Введение 4
1 Теоретические основы разработки стратегии развития и выхода
на международный рынок 6
1.1 Основные подходы к процессу формирования стратегии
развития предприятия 6
1.2 Типология стратегий выхода компании на внешние рынки
1.3 Классификация стратегий развития предприятия в системе управления
2 Анализ развития компании Remo Cucine при выходе на российский рынок
2.1 Организационно-экономический анализ компании Remo Cucine
2.2 Анализ рыночного развития компании Remo Cucine на внутреннем рынке
2.3 Комплексный анализ факторов внешней и внутренней среды
организации на российском рынке
3 Разработка эффективной стратегии развития при выходе
Remo Cucine на российский рынок 56
3.1 Разработка стратегии выхода компании Remo Cucine на
российский рынок 56
3.2 Формирование стратегии развития компании Remo
при выходе на российский рынок
3.3 Мероприятия по реализации предложенных стратегий
компании Remo Cucine 70
Заключение 79
Список литературы 82
Приложение А. Матрицы SWOT анализа компании Remo Cucine 88
(местный и российский рынки)
Приложение Б. План-график мероприятий по реализации 90
стратегии образования совместного предприятия на 2021 год
В современных условиях обострения внешней и внутренней конкуренции и усилением глобализации формирование и реализация четкой и долгосрочной стратегии становится необходимой потребностью существования предприятий, основой эффективной модели становления и развития компании.
Стратегия является важным инструментом управления развитием фирмы, методология формирования которой основывается как на классических подходах к процессу выбора альтернатив, известных в теории принятия управленческих решений, так и на современных методах стратегического анализа, опирающихся на концепцию конкурентных преимуществ, определение стратегической зоны хозяйствования и стратегического потенциала предприятия.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях стратегическое управление играет важную роль в практике деятельности как российских, так и зарубежных предприятий. Во многом данный факт связан с осознанием необходимости стратегического типа управления в условиях, когда внешняя среда предприятий подвержена значительным и быстрым изменениям.
Главной целью компании, в соответствии с микроэкономической теорией, является максимизация прибыли, что достигается ее ростом и развитием. Эта цель может быть достигнута различными способами. Одним из возможных вариантов является выход компании на международный уровень. На принятие данного решения оказывают влияние две группы факторов.
Во-первых, это факторы выталкивания, которые вызваны недостатками возможностей развития компаний на локальном рынке в связи с какими-либо ограничениями.
Во-вторых, это факторы втягивания, обусловленные лучшими условиями для развития бизнеса за рубежом.
В современных условиях развития российской экономики появляются новые подходы, приемы и инструменты разработки стратегии развития и необходима их систематизация, а также разработка предложений по совершенствованию процесса формирования стратегии.
Цель данной работы заключается в изучении теоретических и методологических подходов к разработке стратегии предприятия. В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
- изучить основных подходов, методов и инструментов разработки стратегии развития компании;
- систематизировать основные типы стратегий выхода компании на внешние рынки;
- рассмотреть классификацию стратегий развития предприятия в системе управления.
Объектом исследования является итальянская компания по производству мебели Remo Cucine.
Предметом исследования является основы разработки стратегии развития и выхода на международный рынок и деятельность компании Remo Cucine.
Методология исследования включает общенаучные методы познания, методы аналитического и графического изображения, фундаментальные положения, законодательные акты, специальную литературу.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных экономистов в области менеджмента по изучаемой проблеме, анализ современной практики разработки стратегии предприятия. Информационной основой исследования являются отчетность предприятия Remo Cucine, информационные ресурсы сети Интернет, федеральные законы РФ.
В ходе исследования были изучены известные на сегодняшний день в экономической литературе основы разработки стратегий развития и выхода на международный рынок.
На следующем этапе был проведен комплексный анализ развития компании при выходе на российский рынок. В частности анализ внутренней и внешней среды на местном и российском рынке для предприятия, на основе которого была проведена оценка текущей деятельности хозяйствующего субъекта.
В рамках выполненного исследования были получены следующие результаты, обладающие признаками научной новизны и характеризующие теоретическую и практическую значимость настоящей выпускной квалификационной работы.
Формирование стратегий является необходимым для каждого предприятия на любом этапе его жизненного цикла. При выходе компании на зарубежный рынок, стратегия развития подразумевает разработку плана действий на новом рынке с нуля, так как внешняя среда является абсолютно новой. Разработка стратегии развития отчасти основывается на стратегии выхода компании на зарубежный рынок. Какой тип стратегии выхода предприятие посчитает для себя наиболее подходящим, будет отчасти формировать стратегию его развития на новом рынке.
