование качественных прилагательных со значением незначительной степени качества, образование притяжательных прилагательных и образование простой сравнительной степени прилагательного.
Таким образом, в настоящей работе были рассмотрены и обобщены различные аспекты нарушений словообразования прилагательных у детей с ОНР, и их коррекции; выявлена специфика нарушений словообразования прилагательных у старших дошкольников с ОНР, определены направления и методические черты коррекционной работы по развитию словообразования у дошкольников с ОНР.
Сказанное позволяет считать цель исследования достигнутой и сформулировать приведенные ниже выводы.
1) Теоретически обосновано, что словообразовательные средства служат пополнению лексического состава языка новыми словами, формированию лексического значения производного, отнесению производных слов к определенным грамматическим классам.
2) На основе сравнительного экспериментального исследования выявлено, что словообразование прилагательных у детей с ОНР менее развито по сравнению с контрольной группой детей. Различия по всем тестам между всеми тремя группами детей имеют достоверный характер, при этом общая структура особенностей словообразования прилагательных, т.е. уровень совершенства отдельных компонентов словообразования у детей с различным речевым развитием (ОНР и нормально развивающимися) не отличается. Наименее значительные различия между детьми с ОНР и детьми контрольной группы имеют место по результатам наиболее сложных тестов - которые сложнее удавались всем детям - в заданиях на образование качественных прилагательных со значением незначительной степени качества, образование притяжательных прилагательных и образование простой сравнительной степени прилагательного.
3) Разработаны методические рекомендации по коррекции словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР. Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться в соответствии с поэтапным формированием устной речи в рамках совершенствования лексико-грамматических средств языка. В ее основе должно лежать обучение дошкольников составлению предложений, виды которых постепенно усложняются в соответствии с закономерностями развития речи у детей в норме. Выявление специфики нарушений системы словообразования прилагательных у детей с ОНР позволяет предусмотреть наибольший объем речевых упражнений на наименее сформированные компоненты словообразования у детей с ОНР.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, гипотеза доказана.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. - С. 36.
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1966. - С. 88.
3. Богуш А.М. Речевая подготовка к школе -К., 1984. - С. 26.
4. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - С. 165.
5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - С. 528.
6. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 40.
7. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию. - М., 1959. С.42.
8. Волкова Л.С. Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. - М.: ВЛАДОС, 2007. С. 182.
9. Волошина Н. А. Состояние словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. - Научно-методический
электронный журнал «Концепт». - 2016. - https://e-koncept.ru/2016/56162.htm
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1984. - С. 56.
11. Габинская О.А. Типология причин словотворчества. - Воронеж, 1981. - С. 26.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1985. - С. 50.
13. Жукова Н.С. и др. Логопедия: Преодоление ОНР у дошкольников. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. - С. 32.
14. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М, Наука, 2011. - С. 160.
15. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - М., 2003. - С. 49.
16. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - СПб.:"Каро", 2002. - С. 44.
17. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. - 2004 - № 1. - С. 31-34.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во "СОЮЗ", 2001. - С. 273.
19. Левина Р.Е. Развитие речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР). -Владос, 2016. - С. 17.
20. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1999. - С. 67.
21. Лепская Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н. И. Лепская. - РГТУ, 2013. - С.311.
22. Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для до- школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б.
Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. - С. 386.
23. Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии). - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. - С. 122.
24. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Айрис-пресс, 2007 - С. 95.
25. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991. - С. 156.
26. Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. - М.: Просвещение, 1978. - С. 44.
27. Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - С. 245.
28. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1979. - С. 35.
29. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 1983. - С. 23.
30. Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 6. М., 2003. - С. 58.
31. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология № 4. М., 2001. - С. 64.
32. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. 1970. - С.117
33. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. - С. 13.
34. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Альфа, 2000. - С. 37.
35. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология. - 1985. - №6. - С. 41.
36. Черемухина Г.А., Шахнарович А.М. Формирование словообразования в онтогенезе. -М.:Прогресс, 1984. - С. 67.
37. Чуковский К. И. От двух до пяти. Эй-Ди-Лтд, 1994. - С. 58
38. Шаховская С.Н, Волосовец Т.В. Логопедия: методические традиции и новаторство. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003. - С. 173
39. Шевцова И.К. Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речию [Электронный ресурс]. -
http://logoportal.ru/formirovanie-navyikov-slovoobrazovaniya-u-doshkolnikov-s-onr/.html
40. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958. - С. 116


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