Проведен анализ внешней и внутренней среды компании Remo Cucine, в результате которого были выявлены ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. В частности на основе SWOT- и PESTEL-анализов выявлены все факторы, имеющие влияние на организацию.
Проведен организационно-экономический анализ Remo Cucine, в результате чего выявлены цели и задачи предприятия, основные направления его деятельности, построена организационная структура, а также рассмотрены основные экономические показатели: выручка,
себестоимость, чистая прибыль. На основе этого был сделан вывод о том, что основные показатели деятельности предприятия имеют положительную динамику. Так, с 2017 года наблюдается рост всех показателей. В том числе темп роста выручки в 2018 г. составил 21,96%, а тем роста чистой прибыли в этом же году 24,24%. Доля Remo Cucine на местном рынке составляет 12%.
Общая характеристика компании Remo Cucine показала, что предприятие ведет успешную торговую деятельность на местном рынке, занимает приемлемую его долю, и работает на достижение главной своей цели - получение прибыли. Следовательно, преград для выхода на международный рынок, в частности рынок России, не имеется.
На основе комплексного анализа факторов внутренней и внешней среды, относительно российского рынка, был сделан вывод, что компания Remo Cucine имеет все возможные перспективы развития на мебельном рынке России. Это основывается и на внешних факторах, в частности на успешных политических отношениях между странами, на нормированных показателях экономики, на соответствии потребителей. И на внутренних факторах компании, таких как устойчивое высококачественное производство и широкий дизайнерский сервис. Все эти аспекты отражают возможность перспективного развития Remo Cucine на мебельном рынке России.
Стратегией выхода Remo Cucine на российский рынок была предложена стратегия создания совместного предприятия с российским мебельным производителем ООО «Мебельная фабрика Мария». Это позволит компании расширить свой рынок сбыта, избежать таможенных пошлин, оптимизировать налогообложение.
В качестве стратегии развития была предложена стратегия концентрированного роста. Сформировав эффективную стратегию концентрированного роста, Remo Cucine сможет обеспечить себя объемом продаж, необходимым на начальном этапе развития, на новом рынке. За счет эффективного развития рынка и продукта, компания сможет завоевать некоторую долю на мебельном рынке и сегмент потребителей, от которых будет зависеть будущее доверие к продукции Remo Cucine.
По результатам оценки эффективности было выявлено, что реализация рекомендованных мероприятий займет 12 месяцев, и затраты компании на реализацию составят 1 250 тыс. руб. При этом, на основе прогнозов, компания Remo Cucine в первые пол года своей деятельности на российском рынке, сможет иметь прибыль в размере 2 600 тыс. руб.
Перед тем, как разрабатывать мероприятия относительно начала ведения деятельности на российском рынке, Remo Cucine следует тщательно изучить свои возможности, как финансовые, так и производственные. Только после комплексной оценки своих возможностей, компания сможет приступить к реализации стратегий. Начальный этап ведения деятельности на другом рынке будет самым сложным для Remo Cucine, потому что здесь необходимо уверенно зайти на рынок и удержаться на нем. Чтобы этого достигнуть, необходимо следовать успешно разработанным стратегиям для достижения целей и эффективности своей деятельности.
1 Абдулмежидова П.М. Разработка стратегии развития организации / П.М. Абдулмежидова, Е.А. Ершова // Экономическая среда. - 2016. - № 2 (16). - С. 148-152.
2 Абдуллаева С.Г. Методические подходы к разработке стратегии развития организации / С.Г. Абуллаева // Молодой ученый. - 2018. - №33. - С. 34-38.
3 Аврамова О.С. Формирование стратегии как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / О.С. Аврамова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1. - С. 153-155.
4 Брязгунова А.Ю. Стратегический выбор как главный элемент стратегического менеджмента / А.Ю. Брязгунова, Т.А. Ранцан // Новая наука: От идеи к результату. - 2017. - № 3. - С. 27-29.
5 Идигова Л.М. Система управления процессом формирования стратегии в организации / Л. М. Идигова, М. М. Галаев // Вестник научных конференций. 2016. - № 7-1 (11). - С. 65-67.
6 Лихова Д.З. Подходы к формированию конкурентных стратегий / Д.З. Лихова, С.М.Р. Расуев // Научный альманах. -
2016. - № 11-1 (25). - С. 216-219.
7 Саяпина К. В. Вывод инновационных продуктов на внешние рынки: эмпирический анализ рынка / К.В. Саяпина // Стратегические решения и риск-менеджмент. - № 3. - 2018. - С. 80-87.
8 Тебекин А. В. Управление стратегией бизнеса организации на основе модели жизненного цикла Дж. Гарднера / А.В. Тебекин // Стратегии бизнеса. - 2018. - № 5. -
С. 3-10.
9 Усачева И.Ю. Содержание дефиниции «стратегический менеджмент» в процессе развития теории стратегического управления / И.Ю. Усачева, В.В. Демина // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. - 2017. - № 3. - С. 61-69.
10 Фетисова А. В. Инструменты формирования стратегии организации / А.В. Фетисова // Аграрное образование и наука. - 2017. - № 3. - С. 39.
11 Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. - 468 с.
12 Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. - М.: КноРус, 2017. - 464 с.
13 Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент. Краткий курс / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2017. - 320 с.
14 Анализ потребителей SANTANDER: “Italy: reaching the consumers”, in: Santander, 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://en.portal.santandertrade.com/analyse-markets/italy/reaching-theconsumers(дата обращения 11.04.2020).
15 Анализ рынка мебели Италии STATISTA RESEARCH
DEPARTMENT: “Value of the furniture market in Italy from 2015 to 2018 (in million euros)", in: Statista, 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.statista.com/statistics/935170/diy-market-value-in-italy/(дата обращения 11.04.2020).
16 Маркетинговое агентство Megareserch. [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
https://www.megaresearch.ru/news in/rynok-korpusnoy-mebeli-v-rossii-glavnym-kriteriem-vybora-ostaetsya-cena-1460(дата обращения 19.04.2020).
17 Статистика STATISTA:" Italy: marriage rate 2002-
2018“, in Statista, 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/568092/marriage-
rate-in-italy/(дата обращения 20.04.2020).
18 Статистика населения Италии. STATISTA: "Italy: age distribution of the population 2015-2030”, in: Statista, 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/754687/age-distribution-of-thepopulation-in-italy/(дата обращения 20.04.2020).
19 Официальный веб-сайт компании Remo Cucine. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.remocucine.it/(дата обращения 20.04.2020).
20 Официальный сайт РИА Новости. [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
https://ria.ru/20190704/1556157581.html(дата обращения 21.04.2020).
21 Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.gks.ru/(дата обращения 10.05.2020).
22 Официальный сайт ФИНАМ Premium. [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
https://www.finam.ru/analysis/forecasts/doxody-naseleniya-i-ix-pokupatelnaya-sposobnost-20190610-13345/(дата обращения 11.05.2020).
23 Жилищный фонд РФ. Статистика-2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://kubdeneg.ru/jilishnyi-fond-rf-statistika-2019/(дата обращения 11.05.2020).
24 DELOVOY PROFIT Audit &Consulting Group. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.delprof.ru/press-center/open analytics/4745/(дата обращения 12.05.2020).
25 Анализ рынка мебели и древесины. Журнал бизнес идей ВПроизводство. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vproizvodstvo.ru/analitika rynok/analiz rynka mebeli drevesiny/(дата обращения 12.05.2020) .
26 Володин В.Ю. Стратегия выхода на международные
рынки / В.Ю. Володин, П.А. Подковыров // Электронный журнал CyberLeninka. - 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-vyhoda-na-
mezhdunarodnye-rynki-sravnitelnyy-analiz-nemetskih-i-rossiiskih-kompanii(дата обращения 14.05.2020).
27 Жигарев В.А. Современная структура мебельного рынка россии, основные вызовы и тренды. Оценка конкурентоустойчивости российских мебельных предприятий на рынке России / В.А. Жигарев // Электронный журнал CyberLeninka. - 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-struktura-mebelnogo-rynka-rossii-osnovnye-vyzovy-i-trendy-otsenka-konkurentoustoychivosti-rossiyskih-mebelnyh(дата обращения 15.05.2020).
28 Маркетинговые стратегии роста. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://powerbranding.ru/biznes-analiz/matrica-ansoffa/opisanie-strategij/(дата обращения 15.05.2020).
29 Профессиональное издательство Планово-экономический отдел. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.profiz.ru/peo/9 2015/strategija predprijatija/(дата обращения 16.05.2020).
30 Центр управления финансами Center-YF. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://center-yf.ru/data/ip/strategiya-razvitiya-rynka.php(дата обращения 19.05.2020).
31 Ширяева С. Мебельный рынок 2020 в новых реалиях /
С. Ширяева // Региональный журнал для специалистов в области мебельной и деревообрабатывающей промышленности Сибири. - 2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://mebelsib.biz/news/Mebelnyj rynok 2020 v novyh realiyah/(дата обращения 19.05.2020).
32 Consult Group. Создание совместного предприятия в России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://consult--gp-ru.turbopages.org/s/consult-gp.ru/sozdanie-sovmestnogo-predpriyatiya-v-rossii.php(дата обращения 22.05.2020).
33 Исследования и прогнозирования рынка мебели ITeam. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://blog.iteam.ru/issledovanie-i-prognozirovanie-rynka-mebeli/(дата обращения 22.05.2020).
34 Анализ рынка мебели. BusinesStat. [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
https://businesstat.ru/analytics/analiz rynka mebeli/ (дата
обращения 23.05.2020).
35 Обзор рынка мебели. Эккспоцентр. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.meb-expo.ru/ru/articles-about-mebel/obzor-rynka-mebeli/(дата обращения 23.05.2020).
36 Главные тренды в российской мебельной отрасли. Лесопромышленный комплекс России. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://programlesprom.ru/itogi-goda-glavny-e-trendy-v-rossii-skoi-mebelnoi-otrasli/(дата обращения 23.05.2020).
37 Рынок мебели в России. Текущая ситуация и прогноз 2020-2024 гг. Alto Consulting Group. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://alto-group.ru/otchot/rossija/908-rynok-mebeli-tekuschaya-situaciya-i-prognoz-2019-2023-gg.html(дата обращения 23.05.2020).
38 Российский рынок мебели для кухни 2019: РБК
Магазин исследований. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/research/39844/(дата
обращения 23.05.2020).
39 Ожидания экспертов от мебельного рынка в 2019 году. Maestro. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://altastore.ru/info/news/ozhidaniya-ekspertov-ot-mebelnogo-rynka-v-2019-godu/(дата обращения 23.05.2020).
40 Итоги года: Главные тренды в российской мебельной отрасли. Леспром Информ. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://lesprominform.ru/news.html?id= 11916(дата обращения 24.05.2020).
41 «Мебель-2019»: актуальные тенденции мебельного рынка. Экспоцентр Москва. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https://www.expocentr.ru/ru/press-center/press-
releases/mebel-2019-aktualnye-tendentsii-mebelnogo-rynka-/(дата обращения 24.05.2020).
42 Российское мебельное производство и продажи показывают рост. Продерево. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://proderevo.net/news/indst/rossijskoe-mebelnoe-proizvodstvo-i-prodazhi-pokazyvayut-rost.html(дата обращения 24.05.2020).
43 Исследование мебельного рынка от РБК: новые тренды отрасли. RuseBase. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://rb.ru/analytics/rbc-furniture/(дата обращения 24.05.2020).
44 Официальный сайт ООО «Мебельная фабрика Мария». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://old.marya.ru/(дата обращения 26.05.2020).
45 Реклама на федеральных каналах (по всей России) Playmedia. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://playmediatv.ru/federaltv/(дата обращения 26.05.2020).
46 Эксперт-online - 20 лучших регионов по уровню покупательной способности населения. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://expert.ru/ratings/table 119506/(дата обращения 21.05.2020).
47 Тенденции и прогнозы мебельного рынка 2020. АРТ индустрия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.art-industria.ru/information/articles/tendentsii-i-prognozy-mebelnogo-rynka-2020/(дата обращения 13.06.2020).
48 Обзор мебельного рынка России. Прогнозы его развития. ГК Кредо. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kredo-m.ru/article/obzor-mebelnogo-rynka-rossii-prognozy-ego-razvitiya/(дата обращения 14.06.2020).
49 Мебельный рынок России 2020. АО Экспоцентр. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.meb- expo.ru/ru/articles-about-mebel/mebelnyi-rynok-rossii/(дата обращения 15.06.2020).
50 Создание совместного предприятия. КонсультантПлюс Надежная правовая поддержка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/podborki/sozdanie sovmestnogo predpriyatiya/(дата обращения 16.06.2020).